Срок погашения кредиторской задолженности
Полезным соотношением для анализа результатов баланса, ОпиУ, а, также, информации, полученной со слов клиента, является показатель, называемый коэффициент погашения кредиторской задолженности и срок погашения кредиторской задолженности.
Коэффициент погашения кредиторской задолженности - это отношение выручки за анализируемый месяц к сумме всех счетов к оплате (за товар или услуги из «нашего» баланса). Он показывает, сколько раз в месяц клиент погашает свою задолженность перед кредиторами.
Срок погашения кредиторской задолженности представляет собой дробь, числитель которой – сумма всех счетов кредиторов (из «нашего» баланса), умноженная на 30, а знаменатель – выручка за последний месяц. Он показывает, через сколько дней погашается кредиторская задолженность.
НАПРИМЕР
Выручка за месяц составляет 12 000$, счета к оплате на день проведения анализа 6000$. Со слов клиента он рассчитывается с кредиторами каждую неделю. Другими словами, клиент платит по счетам кредиторов 4 раза в месяц (к-т погашения КЗ) или через 7 дней (срок погашения). Но это информация, полученная нами от клиента. Посмотрим, что получается при расчете наших показателей на основании баланса и ОПиУ.
К-т погашения КЗ = | 12 000 | = | 2 раза в месяц |
6 000 |
Срок погашения КЗ = | 6 000 | Х 30= | 15 дней |
12 000 |
Рассчитываться по своим обязательствам перед поставщиками клиент может 2 раза в месяц. Результаты анализа противоречат информации, полученной из беседы с клиентом. Какие возможны варианты:
ü в счетах к оплате имеется кредиторская задолженность с нестандартным сроком оплаты (12000/х = 4, отсюда х = 12000/4 = 3000 – КЗ с нестандартным сроком оплаты)
ü выручка за анализируемый период была намного больше, чем обычно. При расчете коэффициентов используется средняя выручка за период, а остатки – на конкретную дату.
ü клиент не ориентируется в своем бизнесе, и дал неверную информацию условия работы в данном периоде отличались от сложившейся тенденции в прошлых месяцах.
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Исходя из принципа двойного учета, Актив баланса равен Пассиву.
Актив баланса – это Средства предпринимателя: Оборотные и Основные.
Пассив баланса – это Обязательства и Собственный капитал
Источником формирования Собственного капитала являются стартовый капитал и прибыль, полученная предпринимателем в результате его деятельности и остающаяся в его бизнесе. Эта прибыль, которая накоплена предпринимателем в бизнесе с момента его существования.
СРЕДСТВА (Актив) = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Отсюда видно, что собственный капитал отражает прибыль, накопленную в итоге текущей деятельности, и он не равен сумме имеющихся денежных средств.
Деньги – это средства, а прибыль – это капитал предпринимателя, выраженный и деньгами, и товаром, и оборудованием, и недвижимостью.
Пассив баланса указывает на источники капитала (заемный и собственный). Сам же по себе капитал существует в виде средств, информация о которых содержится в активе баланса.
АКТИВ = ПАССИВ
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ = АКТИВ – ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА (обязательства)
Источником образования собственных средств является чистая прибыль от деятельности клиента. Если прибыль остается в бизнесе, то это ведет к увеличению суммы ликвидных средств, товарно-материальных запасов или основных средств и инвестиций. Вложение прибыли в ТМЗ ведет к увеличению оборотного капитала, вложение прибыли в основные средства – к капитализации прибыли, то есть оборотный капитал извлекается из оборота, но не из бизнеса, и замораживается в основном капитале в виде недвижимости, оборудования, транспорта или инвестиций. Использование прибыли на личные цели клиента – это отвлечение средств из бизнеса. И, если расходы больше, чем доходы от бизнеса, то это ведет к уменьшению размера собственного капитала.
Предприниматель, находящийся в сильной финансовой зависимости, рискует тем, что увеличивается опасность невыполнения им взятых на себя обязательств. Оценка пропорции между величиной заемного капитала и собственного капитала производится путем расчета отношения величины заемного капитала к общей величине собственного капитала.
