Институт бизнеса и менеджмента технологий бгу

Институт бизнеса и менеджмента технологий бгу

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Ст. преподаватель О.В.Сможевская

содержание:

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Лекция 1. 1 Бухгалтерский учет, его сущность и значение

1. Общая характеристика бухгалтерского учета

2. Требования, предъявляемые к хозяйственному учету

3. Измерители, применяемые в учете

4. Виды учета в единой системе

Лекция 1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета

1.Хозяйственные процессы

2. Хозяйственные средства

3. Предмет и общая характеристика метода бухгалтерского учета

Лекция 1.3 Бухгалтерский баланс

1.Общие понятия о бухгалтерском балансе

2. Содержание и структура бухгалтерского баланса

3. Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгал­терского баланса

Лекция 1.4 Система счетов и двойная запись

1.Счета бухгалтерского учета и их строение

2.Двойная запись на счетах

3.Синтетический и аналитический бухгалтерский учет

4.Обобщение данных текущего бухгалтерского учета

5.Взаимосвязь между счетами и балансом

Лекция 1.5 Классификация и план счетов бухгалтерского учета

1. Значение классификации счетов бухучета

2. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию

3. Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре и назначению

4. Классификация счетов по отношению к балансу

Лекция 1.6 Формы бухгалтерского учета

1. Понятие формы бухгалтерского учета

2. Сущность автоматизированной формы бухгалтерского учета

Лекция 1.7 Учетные регистры и их роль в бухгалтерском учете

1. Понятие и классификация учетных регистров

2. Виды учетных записей в регистрах

3. Способы исправления ошибок в учетных регистрах

Лекция 1.8 Организация документооборота на предприятии

1. Значение организации документооборота на предприятии

2. Формирование дел бухгалтерии

3. Срок хранения документов бухгалтерского учета и отчетности

4. Порядок уничтожения бухгалтерских документов с истекшими сроками хранения

5. Ответственность за утрату документов

Лекция 1.9 Принципы учета основных хозяйственных процессов

1.Общая схема отражения на счетах кругооборота средств предприятия

2. Учет процесса заготовления

3. Учет процесса производства

4. Учет процесса реализации

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ТЕМА 1. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ

АКТИВОВ

Лекция 2.1 Основные средства, их классификация и оценка

1. Основные средства и задачи их учета

2.Классификация и оценка основных средств

Лекция 2.2 Учет поступления основных средств

1. Документальное оформление и учет поступления основных средств

2. Организация аналитического учета основных средств

Лекция 2.3 Учет амортизации основных

1.Порядок расчета амортизации основных средств

2.Учет износа основных средств

3.Порядок проведения переоценки основных средств

Лекция 2. 4 Учет ремонта основных средств

1.Виды и характеристика ремонтов

2. Учет затрат на ремонт основных средств

3. Учет затрат на модернизацию основных средств

Лекция 2.5 Учет выбытия основных средств

1.Учет выбытия основных средств

2.Инвентаризация основных средств

Лекция 2.6 Учет арендных операций

1.Понятие аренды

2.Учет текущей аренды основных средств

3.Учет лизинговых операций

Лекция 2.7 Учет нематериальных активов

1. Экономическая сущность и объекты учета нематериальных активов

2. Оценка стоимости нематериальных активов и порядок начисления амортизации по ним

3. Синтетический и аналитический учет нематериальных активов

ТЕМА 2. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Лекция 2.8 Материальные ресурсы, их классификация и оценка

1. Экономическая сущность материальных ресурсов и задачи их учета

2. Классификация материалов

3. Оценка материалов

4. Особенности оценки материалов по международным стандартам

Лекция 2.9 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками

1. Источники и документальное оформление поступления материалов

2. Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками

Лекция 2.10 Учет расхода материалов и организация их складского учета

1. Документальное оформление отпуска материалов

2. Учет расхода материалов

3. Организация учета материалов на складах и его связь с системой бухгалтерского учета

