Учет и аудит объектов основных средств
Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции в течение периода, превышающего 12 месяцев.
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании оформленных в установленном порядке актов приема-передачи объектов основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств в организации осуществляют на счетах 01.01 "Основные средства", 02.01 "Амортизация основных средств"[Приложение 2].
Аналитический учет ведется в Инвентарной карточке по учету основных средств [Приложение 5]
Стоимость основных средств погашается путем ежемесячного начисления амортизации. В ООО «Зенир» амортизация начисляется линейным способом, согласно учетной политике организации [Приложение 6].
Для учета амортизации на предприятии используется счет 02.01 "Амортизация основных средств" [Приложение 2].
График документооборота по учету поступления объектов основных средств представлен на рисунке 2.
Рис. 2 Документооборот по учету поступления объектов основных средств
…..
Таблица 9. Журнал регистрации хозяйственных операций по учету объектов основных средств.
Основание хозяйственной операции | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | Регистры учета | ||
Дебет | Кредит | аналит | синтет | |||
Отгрузочные документы поставщика | Принят к оплате счет поставщика за приобретение основных средств | |||||
Счет-фактура | Выделен НДС |
Продолжение таблицы 9
Основание хозяйственной операции | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | Регистры учета | ||
Дебет | Кредит | аналит | синтет | |||
Акт о приеме-передаче объекта основных средств | Передано основное средство в эксплуатацию | |||||
Бухгалтерская справка-расчет | Начислена амортизация объекта основных средств |
Целью аудита основных средств является проверка законности операций по движению основных средств и подтверждение достоверности информации в бухгалтерской отчетности требованиям законодательства Российской Федерации.
Таблица 10. План аудита основных средств
Составляющие аудита основных средств | Планируемые виды работы |
Учет основных средств | Аудит наличия и сохранности основных средств |
Аудит движения основных средств | |
Аудит инвентаризации с целью переоценки основных средств | |
Проверка правильности налогообложения по основным средствам | |
Учет амортизации по объектам основных средств | Аудит правильности начисления амортизации |
Таблица 11. Программа аудита основных средств
Планируемые виды работ | Рабочие документы |
1. Аудит наличия и сохранности основных средств | |
2. Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств | Договоры, соглашения |
3. Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств | Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации |
4. Проверка отражения в отчетности наличия основных средств | Формы отчетности |
5. Проверка результатов последней инвентаризации основных средств | Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры |
6. Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам | Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс |
7. Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств | Формы отчетности |
Типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются:
· несвоевременное оприходование объектов основных средств;
· отсутствие документов, характеризующих техническое состояние основных средств;
· неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств;
· завышение (занижение) суммы амортизационных отчислений, что приводит к искажению налогооблагаемой прибыли;
· некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств (списании, реализации по
· искажение финансового результата хозяйственной деятельности и продление срока полезного использования амортизируемого объекта.
Учет нематериальных активов
В соответствии с ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
· не имеет материально-вещественной структуры;
· может быть отделено от другого имущества;
· предназначено для использования в производстве продукции либо для управленческих нужд организации;
· используется в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев);
· не предполагается его последующая перепродажа;
· способно приносить организации экономическую выгоду;
· имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и т.д.).
В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности:
· исключительное право патентообладателя на изобретение;
· исключительное авторское право на программы ЭВМ;
· исключительное право владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров;
· исключительное право патентообладателя на селекционные достиженияи др.
В ООО «Зенир» нематериальные активы отсутствуют.