Заемные средства | < 1 |
Собственный капитал |
Заемные средства | < 0,3 |
Валюта баланса |
ПРИМЕР №1
Кредит выдан для инвестиций
Актив | Пассив | ||
Оборотные средства | Обязательства | 300 + 700 | |
Основные средства | 800 + 700 | Собственный капитал | |
Итого | 1300 + 700 | Итого | 1300 + 700 |
Показатели | До кредита | Мониторинг |
К-т независимости (ЗС/Валюта) | 0,23 | 0,50 |
Обязательства/СК | 0,30 | 1,00 |
Собственные оборотные средства | -500 |
В данной ситуации видно, что
ü кредит больше, чем размер собственных оборотных средств
ü кредит капитализируется
ü собственных оборотных средств после выдачи кредита недостаточно для его погашения
ü зависимость бизнеса от заемного капитала увеличилась
ü собственный капитал после выдачи кредита покрывает сумму обязательств
в результате погашение кредита будет происходить только за счет чистой прибыли предприятия. Если прибыли не будет, то погашаться кредит будет из собственных оборотных средств. А собственных оборотных средств недостаточно для полного погашения кредита. Значит при незначительных проблемах в бизнесе у клиента будут проблемы с погашением кредита.
Таким образом, при принятии решения по кредиту в аналогичной ситуации, выручка и прибыль от бизнеса должны быть стабильны.
ПРИМЕР № 2
Кредит выдан для пополнения оборотных средств
Актив | Пассив | ||
Оборотные средства | 500 + 900 | Обязательства | 300 + 900 |
Основные средства | Собственный капитал | ||
Итого | 1300 + 900 | Итого | 1300 + 900 |
До кредита | Мониторинг | |
К-т независимости | 0,23 | 0,57 |
Обязательства/СК | 0,30 | 1,20 |
Собственные об.ср-ва |
В этой ситуации видно, что
ü кредит больше, чем размер собственных оборотных средств
ü кредит используется для пополнения оборотных средств
ü размер собственных оборотных средств после выдачи кредита остается на прежнем уровне
ü зависимость бизнеса от заемного капитала увеличилась
ü собственный капитал после выдачи кредита не покрывает сумму обязательств
но всетаки погашение кредита будет происходить за счет оборотных средтв, финансируемых кредитными ресурсами.
Актив | Пассив | ||
Оборотные средства | 500 + 900 – 900 | Обязательства | 300 + 900 – 900 |
Основные средства | Собственный капитал | ||
Итого | 1300 + 900 – 900 | Итого | 1300 + 900 – 900 |
В случае, если кредит уйдет на оплату товара и получение товара нашим клиентом будет задержано на несколько месяцев, то в этом случае кредит будет погашаться из собственных оборотных средств (при условии, что у клиента недостаточно прибыли и решение по кредиту принималось на основании прогнозируемой прибыли). А собственных оборотных средств в данной ситуации достаточно только на один месяц для покрытия взноса по кредиту (взнос по кредиту составляет 165, срок 6 месяцев). Значит при проблемах с получением товара у клиента будут проблемы и с погашением кредита.
· Сумма кредита должна быть меньше, чем разница между собственным и заемным капиталом. Обычно это условие применяется к сфере производства.
КРЕДИТ < Собственный капитал – Заемный капитал
· Сумма кредита должна быть меньше, чем разница между оборотными и заемными средствами. Обычно это условие применяется для финансирования инвестиций.
