Увеличение – по д е б е т у
уменьшение - по к р е д и т у,
конечное сальдо - по д е б е т у.
В пассивных счетах: начальное сальдо – по к р е д и т у,
Увеличение - по к р е д и т у,
уменьшение - по д е б е т у,
конечное сальдо - по к р е д и т у.
По окончании отчетного периода подводится итог – обороты подсчитываются. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, по кредиту счета – кредитовым оборотом. При подсчете оборотов начальное сальдо не учитывается. Конечное сальдо записывается на той же стороне, что и начальное сальдо.
Активные счета:начальное сальдо по дебету +
+оборот по дебету -
-оборот по кредиту =
=конечное сальдо по дебету.
Пассивные счета:начальное сальдо по кредиту +
+оборотпо кредиту-
-оборот по дебету=
=конечное сальдо по кредиту.
Если начального сальдо не было, то на конец отчетного периода его находят, вычитая из большего оборота меньший и записывают его на той стороне, где был больший оборот.
СХЕМА СТРОЕНИЯ АКТИВНОГО СЧЕТА
Дебет Счет 50 ''Касса'' Кредит
Остаток (сальдо) на начало месяца 100 руб. | Расход (выбытие) денег за отчетный период 300 руб. пер |
Поступило денег за отчетный период 600 руб. | |
О Б О Р О Т (по дебету) 600 руб. | О Б О Р О Т (по кредиту) 300 руб. |
Остаток (сальдо) на конец месяца 400 руб. |
СХЕМА СТРОЕНИЯ ПАССИВНОГО СЧЕТА
Дебет Счет 80 ''Уставный капитал'' Кредит
Уменьшен уставный капитал по решению собрания учредителей 200000 руб. | Остаток (сальдо) на начало года 750000 руб |
Взносы учредителей в увеличение уставного капитала 50000 руб.. | |
О Б О Р О Т (по дебету) 200000 руб. | О Б О Р О Т (по дебету) 50000 руб. |
Остаток (сальдо) 60000 руб. на конец года 600000 руб. |
Активно-пассивные счета – счета расчетов и результатов хозяйственной деятельности, на них отражаются расчетные операции предприятия с другими предприятиями и отдельными лицами. В результате этих отношений возникает дебиторская и кредиторская задолженность. Активно -пассивные счета имеют одновременно и дебетовый и кредитовый остаток (сальдо). Сальдо по дебету показывает дебиторскую задолженность; сальдо по кредиту – кредиторскую. При составлении баланса сальдо по активно – пассивным счетам показывают развернуто: в активе показывается дебетовое сальдо, в пассиве – кредитовое сальдо.
Двойная запись на счетах
Каждая хозяйственная операция вызывает изменения не менее, чем в двух статьях баланса на одну и ту же сумму и затрагивает две статьи баланса. Сумму по операции необходимо записывать в двух счетах, соответствующих двум статьям баланса.
Такая запись производится способом двойной записи, которая заключается в том, что операция записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета в одинаковой сумме.
Двойной записью называется отражение изменений объектов бухгалтерского учета в д е б е т одного счета и в к р е д и тдругого счета в одной и той же сумме.
Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует о допущенной ошибке, которую следует найти.
Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими. Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы отражаемой хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.
Бухгалтерская проводка может быть простая и сложная.
Простая: Дебет счета 50 ''Касса'' - на 3800 рублей,
Кредит счета 51 ''Расчетный счет'' на 3800 рублей.
Сложная: Дебет счета 51 ''Расчетный счет'' на 18000 рублей,
Дебет счета 71 ''Расчеты
с подотчетными лицами'' - на 2700 рублей,
Кредит счета 50 ''Касса'' - на 20700 рублей.
Бухгалтерские проводки, составленные в момент совершения хозяйственной операции, регистрируются в хронологическом порядке в специальных регистрах, называемых журналами регистрации хозяйственных операций.
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
за................................... 200 г.
№ п.п | Документ, краткое содержание операции | Бухгалт. проводка | Сумма | |
Дебет | Кредит | |||
И Т О Г О |
На основании записей в хронологическом журнале производится их систематизация, т.е. запись на счета или бухгалтерская проводка в соответствии с их экономическим содержанием.