Товарные зап-сы товарообор-сть

Розничный т/о

Это продажа тов-в населению и некоторым юр.лицам социального назначения для индивидуального или коллективного потребления.

Задачи анализа разн т/о:

1)выполнение плана

2)анализ динамики

3)факторный анализ – в этом случаи рассматривают влияние на т/о следующих факторов:

- ОС и ФО ТО=ОС*ФО

- числ раб-ов и произв труда ТО=числ*произв

- оборотные ср-ва и К оборачивоемости ТО=ОБс*Коб

- Зап нач + поступ = Зап кон + ТО + проч выб => ТО=Зап нач + поступ – Зап кон–проч выб

4) Оценка внедрения и прогрессивных методов торговли и их эффективности.

5) Выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей.

6) Разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности хоз-фин деят-ти

Информационная база анализа розн т/о:

1)прогнозные и нормативные данные

2)бух отчетность (ф №1,2)

3)Статистическая отчетность (ф № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке тов-в и услуг»)

4)материалы аудита, инвентаризация и тд

5)маркетинговые исследования и анализ рынка услуг.

При анализе розн т/о необходимо привести данные к сопоставимому виду.

Для проведения т/о в сопоставимый вид в случаи инфляции используются индекс цен (или другого любого роста цен)

ТОсопост = ТОфакт / индекс цен

I цен = 100 + измен-е цены в % / 100

Товарные зап-сы товарообор-сть

Тов-е запасы- это совокупность тов-ой массы, кот-я находится в сфере обращения предназначения для продажи.

ТЗ(определяется на дату): натуральные измерения, денежные измерения, ТЗ в днях (показ-ет на сколько дней хватит ТЗ при неизменной реализации)

ТЗ в дн = ТЗ в сумме / ТО одн

ТО одн = ТО за период / число дн в периоде

Задачи анализа ТЗ:

1)оценки состояния запасов по общему объему, тов-ой номенклатуре

2)установить соответствие ТЗ нормативу

3)изучение динамики ТЗ

4)определение и измерение факторов, воздействующих на объем и состав ТЗ

5)определение суммы сверхнормативных (недостающих) ТЗ

6)вскрытие недостатков в работе торговых организаций в этой области и выявления пути их устранения.

Информационная база анализа ТЗ:

1)бух отчетность (ф №1)

2)отчеты МОЛ

3)материалы текущего бух баланса

4)данные инвин-ий, выборочных обследований

5)статистический учет ф № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке тов-в и услуг»

6)статистич отчет ф № П-3 «Сведения о финн сост орг-ии» (раздел 3 «оборотные активы» строка 25 «тов-ы для перепродажи»

Методика анализа ТЗ:

1)Анализ состава и структуры ТЗ

2)Определение ТЗ в сумме и днях

3)Сравнение фактич ТЗ с нормативом в сумме и днях отклонение ТЗ

5ТЗ = ТЗф – ТЗнорм

4)Сверхнорм ТЗ или определение недостатка ТЗ

ТЗсверхнорм = 5ТЗ в дн * ТО однодн

5)Выявление возможных неликвидных ТЗ и оценка мероприятий по их устранению

Анализ ТОборач

ТОборач хар-ет скорость движения товара, определяется за период, измер-ся в днях и в числе оборота.

Задачи ТОборач:

1)определить скорость оборота и время обращ-я

2)выявить отклонение ТОборач, ускорение и замедление

3)определить факторы, влияющие на ускорение (замедление) ТОборач

ТОборач измер-ся в днях и в оборотах:

ТОборач в оборотах показ-ет сколько раз за период обращаются вложенные в ТЗ средства

ТОборач в об = ТО / ТЗсредн

ТЗср = 0,5ТЗ1+ТЗ2+…+ТЗ(n-1)+0,5ТЗк / n-1

ТОборач в днях показ-ет за сколько дней совершается один полный оборот

ТОборач в дн = число дней в периоде / ТОборач в об

С точки зрения факторного анализа лучше использовать след формулу расчета ТОборач в дн: ТОборач в дн = ТЗсред / ТОоднодн

Для специалиста явл-ся важным анализ отклонения ТОборач от норматива

Откл ТОборач в дн = ТОборач факт-ТОборач норм

Сумма высвобожденныз (замороженных) средств = ТОоднодн * откл ТОборач

Издержки обращения

Это издержки на организацию торговли

У ИО относятся: затраты на рабочую силу, транспортные расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, отчисление на соц.нужды, затраты на ремонт и тд

Уио = ио*100 / ТО

Задачи анализа ИО:

1)проверка выполнения плана по расходам на продажу в целом (по сумме и уд.весу)

2)оценка измен-ий издержек в сравнении с прошлыми периодами

3)выявление, расчет экономии или перерасхода издержек в целом и по отдельным статьям, элементам затрат, товарным группам или наименованием.