ТЕМА 3. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

Лекция 2.12 Общие положения по учету затрат на производство продукции (работ, услуг)

1. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещаемых из других источников

2. Задачи учета и контроля производственных расходов. Классификация затрат на производство

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Требования, предъявляемые к хозяйственному учету

Виды учета в единой системе

Требования, предъявляемые к хозяйственному учету

Для успешного ведения учета необходимо, чтобы он отвечал определенным требованиям, важнейшими из кото­рых являются:

1. Сопоставимостьпоказателей учета с показателями плана необходима для контроля за выполнением плановых заданий и для получения в учете данных для планирования. Учетные и плановые показатели должны быть сопоставимы по методам исчисления и по объему (единицы измерения: руб., шт.).

2. Своевременностьучета особенно важна для опера­тивного управления производством. Для ежедневного пла­нирования и оперативной работы необходимо на планируе­мый рабочий день иметь данные о наличии материалов, вы­пуске продукции и т.д.

3. Точность и правдивостьинформации, т.е. информа­ция должна верно отражать реальную действительность (приписки и фальсификация искажают реальную картину, не дают верной информации о действительности и приводят к ошибочным управленческим решениям).

4. Полнота учета обеспечивается сплошной регистра­цией всех операций, происходящих на предприятии. Дол­жен вестись учет затрат на каждом участке производства: поступление материалов, изготовление продукции, произ­водство ремонтов и т.д.

5. Ясность и доступностьучета имеют большое зна­чение для лиц, принимающих управленческие решения. Информация должна быть выражена в единицах измерения, доступных для широкой аудитории, например себестои­мость продукции - в денежном выражении, а не в нормо-часах.

6. Экономичностьучета означает, что при четкой ор­ганизации расходы на его ведение должны быть минималь­ными (компьютеризация учета).

Виды учета в единой системе

Развитие хозяйства по единому плану вызывает объек­тивную необходимость создания единой системы хозяйст­венного учета. Эта система включает три вида учета: опе­ративно-технический, бухгалтерский и статистический. Каждый из учетов имеет свои задачи, состав учитываемых объектов, способы получения учетных данных и выполняет свою роль в осуществлении функций, возложенных на хо­зяйственный учет.

ОПЕРАТИВНЫЙ – организуется в соответствии с требованиями повседневного оперативного руководства. Его сущность состоит в быстроте и своевременности отражения хозяйственных процессов, в использовании данных учета в оперативном руководстве для воздействия на ход выполнения заданий. Оперативный учет отражает отдельные текущие хозяйственные операции и процессы на предприятиях. Вся информация при оперативном учете передается устно, средствами связи.

БУХГАЛТЕРСКИЙ – научно обоснованная система сплошного, непрерывного и документального наблюдения, измерения и отражения в денежном измерителе деятельности предприятия. По своему характеру бухгалтерский учет является сплошным, т.е. охватывает движение всех средств хозяйства, источники их образования, хозяйственные операции и процессы.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ– отражает количественную и качественные стороны массовых социально-экономических явлений и процессов. Статические данные обобщаются в масштабе района, областей, отдельных отраслей и т.д.

В своей совокупности оперативный, бухгалтерский и статистический учет образуют единую систему народнохозяйственного учета.

ЛЕКЦИЯ 1.2

Хозяйственные средства

Хозяйственные процессы

В своей хозяйственной деятельности предприятия со­вершают многочисленные и разнообразные хозяйственные операции, которые и составляют содержание определенных хозяйственных процессов. На предприятиях происходит непрерывное движение средств, их кругооборот, основными стадиями которого являются такие процессы, как снабже­ние, производство, реализация.

Процесс снабжения является первой фазой кругообо­рота хозяйственных средств, в процессе которого деньги превращаются в предметы труда, образующие производст­венные запасы. Кроме этого, приобретаются или пополня­ются средства производства и трудовые ресурсы. Затем из сферы обращения средства переходят в сферу производства.

