Список основной учебной литературы
*Указания о контроле на момент переутверждения программы | Сведения об учебниках | Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы | Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы | |||
Дата | Внесение, продление или исключение / Подпись отв. за метод работу | Наименование, гриф | Автор | Год издания | ||
История бухгалтерского учета (рекомендовано УМО для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») - М.: Финансы и статистика | Соколов Я. В., Соколов В.Я. | Соответствует требованиям ОПП в разделе «Введение в специальность » | (электронная версия) | |||
7 Методические рекомендации преподавателю
Особенностью курса «Введение в специальность» для данной специальности является то, что тематика лекционных и практических занятий определяется преподавателем самостоятельно и отражает особенности профессиональной подготовки бухгалтеров.
Поскольку студенты, начинающие изучать данный предмет, еще имеют минимальные экономические знания, преподавателю необходимо изложить материал в доступной форме, сохраняя, безусловно, научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенческих подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки и решения в специфических условиях России.
Главный акцент при изучении курса «Введение в специальность» делается на творческие способности и умение видеть перспективы дальнейшего развития.
Методы обучения
Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации.
С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками и т. д.
Наибольший эффект в преподавании «Введения в специальность» достигается при использовании информационно-объяснительной и проблемной лекций.
Методика чтения лекций.
Для лекций по «Введению в специальность» наиболее приемлемым следует признать средний темп изложения материала, так как это связано с новизной понятий дисциплины и адаптацией вчерашних школьников. Также необходимо делать отступления по ходу лекции с целью приведения практических примеров.
Что касается манеры изложения, то наиболее приемлемой является так называемый академический стиль, для которого характерна четкость и ясность формулировок, хорошая литературная форма, владение голосом, хорошая дикция, умение держаться перед аудиторией и устанавливать с ней контакт, поддержание дисциплины.
Практические занятия по «Введению в специальность» наиболее целесообразно проводить по схеме:
· Обсуждения ранее заданного материала;
· Подготовка устных докладов.
Индивидуальные задания для студентов помогают развитию их творческих способностей.
Цель практического занятия – познакомить студентов с выбранной ими специальностью.
На практических занятиях должны преобладать следующие методы:
а) практические (письменные здания, групповые задания и т. п.);
б) вербальные (преобладающим методом должно быть объяснение).
Подготовка преподавателя к проведению занятия имеет первостепенное значение. Каким бы опытом преподаватель не обладал, он все равно должен готовиться к каждому практическому занятию.
Во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия.
Во-вторых преподаватель должен решить все заданные задачи и проблемные ситуации, предусмотреть, чтобы избежать неожиданностей, возможные варианты, которые могут предложить слушатели. Преподаватель должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию курса.
В-третьих, желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов следует спросить по данной теме, имея в виду обеспечение равномерного участия всех студентов в работе и проверку уровня их подготовки к занятиям.
Для контроля уровня усвоения материала дисциплины в течение семестра наиболее целесообразно проводить тестовые опросы по теории.
Тестовые задания по темам 1 - 5
1. Уровни подготовки бухгалтеров:
а) «Борцовский», «безопасности», «смелости»;
б) «Синергетический», «энергетический», «самостоятельности».
в) «Борцовский», «безопасности», «помощника», «синергетический».
2. Что изображено на интернациональной эмблеме счетных работников:
а) перо с чернильницей и счеты,
б) солнце, кривая Бернулли, весы;
в) бумага, деньги, калькулятор.
3. Кто является автором интернациональной эмблемы счетных работников:
а) Лука Пачоли;
б) Жан Батист Дюмарше;
в) М. Киркман.
2. Сколь этапов прошел бухгалтерский учет в своем развитии:
а) 2;
б) 6;
в) 4.
3. Униграфичекий учет – это:
а) простая запись;
б) двойная запись.
4. В какой стране появились первые банки:
а) Италии;
б) Греции;
в) Германии;
г) Вавилонии.
5. В какой стране в качестве первичных документов использовались глиняные таблички:
а) Италии;
б) Греции;
в) Германии;
г) Вавилонии.
6. Впервые необходимость двойной записи на счета была обоснована:
а) Шерром;
б) Российскими экономистами;
в) Лукой Пачоли.
7. Где возник текущий учет:
а) в Древней Греции;
б) в Древнем Египте;
в) в Вавилоне.
8. Сколько принципов бухгалтерского учета существовало до реформ Петра 1:
а) 7;
б) 5;
в) 9.
9. Кто из российских правителей уделил большое внимание развитию и распространению бухгалтерского учета в России:
а) Иван Грозный;
б) Николай 2;
в) Петр 1.
10. Какую форму счетоводства создал Ф.В. Езерский:
а) тройную;
б) одинарную;
в) двойную.
Тестовые задания по темам 6-9
1. Термин «аудитор» в переводе с латинского языка на русский означает:
а) слышать;
б) проверять;
в) удостоверять.
