Порядок закрепления тем и организация контроля за выполнением выпускной

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тема для выполнения избирается студентом и обос­новывается возможностью и целесообразностью ее выполнения. Выбор тем ВКР производится выпускниками не позднее первого месяца последнего года обучения. Обучающийся вправе выбрать любую из предложенных тем для написания ВКР. Если же его исследовательские интересы находятся за пределами примерного перечня тем, но в плоскости другой проблематики соответствующей отрасли, он может самостоятельно сформулировать тему исследования, заблаговременно согласовав ее с научным руководителем и с заведующим выпускающей кафедры, представлением необходимого обоснования целесообразности ее разработки не позднее первого месяца последнего года обучения.

Закрепление тем и назначение руководителей квалификационных работ оформляется приказом ректора по представлению кафедры.

Руководитель выдает студенту индивидуальное задание на подготовку ВКР, оказывает методическую помощь в постановке вопросов для разработки темы, рекомендует необходимую литературу для изучения и указывает материал для использования в расчетах. Форма задания приведена в приложении.

Современная изученность темы или отдельной проблемы достигается на основе материалов периодической печати, нормативно-справочной литературы, научных статей и монографий.

Календарный график выполнения ВКР с указанием сроков ее нача­ла и окончания разрабатывается кафедрой и доводится до сведения студентов (Приложение). Примерный график контроля за подготовкой и аттестации готовности выпускных квалификационных работ приведен в табл. 1.

Таблица 1

График подготовки выпускных квалификационных работ

студентами по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»,

профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Содержание задания по выполнению работы Сроки выполнения
1. Определение целей и задач. Разработка плана выпускной квалификационной работы. 2. Определение объема учетной информации для экономической ха­рактеристики хозяйствующего субъекта, финансового состояния, анализа хозяйствен­ной деятельности. 3. Подбор литературы и нормативных актов по теме. Подготовка обзора литературы по теме. Составление списка литературы. 4. Разработка раздела по раскрытию теоретических и методологических аспектов организации учета, аудита, контроля, анализа (применительно к постановке темы). Раскрытие содержания положений нормативной базы, регулирующей учет по выбранной теме ВКР. 5. Подготовка экономической характеристики организации или состоя­ния и развития отрасли. Определение влияния организационно-правового статуса предприятия на организацию бухгалтерского учета. 6. Подготовка раздела по организации бухгалтерского учета. 6.1. Характеристика организации первичного, сводного, аналитического и синтетического учета по теме ВКР. 6.2. Критическая оценка состояния организации бухгалтерского учета применительно к теме работы. 6.3. Определение направлений учетной политики и совершенствова­ния учета, финансовой работы. Обоснование эффективности предлагаемых рекомендаций. 7. Подготовка раздела по анализу (аудиту, контролю) по теме ВКР. 7.1. Выполнение анализа производственной, хозяйственной и финансо­вой деятельности. Построение выводов и предложений по выявле­нию резервов повышения эффективности хозяйствующего субъекта. 7.2. Характеристика и совершенствование организации аудита (контроля) по теме работы. 8. Предоставление чернового варианта. 9. Доработка и устранение недостатков. 10. Подготовка таблиц, раздаточного материала, доклада для защиты.  

Общее руководство и контроль над своевременным выполнением выпускниками ВКР осуществляют деканы факультетов, их заместители.

Научное руководство осуществляется заведующими кафедр и научными руководителями ВКР.

На проверку представленного варианта работы научному руководителю предоставляется 14 дней.

Целесообразно степень подготовки ВКР оценивать по следующим составным критериям:

1. Теоретические и методологические вопросы (аспекты) организации учета, аудита, контроля, аналитической работы.

2. Краткая экономическая характеристика предприятия (состояния отрасли).

3. Основная часть.

3.1. Организация бухгалтерского учета (аудита, внутри­хо­зяйственного контроля).

3.2. Анализ производственной, хозяйственно-финан­совой деятельности.

4. Выводы.

По результатам выполнения выпускной квалификационной работы и представления ее к защите руководитель дает отзыв (Приложение).