КРЕДИТ < Оборотные средства – Заемный капитал
· Сумма кредита превышает размер оборотного капитала, то
ü чистая прибыль должна быть стабильна
ü чистая прибыль должна быть минимум в два раза больше, чем взнос по кредиту
ü решение по кредиту должно основываться только на существующей организации бизнеса
ü от финансируемого проекта учитываются только дополнительные расходы
ИТАК, в большинстве принимаемых решений,
Собственный капитал должен покрывать сумму обязательств как на день проведения анализа, так и после выдачи кредита
Кредит ЕБРР < СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ > Заемный капитал + Кредит ЕБРР
НА УМЕНЬШЕНИЕ РАЗМЕРА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ВЛИЯЕТ:
q Убыток
Актив | Пассив | ||
Оборотные средства | 3400 – 500 | Обязательства | |
Основные средства | СК | 7400 – 500 | |
Итого | 7400 – 500 | Итого | 7400 – 500 |
q Списание дебиторской задолженности как сомнительной, то есть размер дебиторской задолженности списывается из актива баланса
Актив | Пассив | ||
Оборотные средства | 3400 – 1000 | Обязательства | |
Основные средства | СК | 7400 – 1000 | |
Итого | 7400 – 1000 | Итого | 7400 – 1000 |
q Переоценка (уменьшение) стоимости основных средств при повторном анализе (на оборудование, имеющее тенденцию к быстрому моральному старению, например, компьютеры, видео-аудио-техника, некоторое торговое оборудование и прочее)
Актив | Пассив | ||||
Оборотные средства | Обязательства | ||||
Основные средства | СК | ||||
Итого | Итого |
q Погашение необнаруженной ранее (при первом анализе) кредиторской задолженности (кредиторская задолженность больше размера полученного кредита по нашей программе)
Актив | Пассив | ||||
Оборотные средства | Обязательства | (2000) | |||
Основные средства | СК | 7400 (5400) | |||
Итого | Итого |
q При повторном анализе клиент не показал имеющиеся, по его словам, сбережения
Актив | Пассив | ||||
Оборотные средства | 2400 (+1000) | Обязательства | |||
Основные средства | СК | 6400 (+1000) | |||
Итого | 7400 (+1000) | Итого | 6400 (+1000) |
q В ТМЗ не учтен весь товар, то есть, при проведении повторного анализа (летом) не включены остатки несезонного товара, учтенного при первом анализе (зимой) как сезонного. В таком случае, сумму несезонного товара надо показать в ОПиУ как расходы по бизнесу. Обычно размер такого рода товаров составляет от 2 до 5 % от среднемесячной выручки. Либо стоимость несезонных товаров указать в балансе отдельной строкой, но в валюту (итог) баланса не включать. В этом случае, при следующем анализе будет проще проанализировать развитие бизнеса клиента.
Актив | Пассив | ||||
Оборотные средства | 2400 (+1000) | Обязательства | |||
Основные средства | СК | 6400 (+1000) | |||
Итого | 6400 (+1000) | Итого | 6400 (+1000) |
Все изменения по собственному капиталу должны быть прокомментированы в резюме!
НА УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ВЛИЯЕТ:
q Прибыль
q Погашение (возврат) ранее списанной сомнительной дебиторской задолженности (имеется в виду дебиторская задолженность, не включенная в баланс при первом анализе как сомнительная)
q При первом анализе не были включены в баланс сбережения
q При повторном анализе в баланс включены ТМЗ, не учтенные при первом анализе
q Переоценка (увеличение) стоимости основных средств не за счет сделанных расходов, а за счет увеличения рыночных цен на аналогичную продукцию
q Не учтен товарный кредит. То есть в статье ТМЗ указана стоимость товаров, взятых на реализацию, а в статье Кредиторская задолженность эта сумма не указана. Это ведет к искусственному завышению суммы собственного капитала.
Все изменения по собственному капиталу должны быть прокомментированы в резюме!
ОТЧЕТ о ПРИБЫЛЯХ и УБЫТКАХ
Сведения о размере прибыли и способах ее получения представляют наиболее важную информацию о бизнесе клиента. Отчет о прибыли и убытках (ОПиУ) содержит информацию о доходах предпринимателя за определенный период времени. ОПиУ относится к периоду времени в отличие от баланса, который всегда относится только к моменту времени.
При составлении балансового отчета собирается информация о текущем состоянии бизнеса клиента на определенный момент, на конкретную дату. В балансе отражаются все активы бизнеса клиента и источники его финансирования. Однако это ничего не говорит нам о том, как эта ситуация в бизнесе изменяется с течением времени. Поэтому, в отличие от баланса, в котором «сфотографированы» данные бизнеса на день проведения анализа, Отчет прибылей и убытков показывает развитие бизнеса за конкретный период, например, месяц. ОПиУ представляет собой движение доходов и расходов за определенный отрезок времени и показывает, дает ли данный бизнес прибыль. Прибыль определяется как разность между доходами и расходами.
ДОХОДЫ – РАСХОДЫ = ПРИБЫЛЬ
Цель составления ОПиУ:
проанализировать прибыльность основной деятельности клиента.
