Инвентаризация, ее значение и виды
Инвентаризация – это один из методов бухгалтерского учета, при котором приводят в соответствии данные фактического наличия ценностей и учетные данные. Т.е. это проверка фактического наличия материальных ценностей в натуральном выражении или финансовых обязательств (в денежном выражении) путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
В зависимости от объема охвата проверяемых средств, различают:
- частичную инвентаризацию
- полную инвентаризацию.
При частичной проверяют наличие определенного вида материальных ценностей или по какому-либо объекту или материально ответственному лицу. Полная инвентаризация охватывает все хозяйственные средства, фонды, обязательства. Полная инвентаризация проводится, как правило, в конце года – перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
В зависимости от времени проведения существует плановая и внеплановаяинвентаризация. Плановая – проводится заранее и по графику, утвержденному руководством. Внеплановая – проводится в результате:
1. Смены материально ответственных лиц
2. Стихийных бедствий
3. Краж, хищений, злоупотреблений
4. При переоценке товарно-материальных ценностей
5. При ликвидации или реорганизации предприятия
Порядок проведения инвентаризаций.
Инвентаризация проводится комиссией, как правило, состоящей из трех человек, назначаемых руководителем. Материально-ответственное лицо перед проведением инвентаризации дает расписку о том, что все поступившие ценности своевременно оприходованы, а выбывшие – списаны, и все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию.
Инвентаризация проводится только в присутствии материально ответственного лица. Инвентаризационная комиссия составляет опись всех ценностей, вверенных материально ответственному лицу. Опись передается в бухгалтерию, где производится сверка данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета.
При выявлении расхождений (излишка или недостачи) составляется инвентаризационная сличительная ведомость, в которой указывается наименование ценностей, по которым обнаружены недостача или излишек.
По окончании инвентаризации комиссия составляет акт результатов проведения инвентаризации. Руководитель, учитывая мнение инвентаризационной комиссии, выносит решение о списании недостачи либо на материально ответственное лицо, либо на издержки производства или убытки. Для учета результатов инвентаризации используется активный счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
1. При выявлении недостачи материалов составляется запись:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 10 «Материалы»
2. Списывается недостача на материально ответственное лицо.
Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
3. Списывается недостача на затраты производства:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
4. Списывается недостача на убытки предприятия:
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
5. При выявлении излишка, его сумму относят на доходы организации.
Дебет 10, 50, 41, 43, 01, 20, и т.д.
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете в течение 10 дней после ее проведения.
Если виновники недостачи не установлены, то эти суммы рассматриваются как недостачи сверх норм естественной убыли и подлежат списанию на финансовые результаты у коммерческой организации (у некоммерческой – на увеличение расходов).
Инвентаризация является не только важнейшим инструментом определения соответствия данных бухгалтерского учета и фактических данных, но и выполняет функцию контроля за сохранностью собственности, с ее помощью выявляются внутрихозяйственные резервы, на основе данных инвентаризации формируются дальнейшие действия материально-ответственных лиц и принимаются управленческие решения.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «Документация».
2. Что понимают под «Бухгалтерскими документами»?
3. Охарактеризуйте документооборот.
4. По каким основным признакам классифицируются документы?
5. Дайте определение понятию «Инвентаризация».
6. Какая проводка составляется при выявлении недостачи материалов?
7. Какой проводкой оформляется списание недостачи на убытки предприятия?
8. Обозначьте значение инвентаризации в управлении организацией и соблюдении трудовой дисциплины.
9. В какие сроки результаты инвентаризации должны быть отражены в учете?
10. Составьте проводку: «Списывается недостача на издержки производства».