Гос кредит как проявление гос кред-х отн-й.
Классификация гос долга.
Гос долг-это все непогашенные долговые обяз-ва гос-ва, вкл. % по ним, перед физ и юр лицами РФ,СРФ,МО, иностр гос-ми, МФО, иными суб м/унар. права, иностр физ и юр лицами в возник-шей в рез-те гос заимст-й РФ,а также долг обяз-ва по гос гарантиям, предост-ным РФ и долг обя-ва воз-шие в рез-те принятия законод-х актов РФ об отнес-и на гос долг долг-х обяз-в 3х лиц возн-ших до вед-я в действие БКРФ.
Клас-ция пров-ся по признакам:
1)Эконом приз-к:
а)основной-номин стоимость всех долг-х обяз-в Г и гарантир-х им заимст-й
б)капит-й-вся сумма выпущ-х и непогаш-х гос-ом долг-х обяз-в и гарантир-х им обя-в др лиц, включая начисленные % к-е д.б. выплачены по этим обяз-вам
в)текущий-сост-ет предст-щие расходы по выплате дох-в кред-ром по всем долг-м обяз-вам принятым на себя гос-ом и по погаш-ю обяз-в срок оплаты к-х наступил.
2) тип заемщика:
а)гос долг РФ
б)гос долг СРФ-номин сумма гос ц.б.+объем осн долга по кред кред-х орг-ций+объем осн долга по бюдж кр+объем обяз-в по гос гарант СРФ+объем иных непогаш-х долг-х обяз-в) муницп долг.
3)виды долг-х обяз-в:
а) кредиты кред-х орг-ций
б) гос цен бумаги(ц.б.-док-т, удост-щий с собл-ем уст-й формы и обяз-х реквизитов имущ-е права, осущ-е или передача к-х возм-ны только при его предъявлении-гос облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сбер-й сертификаты).Чек-ц.б., содержащая ничем не обусл-ное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указ-й в нем суммы чекодерж-лю. Облигация-ц.б. на предъявителя, предост-ющая её владельцу право на получ-е дохода в виде фикс-й %-й ставки.
в)бюдж кредиты- ден ср-ва предост-мые из бюдж с-мы РФ физ и юр лицам,СРФ,МО на возвратной и возмездной основах.
г)го гарантия- вид долгов обяз-ва в силу к-го соотв-но РФ,СРФ,МО (гарант) обязаны при поступл-и предусм-го гарантией событий (гарантийного случая) уплатить лицу в пользу к-го предост-на эта гарантия (бенефициару)по его писбм треб-ю опр-ную в обяз-ве ден сумму за счет ср-в соотв-го Б в соотв-и с усл-ми даваемого гарантом обяз-ва отвечать за исп-м 3м лицо (принц-лом) его обяз-в перед бенефф-ром.
4)срочность долг-х обяз-в:
а) краткосроч-от 1г
б)среднеср-от 1 до 5
в) долгосрочн-свыше 5 лет. Максим-й срок для РФ и СРФ-30л,для МО-10 лет
5) рынок заимс-й, тип кред-ра,валюта зимст-й:
а) внешние-долг обяз-ва в иностр валюте за искл долг-х обяз-в СРФ,МО перед РФ по целевым иностр кредитам
б) внутр-обяз-во возникающее в валюте РФ, а также долг обяз-ва СРФ, МО перед РФ, возн-щие в иностр валюте в рамках использ-я целевого иностр кредита(форма фин-ния проектов включ-х в программу гос внешних заимст РФ к-я предусм-т предост-е ср-в в иностр валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты ТРУ в соотв-и с целями этих проектов)
4.Основы формир-я гос долга РФ. Гос долг-долг обяз-ва перед физ и юр лицами РФ,СРФ,МО иностр Г,МФО,иными субМП, иностр физ и юр лицами в возник-шей в рез-те гос заимст-й рФ,а т/ж долг обяз-ва по гос гарантиям, предост-ным РФ и долг обя-ва воз-шие в рез-те принятия законод-х актов РФ об отнес-и на гос долг долг-х обяз-в 3х лиц возн-ших до вед-я в действие БКРФ.
