III Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете предприятия и организации независимо от форм собственности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которых проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние.

Инвентаризация является одним из способов контроля за сохранностью материалов, позволяет устранить ошибки в учете и работе материально ответственных лиц, установить естественную убыль. Инвентаризация – это перепись с натуры всех имеющихся материальных ценностей с последующим сопоставлением снятых натурных остатков с данными бухгалтерскими учета.

Общие положения по организации инвентаризации Вами изучены в теме № 4 «Первичное наблюдение и стоимостное измерение в бухгалтерском учете» (занятие № 2).

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителями организации кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (см. тему № 4 занятие №2).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Учитывая большой объем указанных работ, их специальный характер, в организации могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации, о чем издается распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявле­ния возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличи­ем по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации, в организаци­ях проводятся проверки.

Порядок проведения проверок, в том числе, определение конкретных наименований, видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки про­ведения проверки и т. п., устанавливается руко­водителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руко­водителя организации.

Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность ценностей, дают расписки в том, что все поступившие материальные ценности оприходованы, выбывшие - списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Результаты инвентаризации отражают в описи товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3). Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета (например, выявлены недостачи или излишки), бухгалтер составляет сличительную ведомость результатов инвентаризации (форма N ИНВ-19).

Результаты инвентаризации могут быть различными:

- фактическое наличие материальных ценностей будет соответствовать учетным данным;

- выявлен излишек;

- выявлена недостача.

Результаты должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – годовом бухгалтерском балансе.

По результатам инвентаризации и прове­рок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запа­сов и возмещению материального ущерба (п. 29 Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Выявленные при инвентаризации расхожде­ния между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

а) излишки запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится:

- в коммерческих организациях на финансовые результаты;

Д-т 10 К-т 91

б) суммы недостач и порчи запасов списывают­ся со счетов учета по их фактической себестоимос­ти. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета 94 "Не­достачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счетов учета запасов

Д-т 94 К-т 10

При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи: Д-т 10 К-т 94.

Недостача запасов и их порча списывается со счета 94

- в пределах норм естественной убыли на счета уче­та затрат на производство или (и) на расходы на продажу;

Д-т 26 (44) К-т 94;

- сверх норм - за счет виновных лиц;

Д-т 73/2 К-т 94

- если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на финансо­вые результаты; Д-т 91 К-т 94.

Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице:

Д-т 10 К-т 10

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может приводиться по решению руководителя организации только:

- за один и тот же проверяемый период;

- у одного и того же проверяемого лица;

- в отношении запасов одного и того же наименования;

- и в тождественных количествах.

Т.о. для обобщения информации о наличии сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей (включая денежные средства) предназначен активный собирательно-распределительный счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По дебету счета 94 по недостающим (похищенным) или полностью испорченным основным средствам отражается остаточная стоимость, а по товарно-материальным ценностям – их фактическая себестоимость в корреспонденции с кредитом счетов учета названных ценностей.

По кредиту счета 94 отражается списание недостач и порчи ценностей в различных случаях (в пределах норм естественной убыли, за счет виновных лиц и при отсутствии конкретных виновников).

Если принято решение взыскать с виновного лица стоимость недостающих ценностей по рыночной стоимости, то делается дополнительная запись:

Дт 73/2 – Кт 98/4 – на разницу между стоимостью недостающих

ценностей по рыночным ценам и их стоимостью

отраженной по счету 94.

Погашение начета виновными лицами:

- при внесении наличных денег в кассу или на расчетный счет Дт 50 и 51 - Кт 73/2;

- при удержании денег из заработной платы

Дт 70 - Кт 73/2;

- возмещение материальными ценностями

Дт 10 – Кт 73/2

По мере взыскания начетов с виновных лиц делается проводка на разницу в ценах:

Дт 98/4 - Кт 91

Материальные запасы, утраченные (уничтоженные) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций списываются по фактической себестоимости этих запасов:

Д-т 94 К-т 10

с последующим отражением на счете 99 «Прибыли и убытки» как чрезвычайные расходы:

Д-т 99 К-т 94

Страховые возмещения, поступающие в качестве компенсации потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, и других чрезвычайных ситуаций, учитываются в составе чрезвычайных доходов организации.

Д-т 51 К-т 99

Вывод:Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведение, перечень запасов, проверяемых при каждой из них и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Заключение

В бухгалтерском учете информация о наличии и движении материалов и связанных с их поступлением расчетов с поставщиками обобщается соответственно на счетах 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Информация отражается в размере фактических затрат на приобретение материалов. В учетной политике организации должны найти отражение следующие вопросы: порядок документального оформления операций по поступлению и выбытию материальных ресурсов; вариант отражения на счетах бухгалтерского учета информации о поступлении материальных ресурсов (с использованием счетов 15,16 или нет); метод оценки материалов при списании их в производство.

Все предприятия и организации независимо от форм собственности обязаны проводить инвентаризацию имущества и денежных обязательств, основными целями которой являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Наши рекомендации