Срок погашения кредиторской задолженности

Полезным соотношением для анализа результатов баланса, ОпиУ, а, также, информации, полученной со слов клиента, является показатель, называемый коэффициент погашения кредиторской задолженности и срок погашения кредиторской задолженности.

Коэффициент погашения кредиторской задолженности - это отношение выручки за анализируемый месяц к сумме всех счетов к оплате (за товар или услуги из «нашего» баланса). Он показывает, сколько раз в месяц клиент погашает свою задолженность перед кредиторами.

Срок погашения кредиторской задолженности представляет собой дробь, числитель которой – сумма всех счетов кредиторов (из «нашего» баланса), умноженная на 30, а знаменатель – выручка за последний месяц. Он показывает, через сколько дней погашается кредиторская задолженность.

НАПРИМЕР

Выручка за месяц составляет 12 000$, счета к оплате на день проведения анализа 6000$. Со слов клиента он рассчитывается с кредиторами каждую неделю. Другими словами, клиент платит по счетам кредиторов 4 раза в месяц (к-т погашения КЗ) или через 7 дней (срок погашения). Но это информация, полученная нами от клиента. Посмотрим, что получается при расчете наших показателей на основании баланса и ОПиУ.

К-т погашения КЗ = 12 000 = 2 раза в месяц
6 000
Срок погашения КЗ = 6 000 Х 30= 15 дней
12 000

Рассчитываться по своим обязательствам перед поставщиками клиент может 2 раза в месяц. Результаты анализа противоречат информации, полученной из беседы с клиентом. Какие возможны варианты:

ü в счетах к оплате имеется кредиторская задолженность с нестандартным сроком оплаты (12000/х = 4, отсюда х = 12000/4 = 3000 – КЗ с нестандартным сроком оплаты)

ü выручка за анализируемый период была намного больше, чем обычно. При расчете коэффициентов используется средняя выручка за период, а остатки – на конкретную дату.

ü клиент не ориентируется в своем бизнесе, и дал неверную информацию условия работы в данном периоде отличались от сложившейся тенденции в прошлых месяцах.

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Исходя из принципа двойного учета, Актив баланса равен Пассиву.

Актив баланса – это Средства предпринимателя: Оборотные и Основные.

Пассив баланса – это Обязательства и Собственный капитал

Источником формирования Собственного капитала являются стартовый капитал и прибыль, полученная предпринимателем в результате его деятельности и остающаяся в его бизнесе. Эта прибыль, которая накоплена предпринимателем в бизнесе с момента его существования.

СРЕДСТВА (Актив) = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Отсюда видно, что собственный капитал отражает прибыль, накопленную в итоге текущей деятельности, и он не равен сумме имеющихся денежных средств.

Деньги – это средства, а прибыль – это капитал предпринимателя, выраженный и деньгами, и товаром, и оборудованием, и недвижимостью.

Пассив баланса указывает на источники капитала (заемный и собственный). Сам же по себе капитал существует в виде средств, информация о которых содержится в активе баланса.

АКТИВ = ПАССИВ

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ = АКТИВ – ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА (обязательства)

Источником образования собственных средств является чистая прибыль от деятельности клиента. Если прибыль остается в бизнесе, то это ведет к увеличению суммы ликвидных средств, товарно-материальных запасов или основных средств и инвестиций. Вложение прибыли в ТМЗ ведет к увеличению оборотного капитала, вложение прибыли в основные средства – к капитализации прибыли, то есть оборотный капитал извлекается из оборота, но не из бизнеса, и замораживается в основном капитале в виде недвижимости, оборудования, транспорта или инвестиций. Использование прибыли на личные цели клиента – это отвлечение средств из бизнеса. И, если расходы больше, чем доходы от бизнеса, то это ведет к уменьшению размера собственного капитала.

Предприниматель, находящийся в сильной финансовой зависимости, рискует тем, что увеличивается опасность невыполнения им взятых на себя обязательств. Оценка пропорции между величиной заемного капитала и собственного капитала производится путем расчета отношения величины заемного капитала к общей величине собственного капитала.

