Продажи дорогостоящего товара
МАРКЕТИНГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рисунок 1.2. Пассивное ограничение по заимствованию
2) активное ограничение по заимствованию - ситуация, когда ограничение по заимствованию влияет на выбор потребителя (рис. 1.3). Потребитель решает прибегнуть к заимствованию средств и выбирает точку D на бюджетной линии. Но поскольку заимствование невозможно, так как используется весь доход второго периода, лучшим доступным вариантом для него становится точка Е.
Рисунок 1.3. Активное ограничение по заимствованию
Анализ ограничения по заимствованию дает возможность заключить, что имеются два варианта потребления. Для некоторых потребителей ограничение по заимствованию не играет роли, а для тех потребителей, которые хотели бы занять средства, но не могут это сделать, размер потребления зависит от уровня их текущего дохода.
За основу своей модели И.Фишер взял паретовскую шкалу предпочтений. Карта безразличия в этом случае показывает те варианты потребления в первом и втором периодах, которые имеют в глазах индивида равную полезность. Потребитель предпочитает большее потребление меньшему, а значит и более высокие кривые безразличия низким. Однако бюджетное ограничение требует, чтобы потребитель оказался на или ниже линии бюджетного ограничения, так как показывает все средства, которыми располагает индивид. Точки же на кривых безразличия, лежащие ниже линии бюджетного ограничения потребитель отвергает, так как при его объеме дохода он может претендовать на более высокую полезность, и это будет действительно оптимальным.
Выше было рассмотрено, как потребитель осуществлял свой выбор из двух товаров в какой–то определенный момент времени. И. Фишера интересовало потребительское поведение на протяжении достаточно длительного временного интервала. Он увидел, что в долгосрочной перспективе при выборе вариантов потребления индивид сталкивается с межвременным выбором: ему приходится соотносить свое сегодняшнее потребление с финансовыми возможностями будущего, то есть увеличивая потребления сегодня, он будет вынужден сократить его в будущем, и наоборот. Потребитель же заинтересован, в конечном итоге, получить наилучшее из возможных сочетаний потребления в этих периодах. На графике (рис. 1.4) это соответствовало бы наивысшей кривой безразличия U5.
Однако бюджетное ограничение требует, чтобы потребитель оказался на бюджетной линии (лучший вариант) или ниже ее (худший вариант), потому что эта линия показывает все средства, которыми он располагает. Кроме того, оптимальный вариант потребления индивида должен учитывать и ограничение по заимствованию. То есть на графике он должен находиться не ниже точки, соответствующей ограничению по ликвидности, в противном случае потребление индивида превысит доход, и он не сможет расплатиться со своими долгами. Наивысшая кривая безразличия, которой индивид может достичь, не выходя за рамки бюджетного ограничения и ограничения по ликвидности, это касательная U3.Точка О – это оптимум, то есть наилучшее сочетание потребления в первом и втором периодах, доступное при данном уровне потребления. Таким образом, оптимальным для индивида будет такой вариант, который будет иметь определенную полезность и одновременно отвечать условиям бюджетного ограничения.
Рисунок 1.4. Оптимум потребителя
Одним из частных случаев принятия экономического решения в условиях межвременного ограничения является концепция приобретения дорогостоящих товаров в кредит, впервые предложенная автором. В качестве примера в работе «Моделирование спроса дорогостоящих товаров длительного пользования в условиях инфляции», где ею рассматривается деятельность строительного предприятия, производящего квартиры в новых домах и продающего их на рынке жилья [Моделирование спроса на дорогостоящий товар длительного пользования в условиях инфляции ].
Автор акцентирует внимание на том, что в концепции приобретения товаров в кредит по аналогии с моделью, предложенной И. Фишером, также можно разграничить два периода: первый – период накопления первоначального взноса за приобретаемое жилье, второй – период погашения оставшейся суммы и кредитных взносов. Тогда, в первом периоде сбережения S, представляющие собой первоначальный взнос за квартиру, составят , или
(1.11)
где Ркв – стоимость квартиры; k – часть стоимости квартиры, которая подлежит уплате в виде первоначального взноса; r – реальная ставка процента.
Остаток суммы, подлежащей оплате за квартиру можно представить в виде выражения:
, (1.12)
где – оставшаяся часть стоимости квартиры, которая подлежит выплате во втором периоде.
