Учет затрат на создание долгосрочных активов при подрядном и хозяйственном способах ведения работ
Подрядныйспособ в наиболее развитой форме это проектирование и сдача объектов «под ключ», когда подрядная организация занимается строительно-монтажным производством, подбором оборудования, заказывает и монтирует его, может приглашать субподрядчиков для выполнения необходимых строительно-монтажных работ.
При подрядном способеведения работ заказчик строительства (застройщик) заключает договор строительного подряда с подрядчиком на весь период строительства, порядок заключения и исполнения которого регулируется ГК РБ, другими нормативными актами.
Планирование и учет себестоимости строительно-монтажных работ, доходов от их реализации осуществляет подрядчик в соответствии с Инструкцией о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007г. №10. Он формирует договорную (контрактную) цену с учетом проведения подрядных торгов или переговоров с заказчиком по соглашению сторон.
Заказчик согласовывает графики выполнения капитальных работ, контролирует их качество и сроки выполнения.
Выполненные работы принимаются заказчиком у подрядчика после завершения работ по «Акту сдачи - приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ», который подписывается подрядчиком и заказчиком. К нему прилагается «Справка о стоимости выполненных строительных работ».
На основании их заказчик производит расчеты и ведет бухгалтерский учет расчетов с подрядчиками за выполненные капитальные работы, принятых объектов долгосрочных активов, источников финансирования работ.
Оплата работ по объекту может производиться авансом за промежуточные этапы сданных работ, что должно быть говорено в договоре между подрядчиком и заказчиком.
Фактические затраты на строительно-монтажные и другие капитальные работы по принятому объекту принимаются у заказчика (застройщика) на учет по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы», субсчета 1 «Приобретение и создание основных средств», 2 «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости», других субсчетов.
При этом составляется бухгалтерская запись:
Д-т сч. 08/1, 2 … К-т сч. 60 - на стоимость работ без НДС;
Д-т сч. 18 К-т сч. 60 - на НДС, включенный подрядчиком в счет к оплате за выполненные капитальные работы.
Аналитический учет затрат у заказчика (застройщика) при подрядном способе строительства осуществляется на счете 08 по объектам вложений в долгосрочные активы общей суммой без подразделения по статьям.
На осуществленные затраты в долгосрочные активы подрядным способом составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 60 - приняты к оплате акты выполненных работ проектной организации и подрядчика за выполненные строительно – монтажные работы (стоимость без НДС);
Д-т сч. 07/1К-т сч. 60 - заказчиком приобретено и оприходовано оборудование, требующее монтажа (стоимость без НДС);
Д-т сч. 07/3К-т сч. 60 - заказчиком приобретены и оприходованы строительные материалы (стоимость без НДС);
Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – отражена сумма НДС, предъявленного к оплате подрядчиком, проектировщиком, поставщиками;
Д-т сч. 68 К-т сч. 18 - НДС принят к вычету;
Д-т сч. 07/2 К-т сч. 07/1 - заказчиком передано оборудование в монтаж подрядчику;
Д-т сч. 08/1,2 К-т сч. 07/2 - списывается стоимость смонтированного оборудования на стоимость построенного объекта;
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 07/3 - строительные материалы переданы подрядчику для производства строительных работ и списаны на стоимость строящегося объекта;
Д-т сч. 60 К-т сч. 50, 51, 52, 55 - произведена оплата выполненных подрядных работ на основании подписанных актов выполненных работ;
Д-т сч. 01, 03 К-т сч. 08/1,2 - законченный строительством объект введен в эксплуатацию и принят к бухгалтерскому учету в качестве долгосрочного актива.
Хозяйственныйспособ отличается тем, что организация-заказчик (застройщик) выполняет строительно-монтажные работы собственными силами, создает производственную базу, к капитальным работам привлекаются собственные рабочие.
Он осуществляет планирование затрат на строительство, учет и калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ в соответствии с действующими нормативными документами.
Основанием для учета фактических затрат на строительство служат первичные документы по расходу материалов, по учету труда и заработной платы, по учету работы строительных машин и механизмов (собственных или арендованных), накладных расходов – наряды на выполнение работ, отчеты непосредственных руководителей строительно – монтажных работ и другие.
Объектом учета является отдельно строящееся здание, сооружение, инженерные сети и другие объекты, стоимость строительства которых выделена в составе сводного сметного расчета и на строительство которых составлена объектная смета, а также встроенные и пристроенные объекты.
Учет затрат на выполнение строительство хозяйственным способом осуществляется по следующим статьям затрат:
- материалы;
- основная заработная плата рабочих;
- затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов;
- накладные расходы.