Заемные средства < 1
Собственный капитал
Заемные средства < 0,3
Валюта баланса

ПРИМЕР №1

Кредит выдан для инвестиций

Актив Пассив
Оборотные средства Обязательства 300 + 700
Основные средства 800 + 700 Собственный капитал
Итого 1300 + 700 Итого 1300 + 700


Показатели До кредита Мониторинг
К-т независимости (ЗС/Валюта) 0,23 0,50
Обязательства/СК 0,30 1,00
Собственные оборотные средства -500

В данной ситуации видно, что

ü кредит больше, чем размер собственных оборотных средств

ü кредит капитализируется

ü собственных оборотных средств после выдачи кредита недостаточно для его погашения

ü зависимость бизнеса от заемного капитала увеличилась

ü собственный капитал после выдачи кредита покрывает сумму обязательств

в результате погашение кредита будет происходить только за счет чистой прибыли предприятия. Если прибыли не будет, то погашаться кредит будет из собственных оборотных средств. А собственных оборотных средств недостаточно для полного погашения кредита. Значит при незначительных проблемах в бизнесе у клиента будут проблемы с погашением кредита.

Таким образом, при принятии решения по кредиту в аналогичной ситуации, выручка и прибыль от бизнеса должны быть стабильны.


ПРИМЕР № 2

Кредит выдан для пополнения оборотных средств

Актив Пассив
Оборотные средства 500 + 900 Обязательства 300 + 900
Основные средства Собственный капитал
Итого 1300 + 900 Итого 1300 + 900
  До кредита Мониторинг
К-т независимости 0,23 0,57
Обязательства/СК 0,30 1,20
Собственные об.ср-ва

В этой ситуации видно, что

ü кредит больше, чем размер собственных оборотных средств

ü кредит используется для пополнения оборотных средств

ü размер собственных оборотных средств после выдачи кредита остается на прежнем уровне

ü зависимость бизнеса от заемного капитала увеличилась

ü собственный капитал после выдачи кредита не покрывает сумму обязательств

но всетаки погашение кредита будет происходить за счет оборотных средтв, финансируемых кредитными ресурсами.

Актив Пассив
Оборотные средства 500 + 900 – 900 Обязательства 300 + 900 – 900
Основные средства Собственный капитал
Итого 1300 + 900 – 900 Итого 1300 + 900 – 900

В случае, если кредит уйдет на оплату товара и получение товара нашим клиентом будет задержано на несколько месяцев, то в этом случае кредит будет погашаться из собственных оборотных средств (при условии, что у клиента недостаточно прибыли и решение по кредиту принималось на основании прогнозируемой прибыли). А собственных оборотных средств в данной ситуации достаточно только на один месяц для покрытия взноса по кредиту (взнос по кредиту составляет 165, срок 6 месяцев). Значит при проблемах с получением товара у клиента будут проблемы и с погашением кредита.

· Сумма кредита должна быть меньше, чем разница между собственным и заемным капиталом. Обычно это условие применяется к сфере производства.

КРЕДИТ < Собственный капитал – Заемный капитал

· Сумма кредита должна быть меньше, чем разница между оборотными и заемными средствами. Обычно это условие применяется для финансирования инвестиций.

КРЕДИТ < Оборотные средства – Заемный капитал

· Сумма кредита превышает размер оборотного капитала, то

ü чистая прибыль должна быть стабильна

ü чистая прибыль должна быть минимум в два раза больше, чем взнос по кредиту

ü решение по кредиту должно основываться только на существующей организации бизнеса

ü от финансируемого проекта учитываются только дополнительные расходы

ИТАК, в большинстве принимаемых решений,

Собственный капитал должен покрывать сумму обязательств как на день проведения анализа, так и после выдачи кредита

Кредит ЕБРР < СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ > Заемный капитал + Кредит ЕБРР

НА УМЕНЬШЕНИЕ РАЗМЕРА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ВЛИЯЕТ:

q Убыток

Актив Пассив
Оборотные средства 3400 – 500 Обязательства
Основные средства СК 7400 – 500
Итого 7400 – 500 Итого 7400 – 500

q Списание дебиторской задолженности как сомнительной, то есть размер дебиторской задолженности списывается из актива баланса