ВКР подлежат обязательному рецензированию. В рецензии делается вывод о возможности допуска ВКР к защите и указывается, какой, по мнению рецензента, оценки она заслуживает (Приложение).

На основании результатов отзыва научного руководителя, рецензии, содержания и оформления работы заведующий кафедрой принимает решение о допуске работы к защите не позднее, чем за неделю до дня защиты.

Причинами принятия решения о недопуске к защите являются:

- грубые нарушения правил оформления работы;

- нарушение сроков представления работы;

- компилятивный характер работы, высокий процент заимствования. Максимально допустимый процент заимствования из внешних источников – 50%;

- использование в работе средств «защиты» от программы «Антиплагиат»;

- низкое качество ВКР, несоответствие ВКР теме, целям, задачам или утвержденному плану работы.

Студент, как исполнитель ВКР, несет полную ответственность за правильность выполненных расчетов и обоснованность выводов и принятых реше­ний.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Содержание ВКР обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» квалификации «бакалавр» пре­дусматривает:

Введение.

1. Теоретические и методологические аспекты организации учета, аудита, контроля, анализа (применитель­но к постановке темы). Раскрытие содержания положений нормативной базы, регулирующей учет по выбранной теме работы.

2. Организационно-экономическая характеристика хозяйства (краткая экономиче­ская и правовая характеристика предприятия, состояния и развития отрасли).

3. Характеристика и обобщение опыта организации бухгалтерского учета (аналитической работы, контроля). Оценка и пути совершенствования учета, отчетности и контрольно-аналитической рабо­ты.

4. Анализ (аудит, контроль) производственно-финан­со­вой деятельности хозяйства (отдельных подразделений, отраслей).

Заключение по учетной и финансовой политике, аудиту, контролю и анализу.

Список использованных источников.

Приложения.

Объем приложений формируется в зависимости от представляемой наглядно­сти, обоснованности выводов.

Общий объем работы должен быть не более 50–60 страниц машинописного текста, не включая приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее значимость исходя из принятых нормативных актов (кодексов, законов, постановлений Правительства РФ и т.д.), регулирующих экономические взаимоотношения и определяющих учетную, финансовую и налоговую политику, а также вопросы организации аудита и контроля.

Во введении должны быть поставлены цели и задачи выпускной квалификационной работы, указаны теоретическая основа и объект исследования (например, акционерное об­щество, общество с ограниченной ответственностью и т.п.), на материалах которого выполняется работа.

Объекты исследования могут быть расширены, поскольку выпускник должен быть подготовлен к работе в сферах коммерческой предпринимательской деятельности, в бюджетных учреждениях, организациях и научно- производственных объ­единениях.

Выполнение задач, поставленных для решения в ходе выполнения ВКР, должно достигаться на основе применения методов научных ис­следований, которые также должны быть указаны во введении.

Основные методы применяемые в исследовательской работе: монографический, исторический, статистико-эко­номический, экспериментальный, расчетно-конструктив­ный, балансовый и экономико-математический, а также элементы метода бухгалтерского учета.

Методы НИР должны быть освоены студентом на протяжении всего периода обучения.

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе обобщения показателей годовой бухгалтерской и статистической отчетности, примеров производ­ственной деятельности предприятий, исходящих из первичных, накопительных документов, учетных регистров.

Теоретические и методологические аспекты темы излагаются на основе изуче­ния теории, обзора литературы, нормативной базы и предполагают, что дипломник обязан определить вопросы, требующие улучшения разработки теории, увязки ее с практикой, кон­кретными условиями работы предприятий при рыночных отношениях.

В этот раздел ВКР включают вопросы:

1. Сущность и понятия экономических категорий, относящихся к теме.

2. Задачи учета, аудита, контроля, анализа, общие принципы их организации. Систематизация учетных показателей. Система показателей, используемых в анализе, внутрихозяйственном аудите.

3. Оценка имущества, хозяйственных операций, статей баланса.

Проявление противоречий в практике и теории учета позволяет определить пути их устранения. В некоторых случаях решение их требует разработки мероприятий по совершенствованию практики учета, а иногда теоретического обоснования.