В процессе производства,который является основной стадией кругооборота средств, создаются материальные блага. Здесь происходит соединение рабочей силы со сред­ствами производства. Рабочие, воздействуя на предметы труда при помощи средств труда, придают им новый вид, т.е. изготавливается новый продукт, который отличается своей натуральной формой и потребительной стоимостью (например, при обработке хлопка рабочими с помощью различного оборудования получают нить, а затем и ткань). После изготовления готовая продукция попадает в сферу обращения для реализации.

В процессе реализации, заключительной стадии круго­оборота средств, хозяйственные средства, превратившись в готовую продукцию, покидают сферу производства и вновь поступают в сферу обращения. Произведенная продукция реализуется и вновь принимает денежную форму, что созда­ет возможность возобновления кругооборота.

Все процессы: снабжение, производство, реализация - состоят из многочисленных хозяйственных операций.

Процесс снабженияпредприятия материалами состоит из следующих операций: заключения договоров с постав­щиками, оплаты поставщику стоимости материалов и непо­средственного поступления материалов на предприятие.

Процесс производствасостоит из операций по учету расходования материалов, начислению заработной платы рабочим, начислению амортизации средств труда в связи с их износом и др.

Реализацияпродукции включает в себя сложное соче­тание операций по складскому хранению, транспортировке продукции покупателю и расчетам с ним.

Таким образом, операции представляют собой состав­ные части хозяйственных процессов, в результате которых происходит движение хозяйственных средств.

Хозяйственные средства

Все средства предприятия классифицируются по двум признакам:

• по видам и размещению;

• по источникам образования и назначения.

А. По видам и размещению средства предприятияподраз­деляются на:

• внеоборотные активы;

• оборотные активы

Внеоборотные активы - основные средства, нематериальные активы и вложения во внеоборотные активы, доходные вложения в материальные ценности.

Основные средства (здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.) действуют и используются в хозяйст­венной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что позволяет предприятию включать их стоимость в себестоимость про­дукции частями в течение нормативного срока.

Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не имею­щие материально-вещественной формы (различные права собственности, ноу-хау и т.д.).

Вложения во внеоборотные активы (капитальные вложения) - это средства предприятия, направленные или вложенные в капитальное строительство.

Доходные вложения в материальные ценности — вложения средств в ценные бумаги или в уставные фонды и капитал других субъектов хозяйствования в качестве инвестиций с целью получения доходов.

Оборотные активы –нормируемые оборотные средства, ненормируемые оборотные средства, расчеты с дебиторами.

Нормируемыми называются оборотные средства, вло­женные в те виды материальных ценностей, которые необ­ходимы предприятию для выполнения производственной программы (предусматриваются нормы запасов). В их состав входят – материалы, незавершенное производство, денежные средства в кассе, готовая продукция.

Сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, запасные части - представляют собой оборотные средства (предметы труда), которые используются в одном производ­ственном цикле и поэтому полностью переносят свою стои­мость на изготовленную продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.

Остатки незавершенного производства — это стоимость продукции, не прошедшей все стадии производственного процесса и не переданной на склад или не сданной заказчику.

Денежные средства - суммы наличных денежных средств в кассе, а так­же денежные документы (авиабилеты и железнодорожные билеты, акциз­ные марки и т.д.).

Ненормируемые оборотные активы – товары отгруженные, денежные средства в банке, финансовые вложения и т.д.

Расчеты с дебиторами. Дебиторской задолженностью называются средства в расчетах, т.е. средства данного предпри­ятия, временно находящиеся у других предприятий или лиц и по истечении определенного срока подлежащие возврату в виде денежных или иных средств. Дебиторами могут быть покупатели, которые сразу не оп­латили товар, подотчетные лица, получившие в кассе деньги в виде аванса под отчет, учредители, имеющие задолжен­ность предприятию.

Б. По источникам образованиясредства предприятияподразделяются на источники собственных средств и заем­ные средства.

Источники собственных средств (капитал, фонды, резервы, бюджетное и другие виды финансирования)

Понятие фонды в бухгалтерском учете подразделяется на такие виды, как уставный фонд, добавочный фонд и т.д.

