По источникам его формирования
Формирование имущества организации происходит за счет средств, вложенных его владельцами, т. е за счет собственных средств. Однако, как правило, собственных средств не хватает для ведения бизнеса и возникает необходимость в привлечении средств банков, других организаций, физических лиц. Поэтому источники формирования имущества делятся на две группы :
- источники собственных средств;
- источники привлеченных средств.
К источникам собственных средств относят.:
Уставный фонд— это совокупность вкладов учредителей в имущество организации в размерах, предусмотренных учредительными документами и законодательством. Его величина фиксируется в Уставе организации при ее создании и может изменяться, только после внесения изменения в учредительные документы в установленном. Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей) при выходе из их состава учредителей для последующей продажи или аннулирования уменьшают величину уставного фонда.
Резервный фонд— образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия согласно законодательству или учредительным документов.
Добавочный фонд— представляет собой сумму переоценок имущества, проведенных в соответствии с законодательством РБ, а также образованный согласно законодательным положениям эмиссионный доход. К нему относя и создаваемые за счет прибыли организации фонды накопления для вложений во внеоборотные активы.
Прибыль— это сумма превышения доходов над расходами организации. Нераспределенная прибыль это прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, выплаты дивидендов учредителям, образования фондов согласно законодательству и учредительным документам.
Целевое финансирование— образуется за счет средств, полученных из бюджетных, внебюджетных фондов, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения. Например, проведение научных исследований, строительство социально значимых объектов, оплачиваемых за счет средств бюджета.
Резервы предстоящих расходов— это суммы, резервируемые согласно учетной политике или в порядке, установленном специальными нормативно-правовыми актами в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производства или в расходы на реализацию.
Доходы будущих периодов— получаемые или начисленные доходы в данном отчетном периоде, которые относятся к будущим отчетным периодам.
Источники привлеченных средств состоят из разнообразных обязательств организации:
- краткосрочные кредиты и займы— это кредиты банков и займы сроком погашения до одного года;
- долгосрочные кредиты и займы— это кредиты банков и займы сроком погашения свыше одного года;
- кредиторская задолженность— это задолженность организации перед другими организациями и физическими лицами ( кредиторами).
- обязательства по расчетам— это задолженность организации перед бюджетом, фондом социальной защиты, работниками по оплате труда и т. п. Такие обязательства возникают потому , что момент их возникновения и срок погашения не совпадают во времени.
Метод бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета — это совокупность способов и приемов, которые позволяют получить полную информацию о хозяйственной деятельности организации.
Составными частями метода бухгалтерского учета являются:
1. документация— первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент их свершения. Способ юридического оформления хозяйственных операций, письменное свидетельство о завершенной хозяйственной операции;
2. инвентаризация— способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета;
3. оценка— способ, с помощью которого хозяйственные средства (имущество) получают денежное выражение.
4. калькуляция— способ группировки затрат и исчисления себестоимости продукции, работ, услуг;
5. счета— способ экономической группировки объектов учета.
Счет— это инструмент бухгалтерского учета, который позволяет классифицировать и суммировать результаты хозяйственной деятельности фирмы.
6. двойная запись— способ взаимосвязанного отражения операций с использованием счетов бухгалтерского учета.
7. бухгалтерский баланс— способ отражения имущества и его источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату.
8. отчетность— совокупность обобщенных показателей, рассчитанных по данным бухгалтерского учета.
Все слагаемые метода бухгалтерского учета находят применение во всех организациях Республики Беларусь. Порядок их использования регулируется законодательством и нормативными актами.