Учет и аудит объектов основных средств

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании оформленных в установленном порядке актов приема-передачи объектов основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств в организации осуществляют на счетах 01.01 "Основные средства", 02.01 "Амортизация основных средств"[Приложение 2].

Аналитический учет ведется в Инвентарной карточке по учету основных средств [Приложение 5]

Стоимость основных средств погашается путем ежемесячного начисления амортизации. В ООО «Зенир» амортизация начисляется линейным способом, согласно учетной политике организации [Приложение 6].

Для учета амортизации на предприятии используется счет 02.01 "Амортизация основных средств" [Приложение 2].

График документооборота по учету поступления объектов основных средств представлен на рисунке 2.

Рис. 2 Документооборот по учету поступления объектов основных средств

…..

Таблица 9. Журнал регистрации хозяйственных операций по учету объектов основных средств.

Основание хозяйственной операции Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов Регистры учета
Дебет Кредит аналит синтет
Отгрузочные документы поставщика Принят к оплате счет поставщика за приобретение основных средств          
Счет-фактура Выделен НДС          

Продолжение таблицы 9

Основание хозяйственной операции Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов Регистры учета
      Дебет Кредит аналит синтет
Акт о приеме-передаче объекта основных средств Передано основное средство в эксплуатацию          
Бухгалтерская справка-расчет Начислена амортизация объекта основных средств          

Целью аудита основных средств является проверка законности операций по движению основных средств и подтверждение достоверности информации в бухгалтерской отчетности требованиям законодательства Российской Федерации.

Таблица 10. План аудита основных средств

Составляющие аудита основных средств Планируемые виды работы
Учет основных средств Аудит наличия и сохранности основных средств
Аудит движения основных средств
Аудит инвентаризации с целью переоценки основных средств
Проверка правильности налогообложения по основным средствам
Учет амортизации по объектам основных средств Аудит правильности начисления амортизации


Таблица 11. Программа аудита основных средств

Планируемые виды работ Рабочие документы
1. Аудит наличия и сохранности основных средств  
2. Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств Договоры, соглашения
3. Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации
4. Проверка отражения в отчетности наличия основных средств Формы отчетности
5. Проверка результатов последней инвентаризации основных средств Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры
6. Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс
7. Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств Формы отчетности

Типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются:

· несвоевременное оприходование объектов основных средств;

· отсутствие документов, характеризующих техническое состояние основных средств;

· неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств;

· завышение (занижение) суммы амортизационных отчислений, что приводит к искажению налогооблагаемой прибыли;

· некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств (списании, реализации по

· искажение финансового результата хозяйственной деятельности и продление срока полезного использования амортизируемого объекта.

Учет нематериальных активов

В соответствии с ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

· не имеет материально-вещественной структуры;

· может быть отделено от другого имущества;

· предназначено для использования в производстве продукции либо для управленческих нужд организации;

· используется в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев);

· не предполагается его последующая перепродажа;

· способно приносить организации экономическую выгоду;

· имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и т.д.).

В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности:

· исключительное право патентообладателя на изобретение;

· исключительное авторское право на программы ЭВМ;

· исключительное право владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров;

· исключительное право патентообладателя на селекционные достиженияи др.

В ООО «Зенир» нематериальные активы отсутствуют.

Наши рекомендации