Уставный фонд – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество предприятия при его соз­дании для обеспечения деятельности предприятия в разме­рах, определенных учредительными документами.

Добавочный фонд - образуется за счет прибыли предпри­ятия и предназначен для производственного и социального развития.

Резервный фонд - образуется за счет прибыли предпри­ятия для покрытия незапланированных расходов, возник­ших в процессе работы предприятия.

Резерв по сомнительным долгам - образуется за счет прибыли предприятия для погашения дебиторской задол­женности, не погашенной в установленные сроки.

Резерв предстоящих расходов - создается с целью рав­номерного включения некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату очередных отпусков, ремонт основ­ных средств и т.д.).

Бюджетные и другие виды финансирования - собст­венные средства предприятия, которые пополняются за счет бюджетного или спонсорского финансирования на капи­тальное строительство и другие цели.

Прибыль - сумма превышения доходов над расходами предприятия от реализации продукции, работ или услуг, а также прочие доходы.

Источники заемных средств (долгосрочные и краткосрочные финансовые обязательства)

Долгосрочные обязательства:

Долгосрочные кредиты - суммы задолженности по кре­дитам, полученным на срок более одного года для расшире­ния и развития производства, внедрения новой техники.

Долгосрочные займы - суммы, полученные от выпуска и продажи акций трудового коллектива.

Краткосрочные обязательства:

Краткосрочные кредиты банков - суммы задолженно­сти перед банком по кредитам, полученным на срок менее одного года.

Кредиторская задолженность - состоит из задолженно­сти поставщикам за товары и услуги, покупателям и заказчи­кам по авансам полученным, а также по доходам учредителям.

Обязательства по распределению - состоят из обяза­тельств по оплате труда, по платежам в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, перед учредителя­ми по доходам.

ЛЕКЦИЯ 1.3

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

1.Общие понятия о бухгалтерском балансе

Содержание и структура бухгалтерского баланса

3. Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгал­терского баланса

Содержание и структура бухгалтерского баланса

В бухгалтерском учете термин баланс означает два по­нятия:

• во-первых, это один из элементов метода бухгалтерского учета,

• во-вторых, баланс - отчетная таблица, одна из форм бух­галтерской отчетности, содержащая сведения о состоя­нии и размещении хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отображения видов хозяйственных средств и источников их образования. В левой ее части «активе» отображаются средства по составу и размещению, в правой – «пассиве» по источни­кам их образования.

Термины «актив» и «пассив», так же как и «баланс», ла­тинского происхождения. Термин активпроисходит от ла­тинского aktivus - активный, деятельный, действующий. Поэтому в активе отражаются действующие средства. Тер­мин пассивпроисходит от passivus - пассивный, недеятель­ный, противоположный активному. В пассиве отражаются источники образования средств или обязательства за полу­ченные средства.

Каждая отдельная группа средств или источников, показанная под своим наименованием и выраженная опреде­ленной суммой как в активе, так и в пассиве, называется статьей баланса. В баланседолжно присутствовать обяза­тельное равенство - сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса.

Баланс позволяет проанализировать работу предпри­ятия, так как в нем отражаются состояние средств предпри­ятия и источники их образования на начало и конец отчет­ного периода, для чего в балансе имеются две колонки.

Для всех промышленных предприятий существует еди­ная типовая форма составления баланса. Это обеспечивает единообразие в группировке средств предприятий по их со­ставу и источникам образования, что позволяет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по промыш­ленности в целом.

Актив баланса

Раздел 1. Долгосрочные активы:

· основные средства (собственные и долгосрочно арендуе­мые);

· нематериальные активы;

· доходные вложения в материальные активы;

· вложения в долгосрочные активы;

· долгосрочные финансовые вложения;

· отложенные налоговые активы;

· долгосрочная дебиторская задолженность;

· прочие долгосрочные активы.