На статью "Материалы" относится фактическая стоимость израсходованных на производство работ строительных материалов, конструкций по перечню, предусмотренному сметными нормами на строительство.
На статью «Основная заработная плата рабочих»относятся начисленные суммы основной заработной платы труда рабочим, занятым непосредственно на строительных работах.
На статью«Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов» относят долю расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов, отнесенных на данный объект строительства в порядке их распределения (единовременные расходы на погрузку, разгрузку и транспортировку машин, монтаж, демонтаж, пробный запуск, устройство и разборку временных вспомогательных сооружений для установки строительных машин и механизмов). Эти расходы ежемесячно списываются на соответствующие объекты исходя из сроков работы машин на объекте.
При использовании собственных строительных машин и механизмов застройщики (заказчики) учитывают затраты на их содержание и эксплуатацию на счете 25 «Общепроизводственные затраты», к которому может быть введен субсчет «Содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов». Учет ведется в разрезе установленной номенклатуры статей (зарплата, электроэнергия и т.п.).
Текущие затраты на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов относят непосредственно по мере их осуществления на счет 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет «Содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов».
При использовании арендованных машин и механизмов у застройщиков (заказчиков) стоимость работ, выполненных привлеченными машинами и механизмами и оформляется в установленном порядке актами сдачи – приемки выполненных работ.
В статью«Накладные расходы» включаются расходы, связанные с управлением и организацией строительного производства. Эти затраты учитывают на счете 26 «Общехозяйственные затраты» в разрезе установленной номенклатуры статей. По окончании месяца сумма затрат, отраженных по дебету счета 26 «Общехозяйственные затраты» не распределяется по объектам строительства в соответствии с Инструкцией к типовому плану счетов бухгалтерского учета, а списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы».
На затраты по капитальным вложениям, осуществленные хозяйственным способом, составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 60 - приняты к оплате счета подрядчиков за разработку проектно – сметной документации на строительство объекта (стоимость без НДС);
Д-т сч. 07/1 К-т сч. 60 - приобретено и оприходовано оборудование, требующее монтажа (стоимость без НДС);
Д-т сч. 07/3 К-т сч.60 - приобретены и оприходованы строительные материалы (стоимость без НДС);
Д-т сч. 25 К-т сч. 60 - получен счет к оплате за аренду и использование строительных машин и механизмов сторонней организации;
Д-т сч. 26 К-т сч. 60 - приняты к оплате счета энерго-, теплоснабжающих и других организаций (стоимость без НДС);
Д-т сч. 18 К-т сч. 60, 51, 68… - учтен НДС, выставленный подрядчиком, проектировщиком, поставщиками;
Д-т сч. 60 К-т сч. 50, 51, 52, 55 - произведена оплата выполненных подрядчиками работ, оказанных услуг, счетов поставщиков за приобретенные материалы, оборудование;
Д-т сч. 07/2 К-т сч. 07/1 - передано оборудование в монтаж на строящийся объект;
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 07/3 - материалы переданы на строительство объекта и списаны на егостоимость;
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 16 – списываются отклонения, относящиеся к израсходованным строительным материалам и конструкциям - обычным способом или методом «красное сторно» в зависимости от вида отклонений (положительное или отрицательное);
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 07/2 – оборудование смонтировано на строящемся объекте;
Д-т сч. 68 К-т сч. 18 - принят к вычету накопленный НДС по приобретенному оборудованию при передаче его в монтаж, по материалам
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 70 - начислена основная заработная плата строительным рабочим;
Д-т сч. 25 К-т сч. 02 - начислена амортизация собственных строительных машин и механизмов;
Д-т сч. 25 К-т сч. 10 и др. счетов – на сумму затрат на ремонт строительных машин и механизмов и другие расходы;
Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. – на полученные счета за погрузку, разгрузку и транспортировку механизмов, монтаж, демонтаж и пробный пуск машин, устройство и разборку временных сооружений для их установки;
Д-т сч. 25 К-т сч. 97 – распределены в себестоимость машино-смены работы машин и механизмов расходы на погрузку, разгрузку и транспортировку механизмов, монтаж, демонтаж и пробный пуск машин, устройство и разборку временных сооружений для их установки в доле, относящейся к отчетному месяцу;
Д-т сч. 25 К-т сч. 70 - начислена основная заработная плата машинистам, крановщикам;
Д-т сч. 26 К-т сч. 70 - начислена дополнительная заработная плата строительным рабочим, машинистам, крановщикам;
Д-т сч. 26 К-т сч. 69 - произведены отчисления от основной и дополнительной заработной платы строительных рабочих, машинистов, крановщиков в Фонд социальной защиты населения;
Д-т сч. 26 К-т сч. 76/2 - произведены отчисления от основной и дополнительной заработной платы строительных рабочих, машинистов, крановщиков на страхование от несчастных случаев на производстве;
Д-т сч.26 К-т сч. 60, 70, 69, и др. в зависимости от вида накладных расходов – осуществлены другие накладные расходы;
Д-т сч. 08/1, 2 К-т сч. 25 - распределены между строительными объектами общепроизводственные затраты;
Д-т сч. 91/4 К-т сч. 26 - списаны в конце отчетного месяца общехозяйственные затраты, относящиеся к строящемуся объекту;
Д-т сч. 01, 03 К-т сч. 08/1, 2 - законченные строительством объекты введены в эксплуатацию.
