Тема 3. Бухгалтерские счета и двойная запись.

Хронологическая и систематическая запись

Задача 3.1. Регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности

Задание.

1. Записать факты хозяйственной деятельности в журнале регистрации и подсчитать итог журнала. Форма журнала приведена в таблице 3.1 к задаче 3.1.

2. На основании баланса на начало месяца открыть все синтетические счета и записать в них сальдо начальное (Сн).

3. По данным журнала фактов хозяйственной деятельности записать факты на счетах, подсчитать по каждому счету обороты и вывести остатки на конец месяца (Ск).

4. Составить оборотную ведомость по данным счетов.

5. По данным остатков на счетах на конец месяца составить баланс на конец месяца.

Методические рекомендации.

1. Журнал регистрации фактов хозяйственной деятельности является регистром хронологического учета, то есть факты регистрируются в хронологическом порядке по мере их совершения (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Журнал регистрации фактов хозяйственной деятельности за _______ 20__ г.

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
       
       
       
       
  Итого      

Рассмотрим на примере порядок заполнения журнала регистрации фактов хозяйственной деятельности.

Журнал регистрации фактов хозяйственной деятельности ООО «Берёзка» за октябрь 20__ г.

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Поступили на склад материалы от поставщика 25 000 Материалы Расчеты с поставщиками

2. По данным актива баланса на начало месяца открывают активные счета, по данным пассива – пассивные счета. Далее записи на счетах выполняют на основании журнала фактов хозяйственной деятельности. По данным журнала по мере необходимости открывают новые синтетические счета. Начальный остаток (Сн) по таким счетам равен нулю, остальные записи и подсчет оборотов производят в общем порядке.

Записи на активных счетах имеют следующий вид (рисунок 3.1).

Дебет Счет «Расчетные счета» Кредит
Сн 100 000 3) 25 000
       
Оборот Оборот 25 000
Ск 75 000    

Ск по активному счету = Сн Дебет + Оборот Дебет – Оборот Кредит = 100 000 + 0 – 25 000 = 75 000.

Рис. 3.1 – Схема записей на активном счете

Записи на пассивных счетах имеют следующий вид (рисунок 3.2).



Дебет Счет «Расчеты с поставщиками» Кредит
3) 25 000 Сн
    1) 4) 25 000 17 000
Оборот 25 000 Оборот 42 000
    Сальдо (Ск) 17 000

Ск по пассивному счету = Сн Кредит + Оборот Кредит – Оборот Дебет = 0 + 42 000 – 25 000 = 17 000.

Рис. 3.2 – Схема записей на пассивном счете

Исходные данные.

1. Бухгалтерский баланс ООО «Берёзка» на 1 октября 20__ г.

Наименование показателя Сумма, руб. Наименование показателя Сумма, руб.
АКТИВ I.Внеоборотные активы Основные средства II. Оборотные активы Денежные средства на расчетном счете     400 000   100 000 ПАССИВ III. Капитал и резервы Уставный капитал       500 000  
БАЛАНС 500 000 БАЛАНС 500 000

2. Факты хозяйственной деятельности ООО «Берёзка» за октябрь 20__ г.

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Сумма, руб.
Поступили на склад материалы от поставщика 25 000
Отпущены со склада материалы для нужд основного производства 20 000
Оплачено с расчетного счета поставщикам за материалы 25 000
Акцептован счет, получены услуги от поставщиков для нужд основного производства 17 000
Выпущена готовая продукция из основного производства 42 000
  Итого ?

Задача 3.2. Регистрация и группировка фактов хозяйственной жизни

Задание.

1. Записать факты хозяйственной деятельности в журнале регистрации. Форма журнала приведена в таблице 3.1 к задаче 3.1.

2. На основании баланса на начало месяца открыть все синтетические счета и записать в них сальдо начальное (Сн).

3. По данным журнала фактов хозяйственной деятельности записать факты на счетах, подсчитать по каждому счету обороты и вывести остатки на конец месяца (Ск).

4. По данным остатков на счетах на конец месяца составить баланс на конец месяца.

Методические рекомендации.

Использовать методические рекомендации, приведенные в задаче 3.1.




Исходные данные.

1. Бухгалтерский баланс ЗАО «Сосна» на 1 июня 20__ г.

Наименование показателя Сумма, руб. Наименование показателя Сумма, руб.
АКТИВ I.Внеоборотные активы Основные средства II. Оборотные активы Материалы Расчеты с покупателями Расчетные счета     670 000   110 000 80 000 75 000 ПАССИВ III. Капитал и резервы Уставный капитал Нераспределенная прибыль IV Долгосрочные обязательства V Краткосрочные обязательства Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с поставщиками     700 000 100 000   50 000 85 000
БАЛАНС 935 000 БАЛАНС 935 000

2. Факты хозяйственной деятельности ЗАО «Сосна» за июнь 20__ г.

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Сумма, руб.
Оплачено с расчетного счета поставщикам 35 000
Поступило на расчетный счет от покупателей 60 000
Выплачена с расчетного счета заработная плата 50 000
Начислена заработная плата рабочим основного производства 55 000
Отпущены со склада материалы для нужд основного производства 30 000
Часть прибыли по решению акционеров направлена на увеличение уставного капитала 10 000
  Итого ?

Задача 3.3. Регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности

Задание.

1. Записать факты хозяйственной деятельности в журнале регистрации. Форма журнала приведена в таблице 3.1 к задаче 3.1.

2. На основании баланса на начало месяца открыть все синтетические счета и записать в них сальдо начальное (Сн).

3. По данным журнала фактов хозяйственной деятельности записать факты на счетах, подсчитать по каждому счету обороты и вывести остатки на конец месяца (Ск).

4. Составить оборотно-сальдовую ведомость по данным счетов. Форма ведомости приведена в таблице 3.2 к задаче 3.3.

5. По данным оборотно-сальдовой ведомости составить баланс на конец месяца.

Методические рекомендации.

1. Пример выполнения записей на счетах бухгалтерского учета приведен в задаче 3.1.

2. Оборотно-сальдовая ведомость является регистром систематического учета (таблица 3.2). Заполняется по данным всех счетов, которые были открыты при решении задачи. По каждому счету в ведомость переносится:

- сальдо начальное. По активным счетам число заносится в графу 2, по пассивным счетам – в графу 3;

- оборот по дебету счета заносится в графу 4, по кредиту счета – в графу 5;

- сальдо конечное. По активным счетам число заносится в графу 6, по пассивным счетам – в графу 7. По данным графы 6 составляется актив баланса, по данным графы 7 – пассив баланса.

Наши рекомендации