Тренинг «искусство публичных выспуплений»
Содержание
Тренинг «Искусство публичных выступлений»
Тренинг «Управление временем или как выделить время на главное»
Тренинг «Быть наставником – это»
Тренинг «Освоение и отработка новшеств программного продукта»
Тренинг «Успешность»
ТРЕНИНГ «ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСПУПЛЕНИЙ»
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА
Основные цели тренинга:
· Познакомить участников с правилами и способами взаимодействия с аудиторией.
· Развить навыки подготовки и проведения публичных выступлений.
Основные задачитренинга
· Познакомить аудиторию с законами композиции и их применением при составлении выступления на заданную тему;
· развить и отработать навыки самопрезентации, использования невербальных составляющих выступления;
· дать участникам представление о способах удержания внимания аудитории и отработать эти способы на практике.
Продолжительность тренинга — 1 день (с 10 до 18 часов).
Общая продолжительность «полезных» часов (тренинговое время, исключая перерывы) — 6 часов 45 минут.
Предусмотрены перерывы: обеденный — 45 минут, два перерыва по 15 минут (по одному перерыву в утреннем и послеобеденном блоках).
Участники тренинга
Менеджеры компании, директора супермаркетов. Число участников в группе — до 18 человек.
Ключевая идея тренинга
Процесс выступления оратора перед публикой подобен стрельбе лучника в мишень.
Сам оратор — это лучник.
Аудитория - это мишень, в которую должен попасть оратор.
Индивидуальный ораторский стиль выступающего — это лук.
Само выступление, методы и способы, которые использует оратор для привлечения и удержания внимания аудитории, - это стрелы.
Цель выступления - это главный приз соревнования.
Литература
1. ГандапасР. Камасутра для оратора. М: Бизнес-Олимп, 2004.
2 ЗавьячоваЖ. В. и др. Энергия бизнес-тренинга. СПб.: Речь, 2007.
3 Сэмпсон Э. Бизнес-презентация. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004.
ПЛАН-ТАЙМИНГ ТРЕНИНГА
№ | Время | Тема | Комментарии, действия |
10.00-10.20 | Начало тренинга | Знакомство, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга | |
10.20-10.30 | Разминка класса А | Тест «Человек на трибуне» | |
10.30-11.30 | Тема 1. Цель и композиция выступления. 60 минут | 1. Ключ к тесту «Человек на трибуне». 10 минут. 2. Мини-лекция «Цель и композиция выступления». 5 минут. 3. Элементное упражнение «Напиши рассказ». 35 минут | |
11.30-11.45 | Перерыв | ||
11.45-11.55 | Разминка класса Б | «Замороженный» | |
11.55-13.15 | Тема 2. Работа с аудиторией (захват аудитории, самопрезентация) (часть 1). 100 минут | 1. Фасилитация «Что должен сделать оратор в начале выступления, чтобы у вас возникло желание слушать его дальше?» 10 минут. 2. Мини-лекция «Вербальная составляющая самопрезентации. Принцип авторитета и принцип привлекательности». 10 минут. 3. Элементное упражнение «Напишите собственную самопрезентацию». 15 минут. 4. Мини-лекция «Невербальные составляющие выступления». 10 минут. 5. Комплексное упражнение «Напиши самопрезентацию». 25 минут. 6. Видеоанализ «Невербальные составляющие выступления». 30 минут | |
13.15-14.00 | Обед | ||
14.00-14.10 | Разминка класса В | «Звезды» | |
14.10-16.00 | Тема 3. Работа с аудиторией (удержание внимания аудитории) (часть 2). 110 минут | 1. Фасилитация «Что должен сделать оратор в начале выступления, чтобы у вас возникло желание слушать его на протяжении всего выступления?» 10 минут. 2. Мини-лекция «Удержание внимания аудитории». 15 минут. 3. Элементное упражнение «Сложные ситуации». 20 минут. 4. Ролевая игра «Выступление оратора». 30 минут. 5. Анализ ролевой игры «Выступление оратора». 35 минут | |
16.00-16.15 | Перерыв | ||
16.15-16.25 | Разминка класса Г | «Блудный заяц» | |
16.25-17.40 | Тема 4. Мой ораторский стиль. 75 минут | 1. Мини-лекция «Ораторские стили». 15 минут. 2. Социометрия «Определение индивидуального стиля». 10 минут. 3. Мозговой штурм «Мой ораторский стиль». 45 минут | |
17.40-17.50 | Разминка класса Д | «Паковка чемоданов» | |
17.50-18.00 | Подведение итогов | Завершение тренинга, заполнение анкет обратной связи |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Цель.Представление тренера и участников, а также сбор ожиданий от тренинга и установление его правил.