Бюджетное ограничение строится в границах плоскости координатных осей «потребление в первом периоде» (С1) и «потребление во втором периоде» (С2) и представляет собой бюджетную линию. Однако, такое построение бюджетной линии не учитывает, что на приобретение квартиры люди тратят не весь свой совокупный доход, а лишь свободные денежные средства. То есть финансовые возможности потребителя буду завышены по сравнению с реальными на величину денежных средств, необходимых для его существования.
В целях дальнейшего построения модели вводится ограничение по заимствованию, которое применительно к реализации квартир в кредит выполняется при условии
. (1.13)
Одним из главных отличий модели профессора Р. Левиной является то, что особое внимание уделяется влиянию инфляционных процессов. Инфляция вносит изменения в бюджетные ограничения и принципиально изменяет характер бюджетной линии, так как стоимость квартиры Ркв зависит от инфляции. Поэтому за первый период накопления первоначального взноса покупатель вынужден собирать требуемую сумму с учетом инфляции, то есть
, (1.14)
где α– темп инфляции в течение первого периода.
Поскольку длительность периода кредитных выплат больше длительности накопления первоначального взноса, темп роста инфляции в конце второго периода будет отличаться от темпа роста инфляции в конце первого периода. Рассматривая предельный случай, в котором темпы роста доходов в первом и во втором периодах одинаковы и равны темпам инфляции, профессор Р.С. Левина доказывает, что потребление С1 в первом периоде составит
. (1.15)
Потребление С2 во втором периоде будет:
, (1.16)
где М2 – мультипликатор накопления кредитных выплат во втором периоде; Ri/n – длительность второго периода по отношению к первому, то есть количество временных промежутков, каждый из которых составляет элементарный временной промежуток первого периода.
Сложив выражения (2.15) и (2.16), получают уравнение бюджетной линии в условиях инфляции применительно к приобретению жилья в кредит. На основании этого выражения Р. Левина делает вывод, что бюджетная линия с учетом инфляции в первом и втором периодах представляет собой кривую, вогнутую к началу координат.
Также как и И. Фишер, в своей работе Р. Левина для выражения предпочтений потребителя использует карту кривых безразличия, после чего переходит к задаче выбора оптимального варианта приобретения жилья в кредит. Графически такой вариант будет представлять собой точку касания кривой безразличия и бюджетной линии, если эта точка расположена в пределах ограничения по заимствованию.
Проанализировав основные положения модели межвременного выбора И. Фишера можно сделать вывод, что именно эта модель больше всего подходит для разработки механизма реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, так как имеет явное преимущество по сравнению с рассмотренными выше. Преимущество заключается в том, что рассмотрению в данной модели подлежат два периода: период накопления денежных средств и период их расходования. При приобретении дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, на основе модели межвремнного выбора И. Фишера по аналогии с умозаключениями Р. Левиной, также можно выделить два периода: период накопления денежных средств на внесение первоначального взноса и период погашения задолженности по кредиту. Наглядно обосновать выбор данной модели можно с помощью таблицы 1.2.
Таблица 1.2
Бюджетное ограничение применительно к механизму реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в ситуации межвременного выбора
В основу исследования положена модель межвременного выбора И. Фишера, а также модель оптимизации спроса на новые квартиры, разработанная профессором Р. Левиной. Суть их в следующем: при принятии решения о том, сколько потребить сегодня, а, сколько отложить на завтра, потребители имеют дело с межвременным бюджетным ограничением. Межвременное ограничение – это ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем за один период. Трактуется оно следующим образом: общее потребление за два периода равно доходу за эти периоды. В обычных случаях, когда процентная ставка больше нуля, будущее потребление и доход дисконтируются. Однако, без учета процентной ставки и действия инфляции в общем, виде оно может быть выражено равенством
С1 + С2 = Y1 + Y2 . (1.17)
Трансформировав данные модели, можно использовать их для разработки механизма реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит. Связано это с тем, что экономическая стратегия семьи (домохозяйства) при покупке дорогостоящих потребительских товаров в кредит также связана с двумя межвременными промежутками: первый – время накопления первоначального кредитного взноса, необходимого для приобретения товара в кредит; второй – время погашения задолженности по кредиту. В этих периодах потребление семьи уменьшается на величину выплат за приобретаемый товар. Делая выбор между настоящим и перспективой, семья оценивает свое потребление товаров и услуг и свои финансовые возможности для накопления первоначального взноса в первом периоде и выплаты кредита во втором.