2. В какой стране аудит появился впервые как вид деятельности:
а) Франции,
б) Германии,
в) Англии,
г) США.
3. Какие виды контроля применялись на начальном этапе развития аудита:
а) текущий,
б) последующий,
в) предварительный,
г) все.
4. Как называется профессиональная организация аудиторов России? _____________________________________________________________________________
5. Как называется профессиональная организация бухгалтеров России?
6. Какую пошлину ввел Петр 1 в 1705 году:
а) на одежду,
б) на усы и бороду,
в) на обувь.
7. Какие виды налогов существовали во времена правления Петра 16
а) прямые и косвенные,
б) столичные и губернские.
8. Сколько международных систем бухгалтерского учета существует в настоящее время:
а) 6,
б) 4,
в) 2.
9. Кто ответственен за организацию бухгалтерского учета на предприятии:
а) собственник,
б) руководитель,
в) главный бухгалтер.
10. Каковы основные положения «Кодекса чести аудиторов»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные задания студентам для самостоятельной работы
1. Составить резюме.
2. Составить график труда и отдыха на месяц.
3. Реферат по теме «Бухгалтеры шутят».
8 Методические указания для студентов по изучению дисциплины
Пояснительная записка
В последние годы значительно возросла потребность в специалистах в области бухгалтерского учета. Дисциплина «Введение в специальность» является одной из дисциплин общей подготовки студентов, обучающихся по специальности «Бухучет, анализ и аудит», относящихся к дисциплинам регионального компонента.
Статус дисциплины – курс по выбору в разделе «Общематематические и естественно – научные дисциплины».
Основная цель – ориентация, настрой студентов на профессиональную деятельность в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Основной задачей дисциплины является освоение студентами:
- соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
- основных положений и категорий бухгалтерского учета, анализа и аудита;
- взаимосвязи специальных дисциплин с общепрофессиональными;
- кратких сведений об истории развития бухгалтерского учета;
- современного состояния и проблем реформирования отечественной системы бухгалтерского учета.
Курс «Введение в специальность» для данной специальности состоит из теоретических занятий и семинаров.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах – обсуждение основных тем курса. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме подготовки студентами докладов, кроссвордов, чайнвордов, составления резюме, творческих работ.
По дисциплине осуществляется текущий, промежуточный контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме зачета на дневном и заочном отделениях.
По учебному плану для дневного отделения предусмотрено 18 часов лекций и 16 часа практических занятий.
Виды и формы контроля знаний и умений студентов | ||
Виды контроля | Формы контроля для ДО | Формы контроля для ЗО |
Текущий | 2 тестовых опроса, выполнение индивидуальных практических заданий | Выполнение контрольной работы |
Итоговый | Зачет | Зачет |
Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:
· «зачтено» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности;
· «не зачтено» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, не выполнившему индивидуальных семестровых заданий.
8.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
8. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: Какой она была? –М: Финансы и статистика, 1995 –304с.
9. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 320с.
10. Государсвтенный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит. – М.: 2005г.
11. Положения по бухгалтерскому учету – М.: ООО «ТК Велби», 2003 – 152с.
12. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита: учебное пособие в 2 частях, - М.: 1999 – 620с.
13. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 287 с.*
* - базовый учебник.
Дополнительная литература
14. Журналы: «Бухгалтерский учет», «Аудит», «Российский налоговый курьер», «ЭКО», «Главный бухгалтер».
Ресурсы Интернет
8. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.
9. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.
10.www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.
11. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».
12. www.,rbs.ru/ – Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»
13. www.aport.ru/ – Поисковая система.
14. www.rambler.ru/ – Поисковая система.
15. www.yandex.ru/ – Поисковая система.
16. www.busineslearning.ru/ – Система дистанционного бизнес образования.
8.3 Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине
Дневное отделение
Освоение дисциплины на дневном отделении проводится в форме лекций, практических занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение семестра.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
· Подготовка к практическим занятиям;
· Подготовка к текущим тестовым опросам;
· Выполнение домашних индивидуальных заданий.
Распределение часов по видам занятий представлено в таблице 1.
Таблица 1 Объем часов по видам занятий
Виды занятий | ДО (Б) | |
Всего по учебному плану (общая трудоемкость) | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Семинары | - | |
Другие виды аудиторных занятий | - | |
Самостоятельная работа | ||
Контрольная работа | - | |
Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины | ||
Выполнение индивидуальных заданий | ||
Подготовка к практическим и семинарским занятиям | ||
Подготовка к контрольным мероприятиям | ||
Рефераты | - | |
Другие виды внеаудиторной СРС | - |
Самостоятельная работа студентов дневного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы (таблица 2).
Подготовка к практическим занятиям.
При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия (см. задания для семинарских занятия). В течение занятия студенту должен принимать активное участие в обсуждении тем и проявлять творческие способности.