Тренер раздает участникам бейджи, на которых они пишут свои имена. Тренер представляется сам, озвучивает тему и цели тренинга Далее тренер знакомится с участниками, знакомит их друг с другом а также заслушивает их ответы на вопрос: «Что вы ожидаете от тренинга?» Тренер озвучивает регламент занятия и принимает с участниками правила тренинга.
Разминка класса А.
Тест «Человек на трибуне»
Цель. Определить склад личности участника тренинга и на основе личностных особенностей сделать следующие выводы: 1) к какому типу ораторов относится каждый из участников; 2) как в связи принадлежностью к тому или иному типу ораторов, лучше готовиться к публичным выступлениям. Повысить интерес к изучаемому материалу.
Тренер раздает участникам бланки теста «Человек на трибуне» (оланк теста смотрите в методических материалах к тренингу»)
ТЕМА 1
ЦЕЛЬ И КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Ключ к тесту «Человек на трибуне»
Длительность.10 минут.
Ход работы.Тренер раздает участникам ключ к тесту «Человек на трибуне» (ключ к тесту смотрите в методических материалах к тренингу). Участники определяют, к какому типу ораторов они относятся, и знакомятся с рекомендациями к своему типу.
Тренер: «Независимо от того, к какому типу ораторов вы относитесь, большую роль играет подготовка к публичному выступлению».
Мини-лекция
«Цель и композиция выступления»
Длительность.15 минут.
Цель.Показать участникам важность правильной формулировки цели выступления и рассказать слушателям о законах композиции
выступления.
Тренер учит участников определять цель выступления.
«Цель любой деятельности, как вы знаете, лежит за пределами этой деятельности. Для того чтобы правильно сформулировать цель выступления, нужно задать главный вопрос: что должны сделать ваши слушатели после выступления?»
Тренер знакомит участников с законом композиции.
Любое выступление состоит из трех основных частей:
1. Вступление (увертюра, завязка) — примерно 20% выступления.
2. Основная часть (развитие темы) — 60%.
3. Заключение (финал, развязка) — 20%.
Также существует кульминация выступления, она обычно находится в конце второй части.
Элементное упражнение
«Напиши рассказ»
Длительность.35 минут.
Цель. Отработать навык составления выступления с учетом законов композиции.
Ход работы.Тренер объединяет участников в три группы. Участники выбирают себе три карточки с указанием действующего лица, предмета и жанра рассказа (примеры карточек смотрите в методических материалах к тренингу).
Задача каждой команды — написать в указанном жанре рассказ, в котором главными героями являются выбранное действующее лицо и предмет. Рассказ должен быть составлен с учетом закона композиции.
Регламент выступления — 10 минут.
Затем команды по очереди презентуют свои рассказы. Задача остальных участников — определить, насколько композиция рассказа соответствует закону композиции.
Разминка класса Б
«Замороженный»
Подробнее о разминке читайте в книге «Энергия бизнес-тренинга». Цель.Получить практику невербального взаимодействия и установления контакта, а также повысить интерес к информационному блоку.
ТЕМА 2
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ - ЗАХВАТ АУДИТОРИИ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Фасилитация
«Что должен сделать оратор в начале выступления, чтобы у вас возникло желание слушать его дальше?»
Длительность.10 минут.
Цель.Собрать мнения участников о способах захвата аудитории и повысить интерес к теме мини-лекции.
Ситуация.«Представьте себе, что вы являетесь менеджером компании, пришедшим на собрание, которое проводит руководитель другого подразделения. Что должен сделать оратор в начале своего выступления, чтобы вас заинтересовать и у вас возникло желание
слушать его дальше?»
