ГЛАВА 5 Учет материальных ценностей
После изучения этой главы вы узнаете:
!!! о сущности материально–производственных запасов в сельском хозяйстве;
!!! об оформлении операций поступления материалов;
об учете отпуска материалов на производство и другие цели, контроле за их использованием; внутренних перемещениях и выбытии материалов;
!!! о синтетическом и аналитическом учете материалов;
!!! об экономическом содержании информации, отражаемой на счете 11 «Животные на выращивании и откорме»;
!!! о документальном отражении учета животных на выращивании и откорме;
!!! о порядке синтетического учета животных на выращивании и откорме;
!!! о порядке применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
!!! о типовой корреспонденции счетов по учету материальных ценностей.
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
4. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
5. ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов».
6. Методические указания по бухгалтерскому учету материально–производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2000 г. № 135н.
8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
9. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ», ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА
Материально–производственные запасы (МПЗ)представляют собой материалы, предназначенные для использования в производственной деятельности или в процессе управления организацией. Другими словами, МПЗ – это совокупность материального имущества, принадлежащего к оборотным активам. Оборотные средства (текущие активы) – это средства, инвестируемые организацией в текущие операции в течение каждого цикла производства.
В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально–производственных запасов к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:
• используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции для продажи (выполнении работ, оказании услуг);
• предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
• используемые для управленческих нужд организации.
Необходимым условием поддержания непрерывности кругооборота средств сельскохозяйственных организаций является постоянное наличие у них оборотных средств: семян, кормов, нефтепродуктов, минеральных удобрений и др. Каждая из этих групп материалов отлична от других как по физическому состоянию, так и по происхождению, поступлению на предприятие, направлению использования в целях производства, способам хранения и множеству других признаков. Все эти особенности диктуют требования, предъявляемые к учету МПЗ, c этими требованиями связаны задачи учета МПЗ.
К основным задачам учета МПЗ можно отнести:
• своевременное и правильное оформление документами поступления и расходования материальных ценностей;
• формирование фактической себестоимости запасов;
• систематический контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах движения;
• постоянный контроль за использованием средств строго по назначению и в соответствии с установленными нормами;
• своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их продажи или выявления иных возможностей их вовлечения в оборот;
• периодическая сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием продукции и производственных запасов в местах их хранения;
• проведение анализа эффективности использования запасов.
Для успешного решения этих задач сельскохозяйственные предприятия должны правильно организовать складское хозяйство, совершенствовать систему документооборота, следить за подбором и подготовкой материально ответственных лиц, обеспечить своевременное и полное ведение синтетического и аналитического учета материальных ценностей.
Использование на предприятии большого количества разнообразных материальных запасов предполагает грамотную организацию учета, для чего необходима классификация этих запасов.
В зависимости назначения и роли в производстве материальные запасы группируются следующим образом:
• сырье;
• покупные полуфабрикаты;
• топливо;
• запасные части;
• строительные материалы;
• инвентарь и хозяйственные принадлежности;
• тара и тарные материалы;
• вспомогательные материалы;
• специальная одежда и специальная оснастка;
• прочие.
В качестве единицы бухгалтерского учета МПЗ выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый сельскохозяйственными предприятиями по наименованиям и однородным группам этих запасов. Учет запасов осуществляется в двух измерителях: денежном и вещественном (количественном).
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:
• стоимость материалов по договорным ценам;
• ТЗР;
• расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию на предприятии;
• проценты за пользование кредитами до оприходования материалов.
В состав ТЗР включают расходы на транспортировку, а также плату за хранение материалов в местах приобретения.
При отпуске запасов в производство и ином выбытии предприятие оценивает их одним из следующих способов:
• по себестоимости каждой единицы;
• по средней себестоимости;
• по себестоимости первых по времени приобретения запасов (метод ФИФО).
Сельскохозяйственные предприятия оценивают МПЗ по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и поступивших в этом месяце запасов.
ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ МАТЕРИАЛОВ
Каналы поступления материалов на сельскохозяйственные предприятия разнообразны. Одной из особенностей деятельности предприятий в сельском хозяйстве является то, что большая часть изготовленной на предприятии продукции участвует в дальнейшем процессе производства. В связи с этим такая продукция переходит из категории готовой продукции в категорию материалов и наряду с прочими поступившими на предприятие товарно–материальными ценностями приходуется на счете 10 «Материалы».
Материалы могут поступать на предприятие по договорам купли–продажи (договорам поставки и др.); путем изготовления материалов силами предприятия; при внесении в счет вклада в уставный (складочный) капитал предприятия; при получении предприятием безвозмездно, в том числе по договору дарения, а также в результате выбытия основных средств или другого имущества.
На материалы, поступающие от поставщика, сельскохозяйственное предприятие получает расчетные документы (платежные требования, платежные требования–поручения, счета, товарно–транспортные накладные и др.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и пр.). Предприятие устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до предприятия), организационной структуры предприятия и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо:
• зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
• проверить соответствие данных этих документов условиям договоров поставки (условиям других аналогичных договоров) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
• проверить правильность расчетов в расчетных документах;
• акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично либо мотивированно отказаться от акцепта (оплаты);
• определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
• передать документы в подразделения предприятия (бухгалтерской службы, финансовый отдел и др.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота предприятия.
Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М–4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а) при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).
На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика (например, ГСМ) несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делают на обороте ордера записи, которые в конце дня подсчитывают и общий итог записывают в приходный ордер.
Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (перевозчика) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Доверенности на сельскохозяйственных предприятиях оформляются в порядке, установленном действующим законодательством.
Материалы, поступающие на ответственное хранение, заведующий складом (кладовщик) записывает в специальную книгу (карточку); эти материалы хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.