Основ-я возн-я:
1)гос и мун заим-я, с помощью к-х обесп-ся форм-е гос- долга, а также покрытие дефицита бюджета
2)кредитные соглашения и дог-ры, к-е могут закл-ся от имени РФ, с кредитными орг-ями, иност-ми Г и МФО, в пользу указ-х кредиторов
3)предоставление гос-х гарантий и поручи-тв. В этом случае Г выст-ет не как заемщик, а как гарант погашения обяз-в за других заемщиков.
4)факты, когда Г или муниципалитеты принимают на себя обяз-ва третьих лиц.
5)соглашения и дог-ры (в т.ч международные), заключенные от имени РФ или СРФ, о обяз-тв РФ или СРФ прошлых лет. Для Г на фед и регион уровнях возм-но применение двух видов долговых обязательств: внутр или внешнего долга. Для муниц-тов наз-ся возм-ть прим-я только одного вида – внутр-го долга. Стр-ра гос долга-груп-ка долг обяз-в РФ по видам долг обяз-в.
Виды долг обяз-в:
1) кредиты привлеч-ные от имени РФ как заемщика от кред-х орг-ций, иностр Г, в т.ч. по целевым иностр кред МФО, иных суб МП, иностр юр лиц
2) гос ц.б. выпущ от имени РФ
3) бюдж кредиты привлеченные в фед бюджет из др бюджетов БСРФ
4) гос гарантии РФ
5) иные долг обяз-ва ранее отнесенные в соотв-и с зак-вом РФ на гос долг РФ.
Гос внутр долг РФ=номин сумма гос ц.б. в руб+объем осн долга по кред в руб+объем осн долга по бюдж кр+объем обяз-в по гос гарант РФ в руб+объем иных долг обяз-в в руб.
Гос внеш долг РФ=номин сумма гос ц.б. в иностр вал+объем обяз-в по гос гарантии РФ в иностр валюте.
Целевой иностр кредит-форма фин-ния проектов включ-х в программу гос внешних заимст РФ к-я предусм-т предост-е ср-в в иностр валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты ТРУ в соотв-и с целями этих проектов.
Целевые иностр кредиты вкл в себя:
1)связ кредиты иностр Г, иностр юр лиц-форма привлеч ср-в на возратной и возмездной основах для закупок ТРУ за счет ср-в иностр Г, иностр юр лиц в основном в стране кред-ра 2)нефинан кредиты МФО-форма привлеч ср-в на возвратной и возмездной основах для закупок примен-но на конкурсной основае ТРУ в целях осущ-ния инвестиц-х проектов или проектов струк-х ре-м при участии или за сечт МФО.
Обслуж-е гос и муниц долга-в соотв-и со ст 119 БК - операции по выплате дох-в по гос и муницп долгов обяз-вам в виде % по ним и дисконта осущ-мая за счет ср-в соотв-щего Б.
Гос кредит как проявление гос кред-х отн-й.
Гос-во в кредитных отн-ях может выступать не только как заемщик, но и как гарант и кредитор. Если гос-во дает поручительство по займа и кредитам, получаемыми на фин. ранках другими лицами, то оно играет роль гаранта.
Выдавая кредиты за счет бюджетных средств, гос-во выступает как кредитор, а др. сторона как заемщик.
Гос. кредит – специфи. ден. отн-ия по поводу перераспредления части стоимости ВВП и нац. богатства иностр. Ссудного капитала, связ. с формир-ем допол-го бюджета фонда финан. ресурсов органов власти и использование бюджет. ср-в на возвратной основе или для обесп-ия гарантий.
Особенность гос. кредита состоит в возвратности, срочности и платности, предоставляемых заемных средств.
Взятые в займы ден. ср-ва поступают в распоряжение органов публ.власти, превращаясь в дополнит. финан. ресурсы. Они направляются на покрытие бюджет. дефицита, а источники погашения гос. взаимствований и выплат %-ов по ним, выступают ср-ва бюджета или новые взаимствования.