Ход работы.Тренер предлагает участникам высказаться. Затем он
обобщает их мнения и делает выводы.
Мини-лекция
«Вербальная составляющая самопрезентации. Принцип авторитета и принцип привлекательности»
Длительность.10 минут.
Цель.Научить участников понимать важность самопрезентации и объяснить им правила ее проведения.
Содержание.Самопрезентация — это представление оратора участникам в начале выступления.
Оратору очень важно красиво начать выступление, но для этого необходимо сначала установить авторитет перед аудиторией.
Принципы авторитета:
· демонстрация маркеров авторитета (одежда, аксессуары, обувь); ссылка на авторитет;
· демонстрация компетентности;
· принципы самопродвижения: говорить о себе только правду; говорить о своих сильных сторонах; озвучивать конкретные факты; говорить о том, что значимо для слушателей.
Также очень важно, чтобы оратор был привлекателен для слушателей.
· Принципы привлекательности:
· физическая привлекательность;
· сходство с участниками;
· похвала слушателям;
· знакомость информации;
· принцип ассоциации (интриги): «У меня для вас есть хорошая новость...»
Элементное упражнение
«Напишите собственную самопрезентацию»
Длительность.15 минут.
Цель.Отработать навык составления самопрезентации с учетом использования принципа авторитета и принципа привлекательности.
Ход работы.Тренер дает участником инструкцию: «Вспомните ближайшее выступление, которое вам предстоит провести. Составьте и запишите самопрезентацию с учетом тех аспектов, о которых мы говорили». Далее участники выборочно зачитывают получившиеся самопрезентации, а остальные оценивают, какие составляющие принципов авторитета и привлекательности были использованы.
Мини-лекция
«Невербальные составляющие выступления»
Длительность.10 минут.
Цель.Предоставить информацию слушателям о невербальных составляющих выступления.
Содержание. Тренер рассказывает участникам о следующих невербальных составляющих выступления:
· зрительный контакт с аудиторией;
· поза оратора;
· жестикуляция оратора;
· передвижение оратора во время выступления.
Отдельно рассматриваются типичные ошибки ораторов, касающиеся невербальных составляющих выступления.
Комплексное упражнение
«Напиши самопрезентацию»
Длительность.25 минут.
Цель. Отработать навык составления самопрезентации и получить
практику публичных выступлений.
Ход работы.Тренер объединяет участников в три группы. Каждая группа выбирает карточку с заданием (примеры карточек смотрите в методических материалах к тренингу). В каждой карточке указана роль оратора, аудитория, тема и цель выступления. Задача участников — написать самопрезентацию оратора. Регламент выступления — 10 минут.
Далее от каждой команды выступает участник со своей самопрезентацией. Тренер снимает выступления на камеру. Остальные участники угадывают, какие элементы самопрезентации были использованы в самопрезентации оратора.
Видеоанализ
«Невербальные составляющие выступления»
Длительность.30 минут.
Цель. Проанализировать невербальные составляющие выступления ораторов.
Ход работы.Тренер проводит анализ выступлений ораторов по следующим критериям:
· зрительный контакт;
· поза оратора;
· жестикуляция оратора.
В конце видеоанализа тренер резюмирует высказывания участников.
Разминка класса В
«Звезды»
Цель. Повысить концентрацию внимания участников и переключиться на активную работу во время тренинга.
Ход работы.Разминка «Звезды» аналогична разминке «Обезьяна, слон, орел» (подробнее читайте в книге «Энергия бизнес-тренинга»), только вместо обезьяны, слона и орла показываются следующие фигуры (каждую фигуру показывают три человека):
Майкл Джексон. Центральный участник правую руку кладет на затылок, левую на живот и по команде совершает прыжок вперед, два боковых участника передвигают по очереди ступни ног назад, демонстрируя «Лунный шаг».
Памела Андерсон. Центральный участник складывает губы «бантиком». Два боковых участника сгибают свою дальнюю от центрального участника руку в локте и прикладывают кисть этой руки к солнечному сплетению центрального участника, изображая «грудь Памелы Андерсон».