Актив Пассив
Оборотные средства 3400 – 1000 Обязательства
Основные средства СК 7400 – 1000
Итого 7400 – 1000 Итого 7400 – 1000

q Переоценка (уменьшение) стоимости основных средств при повторном анализе (на оборудование, имеющее тенденцию к быстрому моральному старению, например, компьютеры, видео-аудио-техника, некоторое торговое оборудование и прочее)

Актив Пассив
Оборотные средства Обязательства
Основные средства СК
Итого Итого

q Погашение необнаруженной ранее (при первом анализе) кредиторской задолженности (кредиторская задолженность больше размера полученного кредита по нашей программе)

Актив Пассив
Оборотные средства Обязательства (2000)
Основные средства СК 7400 (5400)
Итого Итого

q При повторном анализе клиент не показал имеющиеся, по его словам, сбережения

Актив Пассив
Оборотные средства 2400 (+1000) Обязательства
Основные средства СК 6400 (+1000)
Итого 7400 (+1000) Итого 6400 (+1000)

q В ТМЗ не учтен весь товар, то есть, при проведении повторного анализа (летом) не включены остатки несезонного товара, учтенного при первом анализе (зимой) как сезонного. В таком случае, сумму несезонного товара надо показать в ОПиУ как расходы по бизнесу. Обычно размер такого рода товаров составляет от 2 до 5 % от среднемесячной выручки. Либо стоимость несезонных товаров указать в балансе отдельной строкой, но в валюту (итог) баланса не включать. В этом случае, при следующем анализе будет проще проанализировать развитие бизнеса клиента.

Актив Пассив
Оборотные средства 2400 (+1000) Обязательства
Основные средства СК 6400 (+1000)
Итого 6400 (+1000) Итого 6400 (+1000)

Все изменения по собственному капиталу должны быть прокомментированы в резюме!

НА УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ВЛИЯЕТ:

q Прибыль

q Погашение (возврат) ранее списанной сомнительной дебиторской задолженности (имеется в виду дебиторская задолженность, не включенная в баланс при первом анализе как сомнительная)

q При первом анализе не были включены в баланс сбережения

q При повторном анализе в баланс включены ТМЗ, не учтенные при первом анализе

q Переоценка (увеличение) стоимости основных средств не за счет сделанных расходов, а за счет увеличения рыночных цен на аналогичную продукцию

q Не учтен товарный кредит. То есть в статье ТМЗ указана стоимость товаров, взятых на реализацию, а в статье Кредиторская задолженность эта сумма не указана. Это ведет к искусственному завышению суммы собственного капитала.

Все изменения по собственному капиталу должны быть прокомментированы в резюме!


ОТЧЕТ о ПРИБЫЛЯХ и УБЫТКАХ

Сведения о размере прибыли и способах ее получения представляют наиболее важную информацию о бизнесе клиента. Отчет о прибыли и убытках (ОПиУ) содержит информацию о доходах предпринимателя за определенный период времени. ОПиУ относится к периоду времени в отличие от баланса, который всегда относится только к моменту времени.

При составлении балансового отчета собирается информация о текущем состоянии бизнеса клиента на определенный момент, на конкретную дату. В балансе отражаются все активы бизнеса клиента и источники его финансирования. Однако это ничего не говорит нам о том, как эта ситуация в бизнесе изменяется с течением времени. Поэтому, в отличие от баланса, в котором «сфотографированы» данные бизнеса на день проведения анализа, Отчет прибылей и убытков показывает развитие бизнеса за конкретный период, например, месяц. ОПиУ представляет собой движение доходов и расходов за определенный отрезок времени и показывает, дает ли данный бизнес прибыль. Прибыль определяется как разность между доходами и расходами.

ДОХОДЫ – РАСХОДЫ = ПРИБЫЛЬ

Цель составления ОПиУ:

проанализировать прибыльность основной деятельности клиента.

Многие небольшие фирмы и частные предприниматели ведут учет только по поступлениям и выплатам денежных средств. Такой метод называется «кассовый» метод учета. Этот метод не позволяет определить изменение капитала предпринимателя. Некоторые предприниматели ведут учет как денежных поступлений и выплат, так и доходов и расходов. Для того, чтобы определить величину прибыли за определенный период, нам следует определить доходы и расходы за этот период. При составлении ОПиУ доходы принимаются по минимуму, расходы – по максимуму. Кроме этого, обычно в малом бизнесе размер дебиторской задолженности не изменяется из месяца в месяц. Поэтому при составлении ОПиУ доходы учитываются «кассовым» методом, расходы – методом «начислений». Это значит, что доходы – это реально поступившие деньги в анализируемом периоде, а расходы – это произведенные и начисленные выплаты за определенный период, доля которых относится к анализируемым месяцам.

