Синтетический учет поступления объектов основных средств: при строительстве; при внесении учредителями в счет их вклада в уставный фонд; при безвозмездном получении.

Строительство ОС хозяйственным способом

1)Отражена фактическая ст-ть затрат по строительству: Д-08 К-70,69,76,10,23,02;

2)По окончании строительства объект введен в эксплуатацию: Д-01 К-08

Строительство ОС подрядным способом

1)На основании счета подрядчика принята к учету стоимость фактических затрат на строительство ОС: Д-08 К-60

2)Принят к учету «входной» НДС от суммы фактических затрат на строительство ОС: Д-18.1 К-60

3)Оплачен счет подрядчика за выполнение работы по строительству: Д-60 К-51

4)Введен в эксплуатацию объект строительства: Д-01 К-08

5)Произведен зачет или вычет НДС по строительству ОС в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию: Д-68 К-18.1

Поступлении за счет взносов учредителей

1)Взнос учредителей в устав. Капитал: Д-75 К-80

2)Прин. к уч. ОС внес. учр-ми по оценоч. ст-ти: Д-08 К-75

3)ОС введ. в экспл. по первонач. ст-ти : Д-01 К-08

При безвозмездном поступлении от сторонних организ.

1)Получены безвозмездно ОС по рыночной цене: Д-08 К-98

2)Введен в эксплуатацию ОС: Д-01 К-08

3)В месяце следующем за месяцем ввода в эксплуатацию начислена амортизация: Д-20 К-02 и/или Д-23 К-02

4)Одновременно с начисленной амортизацией осуществляется списание части доходов будущих периодов (98) на счет 91: Д-98 К-91.

18. Причины, документальное оформление и учет выбытия объектов основных средств при их ликвидации и безвозмездной передаче.

Под выбытием основных средств следует понимать списание их стоимости с баланса организации (т.е. перемещение объекта ОС не относится к выбытию).

Чаще всего основные средства выбывают по следующим причинам:

– при реализации;

– при безвозмездной передаче их другим организациям и лицам;

– при частичной и полной ликвидации;

– при недостачах, выявленных инвентаризацией и др.

Списание ОС в связи с их выбытием по причине полного износа, непригодности к дальнейшей эксплуатации, а также аварий, крушений и др. считается ликвидацией ОС.

Для определения целесообразности и эффективности дальнейшего исп-ия ОС, а также для оформления док-ии на списание пришедших в негодность объектов, в орг-ии может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав кот. входят соответ. должностные лица, в том числе глав. бух-р (бух-р) и лица, на кот. возложена ответственность за сохранность ОС.

В компетенцию комиссии входят:

– осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической док-ии, а также данных б/у, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему исп-ию;

– установление причин списания объекта;

– выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов ОС из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответст-ти, установленной действующим законодат-вом;

– осущ-е контроля за изъятием из списываемых объектов ОС цветных металлов и драг. материалов, определением их количества, веса;

– составление соответст. актов на списание объектов.

Рез-ты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. В акте приводятся данные, характер-е объект (дата принятия объекта к б/у, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, СПИ, первонач. ст-ть и сумма начисленной амор-ции по данным б/у, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообраз-ти исп-ия и невозможности восстановления, состояние основн частей, деталей, узлов, конструктивн эл-тов). Акт утверждается руковод-лем орг-ии.

Бухгалтерия орг-ии на основании оформленного акта на списание основных средств или акта на списание автотранспортных средств производит отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке (инвентарной книге).

При безвозмездной передаче на передаваемый объект составляется акт приема-передачи объектов ОС, к которому прилагаются паспорт и другие сопроводительные док-ты на него. Акт сост-ся в кол-ве не менее двух экземплярах.

В акте, наряду с постоянными реквизитами из аналитического учета, характеризующими передаваемый объект, указываются первонач. ст-ть и, если объект находится в эксплуатации, сумма начисленной ам-ции по данным б/у и др.

Одновременно с актом в двух экземплярах выписывается извещение, служащее контрольным док-том.

Бухгалтерия передающей стороны списывает ОС и сумму амортизации со своего баланса, после получения от принимающей стороны извещения об оприходовании объекта.

На основании акта о приеме-передаче объектов основных средств бух-рия организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.

19. Документальное оформление и учет выбытия объектов основных средств при их ликвидации и безвозмездной передаче.