Многие небольшие фирмы и частные предприниматели ведут учет только по поступлениям и выплатам денежных средств. Такой метод называется «кассовый» метод учета. Этот метод не позволяет определить изменение капитала предпринимателя. Некоторые предприниматели ведут учет как денежных поступлений и выплат, так и доходов и расходов. Для того, чтобы определить величину прибыли за определенный период, нам следует определить доходы и расходы за этот период. При составлении ОПиУ доходы принимаются по минимуму, расходы – по максимуму. Кроме этого, обычно в малом бизнесе размер дебиторской задолженности не изменяется из месяца в месяц. Поэтому при составлении ОПиУ доходы учитываются «кассовым» методом, расходы – методом «начислений». Это значит, что доходы – это реально поступившие деньги в анализируемом периоде, а расходы – это произведенные и начисленные выплаты за определенный период, доля которых относится к анализируемым месяцам.
Как правило, бизнес клиента тесно связан с семейным бюджетом. В этом случае невозможно разделить денежные потоки в бизнесе клиента и в его семье. Очень трудно определить, какую часть прибыли предприниматель тратит на личные нужды, а какую для целей бизнеса. Чаще всего удовлетворяются сначала потребности семьи, а потом бизнеса. Часто остальные члены семьи тоже участвуют в бизнесе. Поэтому связь между бизнесом и семьей очень тесная. Следовательно, при проведении полноценного анализа необходимо рассматривать бизнес клиента и доходы и расходы его семьи как единое целое.
Доходы от бизнеса
- Расходы от бизнеса
= Прибыль от бизнеса
+ Доход вне бизнеса
- Расход вне бизнеса
= Прибыль чистая
В зависимости от вида деятельности составление ОПиУ носит некоторые особенности. Поэтому рассмотрим составление ОПиУ для торговли и производства.
ТОРГОВЛЯ
Торговля – это вид деятельности по приобретению товаров с целью их реализации. Торговля бывает оптовая, розничная и мелкооптовая. Оптовая – торговля партиями товаров между предприятиями и частными лицами для дальнейшей перепродажи. Розничная – торговля товарами для населения. Мелкооптовая – торговля мелкими партиями и поштучно для различных предпринимателей и населения. Но независимо от вида торговли, сам торговый процесс выглядит следующим образом:
ЗАКУП ТОВАРОВ (цена закупа)
Валовая прибыль (наценка, маржа %)
Расходы по бизнесу
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (цена продажи)
Так как цель ОПиУ – это определение прибыльности основной деятельности, а в торговле основная деятельность – это реализация товаров, то мы анализируем прибыльность продаж за анализируемый период. При составлении Отчета прибылей и убытков мы используем «кассовый» метод. По кассовому методу доходом считается выручка от продаж. Выручка – это сумма поступивших денежных средств (кассовый метод) от реализации товаров и услуг. Согласно методу начисления, моментом реализации считается момент отгрузки покупателю товаров, тогда выручкой будет считаться сумма отгруженных товаров по продажным ценам. В дальнейшем, для простоты изложения, выручку по методу начисления мы будем называть оборотом. Итак, оборот - это движение товаров, выручка – это поступление денег. Главное отличие оборота от выручки – это условия оплаты за товар. Товар, отданный на реализацию и консигнацию, образует в балансе статью «Дебиторская задолженность». В балансе фиксируется размещение капитала предпринимателя, в том числе и заемного, в оборотных или основных средствах, на определенную дату. В ОПиУ определяется прибыльность реализации товара, то есть конечный результат деятельности за период. В cash-flow отражается ликвидность бизнеса, то есть движение денег, источники их поступления и виды расходования за период.
ОБОРОТ – это отгрузка товаров за текущий период.
Отгрузка происходит на следующих условиях:
ü По факту отгрузки, то есть, оплата за товар в момент отгрузки
ü На реализацию, то есть, оплата за товар через определенный срок после отгрузки
ü Предоплата, то есть, отгрузка товара через определенный срок после оплаты
ДОХОД (метод «начислений»)
ß
ОБОРОТ товаров
ß
ДЕНЬГИ + ДОЛГИ
Оплата по факту отгрузки Дебиторская задолженность
ДОХОД («кассовый» метод)
ß
ОБОРОТ денег
ß
ВЫРУЧКА
Оплата Погашение Предоплата
по факту дебиторской задолженности
отгрузки за прошлый месяц
| |||||||
А | П | ||||
| Предоплата | ||||
Счета к оплате | |||||
ТМЗ |
Осуществляя деятельность по закупке, транспортировке, хранению и реализации товаров, предприниматель несет затраты. К ним относятся расходы предпринимателя на закуп, расходы, связанные с доставкой (транспортные расходы, таможенные расходы), хранением (аренда помещения), реализацией (зарплата административного и обслуживающего персонала, рекламные расходы) и организацией процесса торговли (патент, свидетельство, коммунальные расходы, содержание автотранспорта, канцелярские товары, представительские расходы). Расходы основной деятельности можно разделить на две основные группы: это расходы, связанные с закупом товаров или сырья (себестоимость), и расходы, связанные с организацией процесса торговли. Доход – это выручка, получаемая от реализации товаров или услуг.