С развитием МСУ появ-ся и крепнут отношения, связанные с формированием дополнит. финан. ср-в, находя-ся в распоряжении ОМСУ и эти отн-ия наз-ся муниц. кредитом.
Гос. кредит выражает отношения вторичного распределения части стоимости ВВП и нац. богатства. В сферу гос. кредит. Отн-ий попадает только часть доходов и ден. фондов, сформир-ых на стадиях первичного и вторичного распредления стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.Возможность существования гос. кредита вытекает из особ-ей формир-ия и времени испол-я доходов, получаемых гражданами и орг-ии.
Гос. заим-ия осущ-ся в виде гос. займов и прямых кредитов.
Гос. займы характеризуются тем, что врем. свободные ден. ср-ва ФЛ и ЮЛ привлек-ся путем выпуска и реализацией гос. ЦБ.
Гос. гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов РФ, ОМСУ, хозяйст. орг-ии.
Гос-во гарантирует не тольео безусловное погашение займов и кредитов, но и выплат %-в по ним.
По гарантированным заим-ям гос-во несет в полной мере фин. ответ-ть только в случае не платежеспособности заемщика. Однако, и в случае фин. самосто-ти взаимополучателя гос-во несет в полнее конкретные затраты на проведение конкурса по оформлению и размещению гарантий, резервирование ср-в на погашение гарант. займа и кредита.
Средства, взятые взаймы гос-ом трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы для покрытия всей совокупности госуд-ых расходов. Источником погашения гос-ых займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства, т.о. функционирование механизма гос-го кредита приводит к появлению государственного долга.
Анализируя содержание гос. кредита, можно сказать, что:
- сущность гос. кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма обяз-в гос-ва представляет собой величину гос. долга;
- основной фактор, обусловливающий возникновение гос-го долга, - дефицит бюджета. Его возникновение порождается временным разрывом между объемом мобилизуемых доходов и предполагаемыми необходимыми расходами, а также чрезвычайными обстоятельствами;
- гос. долг – инструмент перекладывания экономического бремени на последующие поколения, поскольку основным источником его погашения яв-ся текущие и будущие расходы бюджета.
Гос. кредит выполняет следущие функции:
1. Образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возратности, срочности и платности. Иными словами, условием добровольного предоставления инвестром своих средств в распоряжение гос-ва яв-ся обяз-во заемщика вернуть к определенномумоменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование гос. долга осущ-ся с использованием гос. ценных бумаг, кот. выпускаются в виде срочных долговых обяз-в.
Гос. бумаги считаются надежным финанс. инструментом со средним и низим уровнями доходности. Они привлекательны для тех инвесторов, которые придают важное значение гарантиям сохранности капитала и готовы получать относительно невысокий, но гарантированный доход. Наиб. распространенной формой гос. займов – облигации. Гос. облигация предст. собой ценную бумагу, являющуюся долговым обяз-ом гос-ва, кот. предоставляет ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и доход по нему.
2. Расходование денежных фондов – функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, кот. осущес-ся как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования (погашения задолж-ти по ранее выпущенным обяз-ам) с пом. средств, полученных от размещения новых обяз-в.
3.Социально-экономич последствия гос долга. Гос долг-долг обяз-ва перед физ и юр лицами РФ,СРФ,МО иностр Г,МФО,иными субМП, иностр физ и юр лицами в возник-шей в рез-те гос заимст-й рФ,а т/ж долг обяз-ва по гос гарантиям, предост-ным РФ и долг обя-ва воз-шие в рез-те принятия законод-х актов РФ об отнес-и на гос долг долг-х обяз-в 3х лиц возн-ших до вед-я в действие БКРФ.
как и любое сложное обществ явление гос долг может оказать позит и негативн влияние на соц-эконм процессы.
Положит стор:
а)неинфляц-й ист-к фин-ния дефицита Б
б)Г-во предост-ет кредиты перспективным предприятиям и гарантии по займам и кредитам привлек-мые эфф-ными хозяйственниками спос-ет ускорению СЭР страны
в) Г-во выпускает долг обяз-ва в виде ц.б., воздейст-т на процесс целесообразной орг-ции сбережения населения и инвестирования хоз-щими субъектами временно своб-х фин-х рес-в.