Раздел 2. Краткосрочные активы:

· запасы:

ü материалы;

ü животные на выращивании и откорме;

ü незавершенное производство;

ü готовая продукция и товары;

ü товары отгруженные;

ü прочие запасы и затраты;

· долгосрочные активы, предназначенные для реализации;

· расходы будущих периодов;

· налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам;

· краткосрочная дебиторская задолженность;

· краткосрочные финансовые вложения;

· денежные средства и их эквиваленты;

· прочие краткосрочные активы.

Пассив баланса

Раздел 3. Собственный капитал:

· уставный капитал;

· неоплаченная часть установго капитала;

· собственные акции (доли в устаном капитале);

· резервный капитал;

· добавочный капитал;

· нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

· чистая прибыль (убыток) отчетного периода;

· целевое финансирование или поступления.

Раздел 4. Долгосрочные обязательства:

· долгосрочные кредиты и займы;

· долгосрочные обязательства по лизинговым платежам;

· отложенные налоговые обязательства;

· доходы будущих периодов;

· резервы предстоящих платежей;

· прочие долгосрочные обязательства.

Раздел 5. Краткосрочные обязательства:

· краткосрочные кредиты и займы;

· краткосрочная часть долгосрочных обязательства;

· краткосрочная кредиторская задолженность;

ü перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями;

ü по авансам полученным;

ü по налогам и сборам;

ü по социальному страхованию и обеспечению;

ü по оплате труда;

ü по лизинговым платежам;

ü собственнику имущества (учредителм, участникам);

ü прочим кредиторам.

· обязательства, предназначенные для реализации;

· доходы будущих периодов;

· резервы предстоящих платежей;

· прочие краткосрочные обязательства.

ЛЕКЦИЯ 1.4

Двойная запись на счетах

Схема активных счетов

Д-т № сч. К-т

С-до (начальное)     Уменьшение средств (-)
  Увеличение средств (+)  
Оборот Оборот
С-до (конечное)  

Пассивные счета открываются на статьи пассива баланса и служат для учета средств по источникам их образования (сч. 80, 82, 83, 86, 96, 98 и т.д.). Суммы операций, соответствующие приходу средств, записываются в кредит счета, а суммы расходных операций – в дебет. Сальдо пассивного счета расположено в кредите.

Схема пассивных счетов

Д-т № сч. К-т

  С-до(начальное)
    Уменьшение источников образования средств (-)       Увеличение источников образования средств (+)  
Оборот Оборот
  С-до (конечное)

Активно-пассивные счета имеют структурные признаки активных и пассивных счетов и предназначены для учета хозяйственных операций, связанных с расчетами (кредиторами, дебиторами. Например, счета 60, 75, 76, 79 и т.д.)

ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ

Каждая хозяйственная операция на счетах записывается дважды. Например, если средства поступают, то надо учесть что конкретно поступает и откуда. Если средства выбывают, то надо учесть, что выбывает и куда они списываются.

Двойной записью называется запись одной и той же хозяйственной операции в дебет одного и кредит другого счета в одинаковой сумме.

Счета, участвующие в отражении хозяйственных операций, называются корреспондирующими. Взаимосвязь между счетами называется корреспонденциейсчетов.

Например, получая сырье и материалы от поставщиков на сумму 700 000 руб., с одной стороны необходимо отразить увеличение запасов на складах, а с другой – на ту же сумму признать возникновение кредиторской задолженности перед поставщиками по полученным, но еще не оплаченным материалам. Эта операция будет отражена следующей корреспонденцией – Д сч. 10 К сч. 60. Соответственно, на схемах счетов запись выглядит следующим образом:

Д-т сч. 10 К-т

  700 000    

Д-т сч. 60 К-т

    700 000

В бухгалтерском учете одновременная запись одной и той же суммы на Д одного и К другого счетов, которые корреспондируют друг с другом, называется проводкой.

В зависимости от количества затрагиваемых счетов бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Бухгалтерские проводки, затрагивающие только 2 счета - Д одного и К другого счета называются простыми.