Как правило, бизнес клиента тесно связан с семейным бюджетом. В этом случае невозможно разделить денежные потоки в бизнесе клиента и в его семье. Очень трудно определить, какую часть прибыли предприниматель тратит на личные нужды, а какую для целей бизнеса. Чаще всего удовлетворяются сначала потребности семьи, а потом бизнеса. Часто остальные члены семьи тоже участвуют в бизнесе. Поэтому связь между бизнесом и семьей очень тесная. Следовательно, при проведении полноценного анализа необходимо рассматривать бизнес клиента и доходы и расходы его семьи как единое целое.

Доходы от бизнеса

- Расходы от бизнеса

= Прибыль от бизнеса

+ Доход вне бизнеса

- Расход вне бизнеса

= Прибыль чистая

В зависимости от вида деятельности составление ОПиУ носит некоторые особенности. Поэтому рассмотрим составление ОПиУ для торговли и производства.

ТОРГОВЛЯ

Торговля – это вид деятельности по приобретению товаров с целью их реализации. Торговля бывает оптовая, розничная и мелкооптовая. Оптовая – торговля партиями товаров между предприятиями и частными лицами для дальнейшей перепродажи. Розничная – торговля товарами для населения. Мелкооптовая – торговля мелкими партиями и поштучно для различных предпринимателей и населения. Но независимо от вида торговли, сам торговый процесс выглядит следующим образом:

срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru ЗАКУП ТОВАРОВ (цена закупа)

Валовая прибыль (наценка, маржа %)

Расходы по бизнесу

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (цена продажи)

Так как цель ОПиУ – это определение прибыльности основной деятельности, а в торговле основная деятельность – это реализация товаров, то мы анализируем прибыльность продаж за анализируемый период. При составлении Отчета прибылей и убытков мы используем «кассовый» метод. По кассовому методу доходом считается выручка от продаж. Выручка – это сумма поступивших денежных средств (кассовый метод) от реализации товаров и услуг. Согласно методу начисления, моментом реализации считается момент отгрузки покупателю товаров, тогда выручкой будет считаться сумма отгруженных товаров по продажным ценам. В дальнейшем, для простоты изложения, выручку по методу начисления мы будем называть оборотом. Итак, оборот - это движение товаров, выручка – это поступление денег. Главное отличие оборота от выручки – это условия оплаты за товар. Товар, отданный на реализацию и консигнацию, образует в балансе статью «Дебиторская задолженность». В балансе фиксируется размещение капитала предпринимателя, в том числе и заемного, в оборотных или основных средствах, на определенную дату. В ОПиУ определяется прибыльность реализации товара, то есть конечный результат деятельности за период. В cash-flow отражается ликвидность бизнеса, то есть движение денег, источники их поступления и виды расходования за период.

ОБОРОТ – это отгрузка товаров за текущий период.

Отгрузка происходит на следующих условиях:

ü По факту отгрузки, то есть, оплата за товар в момент отгрузки

ü На реализацию, то есть, оплата за товар через определенный срок после отгрузки

ü Предоплата, то есть, отгрузка товара через определенный срок после оплаты

ДОХОД (метод «начислений»)

ß

ОБОРОТ товаров

ß

срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru ДЕНЬГИ + ДОЛГИ

Оплата по факту отгрузки Дебиторская задолженность

ДОХОД («кассовый» метод)

ß

ОБОРОТ денег

ß

срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru ВЫРУЧКА

срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru Оплата Погашение Предоплата
по факту дебиторской задолженности
отгрузки за прошлый месяц

               
  срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru
    срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru
     
  срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru
 
 
 


А П
срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru
срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru Касса

Предоплата
Счета к оплате  
срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru ТМЗ  