г) при разумной орг-ции гос долга Г эфф-но распред- налогов бремя во времени между накоплениями нас-я страны
д) взаимные долг обяз-ва разных стран явл-ся фактом укрепл-я междунар-го сотруд-ва и взаимпонимания.
Негативные аспекты влияния гос долга:
а) при чрезмерном разв-и рынка гос долга Г огран-ет инвестиц возм-ти в народн хоз-ве
б) чрезмерное высокое дох-ть гос ц.б.
в) большие заемные операции Г спос-ет значительному отвлечению бюдж-х ср-в от нужд хоз-го и соц-го разв-я
г) высокий уровень заимст-я ведет к большим бюдж-м расх-м по обслуж-ю гос долга
д) если Г увелич-ет внешние займы, то возм-но попадение в чрезмерную зависимость сост-я отчест-х финансов от состояния финансов м/нар-х но и потеря полити-й независ-ти е) реш-е текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично по отношению к будущим гр-нам страны.
Классификация гос долга.
Гос долг-это все непогашенные долговые обяз-ва гос-ва, вкл. % по ним, перед физ и юр лицами РФ,СРФ,МО, иностр гос-ми, МФО, иными суб м/унар. права, иностр физ и юр лицами в возник-шей в рез-те гос заимст-й РФ,а также долг обяз-ва по гос гарантиям, предост-ным РФ и долг обя-ва воз-шие в рез-те принятия законод-х актов РФ об отнес-и на гос долг долг-х обяз-в 3х лиц возн-ших до вед-я в действие БКРФ.
Клас-ция пров-ся по признакам:
1)Эконом приз-к:
а)основной-номин стоимость всех долг-х обяз-в Г и гарантир-х им заимст-й
б)капит-й-вся сумма выпущ-х и непогаш-х гос-ом долг-х обяз-в и гарантир-х им обя-в др лиц, включая начисленные % к-е д.б. выплачены по этим обяз-вам
в)текущий-сост-ет предст-щие расходы по выплате дох-в кред-ром по всем долг-м обяз-вам принятым на себя гос-ом и по погаш-ю обяз-в срок оплаты к-х наступил.
2) тип заемщика:
а)гос долг РФ
б)гос долг СРФ-номин сумма гос ц.б.+объем осн долга по кред кред-х орг-ций+объем осн долга по бюдж кр+объем обяз-в по гос гарант СРФ+объем иных непогаш-х долг-х обяз-в) муницп долг.
3)виды долг-х обяз-в:
а) кредиты кред-х орг-ций
б) гос цен бумаги(ц.б.-док-т, удост-щий с собл-ем уст-й формы и обяз-х реквизитов имущ-е права, осущ-е или передача к-х возм-ны только при его предъявлении-гос облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сбер-й сертификаты).Чек-ц.б., содержащая ничем не обусл-ное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указ-й в нем суммы чекодерж-лю. Облигация-ц.б. на предъявителя, предост-ющая её владельцу право на получ-е дохода в виде фикс-й %-й ставки.
в)бюдж кредиты- ден ср-ва предост-мые из бюдж с-мы РФ физ и юр лицам,СРФ,МО на возвратной и возмездной основах.
г)го гарантия- вид долгов обяз-ва в силу к-го соотв-но РФ,СРФ,МО (гарант) обязаны при поступл-и предусм-го гарантией событий (гарантийного случая) уплатить лицу в пользу к-го предост-на эта гарантия (бенефициару)по его писбм треб-ю опр-ную в обяз-ве ден сумму за счет ср-в соотв-го Б в соотв-и с усл-ми даваемого гарантом обяз-ва отвечать за исп-м 3м лицо (принц-лом) его обяз-в перед бенефф-ром.