Под выбытием основных средств следует понимать списание их стоимости с баланса организации (т.е. перемещение объекта ОС не относится к выбытию).

Чаще всего основные средства выбывают по следующим причинам:

– при реализации;

– при безвозмездной передаче их другим организациям и лицам;

– при частичной и полной ликвидации;

– при недостачах, выявленных инвентаризацией и др.

Списание ОС в связи с их выбытием по причине полного износа, непригодности к дальнейшей эксплуатации, а также аварий, крушений и др. считается ликвидацией ОС.

Для определения целесообразности и эффективности дальнейшего исп-ия ОС, а также для оформления док-ии на списание пришедших в негодность объектов, в орг-ии может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав кот. входят соответ. должностные лица, в том числе глав. бух-р (бух-р) и лица, на кот. возложена ответственность за сохранность ОС.

В компетенцию комиссии входят:

– осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической док-ии, а также данных б/у, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему исп-ию;

– установление причин списания объекта;

– выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов ОС из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответст-ти, установленной действующим законодат-вом;

– осущ-е контроля за изъятием из списываемых объектов ОС цветных металлов и драг. материалов, определением их количества, веса;

– составление соответст. актов на списание объектов.

Рез-ты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. В акте приводятся данные, характер-е объект (дата принятия объекта к б/у, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, СПИ, первонач. ст-ть и сумма начисленной амортизации по данным б/у, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности исп-ия и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных эл-тов). Акт утверждается рук-лем орг-ии.

Бухгалтерия орг-ии на основании оформленного акта на списание основных средств или акта на списание автотранспортных средств производит отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке (инвентарной книге).

При безвозмездной передаче на передаваемый объект составляется акт приема-передачи объектов основных средств, к которому прилагаются паспорт и другие сопроводительные док-ты на него. Акт сост-ся в кол-ве не менее двух экземплярах.

В акте, наряду с постоянными реквизитами из аналитич учета, характеризующими передаваемый объект, указываются первонач. ст-ть и, если объект находится в эксплуатации, сумма начисленной амортизации по данным б/у и др.

Одновременно с актом в двух экземплярах выписывается извещение, служащее контрольным док-том.

Бухгалтерия передающей стороны списывает ОС и сумму амортизации со своего баланса, после получения от принимающей стороны извещения об оприходовании объекта.

На основании акта о приеме-передаче объектов ОС бухгалтерия организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.


20. Документальное оформление и учет выбытия объектов основных средств при их реализации, при наступлении чрезвычайных ситуаций.

Реализацию объектов ОС производят в устан. порядке.

МОЛ, в подотчете кот. объект ОС находится, выписывает товарно-транспортную накладную ТТН-1, если отпуск (перемещение) объекта ОС осущ-ся с участием автомобильного транспорта, либо товарную накладную на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется без участия автомобильных транспортных средств (почтой или нарочным), получив от представителя покупателя доверенность на право совершения этой операции.

В товарно-транспортной накладной в бух.и указывают необходимые данные по объекту (первонач. или восстан. ст-ть, начисленную за время эксплуатации амортизацию, отпускную цену и др.).

Накладные не предназначены для учета движения объектов ОС, а служат основанием для расчетов за их перевозку, учета выполненной транспортной работы и расчетов по налогу на добавленную стоимость.

В орг-ях реализацию оформляют актом приема-передачи объектов ОС, на основании которого продавец списывает объект, составляет расчетный док-т, предъявляемый в банк для получения платежа от покупателя. Сумму, на кот. выписывается расчетный док-т, определяют исходя из договорной ст-ти.

Когда орг-ия не может найти покупателя на реализуемый объект, оно может передать его другой организации или лицу безвозмездно.

В этом, как и при реализации объектов основных средств, с получателем оговариваются условия передачи, после чего она совершается и оформляется документально.

1)договор купли-продажи 2)инв.карточка 3)акт приёма-передачи 4)ТТН 5)счёт-фактура

Если же объект ОС пришел в негодность и реализовать его или передать безвозмездно другой орг-ии или лицу для дальнейшего исп-ия невозможно, он подлежит списанию. Организации имеют право списывать с баланса здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, входящее в категорию основных средств, если они изношены или морально устарели.

Стих. бедствия:

1)Подтверждение МЧС. Акт о непригодности

2)Акт о списании

3)Отметка в инв. карточке

4)сумма ущерба, акт об оприход-ии годных остатков


Наши рекомендации