Джеймс Бонд. Центральный участник сцепляет руки в «замок» и подносит их ко рту, при этом указательные пальцы выпрямлены и направлены вверх, изображая «пистолет». Участники, стоящие по бокам, поворачиваются лицом к центральному участнику и совершают движения руками сверху вниз, вдоль тела центрального участника, но не касаясь его. При этом участники, находящиеся по бокам, произносят фразу: «О-о-о, Джеймс Бонд!»
ТЕМА 3
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ - УДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ
Фасилитация
«Что должен сделать выступающий, чтобы вы слушали все его выступление с интересом?»
Представьте себе, что вы пришли на конференцию и уже час слушаете выступления разных ораторов. Вы устали, ваше внимание и интерес к происходящему пропали. Что должен сделать очередной выступающий, чтобы вы проснулись и слушали его на протяжении всего выступления?
Длительность.10 минут.
Цель.Собрать мнения участников о способах удержания внимания аудитории, повысить интерес к теме мини-лекции.
Ход работы.Тренер предлагает участникам высказаться, а затем обобщает их мнения и делает выводы.
Мини-лекция
«Удержание внимания аудитории»
Длительность.15 минут.
Цель.Информировать участников о способах и методах удержания внимания аудитории.
Содержание.Тренер рассказывает участникам о следующих способах удержания внимания аудитории:
· прием «вовлечение»;
· просьба участников о помощи;
· обращение по имени;
· зрительный контакт;
· метафоры и образность;
· юмор, анекдот;
· разрыв шаблона;
· смысловые паузы;
· контрасты речи и поведения;
· передвижения по аудитории.
(Подробно об этих методах можно прочитать в книге Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».)
Элементное упражнение
«Сложные ситуации»
Длительность.20 минут.
Цель. Выработать схему поведения при возникновении сложных ситуаций в течение выступления.
Ход работы.Тренер объединяет участников в три группы. Каждая группа получает карточку с описанием сложной ситуации (примеры карточек смотрите в методических материалах к тренингу). Участники в группах обсуждают варианты решения ситуаций. Далее участники презентуют варианты решения всей группе и происходит общее обсуждение.
Ролевая игра
«Выступление оратора»
Длительность.30 минут.
Цель. Осуществить наблюдение за тем, как участники используют различные приемы удержания внимания аудитории.
Ход работы.Тренер выбирает активного участника, дает ему карточку с заданием (пример карточки смотрите в методических материалах к тренингу). Оставшуюся часть группы тренер делит на слушателей и наблюдателей (пассивных участников). В центре класса выставляются полукругом стулья по числу слушателей. Затем тренер Дает слушателям и наблюдателям инструкции (примеры инструкций смотрите в методических материалах к тренингу). Активный участник занимает место в центре класса. Слушатели рассаживаются полукругом на заранее приготовленные стулья, причем они обращены к оратору спиной. Оратор начинает свое выступление, при этом если слушателям становится интересно, то они поворачиваются к оратору лицом, если же теряют интерес к выступлению — опять поворачиваются спиной. Наблюдатели фиксируют, какие методы удержания аудитории использовал оратор в своем выступлении и как на эти методы реагировали слушатели.
Анализ ролевой игры
«Выступление оратора»
Длительность.35 минут.
Цель.Проанализировать эффективность использования участниками различных методов удержания внимания аудитории.
Ход работы.Далее тренер выбирает другого активного участника выдает ему инструкцию. Слушатели и наблюдатели меняются местами. Затем проводится еще одна ролевая игра и происходит ее анализ.
Разминка класса Г
«Блудный заяц»
Подробнее о разминке читайте в книге «Энергия бизнес-тренинга».
Цель.Повысить концентрацию внимания участников и снять физическое напряжение.
ТЕМА 4
МОЙ ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ
Мини-лекция
«Ораторские стили»
Длительность. 15 минут.
Цель. Рассказать участникам о различных ораторских стилях. Содержание.Тренер рассказывает участникам о четырех ораторских стилях: Массовик-затейник, Лидер, Учитель, Фасилитатор.