Такая ситуация, содержащая два межвременных промежутка, характеризуется тем, что денежные средства, сэкономленные в виде первоначального взноса за товарв первом периоде, используются для улучшения благосостояния семьи во втором периоде. Например, семья направляет свои сбережения на выплату первоначального взноса за приобретаемый товар. Улучшение благосостояния применительно к данной модели выражается в том, что во втором периоде семья имеет новую вещь, еще не оплатив ее полную стоимость. Следовательно, за основу в исследовании берется модель, основанная на межвременном выборе, то есть аналогичная в данном отношении моделям И.Фишера и Р.Левиной.
Модифицировав модель И. Фишера, и воспользовавшись изысканиями Р. Левиной, можно разработать механизм реализации, основанный на модели рыночного равновесия при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит. Принципиальное отличие данной модели от модели И. Фишера и Р. Левиной состоит в том, что вышеназванные ученые исследовали взаимосвязь между всеми доходами и всем потреблением за два межвременных интервала. Такая позиция вытекает из значительной длительности периодов. В основе исследований Фишера лежали молодость и зрелость индивида (период накопления пенсионного фонда) и его старость (расходование накопленных средств), Р. Левиной – период накопления первоначального взноса на квартиру и погашение оставшейся суммы (также достаточно большой срок, который может достигать 25-30 лет).
В данной диссертационной работе речь идет о предоставлении покупателям потребительского кредита, который, как уже отмечалось выше, относится к краткосрочным: от двух месяцев до двух лет. Следовательно, в процессе исследования нет возможности абстрагироваться от условия, что покупатель не в состоянии направлять все свои доходы на приобретение выбранного дорогостоящего товара. Связано это с тем, что у любого домохозяйства имеется ряд первоочередных платежей и текущих расходов, без которых невозможно его существование. Основными из них являются: расходы на питание, одежду, обувь; оплата жилищно-коммунальных услуг; расходы на лечение; оплата обучения детей и прочие выплаты. Лишь оставшаяся после погашения всех этих расходов сумма может быть направлена на приобретение дорогостоящего товара в кредит: на накопление первоначального взноса и внесение очередных выплат для погашения задолженности. Поэтому рассмотрению в данном случае должна подлежать не вся совокупность доходов и затрат потребителей, а лишь та часть доходов, представляющая свободную денежную сумму, которая может быть направлена на приобретение дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.
Для того чтобы выразить в виде уравнения свободную денежную сумму, по аналогии с И. Фишером и Р. Левиной, в данной работе предлагается обозначить через Y1 доход семьи в первый период, Y2 – во второй. Однако, С1 и С2 в данной модели будут показывать величину обязательных платежей в первый и во второй периоды соответственно. Тогда сбережения (свободные средства) потребителя за первый период можно выразить в виде разницы между доходами и обязательными платежами за этот период. Аналогично с исследованиями, проведенными в работе «Моделирование спроса дорогостоящих товаров длительного пользования в условиях инфляции», в данной модели принимается за условие, что эти накопления представляют собой средства, используемые для внесения первоначального взноса за приобретаемый товар:
Р1 . = Y1 – C1, (1.18)
где Р1 – средства, направляемые на внесение первоначального взноса; Y1 – доходы первого периода; С1 – обязательные платежи первого периода.
Так как реализациядорогостоящихпотребительских товаров длительного пользованияв кредит предусматривает два периода, то во втором периоде, в случае если потребление является нормальным, покупатель не делает накоплений, а все оставшиеся после удовлетворения необходимых потребностей средства направляет на погашение предоставляемого кредита:
Р2 = Y2 – С2 , (1.19)
где Р2 – средства, направляемые на погашение предоставляемого кредита; Y2 – доходы второго периода; С2 – обязательные платежи второго периода.