4)изучение влияния факторов на уровень ио в целом и по отдельным статьям.

5)выявление нерациональных расходов и потерь

6)разработка мероприятий по обеспечению режима экономии при прогнозе.

Информационная база:

1)данные бу, первичной документации о расходах, данные аналитического учета затрат

2)сведения об изменении цен, тарифов и ставок за услуги, уровне инфл-ии

3)годовая и квартальная бух отчетность (ф №2,5)

4)статистич отчетность ф № П-3 «сведение о финансовом сост орг-ии», строка 24

Методика анализа ио:

1)анализ расходов в целом по предпр-ю и по каждой статье (выполнение плана и динамика)

2)анализ структуры ио

3)расчет экономии или перерасхода ио в абсолютном выражении, а также в относительном выражении.

Относит-я экономия или перерасход показ-ет изм-е ио за счет изм-я кач-ва ио, т.е.за счет изм-я Уио

Эконом(перерасх) = ТО*5Уио / 100

4)проведение факторного анализа с точки зрения деления ио на постоянные и переменные

На ио влияют 3 фактора:

1)Степень влияния выполнения плана ТО

Сумма ио скор = сумма ио пост пл + (ТОф*Уио перем пл / 100)

а) измен-е за счет ТО

±5ио = сумма ио скор – сумма ио пл

б) за счет прочих факторов

±5ио = сумма ио ф – сумма ио скор

2)измен-е состава и структуры т/о

а) процентное число = уд вес тов-й группы отчетн периода*Уио по тов-й группе плановый

б) Уио расч = сумма %ых чисел / 100

в) влияние измен-я структуры ТО на Уио

±5Уио = Уио расч – Уио пл

г) влияние прочих факторов на Уио

±5Уио = Уио ф – Уио пл

3)Измен-е розничн цен на тов-ы

а) приведение цен в сопоставимый вид:

сумма ио щ = сумма ио ф / I ц

б) измен-е суммы расходов на продажу под влиянием ценовых факторов

±5суммы ио = сумма ио ф – сумма ио щ

ЗП

ЗП – это вознаграждение за труд, состоит из 4 частей:

1)основная ЗП – это ЗП за отработанное время

2)ЗП за неотработанное время (доп-ая ЗП)

3)стимулирующие надбавки и вознаграждения

4)доплата за жилье, еду, топливо и тд

Задачи анализа ЗП:

1)Состав ФОТ, анализ структуры ФОТ

2)Анализ выполн-я плана и динамики ФОТ

3)Оценка эффективности использ-я ФОТ

а) Уфот = фот*100 / ТО

б) К опережения, кот-ый показ-ет соотнош-я темпов роста произ-ти труда и средней ЗП (>=1)

произв = ТО / числ

ЗПср = ФОТ / числ

4)Факторный анализ. На фот влияют несколько факторов:

а) числ и зп ср

фот = зп ср*числ

5фот(5числ) = зп0*числ1 – зп0*числ0 = зп ср0*5числ

5фот(5зп ср) = зп ср1*числ1 – зп0*числ = 5зп ср*числ1

б) измен-е ТО, произв труда и зп ср

фот = числ*зп ср

числ = ТО / произв

фот = ТО*зп ср / произв

5фот(5то) = (то1*зп ср0 / произв0) – (то0*зп ср0 / произв0)

5фот(5произв) = (то1*зп ср0 / произв1) – (то1*зп0 / произв0)

5фот(5ср зп) = (то1*ср зп1 / произв1) – то1*ср зп0 / произв1)

5)разработка рекомендация и расчет отн-ой экономии или перерасхода фот

Относит-я экономия или перерасход фот – показ-т сумму фот, которая складывается при факт то за счет измен-я Уфот

Уфот = фот*100 / то

Фот = Уфот*то / 100

5фот(5Уфот) = (Уфот1*то1 / 100) – (Уфот0*то1 / 100) = 5Уфот*то1 / 100

ОС

Ос – это средства труда, кот-ые стоят более 40000, использ-ся более 12 мес, способны приносить доход и переносят свою стоим-ть на продукт по частям.