Осуществляя деятельность по закупке, транспортировке, хранению и реализации товаров, предприниматель несет затраты. К ним относятся расходы предпринимателя на закуп, расходы, связанные с доставкой (транспортные расходы, таможенные расходы), хранением (аренда помещения), реализацией (зарплата административного и обслуживающего персонала, рекламные расходы) и организацией процесса торговли (патент, свидетельство, коммунальные расходы, содержание автотранспорта, канцелярские товары, представительские расходы). Расходы основной деятельности можно разделить на две основные группы: это расходы, связанные с закупом товаров или сырья (себестоимость), и расходы, связанные с организацией процесса торговли. Доход – это выручка, получаемая от реализации товаров или услуг.

Выручка от продаж

- Себестоимость продаж

= Валовая прибыль

- Расходы по бизнесу

= Прибыль от бизнеса

+ доход вне бизнеса

- Расход вне бизнеса

= Прибыль чистая

Если связать движение товаров с балансом, то реализация в части отгрузки товаров по балансу ведется по цене закупа, а в части поступления денег в кассу – по цене продажи. Значит отгруженный товар – это продажа товаров по себестоимости, а оплата за товар – это выручка. Но так как отгрузить мы могли больше, чем получить денег (а это влечет за собой образование дебиторской задолженности), то в ОПиУ в статью себестоимость продаж мы ставим только ту себестоимость товаров, за которые фактически получили деньги в анализируемом периоде (используется «кассовый» метод). Разница, получившаяся между ценой продажи и ценой закупа называется валовой прибылью.

ОТЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

  Месяц Месяц Месяц В среднем
Выручка от реализации        
Маржа, %        
Себестоимость продаж        
Валовая прибыль        
Зарплата        
Аренда        
Камера хранения        
Бензин        
Путевка        
Доставка        
Таможня        
Патент        
Налоги, сборы        
Охрана        
Проценты по займам        
Междугородние переговоры        
Реклама        
Представительские расходы        
Коммунальные расходы        
Прочие        
ИТОГО расходы по бизнесу        
Прибыль от бизнеса        
Прочие доходы        
Прочие расходы        
Чистая прибыль        
Взнос по кредиту        
Остаток        
Рентабельность продаж        

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

МАРЖА

Валовая прибыль – это торговая наценка. Размер торговой наценки в процентах от цены закупа называется маржей, то есть маржа показывает, какую долю от себестоимости занимает валовая прибыль.

Маржа – это % от себестоимости. Например, себестоимость 500, маржа 20%, значит Валовая прибыль = себестоимость х маржу(%) = 500 х 20% = 100 или 500 х 20/100

Валовая прибыль равна 100 – это 20 % от 500

Маржа = Валовая прибыль х100 1 способ
Себестоимость  

Выручка = Себестоимость + Валовая прибыль или

Выручка = Себестоимость (= 100 %) + % от себестоимости

Маржа = ( Выручка - 1) х 100% 2 способ
Себестоимость  

При расчете стоимости продаж мы сталкиваемся с проблемой определения закупочной цены проданных товаров. Проблемы определения себестоимости проданных товаров при узком ассортименте и постоянных ценах, конечно, нет. В таком случае стоимость реализованных товаров определяется как отношение выручки к размеру маржи на одну группу товаров.

Себестоимость продаж = Выручка х 100 %
100 % + маржа в %
Себестоимость продаж = Выручка  
1 + маржа в % /100

ПРИМЕР № 1

Выручка 600 $, маржа 20%, значит

Себестоимость продаж = х 100% = 500 $
100 % + 20 %
Себестоимость продаж = = 500 $
1 + 0,20


ПРИМЕР № 2

Себестоимость проданных товаров за месяц составила 15 000$. Маржа 20%. Определите размер выручки и валовой прибыли.

Показатели Расчет Результат
Себестоимость 15000$ - 100%  
Маржа Х $ - 20%  
Валовая прибыль Х = 15000х20/100 =3000
Выручка 15000+15000х20/100 =18000

ПРИМЕР № 3

Выручка за месяц составила 10000$. Себестоимость 8000$. Определите маржу и валовую прибыль.