Ораторский стиль «Массовик-затейник»:
· большое количество энергии;
· ориентация на процесс выступления;
· нахождение на одном уровне с участниками;
· яркость выступления;
· употребление большое количество юмора, анекдотов и метафор в выступлении;
· активная жестикуляция и подвижная мимика (сравнение: «тамада на свадьбе»).
Ораторский стиль «Лидер»:
· большое количество энергии;
· ориентация на достижение цели выступления;
· нахождение отдельно от участников;
· активное и решительное ведение участников за собой к намеченной цели;
· активная жестикуляция;
· редкое прислушивание к мнению участников (сравнение: «Чапай на лихом коне».
Ораторский стиль «Учитель»:
· сравнительно небольшое количество энергии;
· ориентация на достижение цели выступления;
· нахождение отдельно от участников;
· такое определение человека, как «информатор-мыслитель»;
· неактивная жестикуляция.
Ораторский стиль «Фасилиташор» следующие характеристики:
· сравнительно небольшое количество энергии;
· ориентация на процесс выступления;
· нахождение с участниками на одном уровне;
· способность к созданию атмосферы комфорта и доверия;
· способность к выравниванию отношений в группе.
Упражнение
«Определение индивидуального стиля»
Длительность.10 минут.
Цель.Определить ораторский стиль каждого участника.
Ход работы.Тренер раздает каждому участнику комплект карточек с указанием ораторских стилей. Далее он по очереди называет участников. Остальные слушатели дают каждому участнику ту карточку, которая соответствует его ораторскому стилю. Таким образом, каждый участник определяет свой ораторский стиль.
Примечание.Такую «социометрию» можно проводить только в том случае, если участники тренинга хорошо знакомы друг с другом.
Мозговой штурм
«Мой ораторский стиль»
Длительность.45 минут.
Цель.Выявить сильные и слабые стороны каждого из ораторских
стилей.
Ход работы.Участники объединяются в четыре команды в со-] ответствии с принадлежностью к тому или иному ораторскому
стилю.
Тренер дает задание:
1. Определите сильные и слабые стороны своего стиля.
2. Выясните, чем можно компенсировать/нейтрализовать слабы* стороны.
Участники в режиме мозгового штурма обсуждают задание и готовят презентации. Далее один участник от каждой команды презентует результат работы. Затем тренер резюмирует и подводит итоги.
Разминка класса Д
«Паковка чемоданов»
Подробнее о разминках читайте в сборнике «Энергия бизнес-тренинга».
Цель. Подвести итоги тренинга, резюмировать полученные знания, осуществить краткий обзор всех ключевых пунктов тренинга, а также закрепить пройденный материал.
Завершение тренинга, заполнение анкет обратной связи
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТРЕНИНГУ
Тест «Человек на трибуне»
Используется в тренинге в первом блоке в 10.20.
Вопрос
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?
3. Волнуетесь ли вы перед выходом на кафедру или трибуну настолько, что должны «преодолевать» себя?
4. Всегда ли вы одинаково начинаете выступление?
5. Приходите ли вы задолго до начала выступления?
6. Требуется ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать? Стремитесь ли вы говорить по заранее намеченному плану?
8. Любите ли вы во время выступления двигаться?
9. Отвечаете ли вы на записки с вопросами по ходу выступления, не группируя их?
10. Успеваете ли вы вовремя пошутить?
Ключ
Если вы дали положительные ответы на все 10 вопросов, то у вас индивидуальный стиль выступления.
Авторитарный тип: 1, 4, 5, 6, 7, 9 — «да» и 2, 3, 8, 10 — «нет». Демократический тип: 1, 4, 5, 6, 7, 9 — «нет» и 2, 3, 8, 10 — «да». Сильный тип нервной системы: 2,3,5 — «нет». Подвижность эмоций: 1, 4, 6, 10 — «нет».
Интерпретация результатов
«Авторитарный выступающий»подчиняет аудиторию себе. Не допускает вольностей в поведении и речи.
Совет. Предварительно проработайте тему выступления так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку. Составьте подробный предварительный конспект выступления, даже если не собираетесь готовиться по бумажке.