Задачи анализа ОС:

1)анализ наличия, состава и структуры ОС

2)анализ движения ос

3)изучение технологического состояния ос

4)анализ эффективности использования ос

5)опред-е влияния использ-я ос на объем произ-ва тов-а и др экономические показатели работы орган-ии

6)выявление резервов роста фондоотдачи, увелечения произ-ва и продаж, а также прибыли за счет улучшения использ-я ос

Информ база анализа ос:

1)данные бух и оперативного учета (журналы-ордера №10, 10/1, 12, 13, 16)

2)данные аналетического учета по соответствующим счетам по видам и отдельным инвентарным объектам ос

3)бух баланс

4)приложение к бух балансу (ф №5)

5)статистическая отчетность «сведение об инвентаризации» (ф № П-2)

Показатели эффективности использ-я ос:

1)фондоотдача (показ-ет сколько рублей то приносит каждый рубль ос) (бол => +)

Фотд = то / ос средн

Ос средн = ос нач года + ос кон г / 2

2)фондоемкость (показ-т сколько ос необходимо для получения 1го рубля то) (мен => +)

Фем = ос ср / то, 1 / фотд

3)фондовооруженность (показывает сколько ос приходится на одного работика)

Фвоор = ос ср / число работников

Фвоор должна расти медленнее произв-ти труда или снижаться быстрее, чем произв-ть труда.

4)Фондорентабельность (бол => +

Френ = прибыль*100 / ос ср

Факторный анализ Фотд

1)на фотд влияют то и ос

5фотд (5то) = (то1 / ос ср0) – (то0 / ос ср0)

5фотд (5ос ср) = (то1 / ос ср1) – (то1 / ос ср0)

2)на фотд влияет структура ос и фотд активной части ос

Фотд = то / ос ср

Умножим и разделим данные формулы на ос активные

Фотд = (то / ос ср) * (ос акт / ос акт) (бабочка)

Фотд = (то / ос акт) * (ос акт / ос ср)

Фотд = фо акт * Увес акт

Для данной модели можно использовать интегральный метод

5фотд(5фо акт) = 5фо акт*Ув акт0 + 0,5 5фо акт *5Ув акт

5фотд(5Ув акт) = фо акт0*Ув акт + 0,5 5фо акт*5Ув акт

Показатели технического состояния ос

1)К износа = износ / стоимость первонач

2)К годности = остаточн стоим / первонач стоим = первонач износ / первонач =

(первонач / первонач) – (износ / первонач) = 1 – К износа

К годности + К износа = 1 (100%)

Показатели движения ос:

1)К поступления = стоимость поступивших ос / стоим ос на конец периода

2)К выбытия = превонач стоим выбывших ос / первонач стоим на начало периода

3)К обновления = стоимость новых ос / стоим средств на конец периода

4)К интенсивности обновления = стоим выбывш ср-в * 100 / стоим поступивш ос

5)темп поступления = (стоим поступивш ср-в – стоим выбывш ср-в)*100 / стоим ос на нач года

Фин результат

Валовый доход опр-ся 2мя способами:

1)разница му то и покупной стоим без НДС

2)велечина тн без НДС

ВД = то без НДС – покупн стоим без НДС

Сумма тн = ВД = то в розн ценах без НДС * %ТН / 100 + %ТН

Увд = ВД * 100 / то

Задачи анализа ВД:
1)оценка выполнения плана вд

2)анализ динамики вд

3)установление причин, обусловивших отклонение

4)определение размера влияния факторов

5)выявление размера увеличения вд

Факторный анализ вд:

1)влияние измен-я то и покупной стоимости

ВД = то – покупн стоим

Т.к. модель явл-ся адетивной, то эффективнее всего использ-ть балансовые увязки

То – это фактор прямого влияния

Покупн стоим – это фактор обратного влияния

2)влияние то и Увд

Увд = вд*100 / то => вд = то*Увд / 100

5ВД (5то) = 5то*Увд0 / 100

5ВД (5Увд) = то1*5Увд / 100

3)Влияние цены товара

5вд = (то ф – то соп цен)*Увд пл / 100

4)Влияние изменения структуры то на Увд : процентное число тов-й группы = 5Уд.вес*Увд баз

Увд ср = сумма процентн чисел / 100

5Увд = Увд ф – Увд сред

На сумму вд влияют измен-е тн по каждой тов-й группе

Задачи анализа прибыли:

