Вопрос. Отчетность коммерческого банка

Отчетность коммерческого банка – это единая система данных о его имущественном и финансовом положении, а также о результатах деятельности, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленной форме.

К отчетности банка предъявляются требования достоверности, ясности, полноты и своевременности составления, наличия разъяснений и пояснительной информации.

Задачами составления отчетности следует отнести:

-контроль за деятельностью коммерческого банка;

-проведение анализа банковской деятельности на основе полученной информации;

-использование этой информации для оперативного управления рисками и выявления внутренних резервов финансовой устойчивости.

С целью классификации отчетности целесообразно выделить ряд критериев. Так, с точки зрения информационной наполняемости, отчетность подразделяется на непосредственно бухгалтерскую, финансовую, консолидированную, статистическую. По адресатам (пользователями) отчетность составляется для руководства банка, его клиентов, налоговой инспекции, территориального управления Банка России и др. По срокам составления выделяется ежедневная, ежемесячная, ежеквартальная, годовая отчетности.

Основной частью отчетности банка является баланс, объединяющей данные об имущественном и финансовом положении банка, а также о результатах его деятельности в единую систему. Бухгалтерские балансы в составе отчетности в зависимости от целей и формы ее составления могут использоваться в развернутом и свернутом виде.

Как правило, свернутые балансы предназначены для опубликования в печати. Очень часто они подчеркивают только достоинства банков, что делает банки неуязвимыми для объективной оценки.

Развернутые балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают основным ее требованиям: оперативности конкретности, солидности. Оперативность проявляется в ежедневном составлении баланса. Он содержит конкретную информацию о наличии денежных средств, состоянии банковских операций и о результатах деятельности. Под солидностью баланса подразумевается его достоверность, подтвержденная аудиторской проверкой.

Детализация балансовой информации и форма ее представления зависят от целей составления отчетности и требований законодательства.

В состав отчетности, кроме баланса, могут входить отчет о прибыли и убытках, отчет об использовании прибыли, справка о составе фондов, расшифровка балансовых статей для расчета экономических нормативов и другая информация.

При составлении отчетности банка используются принципы открытости и консолидации. Открытость предполагает достоверное и подробное отражение операций и их влияния на финансовое положение банка. Информация должна быть надежной, уместной и сравнимой, а так же не содержать двусмысленностей в изложении позиций банка. Исходя из принципа консолидации, отчетность, составляемая по филиалам, включается в единую отчетность в целом по банку.

Отчетность банка характеризует его деятельность в целом и содержит обобщенные сведения, которые используются при проведении финансово-экономического анализа. Аналитическая обработка отчетности должна способствовать выделению наиболее значимой информации и уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения. При этом следует учитывать, что отчетность составляется на текущий момент или за определенный период и содержит данные о свершившихся событиях. Поэтому выводы, сделанные о финансовом состоянии банка на ее основе, соответствуют ситуации на конкретную дату и могут оказаться неточными даже на следующий день. Для получения наиболее правдивой картины необходимо использовать отчетность за несколько периодов и опираться на средневзвешанные показатели.

Вопрос. Банковская прибыль

Прибыль является финансовым результатом деятельности кредитной организации (банка). Она определяет ее финансовую устойчивость и служит источником роста собственного капитала банка.

Прибыль образуется в результате превышения доходов банка над его расходами, и наоборот, превышение расходов над доходами приводит к убыткам.

Принято выделять балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыль. Балансовая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и расходами до уплаты налогов.

Классификация доходов согласно нормативным документам по составлению публикуемой отчетности банков:

1.Проценты, полученные и аналогичные доходы от:

1.1. Размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов и на счетах в других банках;

1.2. Ссуд, предоставленных другим клиентам;

1.3. Средств, переданных в лизинг;

1.4. Ценных бумаг с фиксированным доходом;

1.5. Других источников.

2.Комиссионные доходы.

3.Прочие операционные доходы:

3.1. Доходы от операций с иностранной валютой и с другими валютными ценностями, включая курсовые разницы;

3.2. Доходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, положительные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества;

3.3. Доходы, полученные в форме дивидендов;

3.4. Другие текущие доходы.

4.Непредвиденные доходы.

Общая сумма полученных банком доходов образует совокупный доход, который (в соответствии с перегруппировкой статьей отчета) можно представить в следующем виде:

Совокупный доход = Процентные доходы + Непроцентные доходы

К процентным доходам относятся проценты, полученные и аналогичные доходы.

К непроцентным доходам — комиссионные доходы, прочие операционные доходы и непредвиденные доходы.

Расходы банка представляют собой затраты денежных средств на выполнение операций и обеспечение функционирования банка.

Классификация расходов согласно нормативным документам по составлению публикуемой отчетности банков:

1.Проценты, уплаченные и аналогичные расходы по:

1.1. Привлеченным средствам других клиентов, включая займы и депозиты;

1.2. Выпущенным долговым ценным бумагам;

1.3 Арендной плате.

