Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). При этом инвентаризация готовой продукции осуществляется так же, как и инвентаризация материалов.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.[3]
Записи в бухгалтерском учете осуществляются на основании документов. Однако на предприятии происходят также процессы, которые документально не оформлены. Это естественные потери материальных ценностей (усушка утруска, испарения, разливки, распыления), их порча, кражи. Могут иметь место необнаруженные ошибки в бухгалтерских записях. Все это обусловливает возможность несоответствия между данными бухгалтерского учета и фактического наличия ценностей Для выявления и ликвидации такого несоответствия проводится инвентаризация.[6]
Основные причины, которые не дают возможности гарантировать точное соответствие фактического наличия имущества и обязательств предприятия данным бухгалтерского учета, такие:
1. Влияние природных факторов, которые нельзя выявить и задокументировать в момент их возникновения - естественные потери вследствие изменения температуры, влажности, порчи
2. Нарушение действующих правил приема, хранения и отпуска ценностей (кража, обвес, просчета пересортица, отсутствие измерительных приборов, их погрешности и т.п.)
3. Недостатки в подборе материально ответственных лиц, которые в результате низкой квалификации не могут обеспечить надлежащего учета и хранения материальных ценностей
4. Неточности в учете контрагентов (поставщики, покупатели), что обусловливает разногласия и споры о состоянии задолженности.[6]
Следует отметить, что Инструкция №69 довольно полно регламентирует процесс проведения такой инвентаризации. Теперь Инструкция предусматривает следующее:
1. Перевешивание, обмер, подсчет товарно-материальных ценностей проводится в порядке размещения ценностей в данном помещении, не допуская беспорядочного перехода комиссии от одного вида ценностей к другому. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается, и комиссия переходит в следующее помещение
2. Инвентаризационные описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, не оплаченные в срок покупателями отгруженные товары и ценности находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке)
3. Количество ценностей и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части указанных ценностей
4. На приходных документах на товарно-материальные ценности, которые поступили на объект и приняты во время его инвентаризации материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью ее председателя, делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которой записаны данные ценности
5. На расходных документах о товарно-материальных ценностях, отпущенных со склада во время инвентаризации с разрешения руководителя предприятия и главного бухгалтера в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью ее председателя, делается отметка, и они заносятся в отдельную опись в порядке, аналогичном для ценностей, поступивших во время инвентаризации
6. Допускается составление групповых инвентаризационных описей малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, с указанием в них ответственных за данные предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их распиской в описи.
Данные о наличии тех или иных товарно-материальных ценностей с указанием названия, отличительных признаков, включая номенклатурный номер, единицы измерения и количество фактически обнаруженных натуральных единиц, заносятся в инвентаризационную опись. Каждая страница описи подписывается членами комиссии и материально ответственными лицами. В конце каждой страницы цифрами и словами записывается общая сумма натуральных единиц, отображенных на данной странице.
На последней странице описи материально ответственные лица подтверждают, что все материальные ценности учтены и отображены в инвентаризационной описи правильно и полностью, никаких пропусков и не включенных в опись предметов нет. Инвентаризационные описи составляются в необходимом количестве экземпляров, один из которых вручается материально ответственному лицу.
Если инвентаризация продолжается больше одного дня, то в таком случае до ее окончания инвентаризационные описи находятся в месте хранения товарно-материальных ценностей. На время перерыва в работе инвентаризационной комиссии хранилища закрываются на два замка и опечатываются или опломбировываются. Ключи от одного из них находятся у материально ответственного лица, а от второго - у председателя комиссии. Печать или пломбиратор хранится у кого-то из членов комиссии.
Члены инвентаризационной комиссии проводят инвентаризацию в присутствии материально ответственных лиц (при бригадной материальной ответственности обязательно присутствие бригадира) и при полном составе комиссии. Если кто-то из членов комиссии по уважительной причине не может принимать участие в инвентаризации (из-за болезни, увольнения, командировки и т. п.), его заменяют другим работником предприятия, с обязательным внесением изменений в приказ об инвентаризации.[7]
При инвентаризации товаров, находящихся в дороге, на них также составляется отдельный акт. При этом комиссия должна убедиться, что такие товары действительно отгружены поставщиком в адрес своего предприятия. Если окажется, что товары не были отгружены, комиссия должна выяснить причину, почему отправка товара не состоялась, и принять меры, чтобы исправить ситуацию.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, которые отправлены, но не оплачены в срок покупателями, оформляется актом инвентаризации товаров отгруженных. И опять же, комиссия должна проверить, состоялась ли такая отгрузка на самом деле. При этом на отгруженную покупателям, но не оплаченную в установленные сроки продукцию (товары), и на те, срок оплаты которых не наступил, предлагаем составлять отдельные акты. Перечисленные выше товарно-материальные ценности могут быть признаны, если они подтверждены должным образом оформленными первичными документами: счетами поставщиков, копиями платежных требований (счетов-фактур), расходно-приходными накладными, налоговыми накладными, товаротранспортными накладными, охранными расписками, договорами на ответственное хранение и т. п., которые предъявлены покупателям (получены от поставщиков)
Во время инвентаризации товарно-материальных ценностей комиссия должна обратить внимание на то, как на данном предприятии осуществляется оперативный контроль над наличием и движением товарно-материальных ценностей. Его суть заключается в том, что в процессе деятельности предприятия бухгалтерские работники один раз в неделю (декаду) осуществляют в присутствии заведующего складом проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, а также записей в карточках складского учета, выполненных материально ответственными лицами.
При этом комиссия проверяет наличие на карточках складского учета подписей ответственного работника бухгалтерии, контролирует наличие соответствующим образом заполненных реестров приемки-сдачи первичных складских документов. А практический опыт доказывает, что на предприятиях, где осуществляется оперативный контроль над наличием и движением товарно-материальных ценностей, аудиторы или ревизоры находят значительно меньше нарушений установленного порядка хранения и учета товарно-материальных ценностей.
Принимая решение о подтверждении стоимости тех или иных товарно-материальных ценностей, комиссия должна иметь в виду, что отныне, в соответствии с П(С)БУ 9, запасы отображаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации.
Товарно-материальные ценности отображаются в балансе по чистой стоимости реализации, если на дату баланса их цена снизилась или они испорчены, устарели или иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду.
Чистая стоимость реализации определяется по каждой единице товарно-материальных ценностей вычетом из ожидаемой цены продажи ожидаемых расходов на завершение производства и сбыт.
Сумма, на которую первоначальная стоимость товарно-материальных ценностей превышает чистую стоимость их реализации, и стоимость полностью утраченных (испорченных или недостающих) товарно-материальных ценностей списываются на расходы отчетного периода. Суммы недостач и потерь от порчи ценностей до принятия решения о конкретных виновниках отображаются на внебалансовых счетах. После установления лиц, которые должны возместить потери, подлежащая возмещению сумма зачисляется в состав дебиторской задолженности (или других активов) и доход отчетного периода. Если чистая стоимость реализации тех товарно-материальных ценностей, которые ранее были уценены и являются активами на дату баланса, в последующем увеличивается, то на сумму увеличения чистой стоимости реализации, но не более суммы предыдущего уменьшения, сторнируется запись о предыдущем уменьшении стоимости. [7]