Тема 9. Техника и формы бухгалтерского учета
1. Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них.
2. Формы бухгалтерского учета.
Учетные регистры, способы записей
и исправление ошибок в них
Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его проведения, то есть способ регистрации учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации. Для этой цели разработаны учетные регистры. По своему внешнему виду они подразделяются на книги, журналы, карточки, свободные листы.
Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), товарно-материальных ценностей по местам хранения (карточки складского учета товаров, материалов). Каждой карточке присваивается порядковый номер, указывается дата ее открытия. Хранят карточки в ящиках – картотеках.
Книги (журналы) представляют собой сброшюрованные листы определенного формата и графления. Их используют на тех участках, где необходим усиленный контроль. Применение их ограничено, так как работу по их ведению нельзя разделить между счетными работниками. Например, обязательно на любом предприятии ведется кассовая книга. Ее листы должны быть прошнурованы и пронумерованы, а на последней странице указывается общее количество страниц за подписями руководителя и главного бухгалтера, скрепленными печатью. Преимущество книг (журналов) состоит в том, что исключается возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях.
Свободные (отдельные) листы представляют собой учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по сравнению с карточками. Они предназначены для синтетического и аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся журналы-ордера и ведомости. Они удобны для использования, так как позволяют более рационально распределять обязанности между работниками бухгалтерии.
По видам учетных записей регистры делятся на: хронологические, систематические, комбинированные.
Хронологические регистры используются для регистрации хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию. Такие регистры обеспечивают контроль за сохранностью поступающих документов и полнотой бухгалтерских записей. Примером хронологического регистра служит регистрационный журнал – Книга учета хозяйственных операций.
Систематические регистры применяются для записей однородных по содержанию хозяйственных операций. Это регистры для ведения бухгалтерских счетов. Примером может служить Главная книга. На каждый синтетический счет в ней открывается отдельная страница.
В комбинированных регистрах сочетаются хронологическая и систематическая записи. Например, в журналах-ордерах записи ведут по синтетическим счетам в хронологическом порядке.
По объему сведений (назначению) регистры делят на: синтетические, аналитические, комбинированные.
В синтетических регистрах записи ведут в денежном выражении с указанием даты, номера документа, но, как правило, без пояснительного текста. К таким относятся Главная книга и большинство журналов-ордеров.
Аналитические регистры используют для записей по аналитическим счетам. В них указывается номер и дата документа, краткое содержание хозяйственной операции. При учете товарно-материальных ценностей указывают денежные и натуральные измерители. Примером аналитических регистров служат карточки, книги, ведомости.
Регистры, в которых совмещается синтетический и аналитический учет, называются комбинированными. Записи в учетные регистры делают вручную (шариковой ручкой, чернилами), на пишущей машинке или с помощью ЭВМ.
Записи бывают простыми и копировальными. Простые записи осуществляются в одном учетном регистре, а копировальные с помощью копировальной бумаги одновременно в нескольких регистрах. Записи в учетных регистрах следует вести аккуратно на каждой строке, подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Для исправления допущенных ошибок применяют следующие способы: корректирующий, дополнительной проводки, “красное сторно”.
Корректирующий способ – это зачеркивание неправильной записи одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. При необходимости над зачеркнутым пишут правильную сумму или текст. Этот способ применяется в том случае, когда ошибка обнаружена до составления баланса и не требуется изменения корреспонденции счетов.
Способ дополнительной проводки применяется в том случае, если корреспонденция счетов правильная, но сумма указана меньшая, чем следовало, или ошибка обнаружена после подведения итогов. Ошибка исправляется путем составления дополнительной бухгалтерской проводки.
Способ “красное сторно” (аннулирование) применяется при исправлении ошибок в корреспонденции счетов. Цифры, записанные красными чернилами на счетах, при подсчете итогов вычитаются.
Формы бухгалтерского учета
Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации с использованием различных регистров аналитического и синтетического учета, их состояние, взаимосвязь и последовательность записи в них.
В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-главная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная, простая, упрощенная (с использованием регистров для учета имущества).
Мемориально-ордерная форма – старейшая из применяемых в настоящее время (рис. 9.1).
В мемориально-ордерной форме учета используются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического учета используют главным образом карточки. Сущность формы сводится к тому, что на каждый первичный документ составляется мемориальный ордер.
Основным принципом регистрации учетной информации при журнально-ордерной форме учета является принцип накапливания данных первичных документов в накопительных ведомостях ( рис. 9.2).
Важнейшим регистром этой формы является журнал-ордер. В журналах-ордерах сочетаются хронологическая и систематическая записи, которые ведутся непосредственно из документов. На каждый синтетический счет открывается специальный журнал ордер, в котором отражаются хозяйственные операции, относящиеся к кредиту соответствующего счета в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Для усиления контроля за движением средств журналы-ордера применяются в сочетании с накопительными ведомостями. В некоторых журналах-ордерах ведут и синтетический, и аналитический учет. В этом случае карточки аналитического учета не используются и оборотные ведомости не составляются. В журналах-ордерах может быть проставлена типовая корреспонденция. Это делает регистры более наглядными и уменьшает количество ошибок.
Рис. 9.2. Схема бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме
Данные первичных документов записывают в журналы-ордера или накопительные ведомости по массовым однородным хозяйственным операциям, а итоговые показатели переносят в журналы-ордера. По тем же хозяйственным операциям, по которым аналитический учет в журналах не ведется, данные отражаются в карточках аналитического учета (учет основных средств, малоценных быстроизнашивающихся предметов др.). В конце месяца подсчитывают итоги по всем карточкам, журналам-ордерам и ведомостям к ним. Итоги карточек переносят в оборотные ведомости по аналитическим счетам, а итоги журналов-ордеров и ведомостей сверяют с другими журналами-ордерами, ведомостями по корреспондирующим счетам и документами (товарными и кассовыми отчетами, выписками банка и т.д.). После взаимной сверки общая сумма кредитового оборота из каждого журнала-ордера записывается на соответствующий счет Главной книги. Обороты по дебету каждого синтетического счета Главной книги в корреспонденции с оборотами по кредиту разных счетов собираются из разных журналов-ордеров. После этого подсчитывают общий итог по дебету каждого счета в Главной книге, выводят остаток на конец месяца и составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетности. До составления баланса необходимо итоги оборотных ведомостей сверить с итогами соответствующих счетов Главной книги.
Автоматизированнаяформа бухгалтерского учета. В настоящее время одно из основных направлений совершенствования бухгалтерского учета связано с автоматизацией обработки информации с применением новейших технических средств.
Технологический процесс обработки данных при автоматизированной форме учета можно подразделить на четыре этапа.
Начальным этапом учетного процесса являются сбор, регистрация и передача первичных данных для обработки ЭВМ.
На втором этапе производится формирование массивов учетных данных на магнитных носителях: остатков и оборотов по счетам за отчетный период; классификаторов хозяйственных операций, бухгалтерских записей, с помощью которых определяется многоуровневая структура итогов.
На третьем этапе учетного процесса осуществляется контроль процесса, обработки информации, записанных в массивах учетных данных и нормативно-справочной информации, выдача машинограмм оперативного и аналитического учета.
Заключительным этапом процесса является получение результатов за отчетный период по требованию пользователя или в виде регистров синтетического учета, аналитических таблиц, справок по бухгалтерским счетам или отображения на экране дисплея требуемой информации.