При разработке раздела по рассмотрению теоретических и методологических аспектов организации учета, аудита, контроля, анализа (применительно к постановке темы) производится обзор литературы на основе изучения отдельных моно­графий, учебных пособий, статей научно-технических журналов, законодательных актов.

Содержание вопросов должно определять общую направленность квалифика­ционной работы:

- обзору подвергаются только монографии и статьи, имеющие отношение к теме;

- к обзору привлекаются источники, имеющие значение для разработки темы или основных ее вопросов;

- в обзор включают только тот текст из прочитанного источника, который обос­новывает и подтверждает собственную точку зрения или является примером непра­вильного принятия решений, методических приемов в практике организации бух­галтерского учета, финансовой и аналитической работы специалиста;

- обзор литературы следует строить примерно в той же последовательности, в которой поставлены вопросы основной части выпускной квалификационной ра­боты.

Например:

- обзор литературы по обоснованию экономического содержания объекта бух­галтерского учета и аудита;

- обзор литературы по организации первичного учета;

- обзор литературы по построению аналитического и синтетического учета;

- обзор литературы по методике исчисления себестоимости продукции, работ и услуг;

- обзор предложений специалистов и научных работников данной отрасли зна­нии по совершенствованию организации учета, аудита или аналитической работы.

Целесообразно в обзоре литературы обобщать различные точки зрения авторов по одному и тому же вопросу. Для усиления отдельных положений разрешается дословное приведение текста из литературного источника с обязательной ссылкой на него.

Вывод, сделанный из обзора литературы, должен дать краткий анализ сложив­шейся системы знаний по теме, содержать собственное отношение автора к реше­нию изучаемой проблемы. При этом должны быть определены недостатки и пре­имущества предложений по их применению в практической профессиональной деятельности. Иногда студенту удается достигнуть решения поставленных проблем в теоретическом плане. Примерный перечень вопросов, раскрывающих теоретическое и методическое обоснование, экономическое содержание объекта бухгалтерского учета, аудита и контроля, финансовой и аналитической работы представлен в табл. 2.

Таблица 2

Темы ВКР Постановка вопросов к разделу
Организация бухгалтерского учета 1. Общие принципы организации бухгалтерского учета. 1.1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета. 1.2. Использование положения о бухгалтерском учете и отчет­ности для выбора формы и методов бухгалтерского учета. (Прогрессивные формы и методы бухгалтерского учета). 1.3. Влияние производственных факторов на организацию бухгал­терского учета. 2. Многоуровневая система документов, регулирующих и регламен­тирующих организацию бухгалтерского учета. 2.1. Законодательные акты. 2.2. Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. 2.3. Инструкции, положения и указания, рекомендации.

Продолжение табл. 2

Организация учета и его роль в информационном обеспечении системы управления производством 1. Теоретические и методологические основы организации первичного учета. 1.1. Понятие первичного учета и его функции. 1.2. Значение первичного учета для единой системы хозяйственного учета. (Взаимосвязь с каждым видом учета). 1.3. Документ и документиро­вание как составные элементы учетного процесса.
Организация управленческого финансового учета 1.Теоретические и методологические основы формирования системы бухгалтерского учета. 1.1. Принципы формирования учетной информации в управлен­ческом и финансовом учете. 1.2. Содержание управленческого учета. 1.3. Содержание финансового учета. 1.4.Система документов, регули­рующих и регламентирующих учет.
Учет денежных средств 1. Теоретические и методологи­ческие основы денежных средств. 1.1. Экономическое значение денег для организации кругообо­рота средств (функции денег). 1.2. Порядок ведения кассовых операций. 1.3.Безналичные формы расчетов. 1.4. Оценка операций в иностранной валюте.
Учет заемных средств 1. Экономическое содержание банковских кредитов и займов. 1.1. Содержание операций по привлечению кредитов банка. 1.2. Содержание операций по привлечению займов. 1.3. Задачи и объекты учета заемных средств.
Учет готовой продукции, производственных запасов 1. Теоретические и методологические вопросы учета материаль­ных оборотных средств. 1.1. Классификация товарно-материаль­ных ценностей (готовой продукции) и ее влияние на организацию складского учета.