Модифицировав данную модель применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, можно построить линию бюджетного ограничения. В данной модели исследуется стоимость приобретения товара в кредит (Р), которая равна
Р = Р1 + Р2 , (1.20)
Подставив в левую часть уравнения значения Р1 и Р2 из (1.18) и (1.19), получим
Р = (Y1 – С1) + (Y2 – С2) (1.21)
или
Р = (Y1 + Y2) – (С1 + С2). (1.22)
Выражение (2.22) представляет собой основное уравнение межвременного бюджетного ограничения применительно к механизму реализации товара в кредит. Трактуется оно однозначно: потребитель может израсходовать на приобретение товара в кредит только ту сумму, которая остается от его совокупного дохода после удовлетворения совокупных первоочередных потребностей (обязательных платежей).
В модели И. Фишера рассматриваются два периода человеческой жизни: молодость и старость потребителя в связи с его уровнем благосостояния и совокупным потреблением. В данной модели два периода межвременного ограничения рассматриваются не в связи с уровнем благосостояния потребителя, а через стоимость приобретаемого в кредит товара. Первый период представляет собой промежуток времени, необходимый для накопления покупателем первоначального взноса, вносимого при покупке дорогостоящего товара длительного пользования в кредит. Второй период – период погашения оставшейся стоимости товара и платежей за пользование кредитом.
Поэтому, если в модели И. Фишера рассмотрению подлежат совокупные доходы и совокупные расходы потребителя, которые согласно уравнению бюджетного ограничения должны быть равны друг другу, то в данной модели речь идет о первоначальном взносе и задолженности по кредиту, составляющих в сумме стоимость приобретения дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.
В модели И. Фишера графически процесс поиска потребителем оптимального варианта накопления и потребления средств в условиях межвременного выбора рассматривается в двумерной системе координат. Одна ось этой системы (С1) отражает расходы и потребление индивида в первом периоде, вторая (С2) – во втором. В рамках этой системы строится бюджетная линия, состоящая из совокупности точек, координаты которых показывают расходы в первом и втором периодах, в совокупности равные всем доходам потребителя.
Выше было доказано, что на приобретение дорогостоящего товара длительного пользования потребитель направляет лишь часть своих доходов, оставшуюся после погашения первоочередных платежей. Поэтомупроводить графически поиск оптимума потребителя применительно к реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит в границах тех же координатных осей некорректно и неудобно, так как координаты любых точек в этой системе показывают совокупные расходы в первом и втором периодах, но не стоимость приобретаемой в кредит вещи. В рамках же данного исследования требуется, чтобы бюджетная линия (линия цен) отражала именно стоимость приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, состоящую из первоначального взноса и кредитных выплат.
Поэтому, для достижения цели исследования предлагается, в отличие от моделей И. Фишера и Р.С. Левиной, строить бюджетную линию и осуществлять поиск оптимума потребителя в системе координат Р1 (величина свободных денежных средств в первом периоде) и Р2 (величина свободных денежных средств во втором периоде). Оси этой системы характеризуют конкретные абсолютные величины: ось абсцисс – величину денежных средств, которая направляется на внесение первоначального взноса, ось ординат – те сбережения, которые покупатель использует для погашения задолженности по кредиту. Таким образом, бюджетная линия будет представлять собой совокупность точек, иллюстрирующих все доступные для покупателя варианты приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, при той величине денежных средств, которую он может направить на их покупку.
Как видно из уравнения (1.22), получена линейная зависимость, то есть графически линия бюджетного ограничения применительно к концепции реализации дорогостоящего товара в кредит представляет собой прямую, состоящую из совокупности точек с координатами (Р1; Р2). Чтобы ее построить достаточно двух точек. В качестве таких точек следует взять пересечение данной линии с осями координат: А (Р; 0) и В (0; Р).
Эти точки показывают «полярные» ситуации, которые могут возникнуть при покупке дорогостоящего товара. Точка А иллюстрирует ситуацию, когда потребитель не делает никаких сбережений на второй период, а, наоборот, заимствует средства под все свободные денежные средства будущего периода и вкладывает их в приобретение понравившегося товара. Точка В показывает, что потребитель не планирует ничего покупать в первый период, а все доходы переводит в сбережения, чтобы воспользоваться ими для приобретения нужного товара во втором периоде (рис.1.6).