Например:

1.Поступили в кассу предприятия деньги с расчетного счета – 500 000 руб.

Д-т 50 «Касса»

К 51 «Расчетные счета»

2.Перечислена с расчетного счета задолженность поставщикам – 800 000 руб.

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета»

3.Поступили на склад предприятия материалы от поставщика – 450 000 руб.

Д-т 10 «Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Сложные проводки затрагивают 3 и более счетов, при этом один счет дебетуется и несколько кредитуется и наоборот.

Например: от поставщиков поступил груз, в котором имеются товары и материалы соответственно на сумму 700 000 руб. и 300 000 руб. При оприходовании этого груза бухгалтерия делает сложную проводку:

Д-т 41 «Товары» на сумму 700 000 руб.

Д-т 10 «Материалы» на сумму 300 000 руб.

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму 1 000 000 руб.

Любую сложную проводку можно разложить на несколько простых. В данном примере это будет выглядеть следующим образом:

1. Поступили на склад предприятия товары от поставщика – 700 000 руб.

Д –т 10»Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2.Поступили на склад предприятия материалы от поставщика – 300 000 руб.

Д-т 10 «Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Баланс на начало месяца

Актив Пассив
№ П.п Наименование статьи Сумма (руб.) № П.п Наименование статьи Сумма (руб.)
1. 2. 3. 4. Основные средства Материалы Расчетный счет Касса 700 000 70 000 200 000 100 000 1. 2.   3. Уставный капитал Расчеты с поставщиками   Расчеты по налогам и сборам 840 000 180 000   50 000
  БАЛАНС 1070 000   БАЛАНС

За месяц на предприятии произошли следующие хозяйственные операции:

Получены материалы от поставщиков – 80 000 руб.

Перечислена задолженность поставщикам с расчетного счета – 190 000 руб.

Зачислен аванс от покупателей на расчетный счет за продукцию – 1 000 000 руб.

Перечислена задолженность в бюджет с расчетного счета по налогам – 50 000 руб.

Зачислены остатки денежных средств из кассы на расчетный счет – 100 000 руб.

Поступили материалы от поставщиков – 150 000 руб.

Перечислена задолженность поставщикам с расчетного счета – 100 000 руб.

Данные хозяйственные операции на основании сопроводительных документов регистрируются в журнал следующей формы:

Журнал регистрации хозяйственных операций за ______________ месяц

№ П.п Содержание хозяйственно операции Сумма (руб.) Корреспонден- ция
Д-т К-т
1. 2.   3.   4.   5.   6.   7. Получены материалы от поставщиков Перечислена задолженность поставщикам с расчетного счета Зачислен аванс от покупателей на расчетный счет за продукцию Перечислена задолженность в бюджет с расчетного счета по налогам Зачислены остатки денежных средств из кассы на расчетный счет Поступили материалы от поставщиков Перечислена задолженность поставщикам с расчетного счета 80 000 190 000   1 000 000   50 000   100 000   150 000   100 000                    
  ИТОГО 1 670 000    

На синтетических счетах записи хозяйственных операций будут выглядеть следующим образом:

Д-т сч. 01 К-т Д-т сч. 80 К-т

С. 700 000  
Об. - - Об
С. 700 000  
  840 000 С
Об. Об
  840 000 С


Д-т сч. 10 К-т Д-т сч. 51 К-т

С. 70 000  
1) 80 000  
6) 150 000  
Об. 230 000 - Об
С. 300 000  
С. 200 000  
  2) 190 000
3) 1 000 000 4) 50 000
5) 100 000 7) 100 000
Об.1 100 000 340 000 Об
С. 960 000  


Д-т сч. 50 К-т Д-т сч. 60 К-т

С. 100 000  
  5) 100 000
Об. - 100 000 Об
С. -  
  180 000 С
  1) 80 000
2) 190 000 5) 150 000
7) 100 000  
Об. 290 000 230 000 Об
  120 000 С