«Демократический выступающий»в известной мере сам подчиняется аудитории. Располагает более разнообразными вариантами поведения на трибуне, общения, произнесения речи. Ориентируется на реакцию аудитории, имеет гибкую личностную манеру общения.
Совет. Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролируйте свою мимику, жестикуляцию, поведение, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.
Элементное упражнение
«Напиши рассказ»
Используется в тренинге в первом блоке в 10.55.
Карточки с названием действующих лиц: Белоснежка, Карлсон, Синяя Борода.
Карточки с названием предметов: пиво, свиная отбивная, картошка «фри».
Карточки с названием жанров: мелодрама, триллер, комедия.
Комплексное упражнение
«Напиши самопрезентацию»
Используется в тренинге во втором блоке в 12.40.
Карточки с условиями:
1. Аудитория — бабушки.
Тема.Чудо-крем от морщин.
Цель.Бабушки должны купить вашу продукцию.
2. Аудитория — колхозники. Тема.Достижения нашего колхоза.
Цель.Колхозники должны проголосовать за вас на выборах в
председатели колхоза.
3. Аудитория — Академики наук. Тема.Улучшение экологии России.
Цель.Утверждение вашего проекта по улучшению экологии
России.
4. Аудитория — группа студентов. Тема.Новогодний огонек.
Цель.Студенты должны подготовить номер художественной самодеятельности .
Элементное упражнение
«Сложные ситуации»
Используется в тренинге в третьем блоке в 14.35. Карточки с описанием ситуаций:
1. Участник задает вам вопрос, ответ на который вы не знаете.
2. Участник выпал из процесса, засыпает.
3. У вас сломалось оборудование (ноутбук, проектор), и вы не можете показать подготовленные слайды.
Ролевая игра
«Выступление оратора»
Используется в тренинге в третьем блоке в 14.55. 1. Инструкция активного участника:
Роль.Вы — категорийный менеджер.
Условия.Вы выступаете перед директорами супермаркетов.
Тема выступления.«Польза продуктов моей товарной группы».
Цель выступления.Увеличить в супермаркетах продажи продуктов вашей товарной категории.
Ситуация.Участники сидят к вам спиной.
Задача. Заинтересовать своим выступлением слушателей так, чтобы они все развернулись к вам лицом. Регламент— 5 минут.
2. Инструкция пассивных участников: Роль.Вы — директор супермаркета.
Условия.Перед вами сейчас выступит категорийный менеджер. Вы сидите к нему спиной, если вам становится интересно то, что говорит оратор, вы поворачиваетесь вместе со стулом к нему лицом, а если теряете интерес к происходящему, то снова поворачиваетесь спиной.
3. Инструкция группе:
«Сейчас вы увидите выступление категорийного менеджера перед директорами супермаркетов. Слушатели обращены к оратору спиной; если им становится интересно, то они поворачиваются лицом к оратору. Вы отслеживаете, какие приемы для привлечения и удержания внимания аудитории использует оратор».
Упражнение
«Определение индивидуального стиля»
Используется в тренинге в четвертом блоке в 16.40. Карточки с названием стилей: лидер, фасилитатор, массовик-затейник, учитель.
