Организация проведения инвентаризации
Инвентаризация - это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.
Основополагающим документов, определяющим место и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета, является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Этот документ определяет цели инвентаризации, случаи проведения обязательных инвентаризаций и порядок регулирования выделенных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Рабочим нормативным документом, определяющим технические указания по инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ № 49 от 13.06.1995 г.
Основные задачи инвентаризации:
1. выявление фактического наличия имущества на предприятии;
2. контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия имущества с данными с бухгалтерского учета;
3. выявление неиспользуемого имущества;
4. проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;
5. проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета предприятия самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения. Кроме этого обязательно проводятся инвентаризации в следующих случаях.:
· при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продажи, а также преобразования государственного муниципального предприятия в акционерное общество;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
· при установление фактов хищений, а также порчи ценностей - немедленно после установления фактов;
· в случае пожара или стихийных бедствий;
· при переоценке имущества;
· при реорганизации и ликвидации предприятия.
Ответственность за полноту и правильность проведения инвентаризации и обеспечение их внезапности несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер обязан контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.
Инвентаризацию можно разделить на четыре этапа:
1. подготовительный;
2. проверка фактического наличия документов;
3. документальное оформление результатов инвентаризации
4. принятие решений руководителем по результатам инвентаризации..
Инвентаризации подлежит все имущество предприятия, числящееся на балансе, независимо от его местонахождения, а также материальные ценности и денежные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся на бухгалтерском учете, в том числе находящиеся на ответственном хранении, арендованные и др.
Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение руководителя предприятия, в котором указывается время начала инвентаризации и состав комиссии.
Документальное оформление инвентаризации.
Проведение инвентаризации оформляется инвентаризационной описью, которая составляется в трех экземплярах. Инвентаризационные описи могут составляться как с помощью средств вычислительной техники, так и ручным способом чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без подчисток и помарок.
Наименование материальных ценностей и их количество показываются в описи по номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров и количество натуральных показателей. записанных на данной странице.
Исправление ошибок проводится на всех экземплярах описей корректурным способом подписывается всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.
Каждая страница подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально -ответственными лицами.
При инвентаризации в случае смены материально-ответственного лица инвентаризационные описи составляются в четырех экземплярах. Лицо, принявшее ценности расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
Формы бухгалтерского учета. Общие положения
Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяется формой бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета - определенная организация формирования информационной системы, обеспечивающая в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни (экономических событий) и составления отчетности.
Основными признаками, определяющими ту или иную форму являются:
1. виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;
2. последовательность и способы записи в них;
3. применение средств вычислительной техники.
Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от других являются:
1. количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид;
2. взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;
3. последовательность и способы записей в учетные регистры;
4. степень использования средств механизации и автоматизации в бухгалтерском учете;
В современном бухгалтерском учете применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная (диалоговая) и упрощенная.