Выручка от продаж
- Себестоимость продаж
= Валовая прибыль
- Расходы по бизнесу
= Прибыль от бизнеса
+ доход вне бизнеса
- Расход вне бизнеса
= Прибыль чистая
Если связать движение товаров с балансом, то реализация в части отгрузки товаров по балансу ведется по цене закупа, а в части поступления денег в кассу – по цене продажи. Значит отгруженный товар – это продажа товаров по себестоимости, а оплата за товар – это выручка. Но так как отгрузить мы могли больше, чем получить денег (а это влечет за собой образование дебиторской задолженности), то в ОПиУ в статью себестоимость продаж мы ставим только ту себестоимость товаров, за которые фактически получили деньги в анализируемом периоде (используется «кассовый» метод). Разница, получившаяся между ценой продажи и ценой закупа называется валовой прибылью.
ОТЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
Месяц | Месяц | Месяц | В среднем | |
Выручка от реализации | ||||
Маржа, % | ||||
Себестоимость продаж | ||||
Валовая прибыль | ||||
Зарплата | ||||
Аренда | ||||
Камера хранения | ||||
Бензин | ||||
Путевка | ||||
Доставка | ||||
Таможня | ||||
Патент | ||||
Налоги, сборы | ||||
Охрана | ||||
Проценты по займам | ||||
Междугородние переговоры | ||||
Реклама | ||||
Представительские расходы | ||||
Коммунальные расходы | ||||
Прочие | ||||
ИТОГО расходы по бизнесу | ||||
Прибыль от бизнеса | ||||
Прочие доходы | ||||
Прочие расходы | ||||
Чистая прибыль | ||||
Взнос по кредиту | ||||
Остаток | ||||
Рентабельность продаж |
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
МАРЖА
Валовая прибыль – это торговая наценка. Размер торговой наценки в процентах от цены закупа называется маржей, то есть маржа показывает, какую долю от себестоимости занимает валовая прибыль.
Маржа – это % от себестоимости. Например, себестоимость 500, маржа 20%, значит Валовая прибыль = себестоимость х маржу(%) = 500 х 20% = 100 или 500 х 20/100
Валовая прибыль равна 100 – это 20 % от 500
Маржа = | Валовая прибыль | х100 | 1 способ |
Себестоимость |
Выручка = Себестоимость + Валовая прибыль или
Выручка = Себестоимость (= 100 %) + % от себестоимости
Маржа = ( | Выручка | - 1) х 100% | 2 способ |
Себестоимость |
При расчете стоимости продаж мы сталкиваемся с проблемой определения закупочной цены проданных товаров. Проблемы определения себестоимости проданных товаров при узком ассортименте и постоянных ценах, конечно, нет. В таком случае стоимость реализованных товаров определяется как отношение выручки к размеру маржи на одну группу товаров.
Себестоимость продаж = | Выручка | х 100 % |
100 % + маржа в % |
Себестоимость продаж = | Выручка | |
1 + маржа в % /100 |
ПРИМЕР № 1
Выручка 600 $, маржа 20%, значит
Себестоимость продаж = | х 100% = 500 $ | |
100 % + 20 % |
Себестоимость продаж = | = 500 $ | |
1 + 0,20 |
ПРИМЕР № 2
Себестоимость проданных товаров за месяц составила 15 000$. Маржа 20%. Определите размер выручки и валовой прибыли.
Показатели | Расчет | Результат |
Себестоимость | 15000$ - 100% | |
Маржа | Х $ - 20% | |
Валовая прибыль | Х = 15000х20/100 | =3000 |
Выручка | 15000+15000х20/100 | =18000 |
ПРИМЕР № 3
Выручка за месяц составила 10000$. Себестоимость 8000$. Определите маржу и валовую прибыль.
Показатели | Расчет | Результат |
Выручка | ||
Себестоимость | ||
Валовая прибыль | 10000-8000 | =2000 |
Маржа, % | 2000/8000х100 или 10000/8000х100-100 | =25 |
ПРИМЕР № 4
Какая должна быть себестоимость и маржа, если выручка 30000$, а валовая прибыль 1500$.