Показатели Расчет Результат
Выручка  
Себестоимость  
Валовая прибыль 10000-8000 =2000
Маржа, % 2000/8000х100 или 10000/8000х100-100 =25

ПРИМЕР № 4

Какая должна быть себестоимость и маржа, если выручка 30000$, а валовая прибыль 1500$.

Показатели Расчет Результат
Выручка  
Валовая прибыль  
Себестоимость 30000-1500 =28500
Маржа, % 1500/28500х100 =5,3

ПРИМЕР № 5

Продав товар на 15000$ по себестоимости, предприниматель получил 2000$ валовой прибыли. Определите маржу на проданный товар и выручку.

Показатели Расчет Результат
Себестоимость 15000-100%  
Валовая прибыль 2000-х%  
Маржа, % Х = 2000х100/15000 =13,3
Выручка 15000+2000 =17000

ПРИМЕР № 6

Продав товар с наценкой 100%, предприниматель получил выручку 4000$. Определите себестоимость и валовую прибыль.

Показатели Расчет Результат
Выручка 4000$ - 200%  
Маржа Х $ - 100%  
Валовая прибыль Х = 4000/2 =2000
Себестоимость Х = 4000-2000 =2000

ПРИМЕР № 7

Продав товар с наценкой 180%, предприниматель получил валовую прибыль 3600$. Определите себестоимость и выручку.

Показатели Расчет Результат
Валовая прибыль  
Маржа 180%  
Себестоимость 3600/180х100 =2000
Выручка 3600/180х280 или 2000+3600 =5600

Вместе с тем в условиях рынка цены на один и тот же товар часто меняются. На это влияет курс доллара, объем закупа (при большом закупе предоставляется скидка), спрос на товар, сезонность, мода, конкуренция и т.д. В результате предприниматель вынужден в течение периода покупать и продавать широкий ассортимент товара по разным ценам. Это намного усложняет определение средней маржи по проданным товарам. К тому же многие предприниматели не всегда ведут записи по реализации. Существует несколько способов определения маржи. Каждый из них имеет свои особенности применения, поэтому от кредитного эксперта кроме математической точности требуется и логическое мышление, которое могло бы объяснить использование одного из методов расчета средней маржи при составлении ОПиУ.


Маржа на остаток товара

Наиболее часто применяется в практике, но при её использовании должны быть взвешены все особенности торговли за анализируемый период и на будущий период. Суть его состоит в следующем: при выезде на место его бизнеса клиента кредитным экспертом снимаются все остатки товарно-материальных запасов с указанием их количества, цены закупа и цены продажи. Самое главное, о чем надо помнить при проведении анализа – это о необходимости как можно более точно определить маржу на проданный товар в анализируемом периоде. Поэтому недостаточно будет только посчитать остаток товаров на складе. Для этого надо посмотреть записи клиента, поспрашивать его об особенностях торговли конкретными товарами в анализируемом периоде. А затем результаты опроса сравнить с результатами расчета маржи и найти между ними оптимальный результат, объясняющий общую картину бизнеса клиента. Формуляр для инвентарной описи товаров выглядит следующим образом:

срок погашения кредиторской задолженности - student2.ru

Стоимость закупа = кол-во х цена закупа

Стоимость продажи = кол-во х цена продажи

Маржа = Цена продажи: Цена закупа *100 – 100

Средневзвешенная маржа = Стоимость продажи / Стоимость закупа *100 – 100

(итого) (итого)

Итог по статье стоимость закупа идет в баланс в статью товарно-материальные запасы. Эта сумма денег, находящихся в товаре, на день проведения анализа.

О чем надо помнить:

ü Ассортимент и сезон

Маржа на летний и зимний ассортимент обычно различная. Летний товар дешевле зимнего, но маржа на летний товар больше (обычно), чем на зимний. Для этого следует в инвентарной описи товарно-материальные запасы подразделять по сезонному признаку с указанием средневзвешенной маржи по каждой группе товаров. Если у клиента имеется большой запас несезонного товара, то в актив баланса эту сумму включать не следует, но указать ее существование необходимо. Если анализ проводился в период смены сезона и клиент планирует изменить ассортимент товара, то при анализе результатов ОПиУ надо учитывать этот фактор, когда речь идет об отношении взноса по кредиту к остатку чистой прибыли от бизнеса. Понятно, что чистая прибыль по сезонам будет отличаться и об этом надо не забывать при принятии решения о размере и сроке кредита.

