Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций

Абсолютный эффект (или конечный финансовый результат)характеризуется прибылью. При этом используется следующая система показателей:

1. прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг: Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru , где Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – выручка от реализации продукции без НДС и акцизов; Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – полная себестоимость реализованной продукции;

2. балансовая прибыль (прибыль до налогообложения): Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru , где ППР – прибыль (убыток) от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов и прочего имущества предприятия, материальных активов, ценных бумаг и др.; ПВН – прибыль (убыток) от внереализационных операций (сдача имущества в аренду; долевое участие в деятельности других предприятий; суммы, полученные (выплаченные) в виде экономических санкций и возмещения убытков – штрафы, пени, неустойки и т.д.). На основе балансовой прибыли определяется валовая прибыль, которая в отличие от балансовой не отражается в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учёта, это расчётный показатель, специально определяемый для целей налогообложения;

3. налогооблагаемая прибыль: Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru , где К – сумма корректировки прибыли до налогообложения на величину доходов (расходов) по видам деятельности, освобождённых от налогообложения или облагаемых в особом порядке;

4. чистая прибыль: Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru , где Н – платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на имущество и т.д.).

Главным элементом прибыли до налогообложения является прибыль от реализации продукции, удельный вес которой на отдельных предприятиях составляет 90 и более процентов. В статистическом анализе определяется влияние следующих факторов на прирост (уменьшение) прибыли от реализации продукции: изменение отпускных цен предприятия (p), себестоимости единицы продукции (с), объёма реализованной продукции (q) и ассортимента продукции (асс).

Изучения влияния этих факторов можно представить следующей схемой:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru

где Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – прибыль от реализации продукции соответственно в текущем и базисном периодах; Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – прибыль текущего периода, пересчитанная в ценах базисного периода; Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – прибыль базисного периода, пересчитанная на объём и ассортимент текущего периода.

Влияние факторов, исходя из схемы, определяется следующим образом:

1) отпускные цены Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru ;

2) себестоимость единицы продукции Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru ;

3) объём: при расчёте влияния этого фактора исходят из того, что объём реализации прямо пропорционально влияет на выручку от реализации, а это, в свою очередь, также прямо пропорционально влияет на прибыль Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru ;

4) ассортимент: Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru

Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности, а для более объективной оценки конечных результатов деятельности и возможности проведения сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью или прибыльностью. В зависимости от базы сравнения различают два основных способа расчёта рентабельности – рентабельность текущих затрат (рентабельность реализованной продукции) и рентабельность авансированных затрат (общая рентабельность производства или предприятия):

а) рентабельность реализованной продукции Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru , где Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – прибыль от реализации продукции; Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – полная себестоимость реализованной продукции;

б) общая рентабельность производства (предприятия) Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru , где Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – прибыль до налогообложения; Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – средняя стоимость основных производственных фондов (основного капитала); Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – средняя стоимость материальных оборотных средств (запасов и затрат); Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – средняя стоимость производственных фондов.

Изучение факторов, влияющих на рентабельность продукции, можно представить следующей схемой:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru где Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – рентабельность продукции соответственно в текущем и базисном периодах; Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – рентабельность продукции текущего периода в ценах базисного периода; Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru – рентабельность продукции базисного периода по ассортименту текущего периода.

Тогда влияние указанных факторов определяется следующим образом:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru

Для изучения среднего уровня рентабельности используется индексный метод. Как и большинство средних величин, этот показатель записывается в форме средней арифметической взвешенной Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru , а по содержанию является аналогичным исходному показателю рентабельности продукции Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru . Эта величина принимается за варианты признака, а в качестве весов выступает полная себестоимость продукции z (величина затрат на производство и реализацию продукции). Исходя из этого, средний уровень рентабельности продукции можно записать следующим образом:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Таким образом, на показатель среднего уровня рентабельности влияют два фактора, и оценить влияние этих факторов на результативный показатель можно с помощью индексов.

Индекс среднего уровня рентабельности продукции переменного состава записывается следующим образом:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Данный индекс показывает, как изменяется средний уровень рентабельности продукции под влиянием рентабельности отдельных видов продукции и структуры затрат на производство и реализацию продукции.

Влияние первого из указанных факторов можно оценить с помощью индекса среднего уровня рентабельности продукции постоянного состава:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Этот индекс характеризует изменение среднего уровня рентабельности продукции за счёт изменения уровней рентабельности отдельных видов продукции. Это влияние можно оценить и в абсолютном выражении, вычитая из числителя индекса его знаменателя:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Индекс среднего уровня рентабельности продукции структурных сдвигов:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Данный индекс показывает изменение среднего уровня рентабельности продукции за счёт изменения структуры затрат на производство и реализацию продукции. Вычитая из числителя индекса его знаменатель, это влияние можно определить и в абсолютном выражении:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Вышеуказанные факторы взаимосвязаны: Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Такая же связь существует и между абсолютными величинами:

Статистические показатели финансовых результатов нефинансовых корпораций и организаций - student2.ru .

Наши рекомендации