Продолжение табл. 2

  1.2. Учетная политика предпри­ятия в выборе метода оценки товарно-материальных ценностей. 1.3. Порядок изменения оценки материальных ценностей.
Учет долгосрочных финансовых вложений 1. Экономическое содержание долгосрочных инвестиций. 1.1. Состав долгосрочных инвестиций. 1.2. Определение договорной стоимости объектов строительст­ва. Оценка инвентарных объектов. 1.3. Задачи учета.
Учет труда и его оплаты 1. Теоретические и методологические основы учета труда и его оплаты. 1.1. Система и формы оплаты труда. 1.2. Формирование фонда оплаты труда и потребления. 1.3. Признаки группировки оплаты труда в аналитическом учете.
Учет затрат и методика их включения в себестоимость продукции 1. Экономическое содержание издержек производства и общие принципы их учета. 1.1. Состав издержек производст­ва и их экономическая сущность. 1.2. Классификация затрат и способы их включения в себе­стоимость продукции. 1.3. Влияние технологических процессов на организацию учета затрат.
Учет затрат и методика исчисления себестоимости продукции 1. Себестоимость как экономическая категория продукции. 1.1. Себестоимость как форма денежного выражения издержек производства. 1.2. Основные принципы классифи­кации затрат и практика их формирования. 1.3. Принципы учета затрат и исчисления себестоимости продукции.
Учет затрат и выхода продукции основных и промышленных производств 1. Методологические основы и задачи бухгалтерского учета в производствах. 1.1. Общие принципы и объекты бухгалтерского учета затрат. 1.2. Статьи учета затрат. 1.3. Оценка статей затрат.
Учет продаж 1. Экономическое содержание процесса продаж. 1.1. Содержание хозяйственных операций по продажам. 1.2. Экономические условия продаж продукции.

Продолжение табл. 2

  1.3. Содержание финансового результата от продажи продукции (работ и услуг).
Учет основных средств 1. Экономическое содержание и классификация основных средств. 1.1. Определение инвентарного объекта и задачи учета основных средств. 1.2. Методы оценки основных средств. 1.3. Состав и классификация основных средств и их значение для организации учета.
Учет и методика распределения расходов по организации производства и управлению 1. Экономическое содержание расходов по организации производства и управлению. 1.1. Состав расходов по органи­зации производства. 1.2. Состав общехозяйственных расходов. 1.3. Методика включения расходов в себестоимость продукции.
Учет использования прибыли и финансовых вложений 1.Экономическое содержание финансовых результатов. 1.1. Финансовый результат и балансовая прибыль. 1.2. Порядок распределения прибы­ли предприятия. 1.3. Состав и источники долгосроч­ных финансовых вложений.
Учет фондов и резервов 1.Экономическое содержание фондов и резервов. 1.1. Понятие о фондах и резервах. 1.2. Порядок образования и использования фондов и резервов.
Закрытие операционных счетов 1. Теоретические и методологические основы закрытия счетов бухгалтерского учета. 1.1. Понятие о закрытии счетов бухгалтерского учета. Способы закрытия счетов. 1.2. Последовательность закрытия счетов бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность и ее использование в аналитической работе 1. Бухгалтерская отчетность и ее значение для пользователей учетной информации. 1.1. Понятие и состав бухгалтер­ской отчетности. 1.2. Правила оценки статей отчетности. 1.3. Значение бухгалтерской отчетности. 1.4. Международные стандарты по учету и отчетности. 1.5. Первичные документы – основа составления отчетности.

Раздел ВКР «Теоретические и методологические основы учета…» следует завершить нормативными материалами, регулирующими учет по выбранной теме работы. Данный подраздел можно обозначить – «Нормативные акты, регулирующие учет по теме выпускной квалификационной работы».

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России пре­дусматривает документы четырех уровней, которые следует указывать в списке использованных источников:

I. Кодексы, законы и нормативные акты Правительства РФ.

II. Положения по бухгалтерскому учету.

III. Методологические указания и рекомендации отраслевых министерств и ведомств.

IV. Внутренние нормативные акты организации (положение об учетной политике и др.).

При изложении этого раздела следует руководствоваться текстовым со­держанием отдельных пунктов (статей) законов, положений и рекомендаций, имеющих отношение к теме работы.

