Отгрузка (отпуск) продукции, работ и услуг покупателям и заказчикам.
Отгрузка продукции производится:
- по договору купли-продажи – одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);
- по договору поставки – поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется в установленные сроки (срок) передать в собственность покупателю производимые или закупаемые им товары, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным потреблением.
В договоре определяется момент перехода права собственности от продавца к покупателю. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Передача – это вручение вещи приобретателю или перевозчику для отправки приобретателю. Одновременно с получением права собственности приобретатель (собственник) вещи (товара) в результате случайной гибели или порчи товара вследствие непредвиденных обстоятельств по общему правилу гражданского законодательства несет соответствующие убытки.
Схема формирования себестоимости реализованной продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для учета реализации готовой продукции, работ, услуг используется счет
90 «Продажи».
На счете 90 как по дебету, так и по кредиту отражается один и тот же объем реализации продукции (работ, услуг), но в разных оценках:
- по кредиту – по ценам реализации (свободным, договорным и т. д.);
- по дебету – по полной себестоимости с НДС, акцизом и аналогичными обязательными платежами.
Сопоставляя выручку от реализации продукции (работ, услуг) с суммой, отраженной по дебету счета 90, выявляют результат от реализации продукции (работ, услуг) – прибыль или убыток.
Реализация продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете отражается следующими записями:
- Д 62 К 90 – отражена выручка от реализации продукции;
- Д 90 К 43 – списана себестоимость продукции;
- Д 90 К68 – отражен НДС, начисленный при отгрузке продукции;
- Д 90 К 44 – отражены расходы на продажу;
- Д90/9 К 99 – отражена прибыль или Д 99 К 90/9 – отражен убыток от реализации.
Учет расходов на продажу
Расходы на продажу(коммерческие расходы) – это расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.
Состав расходов на продажу регламентируется отраслевыми нормативными документами в области учета, планирования производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.
В производственных организациях в состав расходов на продажу включаются следующие расходы:
- расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах предприятия;
- на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку в вагоны, суда автомобили и другие транспортные средства;
- комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
- расходы на рекламу;
- представительские расходы;
- другие аналогичные по назначению расходы.
На основании первичных документов сумма расходов на продажу отражается:
Д 44 «Расходы на продажу» К 02, 04, 05, 10, 60, 69, 70 и др.
Коммерческие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности и могут признаваться в себестоимости реализованных товаров (продукции, работ, услуг):
- прямым путем;
- расходы на упаковку и транспортировку при невозможности прямого включения распределяются между отдельными видами реализованной продукции ежемесячно, исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других показателей предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Расходы на продажу (коммерческие расходы) списываются в конце отчетного месяца на себестоимость реализованной продукции и отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
- в полном объеме – Д 90/2 К 44;
- в конце месяца организация осуществляет частичное списание расходов на продажу в Д 90/2 К 44.
Расходы на упаковку и транспортировку распределяются между реализованной продукцией и остатком нереализованной на конец отчетного периода продукции.
Учет товаров отгруженных
Для учета отгруженной продукции используется счет 45 «Товары отгруженные». На этом счете отражаются наличие и движение отгруженной продукции, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), а также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных и иных началах.
Товары отгруженные отражаются на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости.
Если расходы на продажу распределяются между отгруженной и проданной продукцией, они также включаются в оценку товаров отгруженных.
Аналитический учет на счете 45 «Товары отгруженные» ведется в ведомости по местам нахождения и отдельным видам отгруженной продукции.