Типы структуры аппарата бухгалтерии
Централизованная и децентрализованная формы организации бухгалтерии (распределение учетной работы)
Типы структуры аппарата бухгалтерии
3. Организация рабочего места бухгалтера, эргономические требования к организации рабочего места бухгалтера
Методы разработки организационно-правовых регламентов. Должностные инструкции
Централизованная и децентрализованная формы организации бухгалтерии.
Аналитичность и оперативность бухгалтерского учета во многом зависит от рациональной организации учетного аппарата.
Структура бухгалтерии и численность ее персонала зависит от вида деятельности предприятия, его мощности; производственной структуры, условий организации и технологии производства, количества филиалов и подразделений, от объема и уровня автоматизации учетных работ, численности персонала и т.д.
Главные признаки правильной структуры бухгалтерии – отсутствие излишних отделов, дублирования обязанностей между отдельными ее частями.
На больших и средних предприятиях ведение бухгалтерского учета может быть централизованным и децентрализованным.
При централизованной форме организации бухгалтерии, учетный аппарат подчиняется главному бухгалтеру в административном и методологическом отношении. Синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов сосредоточен в бухгалтерии, а в подразделениях предприятия (цехах) осуществляет первичную регистрацию хозяйственных операций в первичных документах, которые затем передают в бухгалтерию.
Схема централизованной структуры бухгалтерии.
Главный бухгалтер |
Центральная бухгалтерия |
Учетный персонал |
В тех случаях, когда сбор, обработку и формирование бухгалтерских данных осуществляется в отдельных производственных подразделениях, а центральная бухгалтерия осуществляет свод балансов филиалов и составляет сводный баланс и отчет предприятия, а также осуществляет контроль учета в отдельных подразделениях предприятия – это децентрализованная организация бухгалтерии. При децентрализованной форме часть учетных работников сосредоточена в подразделениях предприятия и в административном отношении они подчиняются руководителю подразделения, а в методологическом плане – главному бухгалтеру.
Схема децентрализованной структуры бухгалтерии
Главный бухгалтер предприятия |
Центральная бухгалтерия |
Гл. бухгалтер (старший)Фили-ала (отдела А) | Гл. бухгалтер (старший)Филиала (отдела Б) | Гл. бухгалтер (старший) Филиа-ла (отдела В) |
Бухгалтерия А | Бухгалтерия Б | Бухгалтерия В |
Учетный персонал А | Учетный персонал Б | Учетный персонал В |
Централизованная и децентрализованная формы организации бухгалтерии (распределение учетной работы)
Типы структуры аппарата бухгалтерии
3. Организация рабочего места бухгалтера, эргономические требования к организации рабочего места бухгалтера