1)проверка выполнения плана по прибыли

2)анализ динамики прибыли

3)расчет факторов, влияющих на прибыль

4)выявление резервов роста прибыли

5)оценка целесообразности и эффективности использования прибыли

Информационная база анализа прибыли:

1)ф №2

2) «сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (стат. Ф № П-1

3)сведения об инвентаризации статист форма № П-2

4) сведения о финансовом состоянии орган-ии стат форма № П-3

Факторный анализ прибыли:

1)ТО

Рент пр = Приб прод * 100 / то

Пр = то * рент пр / 100

5Пр (5то) = 5то*рент пр0 / 100

2)Увд

5пр (5Увд) = то1 * 5Увд / 100

3)Уио

5пр (5Уио) = -то1 * 5Уио / 100

4)вд и ио

Пр = вд – ио

5)Влияние на прибыль от пр произ-ти труда

5Пр (5произв) = [5то(5произв)]*рент пр0 / 100

То = числ*произ

5то (5произв) = числ1 * 5произв

6)измен-е приб от пр за счет 5фоотд

5пр(5фо) = [5то(5фо)]*рент пр0 / 100

5то(5фо) = ос1*5фо

Фо = то / ос => то = ос*фо

Предпр-е при анализе чист приб сначала оценивает измен-е приб от пр за счет указан факторов, далее оценивает измен-е чист приб за счет измен-я приб от пр, прочих доходов и расходов, налога на прибыль на основе метода балансовых увязок

Платежеспособность орг-ии

Ликв плат – показатели характер-щие способность предпр отвечать по своим обязат-м в краткосрочный период.

Ликвидн – способность превращать в деньги

Актив:

А1(наиболее ликвидные активы) – ден ср-ва и краткосрочные финн вложения

А2(быстро реализованные активы) – дебит задолж до 12 мес

А4(труднореализ активы) – внеоб активы

Пассив:

П1(наиб долг обязат-ва) – кредиторск задолж

П2(краткоср обязат) – ДО+РПРП+ДБП

П4(постоянный капитал) – капитала и резервы

Платеж орг-ии – способность вовремя удовлетв платежи, требов-я поставщиков оборуд-я, сырья и мат-ов в соответствии с договором, возвращать кредиты, производитьь оплату труда персонала

К абс ликв (0,2-0,5) показ-т долю текущ обяз-в, кот может быть погашена только за счет абсолютно ликвидных активов.

К абс лик = А1 / П1+П2

К критич ликв – показ-т какая часть текущ обяз-в может быть погаш за счет быстро ликв активов и за счет быстро реализ активов

Кбл = А1+А2 / П1+П2

К текущ ликв (1-2) – показ-т велечину текущ активов, кот приходится на рубль текущ обязат-в

К тл = А1+А2+А3 / П1+П2

К ал =< К бл < К тл

Общий показ-ль ликвидн >1 показ велечину текущ активов предпр-я с учетом их ликвидн, кот прих на 1 рубль об-в предпр-я с учетом срока их погаш-я

К ол = А1+0,5А2+0,3А3 / П1+0,5П2+0,3П3

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Рентабельность – это показ-ль характ-щий прибыльность деят-ти предп-я

В числители всегда прибыль

1) R пр = прибыль * 100 / то

2)R чист = чист приб * 100 / то

3) R произв-х фондов = приб от пр *100 / ос ср + обс ср

4) R активов = чист пр (пр от пр)*100 / активы среднегод

5)R собств кап = чист приб * 100 / собств кап ср

Факторный анализ

Rпр = приб от пр * 100 / то

Rпр = (ВД – ИО) *100 / то

Rпр = (то – пок ст – ио) *100 / то

R активов = приб от пр * 100 / активы ср

R акт (приб пр / активы ср) * (то / то) * 100 (бабочка)

R актив = R прод * К(R) оборач акт

22. Сущность и принципы налогообложения. Понятие налога и сбора.

Налогообложение - это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

23. Функции и виды налогов.

- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательст­ва и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низ­кооплачиваемых слоев населения.
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

Стимулирующая функция.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

Регулирующая функция.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Распределительная функция.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налоговносит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Виды налогов по объекту:

§ прямые;

§ косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

§ центральные;

§ местные.

В России существует трехуровневая система:

§ федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

§ региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

§ местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

§ маркированные;

§ немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

§ пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

§ прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

§ регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%.Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

§ налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

§ земельный налог;

§ налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

§ налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

§ НДС;

§ акцизы;

§ экспортные тарифы;

§ налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

§ налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

§ целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

§ налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

§ сбор на нужды образовательных учреждений;

§ сборы за парковку автомобилей;

§ налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.


