Список основной учебной литературы

*Указания о контроле на момент переутверждения программы Сведения об учебниках Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы
Дата Внесение, продление или исключение / Подпись отв. за метод работу Наименование, гриф Автор Год издания
    История бухгалтерского учета (рекомендовано УМО для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») - М.: Финансы и статистика Соколов Я. В., Соколов В.Я. Соответствует требованиям ОПП в разделе «Введение в специальность » (электронная версия)
             
             
             
             
             

7 Методические рекомендации преподавателю

Особенностью курса «Введение в специальность» для данной специальности является то, что тематика лекционных и практических занятий определяется преподавателем самостоятельно и отражает особенности профессиональной подготовки бухгалтеров.

Поскольку студенты, начинающие изучать данный предмет, еще имеют минимальные экономические знания, преподавателю необходимо изложить материал в доступной форме, сохраняя, безусловно, научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенческих подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки и решения в специфических условиях России.

Главный акцент при изучении курса «Введение в специальность» делается на творческие способности и умение видеть перспективы дальнейшего развития.

Методы обучения

Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации.

С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками и т. д.

Наибольший эффект в преподавании «Введения в специальность» достигается при использовании информационно-объяснительной и проблемной лекций.

Методика чтения лекций.

Для лекций по «Введению в специальность» наиболее приемлемым следует признать средний темп изложения материала, так как это связано с новизной понятий дисциплины и адаптацией вчерашних школьников. Также необходимо делать отступления по ходу лекции с целью приведения практических примеров.

Что касается манеры изложения, то наиболее приемлемой является так называемый академический стиль, для которого характерна четкость и ясность формулировок, хорошая литературная форма, владение голосом, хорошая дикция, умение держаться перед аудиторией и устанавливать с ней контакт, поддержание дисциплины.

Практические занятия по «Введению в специальность» наиболее целесообразно проводить по схеме:

· Обсуждения ранее заданного материала;

· Подготовка устных докладов.

Индивидуальные задания для студентов помогают развитию их творческих способностей.

Цель практического занятия – познакомить студентов с выбранной ими специальностью.

На практических занятиях должны преобладать следующие методы:

а) практические (письменные здания, групповые задания и т. п.);

б) вербальные (преобладающим методом должно быть объяснение).

Подготовка преподавателя к проведению занятия имеет первостепенное значение. Каким бы опытом преподаватель не обладал, он все равно должен готовиться к каждому практическому занятию.

Во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия.

Во-вторых преподаватель должен решить все заданные задачи и проблемные ситуации, предусмотреть, чтобы избежать неожиданностей, возможные варианты, которые могут предложить слушатели. Преподаватель должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию курса.

В-третьих, желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов следует спросить по данной теме, имея в виду обеспечение равномерного участия всех студентов в работе и проверку уровня их подготовки к занятиям.

Для контроля уровня усвоения материала дисциплины в течение семестра наиболее целесообразно проводить тестовые опросы по теории.

Тестовые задания по темам 1 - 5

1. Уровни подготовки бухгалтеров:

а) «Борцовский», «безопасности», «смелости»;

б) «Синергетический», «энергетический», «самостоятельности».

в) «Борцовский», «безопасности», «помощника», «синергетический».

2. Что изображено на интернациональной эмблеме счетных работников:

а) перо с чернильницей и счеты,

б) солнце, кривая Бернулли, весы;

в) бумага, деньги, калькулятор.

3. Кто является автором интернациональной эмблемы счетных работников:

а) Лука Пачоли;

б) Жан Батист Дюмарше;

в) М. Киркман.

2. Сколь этапов прошел бухгалтерский учет в своем развитии:

а) 2;

б) 6;

в) 4.

3. Униграфичекий учет – это:

а) простая запись;

б) двойная запись.

4. В какой стране появились первые банки:

а) Италии;

б) Греции;

в) Германии;

г) Вавилонии.

5. В какой стране в качестве первичных документов использовались глиняные таблички:

а) Италии;

б) Греции;

в) Германии;

г) Вавилонии.

6. Впервые необходимость двойной записи на счета была обоснована:

а) Шерром;

б) Российскими экономистами;

в) Лукой Пачоли.

7. Где возник текущий учет:

а) в Древней Греции;

б) в Древнем Египте;

в) в Вавилоне.

8. Сколько принципов бухгалтерского учета существовало до реформ Петра 1:

а) 7;

б) 5;

в) 9.

9. Кто из российских правителей уделил большое внимание развитию и распространению бухгалтерского учета в России:

а) Иван Грозный;

б) Николай 2;

в) Петр 1.

10. Какую форму счетоводства создал Ф.В. Езерский:

а) тройную;

б) одинарную;

в) двойную.