Закон рассматривается как нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, и обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.).

Вопросы правового обеспечения ставятся к каждой теме ВКР и предусматривают своей целью:

- определить нормативную базу, регулирующую отношение к собственности, для различных форм собственности, для различных форм внутрихозяйственных отношений по вопросам использования продукции, работ и услуг; аренды основ­ных производственных фондов и земли;

- дать характеристику применению действующего законодательства для образо­вания различных формирований; для определения порядка распределения прибыли; для пополнения источников формирования капитала и создания резер­вов;

- определить нормативную базу, регулирующую списание или возмещение не­достач и потерь от порчи ценностей, брака в производстве.

Примерный перечень вопросов, позволяющих определить принадлежность во­просов правового обеспечения деятельности предприятий.

1. Правила ведения кассовых операций.

2. Нормативные акты, регулирующие учет денежных средств.

3. Правовое регулирование расчетных и кредитных отношений.

4. Нормативные акты, регулирующие учет расчетов с персоналом по оплате труда.

5. Нормативные акты, регулирующие учет основных средств (нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности, вложений во внеоборотные активы).

6. Правовые документы, регулирующие образование и использование производст­венных запасов, готовой продукции.

7. Правовое регулирование взаимоотношений по имущественному и личному страхованию.

8. Нормативные акты, регулирующие учет расчетов по налогам и сборам.

9. Нормативные акты, регулирующие учет расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами.

10. Правовое обеспечение сохранности и использования товарно-материальных ценностей.

11. Правовые документы, регулирующие условия аренды основных средств.

12. Правовые документы, регулирующие формирование и пополнение капитала предприятия и финансовых резервов.

Постановка вопросов к теме должна обеспечивать взаимосвязь нормативной базы с результатами хозяйственной и финансовой деятельности.

По вопросам «Организационно-экономическая характеристика хозяйства» или «Краткая экономическая характеристика хозяйства» табличный материал и содер­жание подаются по следующей примерной схеме:

1. Характеристика организационно-правового статуса предприятия и его влияние на организацию бухгалтерского учета.

2. Специализация и размер организации, обеспеченность производственными средствами и трудовыми ресурсами, показатели производства и реализации продукции.

3. Оценка финансового состояния предприятия.

4. Организация бухгалтерского учета и учетная политика предприятия.

Целесообразно характеристику объекта исследования приводить на основе аналитических показателей для экспресс-анализа.

Перечень экономических показателей экспресс-анализа и содержание вопросов, относящихся к разделу «Организационно-экономическая характеристика предприятия».

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.1. Оценка экономического потенциала.

2.1.1. Наличие трудовых ресурсов и показатели обеспеченности рабочей силой.

2.1.2. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. Коэффици­ент износа. Общая сумма хозяйственных средств.

2.1.3. Показатели фондовооруженности и фондообеспеченности.

2.2. Оценка финансового положения (величина собственных средств и их доля в общей сумме источников, обеспечен­ность предприятия оборотными средствами, доля собственных оборотных средств в общей сумме, доля долгосрочных займов в общей сумме источников, коэффици­ент покрытия запасов, оценка финансовой устойчивости).

2.3. Анализ и результативность финансово-хозяйст­вен­ной деятельности.

2.3.1. Оценка рентабельности основной деятельности, окупаемых затрат.

2.3.2. Сравнительная оценка динамичности развития.

Сравнительные темпы роста, прибыли, выручки, авансированного контроля, оборачиваемость активов (оборотных средств).

2.3.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала, рента­бельность авансированного и собственного капитала. Оценка деловой актив­ности.

Показатели экспресс-анализа могут быть взяты для экономической характери­стики реформированного или подлежащего реформированию предприятия с использованием отчетных данных за небольшой промежуток времени с указанием промежуточных интервалов во времени (кварталам года).

Отдельно в ВКР можно раскрыть вопрос «Организация бухгалтерского учета и учетная политика предприятия», так как включение его в содер­жание позволит осуществить переход изложения теории и методологии к освеще­нию практического опыта.