24. Сущность и значение налога на вмененный доход, методика расчета.

Применение ЕНВД

В основе применения единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) лежит принцип обложения на основе внешних признаков, свидетельствующих об объеме финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что снижает затраты на проведение контроля со стороны налоговых органов.

Основные элементы ЕНВД определены в Федеральном законе от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - закон). Налог вводится на территории субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта, согласно ст. 1 закона. При этом нормативный акт субъекта РФ определяет особенности налогообложения в пределах, установленных законом.

В основе применения ЕНВД лежит принцип обязательного его взимания на территории соответствующего субъекта РФ. То есть, организации и индивидуальные предприниматели не имеют возможности выбирать порядок налогообложения (путем уплаты ЕНВД или в общем порядке). Согласно ст. 10 Закона, ЕНВД взимается по месту регистрации налогоплательщика независимо от места осуществления деятельности.

Плательщики ЕНВД

Плательщиками ЕНВД являются юридические и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сферах деятельности, установленных в п. 1 ст. 3 Закона. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать ЕНВД независимо от размера выручки, полученной от осуществления указанных видов деятельности.

К сферам деятельности, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, относится, в частности, розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек (согласно пп. 7 п. 1 ст. 3 Закона). Поскольку законодательство о налогах и сборах не определяет понятия "розничной" и "оптовой" торговли, для целей применения ЕНВД можно руководствоваться нормами гражданского законодательства. В соответствии со статьями 492 и 506 ГК РФ, основным критерием, позволяющим отличить оптовую торговлю от розничной, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. То есть, под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (см. п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18). Численность работающих в сфере общественного питания и розничной торговли определяется по организации в целом, включая филиалы и иные обособленные подразделения согласно письму Госналогслужбы России от 26.08.1998 № КУ-6-02/553.

Нормативные акты субъектов РФ могут конкретизировать сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного Законом. Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, определяя свой статус как плательщика ЕНВД, должны, в первую очередь, ориентироваться на акты государственных органов субъекта РФ по месту регистрации.

Какие налоги заменяет ЕНВД?

ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов. С плательщиков ЕНВД не взимаются:

  • платежи в социальные внебюджетные фонды;
  • налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, не уплачивают налог на доходы физических лиц с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 8 ст. 1 Закона).

С 1 января 2001 года взносы в социальные внебюджетные фонды заменены единым социальным налогом (далее - ЕСН), Однако из главы 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)" исключено положение, предусматривающее освобождение от уплаты ЕСН индивидуальных предпринимателей и организаций, переведенных на уплату ЕНВД. Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, являются плательщиками единого социального налога на общих основаниях (ст. 235 НК РФ).

При определении налоговых обязательств по ЕСН имеются различия в порядке формирования облагаемой базы для организаций и индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу как сумму доходов, полученных последними за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 3 ст. 237 НК РФ). При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей исчисления налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.

Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты:

  • государственной пошлины;
  • таможенных пошлин и платежей;
  • лицензионных и регистрационных сборов;
  • налога с владельцев транспортных средств;
  • земельного налога;
  • налога на покупку иностранных денежных знаков и документов, выраженных в иностранной валюте.

Плательщики ЕНВД должны также удерживать и перечислять в бюджет НДС и налог на доходы физических лиц (п. 9 ст. 1 Закона).

Плательщики ЕНВД должны также уплачивать взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.к. данные страховые взносы не включены в состав ЕСН (ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").

Объект обложения ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход на очередной календарный месяц (п. 1 ст. 4 Закона).

Нормативный акт субъекта РФ может определять размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета ЕНВД. Правительство РФ разрабатывает и доводит до сведения органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые формулы для расчета ЕНВД и перечень их составляющих (см. письмо Правительства РФ от 07.09.1998 № 4435п-П5).

Закон (ст. 2) определяет вмененный доход как потенциально возможный доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Органы государственной власти определяют вмененный доход на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Расчет вмененного дохода

Для целей расчета вмененного дохода Закон (ст. 2) вводит следующие специальные понятия.

Базовая доходность - это условная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующая определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. В качестве единицы физического показателя могут применяться единицы площади, численность работающих, количество оборудованных рабочих мест, единицы произв

Наши рекомендации