Порядок начисления и учет амортизации объектов ОС.
Объекты начисления амортизации – числящиеся в БУ организации ОС (кроме числящихся на забалансовых счетах), используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности, а также объекты, предоставленные организацией в аренду или лизинг с целью получения дохода.
К амортизируемым ОС относятся:1. Имущество, относимое к ОС при соблюдении усл-й признания объектов в качестве ОС.2. Капитальные затраты арендатора в неотделимые улучшения, полученного в аренду имущества (если оно не возмещается арендодателем или лизингополучателем).3. Затраты лизингополуч-ля по доставке, установке, монтажу получ-го в лизинг имущества.
Объектами начисления амортизации не является:
Библиотечные фонды; сценическо-постанов. средства и оборудования; фильмофонды; музейные и художественные ценности; земельные участки; ОС гос-х организаций, находящиеся за границей; здания и сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включ-ми в гос. список историко-культурных ценностей РБ (за исключ. зданий и сооружений, используемых организацией в предпринимат. деят-ти, кроме зданий и сооружений, чисящихся на балансе бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры); организации, осущ-е сельскохозяйственную деят-ть в праве не включать состав амортизируемых средств животных основного стада (кроме рабочего скота).
Начисление амортизации:
1. В организациях осуществляется ежемесячно до полного перенесения стоимости объекта на готовую продукцию или до его выбытия
2. В бюджетных организациях амортизация начисляется один раз в конце года
3. В сезонном производстве амортизация начисляется в течение периода эксплуатации данных объектов в календарном году
Начисление амортизации линейным и нелинейным способами производится по вновь введенному в эксплуатацию объекту с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию, а производительным способом начинается с даты их ввода в эксплуатацию.
Начисление амортизации не производится:
1. При модернизации, реконструкции, технич. диагностирования с полной остановкой объекта.
2.При консервации объектов в соответствии с законодательством
3.По объектам, полученным организацией в собственность вследствие погашения обязательств должником, неиспользуемым их в предпринимательской деятельности и предназначенным для отчуждения - в теч. 12 мес., начиная с месяца их принятия на учет в качестве ОС.
4.По невведенным в эксплуатацию объектам гос-го и мобилизационного резерва, созданного для ликвидации последствий чрезвыч ситуаций и объектам, предназначен для хранения, утилизации военной и спец. техники.
Для начисления амортизации ОС применяется контрактивный счет 02, который обладает признаками пассивного счета, т.е. начисление амортизации – по кредиту счета 02, а списание – по дебету счета 02.
14. Источники финансирования, документальное оформление поступления объектов основных средств.
Источники финансирования:
· прибыль предприятия – основной собственный источник
· фонд накопления, созданный за счет прибыли
· заемные источники – кредиты банка и займы предприятий
· средства долевого участия в строительстве
· средства внебюджетных фондов
Документальное оформление
Прием в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этих целей приказом или распоряжением руководителя организации. В их состав включают главного механика, специалиста по строительству, представителя техотдела, инженера по технике безопасности, начальника цеха или отдела, которому сдается в эксплуатацию объект основных средств, бухгалтера.
На принятые в эксплуатацию объекты комиссия оформляет «Акт приема-передачи объектов основных средств» как минимум в двух экземплярах.
В этом документе указывается подробная характеристика объекта, источник приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, заключение комиссии. Указывается также, кто принял и кто сдал объект, сведения для начисления амортизации по нему.
Акт составляется на каждый отдельный объект основных средств. При приеме группы инвентарных объектов, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и принимаются одновременно, составляется общий акт о приеме-передаче групп объектов основных средств.
К акту приема-передачи объектов основных средств прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к принимаемым объектам (паспорта, спецификации, комплектовочная ведомость и др.). Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю организации, а затем в бухгалтерию для составления инвентарной карточки.
При оформлении внутреннего перемещения основных средств составляется «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» в двух экземплярах работником подразделения-сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у подразделения-сдатчика.
На наиболее крупные объекты основных средств составляются паспорта, в которых дается технико-экономическая характеристика объекта основных средств, указываются дата ввода их в действие, дата и стоимость произведенных ремонтов, срок полезного использования или нормативный срок службы, причины выбытия и другие данные.