При списании стоимости недостроенного основного средства, предназначенного для реализации, составляется запись:
Д-т сч. 47 К-т сч. 08/1, 2.
В случае прекращения строительства незаконченного объекта долгосрочных вложений сумма затрат, осуществленных на его создание, учтенная на счете 08, списывается на прочие расходы записью:
Д-т сч. 91/4 К-т сч. 08/1, 2.
При строительстве имеют место такие затраты, которые не включаются в объем строительного производства и поэтому не относятся к капитальным. К ним относятся затраты на возведение и последующую разборку временных заборов и ограждений, навесов, кладовок, помещений для обогрева рабочих и т. п. Такие временные сооружения называются нетитульными, поскольку они отсутствуют в титульных списках.
Учет затрат по этим сооружениям ведется на счете 23 «Вспомогательные производства» и других.
При этом составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 23 К-т сч. 07/3 - на стоимость материалов, израсходованных на возведение временных нетитульных сооружений;
Д-т сч. 23 К-т сч. 70 - на сумму заработной платы, начисленной рабочим за возведение временных нетитульных сооружений;
Д-т сч. 26 К-т сч. 69 -на сумму отчислений от фонда заработной платы в Фонд социальной защиты населения;
Д-т сч. 26 К-т сч. 76/2 - на сумму отчислений от фонда заработной платы на страхование от несчастных случаев на производстве;
Д-т сч. 23 К-т сч. 60 - на стоимость электроэнергии, использованной при строительстве временных (нетитульных) зданий и сооружений и других услуг сторонних организаций без учета НДС;
Д-т сч. 18 К-т сч. 60 -на сумму НДС, предъявленную к оплате поставщиками и подрядчиками;
Д-т сч. 01 К-т сч. 23 - при оприходовании в состав основных средств временных (нетитульных) зданий и сооружений при сроке их полезного использования более 12 месяцев;
Д-т сч. 10/8 К-т сч. 23 - на стоимость оприходованных временных (нетитульных) зданий и сооружений при сроке их использования менее 12 месяцев.
Для учета затрат, связанных с выполнением прочих некапитальных работ (монтаж и демонтаж строительных машин и механизмов и др.) к счету 23 можно вводить субсчета.
Для учета затрат, связанных с созданием долгосрочных активов, но не включаемых в установленном порядке в учетную стоимость вводимых в действие объектов строительства (прочие капитальные вложения), к счету 08 может открываться субсчет «Затраты, не увеличивающие стоимость вложений в долгосрочные активы».
По завершению строительства, все затраты, не увеличивающие стоимость созданного долгосрочного актива, списываются со счета 08 субсчета «Затраты, не увеличивающие стоимость вложений в долгосрочные активы» за счет соответствующих источников финансирования вложений в долгосрочные активы на их уменьшение записью:
Д-т сч. 91/4 К-т сч. 08 с/сч. «Затраты, не увеличивающие стоимость вложений в долгосрочные активы».
Налог на добавленную стоимость, связанный с затратами, не включаемыми в стоимость построенных объектов, списывается с кредита счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» записью:
Д-т сч. 91/4 К-т сч. 18.
В целях улучшения технико-экономических свойств основных средств организации могут проводить их реконструкцию, модернизацию и другие улучшения, требующие значительных финансовых средств, ведущие, например, к повышению производительности объекта, повышению качества выпускаемой продукции (работ, услуг), смене или расширению выполняемых функций в деятельности организации.
Фактические суммы затрат на модернизацию, реконструкцию, дооборудование, достройку, техническое диагностирование с соответствующим освидетельствованием объектов основных средств отражаются по дебету счета 08.
Работы могут проводиться собственными силами (хозяйственный способ) или подрядным способом, что влияет на их отражение в бухгалтерском учете.
Затраты отражаются аналогично как и при создании основных средств.
По завершении работ затраты списываются в дебет счета 01 записью:
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 – на сумму фактических затрат, что увеличивает первоначальную стоимость реконструированных или модернизированных объектов основных средств.