Инвентаризация как способ первичного наблюдения. Виды инвентаризации.

Инвентаризация - это один из элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем сверки и документального под­тверждения фактического наличия имущества (активов) и обязательств, выявления отклонений от учетных дан­ных и принятия решений по внесению изменений в дан­ные бухгалтерского учета.

В процессе проведения инвентаризации решаются следующие за­дачи:

ü контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета, т. е. контроль за работой материально ответственных лиц, что помогает не только вскрывать, но и предуп­реждать возможные недостачи и растраты;

ü выявление товарно-материальных ценностей, частично утративших первоначальное качество, а также не соответствующих своим потребительским качествам согласно ГОСТам;

ü проверка соблюдения лимитов и выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

ü изучение запасов товарно-материальных ценностей по ассортименту;

ü проверка соблюдения правил хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств;

ü установление состояния складского хозяйства и весоизмерительного оборудования и др.

Инвентаризацию проводят все организации в соответствии с действующими методическими указаниями.

Ее проведение обязательно в следующих случаях:

1. при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже;

2. при смене собственника или реорганизации организации;

3. при ликвидации организации;

4. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

5. при смене руководителя организации или другого материально-ответственного лица;

6. при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);

7. по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.

Виды инвентаризации:

1. Полная – охватывает все имущество, принадлежащее предприятию и принятое на ответственное хранение, переработку и т.д., а также все права и обязательства предприятия. Такую инвентаризацию проводят 1 раз в год перед составлением годового отчета и называют ее годовой (плановой).

2. Частичная – охватывает отдельные виды средств предприятия (основные средства, материалы и т.д.).

3. Сплошная – охватывает проверку всего без исключения имущества во всех промежутках времени.

4. Выборочная – инвентаризация, при которой проверяют только некоторые ценности (на выбор).

5. Плановая – инвентаризация, проводимая в соответствии с планом работы бухгалтерии предприятия.

6. Внеплановая – инвентаризация, которую проводят внезапно, без предварительного плана, по инициативе администрации предприятия, по сигналам работников или граждан о злоупотреблении материально-ответственного лица и т.п.

7. Необходимая – проводится при смене материально-ответственных лиц, после стихийных бедствий, при переоценке материальных ценностей, кражах.

8. Повторная – проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качества проведенной инвентаризации, но и в том, что материально-ответственное лицо заранее знало срок начала инвентаризации и подготовилось к нему.

9. Контрольно-перепроверочная – проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания, охватывает не менее 10 % проверенных ценностей. В случае выявления расхождений руководитель предприятия требует письменное объяснение от материально-ответственного лица и лиц, проводивших ранее инвентаризацию.

10. Перманентная (непрерывная)– проводится в соответствии с внутренним планом бухгалтерии в течение календарного года по отдельным видам имущества на различные даты

Наши рекомендации