Показатели | Расчет | Результат |
Выручка | ||
Валовая прибыль | ||
Себестоимость | 30000-1500 | =28500 |
Маржа, % | 1500/28500х100 | =5,3 |
ПРИМЕР № 5
Продав товар на 15000$ по себестоимости, предприниматель получил 2000$ валовой прибыли. Определите маржу на проданный товар и выручку.
Показатели | Расчет | Результат |
Себестоимость | 15000-100% | |
Валовая прибыль | 2000-х% | |
Маржа, % | Х = 2000х100/15000 | =13,3 |
Выручка | 15000+2000 | =17000 |
ПРИМЕР № 6
Продав товар с наценкой 100%, предприниматель получил выручку 4000$. Определите себестоимость и валовую прибыль.
Показатели | Расчет | Результат |
Выручка | 4000$ - 200% | |
Маржа | Х $ - 100% | |
Валовая прибыль | Х = 4000/2 | =2000 |
Себестоимость | Х = 4000-2000 | =2000 |
ПРИМЕР № 7
Продав товар с наценкой 180%, предприниматель получил валовую прибыль 3600$. Определите себестоимость и выручку.
Показатели | Расчет | Результат |
Валовая прибыль | ||
Маржа | 180% | |
Себестоимость | 3600/180х100 | =2000 |
Выручка | 3600/180х280 или 2000+3600 | =5600 |
Вместе с тем в условиях рынка цены на один и тот же товар часто меняются. На это влияет курс доллара, объем закупа (при большом закупе предоставляется скидка), спрос на товар, сезонность, мода, конкуренция и т.д. В результате предприниматель вынужден в течение периода покупать и продавать широкий ассортимент товара по разным ценам. Это намного усложняет определение средней маржи по проданным товарам. К тому же многие предприниматели не всегда ведут записи по реализации. Существует несколько способов определения маржи. Каждый из них имеет свои особенности применения, поэтому от кредитного эксперта кроме математической точности требуется и логическое мышление, которое могло бы объяснить использование одного из методов расчета средней маржи при составлении ОПиУ.
Маржа на остаток товара
Наиболее часто применяется в практике, но при её использовании должны быть взвешены все особенности торговли за анализируемый период и на будущий период. Суть его состоит в следующем: при выезде на место его бизнеса клиента кредитным экспертом снимаются все остатки товарно-материальных запасов с указанием их количества, цены закупа и цены продажи. Самое главное, о чем надо помнить при проведении анализа – это о необходимости как можно более точно определить маржу на проданный товар в анализируемом периоде. Поэтому недостаточно будет только посчитать остаток товаров на складе. Для этого надо посмотреть записи клиента, поспрашивать его об особенностях торговли конкретными товарами в анализируемом периоде. А затем результаты опроса сравнить с результатами расчета маржи и найти между ними оптимальный результат, объясняющий общую картину бизнеса клиента. Формуляр для инвентарной описи товаров выглядит следующим образом:
Стоимость закупа = кол-во х цена закупа
Стоимость продажи = кол-во х цена продажи
Маржа = Цена продажи: Цена закупа *100 – 100
Средневзвешенная маржа = Стоимость продажи / Стоимость закупа *100 – 100
(итого) (итого)
Итог по статье стоимость закупа идет в баланс в статью товарно-материальные запасы. Эта сумма денег, находящихся в товаре, на день проведения анализа.
О чем надо помнить:
ü Ассортимент и сезон
Маржа на летний и зимний ассортимент обычно различная. Летний товар дешевле зимнего, но маржа на летний товар больше (обычно), чем на зимний. Для этого следует в инвентарной описи товарно-материальные запасы подразделять по сезонному признаку с указанием средневзвешенной маржи по каждой группе товаров. Если у клиента имеется большой запас несезонного товара, то в актив баланса эту сумму включать не следует, но указать ее существование необходимо. Если анализ проводился в период смены сезона и клиент планирует изменить ассортимент товара, то при анализе результатов ОПиУ надо учитывать этот фактор, когда речь идет об отношении взноса по кредиту к остатку чистой прибыли от бизнеса. Понятно, что чистая прибыль по сезонам будет отличаться и об этом надо не забывать при принятии решения о размере и сроке кредита.
