Учет выбытия основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Инвентаризация основных средств.
- УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Выбытие основных средств связано с их безвозмездной передачей, обменом, продажей, ликвидацией вследствие физического или морального износа.
Безвозмездная передача или реализация основных средств другому предприятию оформляются «Актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств» формы ОС-1. К немку прилагают паспорт и др.сопроводительные документы.
При безвозмездной передаче Акт составляется в 2 экз. (для сдающего и принимающего основные средства предприятий), а при продаже – в 3 экз. (1-й прилагается к акту, 2-й – к извещению на передачу и для оплаты счета, а 3-й передается лицу, принимающему основные средства).
Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) вследствие полного или частичного их списанияоформляется «Актом на списание основных средств» (ф. С-3). Он составляется в 2 экземплярах комиссией, назначаемой руководителем предприятия (1-й экземпляр передается в бухгалтерию, 2-й остается у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.). В нем указываются наименование объекта, год его изготовления или постройки, дата поступления на предприятие и ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, местонахождение, первоначальная стоимость, износ, техническое состояние, заключение комиссии. Кроме того, при составлении акта указывается наличие драг металлов и определяется результат от списания объекта (затраты, связанные со списанием, поступления от списания).
При списании с баланса машин, оборудования и транспортных средств вследствие аварии к акту прилагается копия акта об аварии с указанием причины и виновников.
Списание грузовых и легковых авто, прицепов и полуприцепов, их ликвидация оформляются «Актом на списание автотранспортных средств» ф.ОС-4 в 2-х экземплярах. Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем автохозяйства (предприятия), утверждается им же или лицом на то уполномоченных (один экземпляр передается в бухгалтерию. Второй остается у лица, ответственного за сохранность указанных средств).
На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках ф.ОС-6. Эти карточки изымаются из картотеки, о чем делаются специальные отметки в описи инвентарных карточек и в инвентарных списках по местонахождению объектов, и прилагаются к акту.
Выбытие основных средств вследствие ветхости, полного износа (физического или морального), аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, а также в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам называется ликвидацией.Она связана с процессом разборки, демонтажа оборудования, транспортных средств, перевозки объектов, очистки территории, рассортировки и сдачи лома. При ликвидации основных средств предприятия несут затраты в виде зарплаты, начисленной рабочим за разборку объекта, дополнительно используемых материалов и др., учитываемые по Д сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы». Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности реализации или неэффективности их восстановления, а также оформления соответствующей документации по ликвидации на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В их состав включаются главный инженер, начальник соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или зам), а также лица, ответственные за сохранность основных средств.
Комиссия производит осмотр ликвидируемых объектов, устанавливает причины их списания и лиц, виновных в этом, определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их. Суммы, полученные от использования возвратных отходов, остаются в их распоряжении и отражаются по К-ту сч. 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» как результата от выбытия (реализации) основных средств.
К ликвидации объектов основных средств приступают только после утверждения акта руководителем предприятия.
На основании актов бухгалтерия отражает операции по ликвидации основных средств на счетах бухучета.
Реализация основных средств
Отражение в учете выручки от реализации основных средств производится в соответствии с принятым в учетной политике организации порядком. Причем, расходы, связанные с выбытием объектов основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд, списываются в 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы» в зависимости от выбранного учетной политикой метода определения реализации.
Метод определения выручки – по отгрузке
1.Отражена выручка от реализации основных средств
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Д-т 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторам»
К-т 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»
2.Отражена первоначальная стоимость выбывших основных средств
Д-т 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»
К-т 01 «Основные средства»
3.Списана сумма накопленной амортизации по выбывшим объектам основных средств
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 01 «Основные средства»
4.Начислен НДС от остаточной стоимости основных средств
Д-т 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Налог на добавленную стоимость»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
5.Отражен финансовый результат от реализации основных средств
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов».
6.Поступили денежные средства на расчетный счет
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Метод определения выручки – по оплате
1.Отгружены основные средства
Д-т 45 «Товары отгруженные»
К-т 01 «Основные средства»
1.Списана сумма накопленной амортизации
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 01 «Основные средства»
Если в течение 60 дней выручка не поступила, то организация должна включить отгруженные основные средства в реализацию в сумме договорной цены. При этом в учете делается запись:
3.Начислен НДС по истечении 60 дней с момента отгрузки
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Налог на добавленную стоимость»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
4.Поступили денежные средства за реализацию основных средств
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
5.Отражена реализация основных средств
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов».
6.На первоначальную стоимость основных средств
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»
К-т 45 «Товары отгруженные»
7.Финансовый результат от реализации основных средств
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»
К-т 99 «Прибыли и убытки»