4)срочность долг-х обяз-в:
а) краткосроч-от 1г
б)среднеср-от 1 до 5
в) долгосрочн-свыше 5 лет. Максим-й срок для РФ и СРФ-30л,для МО-10 лет
5) рынок заимс-й, тип кред-ра,валюта зимст-й:
а) внешние-долг обяз-ва в иностр валюте за искл долг-х обяз-в СРФ,МО перед РФ по целевым иностр кредитам
б) внутр-обяз-во возникающее в валюте РФ, а также долг обяз-ва СРФ, МО перед РФ, возн-щие в иностр валюте в рамках использ-я целевого иностр кредита(форма фин-ния проектов включ-х в программу гос внешних заимст РФ к-я предусм-т предост-е ср-в в иностр валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты ТРУ в соотв-и с целями этих проектов)
4.Основы формир-я гос долга РФ. Гос долг-долг обяз-ва перед физ и юр лицами РФ,СРФ,МО иностр Г,МФО,иными субМП, иностр физ и юр лицами в возник-шей в рез-те гос заимст-й рФ,а т/ж долг обяз-ва по гос гарантиям, предост-ным РФ и долг обя-ва воз-шие в рез-те принятия законод-х актов РФ об отнес-и на гос долг долг-х обяз-в 3х лиц возн-ших до вед-я в действие БКРФ.
Основ-я возн-я:
1)гос и мун заим-я, с помощью к-х обесп-ся форм-е гос- долга, а также покрытие дефицита бюджета
2)кредитные соглашения и дог-ры, к-е могут закл-ся от имени РФ, с кредитными орг-ями, иност-ми Г и МФО, в пользу указ-х кредиторов
3)предоставление гос-х гарантий и поручи-тв. В этом случае Г выст-ет не как заемщик, а как гарант погашения обяз-в за других заемщиков.
4)факты, когда Г или муниципалитеты принимают на себя обяз-ва третьих лиц.
5)соглашения и дог-ры (в т.ч международные), заключенные от имени РФ или СРФ, о обяз-тв РФ или СРФ прошлых лет. Для Г на фед и регион уровнях возм-но применение двух видов долговых обязательств: внутр или внешнего долга. Для муниц-тов наз-ся возм-ть прим-я только одного вида – внутр-го долга. Стр-ра гос долга-груп-ка долг обяз-в РФ по видам долг обяз-в.
Виды долг обяз-в:
1) кредиты привлеч-ные от имени РФ как заемщика от кред-х орг-ций, иностр Г, в т.ч. по целевым иностр кред МФО, иных суб МП, иностр юр лиц
2) гос ц.б. выпущ от имени РФ
3) бюдж кредиты привлеченные в фед бюджет из др бюджетов БСРФ
4) гос гарантии РФ
5) иные долг обяз-ва ранее отнесенные в соотв-и с зак-вом РФ на гос долг РФ.
Гос внутр долг РФ=номин сумма гос ц.б. в руб+объем осн долга по кред в руб+объем осн долга по бюдж кр+объем обяз-в по гос гарант РФ в руб+объем иных долг обяз-в в руб.
Гос внеш долг РФ=номин сумма гос ц.б. в иностр вал+объем обяз-в по гос гарантии РФ в иностр валюте.
Целевой иностр кредит-форма фин-ния проектов включ-х в программу гос внешних заимст РФ к-я предусм-т предост-е ср-в в иностр валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты ТРУ в соотв-и с целями этих проектов.
Целевые иностр кредиты вкл в себя:
1)связ кредиты иностр Г, иностр юр лиц-форма привлеч ср-в на возратной и возмездной основах для закупок ТРУ за счет ср-в иностр Г, иностр юр лиц в основном в стране кред-ра 2)нефинан кредиты МФО-форма привлеч ср-в на возвратной и возмездной основах для закупок примен-но на конкурсной основае ТРУ в целях осущ-ния инвестиц-х проектов или проектов струк-х ре-м при участии или за сечт МФО.
Обслуж-е гос и муниц долга-в соотв-и со ст 119 БК - операции по выплате дох-в по гос и муницп долгов обяз-вам в виде % по ним и дисконта осущ-мая за счет ср-в соотв-щего Б.