Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций
Абсолютный эффект (или конечный финансовый результат)характеризуется прибылью. При этом используется следующая система показателей:
1. прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг: , где – выручка от реализации продукции без НДС и акцизов; – полная себестоимость реализованной продукции;
2. балансовая прибыль (прибыль до налогообложения): , где ППР – прибыль (убыток) от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов и прочего имущества предприятия, материальных активов, ценных бумаг и др.; ПВН – прибыль (убыток) от внереализационных операций (сдача имущества в аренду; долевое участие в деятельности других предприятий; суммы, полученные (выплаченные) в виде экономических санкций и возмещения убытков – штрафы, пени, неустойки и т.д.). На основе балансовой прибыли определяется валовая прибыль, которая в отличие от балансовой не отражается в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учёта, это расчётный показатель, специально определяемый для целей налогообложения;
3. налогооблагаемая прибыль: , где К – сумма корректировки прибыли до налогообложения на величину доходов (расходов) по видам деятельности, освобождённых от налогообложения или облагаемых в особом порядке;
4. чистая прибыль: , где Н – платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на имущество и т.д.).
Главным элементом прибыли до налогообложения является прибыль от реализации продукции, удельный вес которой на отдельных предприятиях составляет 90 и более процентов. В статистическом анализе определяется влияние следующих факторов на прирост (уменьшение) прибыли от реализации продукции: изменение отпускных цен предприятия (p), себестоимости единицы продукции (с), объёма реализованной продукции (q) и ассортимента продукции (асс).
Изучения влияния этих факторов можно представить следующей схемой:
где – прибыль от реализации продукции соответственно в текущем и базисном периодах; – прибыль текущего периода, пересчитанная в ценах базисного периода; – прибыль базисного периода, пересчитанная на объём и ассортимент текущего периода.
Влияние факторов, исходя из схемы, определяется следующим образом:
1) отпускные цены ;
2) себестоимость единицы продукции ;
3) объём: при расчёте влияния этого фактора исходят из того, что объём реализации прямо пропорционально влияет на выручку от реализации, а это, в свою очередь, также прямо пропорционально влияет на прибыль ;
4) ассортимент:
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности, а для более объективной оценки конечных результатов деятельности и возможности проведения сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью или прибыльностью. В зависимости от базы сравнения различают два основных способа расчёта рентабельности – рентабельность текущих затрат (рентабельность реализованной продукции) и рентабельность авансированных затрат (общая рентабельность производства или предприятия):
а) рентабельность реализованной продукции , где – прибыль от реализации продукции; – полная себестоимость реализованной продукции;
б) общая рентабельность производства (предприятия) , где – прибыль до налогообложения; – средняя стоимость основных производственных фондов (основного капитала); – средняя стоимость материальных оборотных средств (запасов и затрат); – средняя стоимость производственных фондов.
Изучение факторов, влияющих на рентабельность продукции, можно представить следующей схемой:
где – рентабельность продукции соответственно в текущем и базисном периодах; – рентабельность продукции текущего периода в ценах базисного периода; – рентабельность продукции базисного периода по ассортименту текущего периода.
Тогда влияние указанных факторов определяется следующим образом:
Для изучения среднего уровня рентабельности используется индексный метод. Как и большинство средних величин, этот показатель записывается в форме средней арифметической взвешенной , а по содержанию является аналогичным исходному показателю рентабельности продукции . Эта величина принимается за варианты признака, а в качестве весов выступает полная себестоимость продукции z (величина затрат на производство и реализацию продукции). Исходя из этого, средний уровень рентабельности продукции можно записать следующим образом:
.
Таким образом, на показатель среднего уровня рентабельности влияют два фактора, и оценить влияние этих факторов на результативный показатель можно с помощью индексов.
Индекс среднего уровня рентабельности продукции переменного состава записывается следующим образом:
.
Данный индекс показывает, как изменяется средний уровень рентабельности продукции под влиянием рентабельности отдельных видов продукции и структуры затрат на производство и реализацию продукции.
Влияние первого из указанных факторов можно оценить с помощью индекса среднего уровня рентабельности продукции постоянного состава:
.
Этот индекс характеризует изменение среднего уровня рентабельности продукции за счёт изменения уровней рентабельности отдельных видов продукции. Это влияние можно оценить и в абсолютном выражении, вычитая из числителя индекса его знаменателя:
.
Индекс среднего уровня рентабельности продукции структурных сдвигов:
.
Данный индекс показывает изменение среднего уровня рентабельности продукции за счёт изменения структуры затрат на производство и реализацию продукции. Вычитая из числителя индекса его знаменатель, это влияние можно определить и в абсолютном выражении:
.
Вышеуказанные факторы взаимосвязаны: .
Такая же связь существует и между абсолютными величинами:
.