Заштрихованная область показывает другие варианты приобретения, которые может выбрать потребитель. Если точки в данной системе координат лежат ниже линии бюджетного ограничения, это говорит о том, что потребитель решил использовать на приобретение товара в кредит лишь часть своих свободных денежных средств. Точки, лежащие выше линии бюджетного ограничения показывают недоступные для потребителя варианты приобретения в кредит, так как предполагают покупку товара по цене, превышающей его финансовые возможности. Поэтому, если он стремиться к максимальному потреблению, то будет выбирать точки, лежащие на прямой АВ.
Координаты любой точки D линии бюджетного ограничения АВ по оси Р1 покажут величину свободных денежных средств, которую потребитель может направить на внесение первоначального взноса за приобретаемую в кредит покупку в первом периоде, а по оси Р2 – финансовые возможности кредитуемого покупателя в отношении погашения задолженность по кредиту во втором периоде.
Р2
В
D
P1
A
Рис. 1.6. Линия бюджетного ограничения применительно к стратегии продажи мебели в кредит
Изменения дохода и потребления вызывают сдвиг линии бюджетного ограничения при приобретении дорогостоящего товара в кредит. Как правило, рост дохода увеличивает размер средств, которые потребитель может направить на приобретение в кредит. Причем вне зависимости от того, в какой период произошло увеличение доходов. Связано это с тем, что потребитель может перераспределять приращения дохода между обоими периодами: по своему усмотрению, он может и делать сбережения, и прибегать к заимствованию средств. Повышение дохода в любом из периодов влечет за собой увеличение суммы средств на покупку дорогостоящего товара в кредит и делает возможным для потребителя приобретение новых наборов, которые раньше были ему недоступны. Поэтому рост доходов смещает бюджетную линию дальше от начала координат. Однако новая, более высокая линия бюджетного ограничения параллельна прежней линии. Аналогично уменьшение доходов хотя бы в одном из периодов приведет к параллельному смещению бюджетной линии ближе к началу координат.
Влияние изменения в уровне потребления индивида на линию бюджетного ограничения применительно к механизму реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит носит обратный характер. Увеличение потребления в любом из периодов приводит к уменьшению размера свободных средств, направляемых индивидом на его приобретение. Это влечет за собой смещение бюджетной линии ближе к началу координат. Снижение уровня потребления, напротив, приводит к росту средств, расходуемых на покупку товара в кредит. Графически это отображается перемещением бюджетной линии вправо. И в том, и в другом случаях, новые линии параллельны исходной прямой.
Итак, в процессе трансформации модели межвременного выбора И. Фишера и модели Р. Левиной в данном разделе было выведено основное уравнение линии межвременного бюджетного ограничения применительно к механизму реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит.
Рис. 1.7 Кривая безразличия применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит
Особенностью потребительского поведения является то, что индивид всегда стремится максимизировать свои потребности. В реальности это выражается тем, что, имея богатство выбора товара, предлагаемого в кредит, покупатель всегда будет приобретать тот, что при прочих равных условиях предполагает минимальную плату за пользование кредитом при максимальной стоимости товара.
Таким образом, в данном пункте определена сущность кривой безразличия и обоснована ее форма применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.
Рис. 1.8 Максимальное ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит
С другой стороны, продавец стремится снизить риски неплатежей и ускорить оборачиваемость своих активов, поэтому старается достичь максимальной величины первоначального взноса. Этот максимум в значительной мере определяется состоянием рыночной конъюнктуры. Например, на сегодняшний момент Калининградскую область охватил «кредитный бум», и поэтому многие продавцы не только снижают до минимума первоначальный взнос, но и предоставляют товар в кредит вообще без последнего. Однако, в том случае, когда рыночная конъюнктура благоприятна для предприятия, осуществляющего реализацию продукции в кредит, оно стремится до максимума увеличить размер первоначального взноса. Следовательно, еще одним условием, необходимым для осуществления кредитной сделки, является достижение первоначальным взносом величины, не только меньше того максимума, который не заинтересует покупателя (Р1max), но и больше того минимума, за пределами которого в кредитной сделке теряет заинтересованность продавец (Р1min). Значение данной минимально приемлемой для продавца величины можно выразить следующим образом:
Р1min = Pт * kmin , (1.32)
где Р1min – минимальная величина первоначального взноса, Рт – стоимость товара, kmin – минимально возможная часть стоимости товара, которая должна быть внесена в виде первоначального взноса.