Тестовые задания по темам 6-9

1. Термин «аудитор» в переводе с латинского языка на русский означает:

а) слышать;

б) проверять;

в) удостоверять.

2. В какой стране аудит появился впервые как вид деятельности:

а) Франции,

б) Германии,

в) Англии,

г) США.

3. Какие виды контроля применялись на начальном этапе развития аудита:

а) текущий,

б) последующий,

в) предварительный,

г) все.

4. Как называется профессиональная организация аудиторов России? _____________________________________________________________________________

5. Как называется профессиональная организация бухгалтеров России?

6. Какую пошлину ввел Петр 1 в 1705 году:

а) на одежду,

б) на усы и бороду,

в) на обувь.

7. Какие виды налогов существовали во времена правления Петра 16

а) прямые и косвенные,

б) столичные и губернские.

8. Сколько международных систем бухгалтерского учета существует в настоящее время:

а) 6,

б) 4,

в) 2.

9. Кто ответственен за организацию бухгалтерского учета на предприятии:

а) собственник,

б) руководитель,

в) главный бухгалтер.

10. Каковы основные положения «Кодекса чести аудиторов»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальные задания студентам для самостоятельной работы

1. Составить резюме.

2. Составить график труда и отдыха на месяц.

3. Реферат по теме «Бухгалтеры шутят».

8 Методические указания для студентов по изучению дисциплины

Пояснительная записка

В последние годы значительно возросла потребность в специалистах в области бухгалтерского учета. Дисциплина «Введение в специальность» является одной из дисциплин общей подготовки студентов, обучающихся по специальности «Бухучет, анализ и аудит», относящихся к дисциплинам регионального компонента.

Статус дисциплины – курс по выбору в разделе «Общематематические и естественно – научные дисциплины».

Основная цель – ориентация, настрой студентов на профессиональную деятельность в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Основной задачей дисциплины является освоение студентами:

- соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

- основных положений и категорий бухгалтерского учета, анализа и аудита;

- взаимосвязи специальных дисциплин с общепрофессиональными;

- кратких сведений об истории развития бухгалтерского учета;

- современного состояния и проблем реформирования отечественной системы бухгалтерского учета.

Курс «Введение в специальность» для данной специальности состоит из теоретических занятий и семинаров.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах – обсуждение основных тем курса. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме подготовки студентами докладов, кроссвордов, чайнвордов, составления резюме, творческих работ.

По дисциплине осуществляется текущий, промежуточный контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме зачета на дневном и заочном отделениях.

По учебному плану для дневного отделения предусмотрено 18 часов лекций и 16 часа практических занятий.

Виды и формы контроля знаний и умений студентов
Виды контроля Формы контроля для ДО Формы контроля для ЗО
Текущий 2 тестовых опроса, выполнение индивидуальных практических заданий Выполнение контрольной работы
Итоговый Зачет Зачет

Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:

· «зачтено» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности;

· «не зачтено» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, не выполнившему индивидуальных семестровых заданий.

8.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

8. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: Какой она была? –М: Финансы и статистика, 1995 –304с.

9. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 320с.

10. Государсвтенный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит. – М.: 2005г.

11. Положения по бухгалтерскому учету – М.: ООО «ТК Велби», 2003 – 152с.

12. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита: учебное пособие в 2 частях, - М.: 1999 – 620с.

13. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 287 с.*

* - базовый учебник.

Дополнительная литература

14. Журналы: «Бухгалтерский учет», «Аудит», «Российский налоговый курьер», «ЭКО», «Главный бухгалтер».

Ресурсы Интернет

8. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.

9. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.

10.www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

11. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

12. www.,rbs.ru/ – Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»

13. www.aport.ru/ – Поисковая система.

14. www.rambler.ru/ – Поисковая система.

15. www.yandex.ru/ – Поисковая система.

16. www.busineslearning.ru/ – Система дистанционного бизнес образования.

8.3 Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине

Дневное отделение

Освоение дисциплины на дневном отделении проводится в форме лекций, практических занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение семестра.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

· Подготовка к практическим занятиям;

· Подготовка к текущим тестовым опросам;

· Выполнение домашних индивидуальных заданий.

Распределение часов по видам занятий представлено в таблице 1.

Таблица 1 Объем часов по видам занятий

Виды занятий ДО (Б)  
 
Всего по учебному плану (общая трудоемкость)  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Семинары -  
Другие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа  
Контрольная работа -  
Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины  
Выполнение индивидуальных заданий  
Подготовка к практическим и семинарским занятиям  
Подготовка к контрольным мероприятиям  
Рефераты -  
Другие виды внеаудиторной СРС -  

Самостоятельная работа студентов дневного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы (таблица 2).

Подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия (см. задания для семинарских занятия). В течение занятия студенту должен принимать активное участие в обсуждении тем и проявлять творческие способности.

Наши рекомендации