Д-т сч. 68 К-т Д-т сч. 62 К-т

  50 000 С
4) 50 000  
Об. 50 000 - Об
С. -  
  3) 1 000 000
Об. 1 000 000 Об
  1 000 000 С


По данным хозяйственных операций составляют оборотную ведомость

Оборотная ведомость по синтетическим счета за ___________ месяц

№ Сч. С-до на начало мес. Оборот за месяц С-до на конец мес.
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
700 000 70 000 100 000 200 000 - - - - - - - 180 000 - 50 000 840 000 - 230 000 - 1 100 000 290 000 - 50 000 - - - 100 000 340 000 230 000 1 000 000 - - 700 000 300 000 - 960 000 - - - - - - - - 120 000 1 000 000 - 840 000
  1 700 000 1 670 000 1 670 000 1 960 000 1 960 000

В правильно составленной оборотной ведомости должно быть три пары равных итогов. Равенство итогов по Д и К на начало месяца обусловлено тем, что они отражают одни и те же средства, но только в двух разрезах – по составу и размещению средств и по источникам их образования и назначения. Итоги оборотов по Д и К должны быть равны друг другу, т.к. это равенство вытекает из двойной записи. Равенство итогов на конец месяца по Д и К объясняется тем, что и равенство итогов на начало месяца.

Для составления нового баланса используются суммы конечных остатков из синтетической оборотной ведомости.

Равенство итогов оборотной ведомости по счетам синтетического учета имеет контрольное значение. С ее помощью можно выявить ошибки если:

1) сумма бухгалтерской проводки записана по Д и пропущена по К другого счета и наоборот;

2) по Д счета сумма бухгалтерской проводки записана верно, а по К неправильно или наоборот;

3) сумма бухгалтерской проводки дважды записана по Д счета или дважды по К;

4) остаток или оборот по Д одного счета записан по К другого счета;

5) остаток или оборот указан в оборотной ведомости неверно или не указан вовсе.

В системе бухгалтерского учета наряду с обычной оборотной ведомостью для проверки правильности записей составляют шахматную ведомость. Запись сумм в шахматную ведомость по графам отражает только кредитовый оборот по счету, а запись по строкам – только дебетовый оборот. То есть однократная запись суммы производится на пересечении строки и столбца по Д одного и К другого счета, что представляет собой шахматную проводку. При этом записанные суммы представляют собой итог хозяйственных операций за месяц.

ШАХМАТНАЯ ВЕДОМОСТЬ за _______________ мес.

В Дебет счетов   В кредит счетов Итого по Д счета
   
                 
             
                 
             
             
                 
             
                 
Итого по Кредитусчета          

В шахматной оборотной ведомости итоги дебетовых оборотов по всем счетам должны быть равны кредитовым оборотам, т.е. итоговая сумма всех строк должна быть равна итоговой сумме всех столбцов.

Достоинство шахматной ведомости – представление дебетовых и кредитовых оборотов каждого счета в разрезе корреспондирующих счетов. Недостаток - она дает информацию только об оборотах по счетам и не содержит данные о начальных и конечных остатках по каждому счету, т.е. не отражает баланс предприятия.

ЛЕКЦИЯ 1.5

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ЛЕКЦИЯ 1.6

ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

  1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  2. СУЩНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ЛЕКЦИЯ 1.7

Карточка №

Складского учета материалов

Склад   Стеллаж   Ячейка   Единица измерения   Марка   Сорт   Профиль   Размер   Номенкла­турный №   Цена   Норма запаса  
    —   —       —   —   —   —           —  

Чтобы обеспечить сохранность карточек, их регистри­руют в специальном реестре. Номера порядковой записи материалов в реестре служат номерами карточек.

Ведомости (свободные листы) представляют собой отдельные листы или несколько скрепленных листов.

Ведомость учета материалов ________________________

Дата записи   № документа   Порядковый № записи   От кого получено или кому отпущено   Приход   Расход   Остаток   Контроль (подпись и дата)  
       

Наши рекомендации