ПЛАН-ТАЙМИНГ ТРЕНИНГА
№ | Время | Тема | Комментарии, действия |
10.00-10.20 | Начало тренинга | 1. Приветствие и презентация тренера, знакомство участников друг с другом, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга. 2. Притча «Солнце и ветер» | |
10.20-10.30 | Разминка класса А | «Снежный ком» | |
10.30-11.30 | Тема 1. Роль и задачи наставника. 1 час | 1. Мини-лекция «Задачи наставника». 10 минут. 2. Ролевая игра «Слепой и поводырь». 10 минут. 3. Анализ игры «Чувства слепого и поводыря». 15 минут. 4. Групповая дискуссия «Что нужно сделать, чтобы повести за собой человека и он захотел пойти?» 25 минут | |
11.30-11.45 | Перерыв | ||
11.45-11.55 | Разминка класса Б | «Разожми кулак партнера» | |
11.55-13.00 | Тема 2. Способы взаимодействия, или Как сделать обучение эффективным. 1 час 5 минут | 1. Ролевая игра с обсуждением «Случай в школе». 20 минут. 2. Мини-лекция «Различия ролей "Адвокат" и "Прокурор". Алгоритм работы в роли "Адвокат"». 20 минут. 3. Элементное упражнение «Отработка навыка "Адвокат"». 20 минут. 4. Анекдот про дрессировку собачки. 5 минут | |
13.00-14.00 | Обед | ||
14.00-14.10 | Разминка класса В | Пантомима. 10 минут | |
14.10-16.00 | Тема 3. Технология передачи знаний. 1 час 50 минут | 1. Ролевая игра «Передай рисунок-1». 15 минут. 2. Мини-лекция «Правила передачи информации». 15 минут. 3. Комплексное упражнение (в парах) «Передай рисунок-2». 15 минут. 4. Модерация «Что такое слушать внимательно и невнимательно» (с обсуждением чувств, которые мы испытываем). 30 минут. 5. Мини-лекция «Техники активного слушания». 15 минут. б. Элементное упражнение «Мудрый слушатель» (отработка техник активного слушания). 20 минут | |
16.00-16.15 | Перерыв | ||
16.15-16.25 | Разминка класса Г | «Почувствуй партнера» | |
16.25-17.40 | Тема 4. Индивидуальный подход в обучении персонала. 1 час 15 минут | 1. Фасилитация «Что для вас важно, когда вам нужно освоить новые знания?» 10 минут. 2. Тест «Как я обучаюсь?» Пишем тест, как самодиагностику. 20 минут. 3. Мини-лекция «Четыре способа получения новых знаний». 15 минут. 4. Групповая дискуссия «Результаты теста и мои наблюдения в жизни. Как будем обучать стажеров разных типов?» 30 минут | |
17.40-17.50 | Разминка класса Д | «Быть наставником — это...» | |
17.50-18.00 | Завершение тренинга | Подведение итогов дня, обратная связь от участников, домашнее задание, заполнение анкет |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Начало тренинга.
Приветствие и презентация тренера, знакомство участников друг с другом, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга
Приветствие и презентация тренера.
Презентация программы — метафора тренинга
Притча
«Солнце и Ветер»
Текст. «Однажды поспорили между собой Солнце и Северный Ветер, кто из них сильнее и могущественнее. "Я" — сказал Ветер, "Нет, я" — сказало Солнце. Тут они решили помериться силами. На дворе стояла осенняя дождливая погода, было зябко и сыро. По дороге шел одинокий путник, кутаясь в воротник своего пальто. "Отлично, — сказало Солнце, — выиграет спор тот, кто быстрее заставит этого путника снять свое пальто". Ветер согласился, подтянулся и дунул и что было сил. Путник еще больше закутался в свое пальто. Ветер дул сильнее и сильнее, а путник все больше пригибался и кутался, спасаясь от холодного ветра. Настал черед Солнца. Оно выглянуло из-за тучи и протянуло путнику свои ласковые и теплые лучи. Сначала путник выпрямился, потом опустил свой воротник. А Солнце все посылало и посылало свои нежные и добрые лучики ему навстречу. Еще через некоторое время путник снял пальто. Так Солнце выиграло спор».
Бизнес-мостик.Не всегда силой мы можем расположить к себе человека. Когда мы работаем со стажерами, мы больше их знаем. У нас больше опыта, и мы часто жалуемся, что нам попался плохой (ленивый, труднообучаемый и т. д.) стажер. Притча нам наглядно показала, что совсем не важно, какой у тебя стажер (путник), важно то, кем ты являешься по отношению к нему, и то, как ты умеешь выстроить отношения сним и передать знания. На сегодняшнем тренинге мы будем говорить больше о наставнике — о его роли и задачах в рамках магазина, умении выстроить отношения с любым человеком, умении составлять индивидуальный план обучения и передавать знания новым сотрудникам.
После этого происходит знакомство участников и сбор ожиданий.
Установление правил.Регламент тренинга, выключение мобильных телефонов, конструктивная активность, «Я-сообщение», говорим по одному (правило поднятой руки).
Разминка класса А
«Снежный ком»
Ход работы.Участники стоят в кругу.
