Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского
Учета в России
В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень – законы Российской Федерации и указы Президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
К данному уровню относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, в части первой которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составление аудиторского заключения и др.
Основополагающим нормативным документом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Также к документам данного уровня можно отнести Федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. и другие федеральные законы.
Второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающих принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации. При разработке ПБУ учитываются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также национальные особенности в бухгалтерском учете. Особое место в системе нормативного регулирования занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов от 29 июля 1998 г. № 34н.
Третий уровень – методические указания по ведению бухгалтерского учета. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Например, Методические указания по учету основных средств, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами. К важнейшим документам этого уровня относится План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень – внутренние рабочие документы предприятия, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.
Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающего задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения его третьего и четвертого уровней. В первую очередь необходима разработка отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат отрасли или виде деятельности.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации» от 19 августа 1994 г. № 984 Министерство финансов: осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию; утверждает план счетов; утверждает типовые формы бухгалтерского учета и отчетности; утверждает инструкции по применению и порядку составления отчетности и др.
Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.
В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» за Министерством финансов закреплено право согласования с иными органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, нормативных актов и методических рекомендаций.