ü Маржа на проданный товар и на остаток ТМЗ
Встречаются случаи, когда на день проведения анализа у клиента имелся товар, который он не продавал в анализируемом нами периоде (клиент закупил новый товар перед анализом или проданный товар имел большой спрос и был весь продан). В этом случае необходимо уточнить размер маржи на проданный товар и составить инвентарный формуляр, аналогичный вышерассмотренному, по проданным товарам.
Проданные за период товары | Кол-во | Цена закупа | Цена продажи | Стоимость закупа (2*3) | Стоимость продажи (2*4) | Маржа, % (4/3-1)*100 | Доля в объеме продаж по с/б (5/ Σ*) |
Одежда | 1 500 | 2 700 | 75 000 | 135 000 | |||
Обувь | 1 500 | 32 000 | 60 000 | 87,5 | |||
Бижутерия | 9 000 | 24 000 | |||||
Итого | Σ 116 000 | Σ* 219 000 |
Средневзвешенная маржа = (219 000 / 116 000 – 1)* 100 = 89 %
Среднеарифметическая маржа (приводится для сравнения результатов) =
= (80 + 87,5 + 167)/3 = 111,5 % > 89 %
В случае если клиент затрудняется назвать закупочные или продажные цены, или количество товаров (обычно это встречается в торговле большим ассортиментом мелких товаров, например, канцтовары), тогда маржа рассчитывается (взвешивается) исходя из доли закупа основных групп товаров в общем закупе. Клиент знает, на какую сумму он обычно закупает каждую группу товаров.
Канцтовары
Товар | Закуп | Маржа, % | Доля в закупе, % | Средневзвешенная маржа по закупу |
Ручки | ||||
Тетради | ||||
Прочее | ||||
Итого | 56* |
Товар | Кол-во | Цена закупа | Цена продажи | Стоимость закупа (2*3) | Стоимость продажи (2*4) | Маржа, % (4/3-1)*100 | Доля в ТМЗ |
Ручки | |||||||
Тетради | 1 320 | ||||||
Прочее | |||||||
Итого | Σ 20 000 | Σ* 49 560 | 148% | 148% |
Из приведенных выше таблиц видно, что маржа, рассчитанная на остаток товаров, и маржа, рассчитанная по соотношению закупаемого товара отличается. Обычно товар закупается в том же соотношение, в каком соотношение он и продается. А менее ходовой товар, но необходимый для поддержания ассортимента, составляет большую долю в общих запасах ТМЗ на день проведения анализа. Поэтому при использовании маржи должны быть проанализированы все особенности бизнеса клиента.
ПРИМЕР
Клиент дал следующую информацию: Выручка за месяц составила 10 000. Из них 80% всего оборота продается с маржей 40%, остальные 20% - с маржей 10%. Здесь можно рассчитать двумя способами.
1 способ
Выручка, полученная от продажи с маржей 40%, равна 10 000 х 80 / 100 = 8 000
Выручка, полученная от продажи с маржей 20%, равна 10 000 х 20% = 2 000
Себестоимость продаж с маржей 40%, равна 8 000 / (1 + 0,40) = 5 714
Себестоимость продаж с маржей 20%, равна 2 000 / 1,20 = 1 667
Общая себестоимость продаж = 5 714 + 1 667 = 7 381.
Валовая прибыль составит 2619 (10000 – 7381), средневзвешенная маржа на реализованные товары составит 35,5 % (2619/7381х100) или (10000/7381-1)х100).
2 способ
Товар | Маржа, % | Доля | Средневзвешенная маржа, % | |
№1 | 40 х 80 / 100 | |||
№2 | 10 х 20 / 100 | |||
Итого | 25* | 32 + 2 |
* среднеарифметическая маржа
Согласно среднеарифметической марже 25 %, валовая прибыль составит 2000<2619. Разница между реальной валовой прибылью и среднеарифметической составляет 619, а это 6% от общей выручки. Если учесть, что средняя рентабельность аналогичного бизнеса находится в пределах 10%, то размер его чистой прибыли должен находиться в пределах 1000 (10 000 х 10%). Поэтому ОПиУ, составленный методом среднеарифметической маржи, даст нам результат прибыли от бизнеса, уменьшенный на 619, то есть, чистая прибыль составит 381, а рентабельность 3,8% (381 / 10 000 х 100). А если учесть ра