Материалы, закупленные подотчетными лицами предприятия, подлежат сдаче на склад. Материалы приходуют в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счетов и чеков магазинов, квитанций к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акта или справки о покупке на рынке или у населения), которые прилагаются к авансовому отчету подотчетного лица.
При изготовлении материалов на сельскохозяйственных предприятиях применяется большое число форм первичной документации:
• по оприходованию и расходу зерновой продукции – реестр отправки (приема) зерна и другой продукции с поля (формы № 161–АПК и № 162–АПК), ведомость движения зерна и другой продукции (форма № 167–АПК), акт на сортировку и сушку продукции растениеводства (форма № 169–АПК), акт расхода семян и посадочного материала (форма № 183–АПК), дневник поступления сельскохозяйственной продукции (форма № 168–АПК), акт приема грубых и сочных кормов (форма № 172–АПК);
• по оприходованию и расходу прочей продукции животноводства – ведомость учета кормов (форма № 175–АПК), журнал учета надоя молока (форма № 176–АПК), ведомость учета движения молока (форма № 178–АПК), акт настрига и приемки шерсти (форма № 181–АПК);
• по движению продукции переработки;
• по отправке продукции за пределы хозяйства (продаже продукции) – товарно–транспортные накладные (формы № 190–АПК, № 191–АПК, № 192–АПК, № 193–АПК, № 194–АПК).
Все первичные документы, которыми оформляется движение материальных ценностей, должны быть сданы подразделениями предприятия в бухгалтерскую службу в установленные на предприятии сроки. Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объема, линейных, штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.
Аналитический бухгалтерский учет движения запасов возможен в количественном и суммовом (стоимостном) выражении – оборотный метод,а также только в стоимостном выражении – сальдовый метод.В первом случае аналитический бухгалтерский учет дублирует складской учет. Во втором случае количественные данные об остатках МПЗ на 1–е число каждого месяца переносят из складского учета в сальдовую ведомость. В местах хранения запасов необходим складской учет. Данные аналитического бухгалтерского учета и складского учета должны систематически в установленные предприятием сроки сверяться.
К выбытию МПЗ относятся их отпуск на производство, продажа, списание, безвозмездная передача.
Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд сельскохозяйственного предприятия. Отпуск материалов на склады подразделений предприятия и строительные площадки рассматривается как внутреннее перемещение.
Порядок отпуска материалов со склада (из кладовой) в подразделения предприятия устанавливается руководителем подразделения предприятия по согласованию с главным бухгалтером предприятия.
Стоимость материалов, отпускаемых со складов сельскохозяйственного предприятия в подразделения и из подразделений на участки, в бригады, на рабочие места, в аналитическом учете, как правило, определяется по учетным ценам. По мере отпуска материалов со складов (из кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места их списывают со счетов учета материальных ценностей и зачисляют на соответствующие счета учета затрат на производство.
Отпуск материалов со складов (из кладовых) предприятия на производство (на участки, в бригады, на рабочие места) обычно происходит на основе лимитов, установленных отделом снабжения или другими подразделениями (должностными лицами) по решению руководителя предприятия. Лимиты на отпуск материалов определяются на основе разработанных соответствующими службами предприятия норм расхода материалов, производственных программ подразделений предприятия с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода. Внесение изменений в лимиты (в связи с уточнением объемов НЗП и остатков неиспользованных материалов в подразделениях предприятия, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита и т.д.) осуществляется с разрешения тех же лиц, которым предоставлено право их утверждения.
Первичными документами на отпуск материалов со складов предприятия в его подразделения являются (помимо уже перечисленных) лимитно–заборная карта (типовая межотраслевая форма № М–8), требование–накладная (типовая межотраслевая форма № М–11), накладная (типовая межотраслевая форма № М–15).
В конце месяца (квартала) лимитно–заборные карты сдают в бухгалтерскую службу предприятия. При отпуске материалов сверх лимита в первичных документах (лимитно–заборных картах, требованиях–накладных) проставляют штамп (надпись) «Сверхлимита». Материалы отпускают сверх лимита при наличии разрешения руководителя предприятия или лиц, им на это уполномоченных. На документах указывают причины сверхлимитного отпуска материалов.
К сверхлимитному отпуску материалов относится дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованных) и покрытием перерасхода материалов, т.е. расхода сверх норм.
Отпуск материалов со складов подразделения сельскохозяйственного предприятия на производство может оформляться записью непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно–заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат).
При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного документа.
Возврат подразделениями предприятия на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно–заборными картами. Сданные на склад материалы приходуют по складу с одновременным списанием из–под отчета подразделения предприятия. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относят на уменьшение соответствующих затрат.
Стоимость материалов, израсходованных на сельскохозяйственных предприятиях в связи со сбытом и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг), зачисляют на счета учета расходов на продажу. К израсходованным в связи со сбытом и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг) материалам относятся тара и упаковка, использованные на затаривание готовой продукции, не оплаченные покупателем отдельно (сверх договорной цены на продукцию); материалы, использованные на крепление изделий на железнодорожные платформы, в вагоны и на другие транспортные средства; стоимость материалов, израсходованных при организации рекламных мероприятий, участии в ярмарках и выставках и т.д.
Исходя из конкретных условий своей деятельности сельскохозяйственное предприятие может, помимо указанных форм первичных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных документов, которыми оформляется движение. Такие формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Порядок отпуска, график доставки, формы оперативных документов определяются в приказе (распоряжении и т.д.) о документообороте предприятия.
Подразделения сельскохозяйственного предприятия ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передают в бухгалтерскую службу предприятия или в другое подразделение согласно утвержденному порядку документооборота.