Учет выбытия основных средств

  1. Учет выбытия основных средств
  2. Инвентаризация основных средств.
  1. УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Выбытие основных средств связано с их безвозмездной передачей, обменом, продажей, ликвидацией вследствие физического или морального износа.

Безвозмездная передача или реализация основных средств другому предприятию оформляются «Актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств» формы ОС-1. К немку прилагают паспорт и др.сопроводительные документы.

При безвозмездной передаче Акт составляется в 2 экз. (для сдающего и принимающего основные средства предприятий), а при продаже – в 3 экз. (1-й прилагается к акту, 2-й – к извещению на передачу и для оплаты счета, а 3-й передается лицу, принимающему основные средства).

Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) вследствие полного или частичного их списанияоформляется «Актом на списание основных средств» (ф. С-3). Он составляется в 2 экземплярах комиссией, назначаемой руководителем предприятия (1-й экземпляр передается в бухгалтерию, 2-й остается у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.). В нем указываются наименование объекта, год его изготовления или постройки, дата поступления на предприятие и ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, местонахождение, первоначальная стоимость, износ, техническое состояние, заключение комиссии. Кроме того, при составлении акта указывается наличие драг металлов и определяется результат от списания объекта (затраты, связанные со списанием, поступления от списания).

При списании с баланса машин, оборудования и транспортных средств вследствие аварии к акту прилагается копия акта об аварии с указанием причины и виновников.

Списание грузовых и легковых авто, прицепов и полуприцепов, их ликвидация оформляются «Актом на списание автотранспортных средств» ф.ОС-4 в 2-х экземплярах. Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем автохозяйства (предприятия), утверждается им же или лицом на то уполномоченных (один экземпляр передается в бухгалтерию. Второй остается у лица, ответственного за сохранность указанных средств).

На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках ф.ОС-6. Эти карточки изымаются из картотеки, о чем делаются специальные отметки в описи инвентарных карточек и в инвентарных списках по местонахождению объектов, и прилагаются к акту.

Выбытие основных средств вследствие ветхости, полного износа (физического или морального), аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, а также в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам называется ликвидацией.Она связана с процессом разборки, демонтажа оборудования, транспортных средств, перевозки объектов, очистки территории, рассортировки и сдачи лома. При ликвидации основных средств предприятия несут затраты в виде зарплаты, начисленной рабочим за разборку объекта, дополнительно используемых материалов и др., учитываемые по Д сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы». Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности реализации или неэффективности их восстановления, а также оформления соответствующей документации по ликвидации на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В их состав включаются главный инженер, начальник соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или зам), а также лица, ответственные за сохранность основных средств.

Комиссия производит осмотр ликвидируемых объектов, устанавливает причины их списания и лиц, виновных в этом, определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их. Суммы, полученные от использования возвратных отходов, остаются в их распоряжении и отражаются по К-ту сч. 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» как результата от выбытия (реализации) основных средств.

К ликвидации объектов основных средств приступают только после утверждения акта руководителем предприятия.

На основании актов бухгалтерия отражает операции по ликвидации основных средств на счетах бухучета.

Реализация основных средств

Отражение в учете выручки от реализации основных средств производится в соответствии с принятым в учетной политике организации порядком. Причем, расходы, связанные с выбытием объектов основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд, списываются в 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы» в зависимости от выбранного учетной политикой метода определения реализации.

Метод определения выручки – по отгрузке

1.Отражена выручка от реализации основных средств

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Д-т 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторам»

К-т 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

2.Отражена первоначальная стоимость выбывших основных средств

Д-т 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»

К-т 01 «Основные средства»

3.Списана сумма накопленной амортизации по выбывшим объектам основных средств

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства»

4.Начислен НДС от остаточной стоимости основных средств

Д-т 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

5.Отражен финансовый результат от реализации основных средств

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов».

6.Поступили денежные средства на расчетный счет

Д-т 51 «Расчетные счета»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Метод определения выручки – по оплате

1.Отгружены основные средства

Д-т 45 «Товары отгруженные»

К-т 01 «Основные средства»

1.Списана сумма накопленной амортизации

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства»

Если в течение 60 дней выручка не поступила, то организация должна включить отгруженные основные средства в реализацию в сумме договорной цены. При этом в учете делается запись:

3.Начислен НДС по истечении 60 дней с момента отгрузки

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

4.Поступили денежные средства за реализацию основных средств

Д-т 51 «Расчетные счета»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

5.Отражена реализация основных средств

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов».

6.На первоначальную стоимость основных средств

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»

К-т 45 «Товары отгруженные»

7.Финансовый результат от реализации основных средств

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 99 «Прибыли и убытки»

Наши рекомендации