Понятие и сущность цен, классификация цен
Цена – это выражение стоимости товара в денежных единицах за количественную единицу продукции. В условиях рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учётом спроса. При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. В основе формирования уровней цен, их изменения во времени лежит закон стоимости, определяющий закономерность движения цены вокруг стоимости товара. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цены.
В настоящее время цены классифицируют следующим образом:
1) свободные (рыночные) цены – это цены, складывающиеся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий;
2) государственные цены: а) фиксированные цены – твёрдо установленные государством цены (тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению; цены на драгоценные и полудрагоценные камни и др.); б) регулируемые цены – цены, устанавливаемые органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции, в том числе на продукцию предприятий-монополистов (тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую предприятиям; в) предельные цены – государственные цены товара, ограниченные размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарства, газ и др.), цена на такие товары и услуги может быть ниже предельного уровня, но не может быть выше.
Цены в зависимости от обслуживаемой сферы подразделяются на следующие типы:
1) оптовые цены предприятия – это цены, по которым реализуются большие объёмы продукции технического и потребительского назначения;
2) закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельхозпроизводителей;
3) розничные цены – это цены, по которым товары за наличный расчёт продаются, как правило, населению;
4) цены на тарифы и платные услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспорта и т.д.
Статистическое изучение цен
Уровень цен – это обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определённый период времени, на определённой территории, по совокупности товаров с близкими потребительскими свойствами.
Для цен совокупности однородных товарных единиц и цен, изменяющихся во времени и пространстве, обобщающей характеристикой является средняя цена, которая рассчитывается в форме средней арифметической взвешенной (при наличии данных о продаже в натуральном выражении) или в форме средней гармонической взвешенной (при наличии данных в стоимостном выражении). Обычно в качестве весов используют данные о выпуске или реализации продукции.
Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен: , где – цены за единицу товара соответственно в текущем и базисном периодах.
Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям. Этот индекс записывается в форме индекса переменного состава:
, где – количество проданного товара соответственно в текущем и базисном периодах. Этот индекс показывает зависимость средней цены от уровня цен на отдельные виды товаров и структуры продаж. Влияние каждого из факторов изучается при помощи двух других индексов.
Индекс цен постоянного (фиксированного) состава записывается следующим образом:
.
Этот индекс показывает изменение среднего уровня цен под влиянием уровня цен на отдельные виды товаров. Вычитая из числителя индекса его знаменатель, влияние фактора можно оценить и в абсолютном выражении:
.
Индекс цен структурных сдвигов имеет следующий вид:
.
Данный индекс характеризует изменение среднего уровня цен за счёт динамики структуры продаж. Разность между числителем и знаменателем показывает абсолютное влияние этого фактора на среднюю величину:
.
Вышеуказанные индексы связаны между собой: . Такая же взаимосвязь существует и между абсолютными величинами: .