Анализ инвестиционной деятельности
Инвестиции - это долгосрочное вложение средств в активы предприятия с целью увеличения прибыли и наращивания собственного капитала. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью времени, на протяжении которого предприятие получает экономический эффект.
Используя виртуальные данные бизнес-плана ОАО «Мордовское книжное издательство», проанализируем направления инвестиционной деятельности предприятия.
Поэтому ОАО «Мордовское книжное издательство» допустим, решили реконструировать типографские линии. Стоимость проекта 19,6 млн.руб. В том числе за счет кредита -15 млн.руб., за счет собственных средств - 4,6 млн. руб. Срок окупаемости проекта - 4 года:
Таблица 18-Оценка эффективности инвестиционного проекта с учетом срока окупаемости за 2010 г.
Показатели | Затраты на техперевооружение | |
2009г. | 2010г. | |
1. Первоначальная стоимость, тыс. руб. | ||
2. Средняя величина предполагаемой прибыли (в год), тыс. руб. | ||
3. Срок окупаемости (стр.1 / стр.2) |
Проанализируем эффективность данного инвестиционного проекта с использованием метода расчета отдачи на вложенный капитал, используя данные таблицы 18.
Таблица 19 -Оценка инвестиционного проекта с помощью метода отдачи на вложенный капитал за 2010 г.
Показатели | Информаци онная база | Затраты на техперево-оружение 2010г. |
1. Первоначальная стоимость, тыс. руб. | Бизнес-план | |
2. Ожидаемый срок службы (в годах) | ||
3. Суммарная прибыль за весь срок службы | ||
4. Ликвидационная стоимость | ||
5. Суммарная амортизация (стр.1-стр.4) | ||
6. Суммарная прибыль - суммарная амортизация (стр.З-стр.5) | ||
7. Средняя величина прибыли в год (стр.6 / стр.2) | ||
8. Средняя величина инвестиций в год (стр.5 / стр.2) | ||
9. Отдача на вложенный капитал (стр.7 / стр.8) | 1,38 | |
10. Рентабельность капитала, в % (стр.7 / стр.8) | 138,4 |
Таблица 20-Данные для оценки инвестиционного проекта с использованием методов дисконтирования за 2010 г.
Показатели | Инфо рмаци онная база | Затраты на техперевооружение, НИОКР, освоение новых видов изделий |
1 . Первоначальная стоимость | ||
2. Ожидаемая прибыль: | ||
- во 1-й год (2010 год) | ||
-в 2-й год (2011 год) | ||
- в 3-й год(2012 год) | ||
- в 4-й год (2013 год) | ||
- в 5-й год (2014 год) | ||
3 . Проценты на капитал | 2,2 | |
4. Предполагаемый уровень инфляции в год |
Рассчитаем показатель эффективности инвестиций, произведенных на конец 2010 г. на срок четыре года:
Э = (ВП1-ВП0):И,
где Э- эффективность инвестиций,
ВП0,ВП1 — валовой объем производства продукции соответственно при исходных и дополнительных инвестициях;
И- сумма дополнительных инвестиций.
Э=(162800-83300) : (19600: 4)=16,2
Как видим, уже в 2010 г. экономический эффект от инвестиций составил 16,2 тыс.руб.
Для исследуемого предприятия реализация проекта позволила бы освоить новые виды продукции, расширить ассортимент продукции, создать дополнительные рабочие места и повысить качество выпускаемой продукции.
Таблица 21 - Оценка эффективности инвестиционного проекта по методу ИТС за 2010г.
Год | Денежный поток | Коэффициент дисконтирования | Текущая стоимость |
(Первоначальная стоимость) | (Первоначальная стоимость) | ||
1-й | 0,31 | ||
2-й | 0,09 | ||
3-й | 0,03 | ||
4-й | 0,009 | ||
5-й | 0,002 |
Текущая стоимость = Денежный поток х Коэффициент дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования = 1/(1 + r)n,
где r -коэффициент на капитал;
n - срок начисления процента, причем в 1-й год n =1, во 2-й год n =2, в n - й год n = n.