В этом вопросе излагается сложившаяся схема организации учета, финансовой работы и контроля аналитической работы. В подпункте «Организация бухгалтерского учета и учетная политика предприятия» следует раскрывать технологию бухгалтерской обработки первичных документов, последовательность ведения записей в учетные регистры, установить общую схему учета, охарактеризовать выбранные предприятием варианты учета применительно к теме выпускной квалификационной работы.

Основная часть ВКР должна быть определена в полном соответствии с названием темы.

В части «Организация бухгалтерского учета» содержание должно дать обобщение практического опыта с изложением выводов по его оценке в следующей последо­вательности, например:

1. Первичный и сводный учет.

2. Аналитический и синтетический учет.

3. Исчисление себестоимости продукции.

4. Закрытие бухгалтерских счетов.

5. Порядок составления форм бухгалтерской отчетности, раскрывающих информацию по теме работы.

6. Критическая оценка состояния организации бухгалтерского учета.

7. Совершенствование учета и методики исчисления себестоимости продукции.

В работе на примере предприятия раскрывается организация первичного и сводного учета. Допускается описание форм документов и их характеристика, если это позволяет установить отдельные недостатки в их построении, необходи­мость их унификации и совершенствования.

Аналитический учет требует изложения перечня, детализации статей затрат, объектов бухгалтерского учета и калькуляции.

Хозяйственные операции приводятся в работе с указанием периода времени, документальной основы и стоимостной оценки. После этого приводят и коррес­понденцию счетов.

Рассматривается порядок составления регистров аналитического и синтетического учета, форм бухгалтерской отчетности, содержащих информацию, касающуюся теме ВКР.

Вопросы исчисления себестоимости продукции и закрытия счетов обычно отно­сят к темам по учету затрат и выхода продукции. Порядок и опыт закрытия счетов показывают на основе расчетов по исчисле­нию себестоимости продукции и бухгалтерских справок на списание калькуляцион­ных разниц.

Разработка вопроса «Критическая оценка состояния организации бухгалтерского учета» предполагает рассмотрение положительных и отрицательных моментов в постановке учета по теме ВКР. Оценку следует производить примерно в той же последовательности, в которой выполнен вопрос, касающийся обобщения практического опыта по теме на примере предприятия. Начинать критическую оценку следует с анализа положений учетной политики по вопросам темы работы, их соблюдения работниками учетной службы, затем произвести оценку организации первичного, сводного, аналитического и синтетического учета, методов учета затрат, исчисления себестоимости. В завершении сделать выводы о качестве составления бухгалтерской отчетности по теме работы.

Заключительным вопросом для раздела или самостоятельным может быть во­прос «Совершенствование учета». Путем сопоставления знаний практики и тре­бований нормативных документов представляется возможность устранить недос­татки в учете и определить направления его развития или совершенствования. На основе выполненного обзора литературы необходимо взять предложения от­дельных авторов, усилить их теоретическое обоснование, показать преимущества и возможности повышения аналитических качеств учета. В целях совершенствования учета могут быть определены условия для внедре­ния намечаемых мероприятий и предложений. Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета должны обосновы­ваться преимуществом форм учета, повышением аналитических качеств учета, снижением трудоемкости учетного процесса.

Вопросы экономического анализа могут быть сведены к организации аналити­ческой работы или оперативного контроля.

Выводы и предложения, относящиеся к разделу по аналитической работе и кон­тролю, должны быть сведены к разработке рекомендаций, комплекса мероприятий, выполнение которых позволит повысить эффективность производства, выявить резервы экономии материальных ресурсов.

Выпускные квалификационные работы, составной частью которых является организация аудита, внутреннего контроля, предусматривают рассмотрение вопросов по следующей схеме:

1. Организация проведения аудиторских проверок, внутреннего контроля по теме ВКР.

2. Документальное оформление проведенных проверок.

3. Порядок отражения результатов аудита и контроля в бухгалтерском учете.

4. Рекомендации по совершенствованию аудита и внутреннего контроля.

Рекомендации, относящиеся к разделу по организации аудита и кон­троля, должны быть сведены к разработке комплекса мероприятий, выполнение которых позволит повысить эффективность контроля, улучшить качество учетной информации.