Графически ограничение по ликвидности относительно возможностей продавца строится как перпендикуляр к оси P1, опущенный к точке К1 с координатами (Р1min;0). Пересечение этого перпендикуляра с кривой безразличия, отражающей интересы продавца (точка L) разграничивает приемлемые и неприемлемые для продавца варианты реализации своего товара в кредит (рис. 1.9). Отрезок СL образован совокупностью точек, представляющих приемлемые для продавца величины первоначального взноса P1. Часть кривой безразличия, лежащая выше точки L (отрезок DL) иллюстрирует те варианты приобретения дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, которые продавец рассматривает как неприемлемые для него.
L
Р2
L
К1 (0;P1min )
D
С D CP1
Рис. 1.9 Минимальное ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит
Из вышеизложенного следует, что если величина первоначального взноса настолько мала, что не сможет быть предложена продавцом, или настолько велика, что не заинтересует покупателя, сделка по реализации дорогостоящего товара в кредит не состоится.
Таким образом, в отличие от работ И. Фишера и Р.Левиной, применительно к стратегии реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, существенным является введение двух ограничений по ликвидности: минимального и максимального. Минимальное ограничениепоказывает минимальную величину первоначального взноса, при которой заключение кредитной сделки возможно, исходя из возможностей и интересов продавца. Максимальное ограничение - максимальную величину первоначального взноса, при которой покупатель согласится на приобретение предложенного товара в кредит. Причем, оба этих ограничения являются активными, так как в случае их несоблюдения кредитная сделка не состоится.
Таким образом, в данном пункте было определено и сформулировано ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.
Однако, как бы не стремился потребитель выбрать наиболее предпочтительный для себя вариант приобретения товара в кредит, помимо своих вкусовых предпочтений он вынужден считаться и со своими финансовыми возможностями, которые не безграничны, и с возможностями и интересами продавца. Из этого можно сделать вывод, что оптимальный вариант приобретения изделий в кредит должен удовлетворять и бюджетному ограничению, и ограничениям по ликвидности, и запросам продавца, относительно выбора условий предоставления кредита, одновременно.
Рис. 1.10 Оптимум потребителя применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит
Нахождение точек выше линии бюджетного ограничения является невозможным – такие варианты для потребителя не доступны в силу недостаточности средств. В то же время, вполне допустимым является расположение точек ниже линии АВ. Это говорит о том, что индивид не все свои средства расходует на потребление. Однако чаще всего человек стремится максимум своих средств направить на потребление. В этом случае точки, характеризующие доступные и желательные для него варианты, будут лежать на прямой АВ, а не ниже или выше нее. Согласно концепции данной модели бюджетное ограничение указывает реальные денежные средства, которые потребитель может направить на приобретение дорогостоящего товара кредит, то есть средства, оставшиеся после погашения обязательных платежей.
Удовлетворение варианта выбора покупателя второму условию заключается в том, что максимально выигрышными для него будут являться не все точки линии цен АВ, а лишь те из них, которые будут располагаться в пределах отрезка ВМ данной прямой. Совокупность точек этого отрезка представляет собой приемлемые для покупателя величины первоначального взноса.
Соблюдение третьего условия заключается в следующем. Согласно И. Фишеру, потребитель стремится получить наилучшее из возможных сочетаний потребления в обоих периодах. В системе координат Р1, Р2 это соответствует выбору из всех возможных кривых той кривой безразличия, которая соответствовала бы низшему расположению, предполагающему минимальную плату за пользование кредитом. Причем оптимум должен находится в пределах отрезка СL, образованного совокупностью точек, представляющих приемлемые для продавца величины первоначального взноса P1.
Одновременное соблюдение ограничений по ликвидности графически выражается тем, что точки пересечения линий безразличия с бюджетной линией (возможные варианты приобретения товара в кредит) должны лежать в пределах отрезка NМ. Это отрезок, который образовался при наложении кривой безразличия с минимальным ограничением по ликвидности на бюджетную линию с ее максимальным ограничением. Точка N есть ни что иное, как пересечение перпендикуляра Р1 min L с бюджетной линией.