«Вспомните, пожалуйста, три положительных качества, которыми должен обладать, по вашему мнению, продавец-наставник. Вспомнили? Отлично. Теперь один человек называет свое имя и положительное качество, второй повторяет имя первого и его качество, потом называет свое имя и свое качество. Делаем так по кругу снежным комом — каждый последующий участник повторяет имена и качества всех предыдущих».
Бизнес-мостик.«Мы назвали много положительных качеств, которыми должен обладать продавец-наставник. Давайте посмотрим, какие задачи в магазине может решать человек с такими качествами»
ТЕМА 1
РОЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИКА
Мини-лекция
«Задачи наставника»
Длительность.10 минут.
Содержание. Задачами наставника являются:
1. Адаптация новых сотрудников, чтобы быстрее ввести их в команду магазина, чувство поддержки.
2. Обучение (первичное — продукт, стандарты обслуживания, технологии работы) и создание благоприятной атмосферы.
3. Обучение действующих сотрудников:
· поддержание знаний в актуальном состоянии;
· коррекция знаний;
· введение новых знаний (новая коллекция, новые навыки);
· обучение для карьерного роста (на кассира и администратора).
4. Отслеживание того, чтобы каждый в магазине занимался своим делом (наставник постоянно в магазине и у него больше возможностей заниматься новым сотрудником, не отрываясь отдела).
5. Избежание или улаживание конфликтов в коллективе (все люди разные, бывают моменты недоговоренности, недополучения достаточного объема информации, встречается негативное отношение к новеньким сотрудникам).
6. Создание команды в магазине.
Что делает в магазине наставник со стажером (новым продавцом)?
Наставник со стажером:
· вводит в коллектив;
· дает первоначальные знания;
· осуществляет поддержку знаний в актуальном состоянии и их корректировку.
Ролевая игра
«Слепой и поводырь»
Длительность.25 минут.
Ход работы.Тренер просит участников выйти из зала на несколько минут. В это время они должны распределиться по парам (желательно с тем, с кем меньше всего знакомы) и за руку войти в аудиторию. В это время тренер ставит стулья в виде лабиринта с препятствиями (стулья вверх ногами, баррикадой вместе и т. д.).
«Один из вас — слепой, он закроет глаза и не будет подглядывать. Второй в паре — поводырь, его задача любым способом провести "слепого" по лабиринту. По команде "Марш" — слепые закрывают глаза, а поводыри начинают движение. По команде "Стоп" — участники должны остановиться и поменяться ролями».
Анализ игры
«Чувства слепого и поводыря»
Длительность.15 минут. Ход работы.
1. На доску выписываем чувства, которые испытывали участники в роли слепого и поводыря. Как это напоминает нам нашу работу?
2. Роль наставника: ведущий или ведомый?
Групповая дискуссия
«Что нужно сделать, чтобы повести за собой человека, а он захотел пойти?»
Длительность.25 минут.
Темы для обсуждения.Чтобы повести за собой человека, а он захотел пойти, необходимо:
· сделать первый шаг навстречу и начать общаться первым; П создать доверительные отношения;
· придерживаться комфортной дистанции;
· выражать доброжелательность и стремление поддержать;
· улыбаться, проявлять внимание, терпение, уважение, искренность;
· поддерживать общение и диалог;
· предоставить человеку свободу действий.
ТЕМА 2
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ
Разминка класса Б
«Разожми кулак»
Длительность.10 минут.
Ход работы.Участники становятся парами. Задача первого участника — сжать кулак и сделать все, чтобы соперник не смог его разжать. Задача второго участника — сделать так, чтобы партнер разжал кулак.
Бизнес-мостик.«Какие применялись стратегии взаимодействия? Что делали ваши партнеры, что вам захотелось разжать кулак? Итак, у нас получилось несколько способов взаимодействия с партнером, и не всегда способ силы был удачен. Давайте посмотрим, какие бывают способы взаимодействия и к каким результатам они приводят».
Ролевая игра с обсуждением
«Случай в школе»
Длительность.20 минут.
Ситуация(рассказываем всей группе). «В школе произошел случай, который всем не дает покоя. В учительской наблюдается возмущение учителей, в классах начальной школ