2.Комиссионные расходы.

3.Прочие операционные расходы:

3.1. Расходы по оплате труда;

3.2 Эксплуатационные расходы;

3.3. Расходы от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, включая курсовые разницы;

3.4. Расходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, операций РЕПО, отрицательные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг;

3.5. Другие текущие расходы;

3.6. Непредвиденные расходы.

Расходы, как и доходы банка (в соответствии с перегруппировкой статей отчета) можно представить в следующем виде:

Расходы = Процентные расходы + Непроцентные расходы.

Процентные расходы - это проценты, уплаченные и аналогичные расходы.

Непроцентные расходы – это комиссионные расходы, прочие операционные расходы, а также непредвиденные расходы

С учетом специфики банковской деятельности источники доходов, формирующих прибыль банка, можно сгруппировать следующим образом:

Ø учетно-ссудные операции (учет векселей, кредитование юриди­ческих и физических лиц);

Ø фондовые операции (операции с ценными бумагами, выпущен­ными как самим банком, так и другими эмитентами);

Ø расчетно-кассовые операции (операции с безналичными и налич­ными денежными средствами клиентов);

Ø нетрадиционные операции (траст, факторинг, форфейтинг, лизинг, консалтинг, агентские услуги и др.).

Все вышеперечисленные доходы должны возмещать издержки бан­ка, покрывать риски и формировать прибыль.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Чистая прибыль образуется после уплаты из налогооблагаемой прибыли законодательно установленных налогов. Чистая прибыль, в свою очередь, делится на распределяемую, т. е. выплачиваемую акционерам банка в качестве ежегодных дивидендов по принадлежащим им акциям, и капитализируемую, направляемую на увеличение собственного капитала банка и резервов. От размера чистой прибыли зависит дальнейшее развитие коммерческого банка, поддержание его капитала и резервов на уровне, соответствующем объему проводимых операций.

Формирование прибыли банка определяется спецификой этого коммерческого предприятия, а также действующей системой учета и отчетности.

Распределение чистой прибыли, остающейся в распоряжении коммерческих банков, осуществляется по индивидуальным пропорциям на основании решения ежегодного собрания акционеров (пайщиков) банка. Однако общим для всех является использование прибыли для формирования различных фондов и выплаты дивидендов на паи или акции учредителям банка. За счет прибыли образуется резервный фонд банка, путем отчислений в размерах, установленных уставом (как правило, до достижения его не менее 15% уставного капитала). Резервный фонд является источником покрытия возможных убытков банка. Чистая прибыль коммерческих банков может направляться на создание различных фондов производственного и социального развития.

Нераспределенная чистая прибыль служит источником финансирования других расходов и затрат, не включаемых в состав расходов банка.

Нераспределенная прибыль и созданные фонды специального назначения оказывают положительное влияние на удешевление ресурсной базы, являясь составной частью собственных средств кредитной организации.

Вопрос. Понятие и содержание учетной политики коммерческого банка

При осуществлении бухгалтерского учета каждая кредитная организации опирается на Положение об учетной политике.

Учетная политика предполагает целостность ведения бухгалтерского учета и охватывает его основные составляющие:

· организационная,

· техническая,

· методологическая

· налоговая.

Организационный аспект определяет структуру и место бухгалтерской службы в системе управления банком.

Технический аспект – это способ работы с документацией и информацией.

Методологический аспект устанавливает способы оценки имущества, обязательств и других объектов учета.

Налоговый аспект позволяет систематизировать данные бухгалтерского учета для правильного исчисления налогооблагаемой базы и конкретизировать варианты расчетов с бюджетом по налогам и сборам, по которым предусмотрен выбор альтернативного решения в рамках действующего законодательства.

Учетная политика должна обеспечить выполнение следующих требований:

1.Полноты отражения всех фактов банковской деятельности в бухгалтерском учете.

2.Своевременности отражения.

3.Осмотрительности, выражающейся в большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, а также в недопущении создания скрытых резервов.

4.Приоритета экономического содержания и условий хозяйственной деятельности над юридической формой.

5.Непротиворечивости (соответствия) данных аналитического и синтетического учета.

6.Рациональности ведения бухгалтерского учета исходя из размеров банка и условий хозяйственной деятельности.

Учетная политика формируется под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем кредитной организации.

В Положении об учетной политике должны быть раскрыты следующие вопросы:

-рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов;

-формы первичных учетных документов применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым в альбомах Госкомстата России не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

-порядок расчета со своими филиалами (структурными подразделениями);

-порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству РФ м нормативным актам Банка России;

-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т.д.);

-лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;

-способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;

-порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

-порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;

-другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные при формировании учетной политики, применяются с первого января, следующим за годом утверждения положения об учетной политике.

Наши рекомендации