Выводы и предложения по основным разделам ВКР должны сле­довать из ее содержания. Необходимо после изложения каждого вопроса сформу­лировать вывод.

Предложения по совершенствованию учета (контроля, аудита) должны исходить из содержания вопроса «Совершенствование учета (контроля, аудита)».

Приложения являются продолжением ВКР и располагаются в по­рядке упоминания о них в тексте. В них включают:

- положение об учетной политике организации;

- образцы форм первичной, сводной документации, регистров аналитического и синтетического учета;

- таблицы промежуточных или вспомогательных расчетов;

- выписки из инструкции и методических рекомендаций, использованные для расчетов и обоснований;

- описание алгоритмов и программ для решения задач на ЭВМ;

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основные методы исследования используются студентом при изучении поставленной проблемы (темы), рассматриваемой в ВКР.

Организация исследовательской работы в рамках учебного процесса преследует цель – представить полную изученность вопроса, темы и обосновать причины возникновения нерешенных вопросов с позиций современных требований экономики.

Основные составные элементы учебной исследовательской работы с научной литературой включают:

1. Составление списка использованных источников, предлагаемых для использования автором при изучении темы, проблемного вопроса.

2. Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ, относящихся к теме.

3. Конспектирование – детальное изложение основных положений и концептуальных идей научных работ, статей.

4. Аннотирование – краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников или содержания своей выполненной письменной работы.

5. Цитирование – дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте работы фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках. Включенную в текст цитату следует оформить с обязательной ссылкой на мнение автора и источник, из которого производится цитирование. В исследовании можно использовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Цитирование автора по изученным источникам делается только по его произведениям. Только в случае, когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого же автора, не опубликованной в какой-либо другом издании, следует сделать библиографическую ссылку на источник словами: «Цит. по:…..».

При работе с литературой целесообразно вести библиографические карточки, которые образуют собственную картотеку к теме исследования. Наличие картотеки облегчает и ускоряет дальнейшую работу с первоисточниками и составление библиографического списка литературы.

Указанный в использованном библиографическом списке источник хотя бы один раз должен быть назван в тексте, то есть любой источник, на который автор ссылается в тексте работы, должен быть вынесен в библиографический список.

Существуют различные способы связи текста работы с описанием источника, чаще всего используют обращение к порядковому номеру источника, указанного в библиографическом списке. В основном тексте этот номер, а если есть указание на страницу, то и страница, указываются в конце соответствующего предложения (абзаца) и располагаются в сносочном аппарате.

Общие требования к оформлению выпускных квалификационных работ.

ВКР относятся к текстовым документам, которые в свою очередь подразделяются на документы, содержащие:

- сплошной текст (инструкции, пояснительные записки, расчеты и т.п.);

- текст, разбитый на графы (таблицы, ведомости и т.п.)

Текст печатается на принтере ПЭВМ (компьютерный шрифт Times New Roman – 14, интервал 1,5 для основного текста, Times New Roman – 12, интервал 1,0 – для сносок) на одной стороне стандартного листа формата А-4. Параметры страницы: 170 х 252 мм (отступ слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 25 мм).

Текст письменной работы при необходимости разделяют на разделы и подразделы.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей письменной работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:

1. Теоретические и методологические основы.

2. Экономические показатели работы хозяйствующего субъекта.

3. Учет затрат на производство продукции.

3.1. Первичные документы по учету затрат

3.1.1. Первичные документы по учету труда и его оплата

3.1.2. Первичные документы по учету затрат материальных ресурсов

3.1.3. Первичный учет работ и услуг вспомогательных производств

3.2. Организация синтетического и аналитического учета

3.2.1 Система сводного и аналитического учета затрат

3.2.2. Порядок включения расходов по организации производства и управлению в себестоимость основной продукции

3.2.3. Методика исчисления себестоимости продукции.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а) ____________

б) ____________

1)______________

2)______________

в) ____________

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратно отражать содержание разделов, подразделов, отделяются от основного текста пробелом в 2–3 интервала сверху и снизу. Если заголовки стоят в начале страницы, то отделяются от основного текста пробелом в 2–3 интервала снизу.

Заголовок набирается полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголов

Наши рекомендации