Выше отмечалось, что каждый потребитель при прочих равных условиях выбирает такой вариант приобретения дорогостоящего товара в кредит, который предполагает минимальный первоначальный взнос. Это выгодно для покупателя, так как в случае отсутствия первоначального взноса отпадает необходимость в накоплении определенной денежной суммы, и первый временной промежуток становится равным нулю, а свободные денежные средства можно направить на другие экономические проекты домохозяйства. В случае небольшого первоначального взноса время его накопления сводится к минимуму. Для уменьшения первоначального взноса покупатель с готовностью идет на увеличение суммы задолженности по кредиту. Однако, согласно изложенному выше условию заключения кредитной сделки, если первоначальный взнос меньше установленного продавцом минимума, то продажа не состоится. Следовательно, потребителю безразличны варианты, предусматривающие первоначальный взнос меньше установленного продавцом минимума: он знает, что покупка товара в кредит в этом случае не произойдет.
Величина первоначального взноса бывает настолько велика, что не вызывает у потребителя особой заинтересованности в кредитной сделке. Это те случаи, когда величина требуемого продавцом первоначального взноса такова, что период его накопления требует значительных усилий и времени у покупателя. Зато оставшаяся для внесения стоимость товара столь мала, а плата за пользование кредитом столь неощутима для потребителя, что вызывает скорее желание прибегнуть к заимствованию и выкупить понравившуюся вещь сразу, чем воспользоваться потребительским кредитом.
Следовательно, зоной действительного выбора вариантов для потребителя (зоной замещения или субституции) – будет являться участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага (первоначального взноса) другим (сумма задолженности по кредиту). Именно на этом участке Р1 представляет минимально необходимую его величину, от которой продавец не может отказаться. Аналогично Р1 есть максимально необходимая величина первоначального взноса, на которую может согласиться покупатель. Поэтому, все возможные варианты приобретения дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, представляющие собой взаимное сочетание первоначального взноса и суммы задолженности по кредиту имеет смысл только в пределах этого участка. Вне его – любые варианты исключаются, так как не могут заинтересовать покупателя и продавца в силу невозможности совершения сделки.
Таким образом, отрезок NM ограничивает на бюджетной линии варианты приобретения товара в кредит, отвечающие условиям и межвременного бюджетного ограничения и обоим ограничениям по ликвидности одновременно при нормальном (максимальном) потреблении. Четырехугольник P1minNМP1max на рис.1.10 образует площадь полезности, то есть все возможные варианты приобретения дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, включая и те из них, при которых потребитель направляет на приобретение не все имеющиеся у него свободные денежные средства.
Выше было доказано, что кривая безразличия относительно приобретения дорогостоящих товаров в кредит имеет линейный вид. Бюджетная линия также представляет собой прямую. Две прямые не могут иметь точку касания. Следовательно, точкой оптимума применительно к реализации в кредит будет точка пересечения бюджетной линии с линией цен в том месте, где соблюдались бы все три перечисленные выше условия, то есть в пределах отрезка NM.
Причем пересечение бюджетной линии с кривой безразличия должно находиться как можно выше. Связано это с тем, что чем меньше плата за пользование кредитом, тем более пологая кривая безразличия, и тем выше будут располагаться точки ее пересечения с бюджетной линией. Из рисунка 1.10 видно, что только линия CD удовлетворяет этому требованию. Что касается остальных кривых то на графике точки их пересечения с прямой АВ отсутствуют. Это означает, что данные варианты приобретения товара в кредит, хоть и обеспечивает потребителю определенный уровень полезности, не приемлемы для него, ибо не приводят к совершению кредитной сделки.
Из вышеизложенного следует, что единственным вариантом, предоставляющим потребителю оптимальное соотношение величин первоначального взноса и суммы задолженности по кредиту, одновременно обеспечивающим учет интересов продавца, будет являться линия CD. А точка касания О – и будет тем оптимумом, который отвечает всем выше поставленным условиям и характеризует собой рыночное равновесие потребителя при приобретении дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит.
Принцип рыночного равновесия, сформулированный Дж. Хиксом, трактуется следующим образом: чтобы между индивидом и системой рыночных цен сложилось равновесие, предельная норма замещения любой пары товаров для него должна равняться отношению цен. Применительно к концепции приобретения товара в кредит следует оговориться, что рассмотрению подлежит не стоимость пары това