Коэффициент дисконтирования = 1/ (1+2,2)1 =0,31
Коэффициент дисконтирования = 1/ (1+2,2)2 = 0,09 Коэффициент дисконтирования = 1/(1+2,2)3 = 0,03
Коэффициент дисконтирования = 1/(1+2,2)4 = 0,009
Коэффициент дисконтирования = 1/(1+2,2)5 = 0,002
Используя формулы, данные ниже, откорректировать инвестиционный проект с учетом инфляции и заполнить таблицу 23.
Денежный поток с учетом инфляции=Сумма денежных средств х (1+r)л где r- процент инфляции;
n - год инвестирования, причем в 1-й год n=1, во 2-й год n=2 и т.д. Коэффициент дисконтирования = [(1+rm)х(1+rр)-1]100%,
где rm- проценты на капитал;
rp- темп инфляции, %.
Коэффициент дисконтирования = [(1+2,2)х(1+12)-1]100% = 0,35.
Таблица 22 - Оценка эффективности инвестиционного проекта с учетом инфляции за 2010 г.
Год | Денежные потоки, откорректированные с учетом инфляции | Откорректированный коэффициент дисконтирования | Текущая стоимость |
(Первоначальная стоимость) | (Первоначальная стоимость) | ||
1-й | 0,35 | ||
2-й | 0,14 | ||
3-й | 0,02 | ||
4-й | 0,01 | ||
5-й | 0,002 |
По данным таблиц 18-22 можно сделать вывод, что инвестиционный проект связанный с реконструкцией типографских линий, сроком окупаемости 4 года, ликвидационная стоимость 4500 тыс. рублей. Средняя величина прибыли в год равняется 2613 т.р. Осуществление проекта позволит увеличить производство продукции, так как будут обеспечен высокий уровень продаж.
Маркетинговый анализ
Таблица 23- Анализ потенциала ОАО «Мордовское книжное издательство» за 2010 г.
Потенциал | Информационная база | Оценка | |
Скорее положительная | Скорее отрицательная | ||
Менеджмент предприятия | Аналит. данные предприятия | ||
Предпринимательская культура и философия | V | ||
Цели и стратегии | V | ||
Система мотивации сотрудников | V | ||
Производство | |||
Оборудование | V | ||
Гибкость производственных линий | V | ||
Качество производственного планирования и управления | V | ||
Научные исследования и развитие | |||
Ноу-хау | V | ||
Новые информационные технологии | V | ||
Маркетинг | |||
Организации сбыта | V | ||
Расположение сбытовых филиалов | V | ||
Фаза жизненного цикла важнейших продуктов | V | ||
Кадры | |||
Возвратная структура | V | ||
Уровень образования | V | ||
Квалификация | V | ||
Финансы | |||
Доля собственного капитала | V | ||
Финансовый баланс | V |
Анализ потенциала предприятия по данным таблицы 23 показывает, что главный потенциал предприятия состоит в кадровой, маркетинговой политике и менеджменте. Недостаточное внимание на предприятии уделяется развитию ноу-хау.
Финансовый баланс представляется скорее отрицательным, потому что предприятие испытывает временные финансовые трудности.
Таблица 24- Анализ приоритетов видов деятельности ОАО «Мордовское книжное издательство» за 2010 г.
Год | Выручка | Виды продаж | |
Издательская деятельность | Розничная торговля | ||
Общий объем | |||
Общий объем | |||
То же в % к 2009г. | 173,4 | 116,6 |
По таблице 24 видно, что приоритетным видом деятельности как в прошлом, так и в отчетном 2010 году является издательская деятельность.
Таблица 25 -Анализ приоритетов по рынкам за 2010 г.
№ п/п | Название региона | Доля в обороте 2010 г. | |
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | ||
1. | Республика Мордовия | 73,7 | |
4, | Другие | 7,0 | |
Итого: | 100,0 |
Как видим, рынок сбыта продукции ОАО «Мордовское книжное издательство» узкий.
Данные таблицы 25 показывают, что наиболее приоритетным рынком сбыта продукции ОАО «Мордовское книжное издательство» на конец 2010 г. являлась Республика Мордовия.