ü Маржа на проданный товар и на остаток ТМЗ

Встречаются случаи, когда на день проведения анализа у клиента имелся товар, который он не продавал в анализируемом нами периоде (клиент закупил новый товар перед анализом или проданный товар имел большой спрос и был весь продан). В этом случае необходимо уточнить размер маржи на проданный товар и составить инвентарный формуляр, аналогичный вышерассмотренному, по проданным товарам.

Проданные за период товары Кол-во Цена закупа Цена продажи Стоимость закупа (2*3) Стоимость продажи (2*4) Маржа, % (4/3-1)*100 Доля в объеме продаж по с/б (5/ Σ*)
Одежда 1 500 2 700 75 000 135 000
Обувь 1 500 32 000 60 000 87,5
Бижутерия 9 000 24 000
Итого     Σ 116 000 Σ* 219 000

Средневзвешенная маржа = (219 000 / 116 000 – 1)* 100 = 89 %

Среднеарифметическая маржа (приводится для сравнения результатов) =

= (80 + 87,5 + 167)/3 = 111,5 % > 89 %

В случае если клиент затрудняется назвать закупочные или продажные цены, или количество товаров (обычно это встречается в торговле большим ассортиментом мелких товаров, например, канцтовары), тогда маржа рассчитывается (взвешивается) исходя из доли закупа основных групп товаров в общем закупе. Клиент знает, на какую сумму он обычно закупает каждую группу товаров.

Канцтовары

Товар Закуп Маржа, % Доля в закупе, % Средневзвешенная маржа по закупу
Ручки
Тетради
Прочее
Итого 56*
Товар Кол-во Цена закупа Цена продажи Стоимость закупа (2*3) Стоимость продажи (2*4) Маржа, % (4/3-1)*100 Доля в ТМЗ
Ручки
Тетради 1 320
Прочее
Итого     Σ 20 000 Σ* 49 560 148% 148%

Из приведенных выше таблиц видно, что маржа, рассчитанная на остаток товаров, и маржа, рассчитанная по соотношению закупаемого товара отличается. Обычно товар закупается в том же соотношение, в каком соотношение он и продается. А менее ходовой товар, но необходимый для поддержания ассортимента, составляет большую долю в общих запасах ТМЗ на день проведения анализа. Поэтому при использовании маржи должны быть проанализированы все особенности бизнеса клиента.

ПРИМЕР

Клиент дал следующую информацию: Выручка за месяц составила 10 000. Из них 80% всего оборота продается с маржей 40%, остальные 20% - с маржей 10%. Здесь можно рассчитать двумя способами.

1 способ

Выручка, полученная от продажи с маржей 40%, равна 10 000 х 80 / 100 = 8 000

Выручка, полученная от продажи с маржей 20%, равна 10 000 х 20% = 2 000

Себестоимость продаж с маржей 40%, равна 8 000 / (1 + 0,40) = 5 714

Себестоимость продаж с маржей 20%, равна 2 000 / 1,20 = 1 667

Общая себестоимость продаж = 5 714 + 1 667 = 7 381.

Валовая прибыль составит 2619 (10000 – 7381), средневзвешенная маржа на реализованные товары составит 35,5 % (2619/7381х100) или (10000/7381-1)х100).

2 способ

Товар Маржа, % Доля Средневзвешенная маржа, %
№1 40 х 80 / 100
№2 10 х 20 / 100
Итого 25* 32 + 2

* среднеарифметическая маржа

Согласно среднеарифметической марже 25 %, валовая прибыль составит 2000<2619. Разница между реальной валовой прибылью и среднеарифметической составляет 619, а это 6% от общей выручки. Если учесть, что средняя рентабельность аналогичного бизнеса находится в пределах 10%, то размер его чистой прибыли должен находиться в пределах 1000 (10 000 х 10%). Поэтому ОПиУ, составленный методом среднеарифметической маржи, даст нам результат прибыли от бизнеса, уменьшенный на 619, то есть, чистая прибыль составит 381, а рентабельность 3,8% (381 / 10 000 х 100). А если учесть ра

Наши рекомендации