В результате освоения ООП ВО выпускник должен обладать следующими компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-10.
компетенция | Код по ФГОС | Структура компетенции | Дискрипторы (уровни) основные признаки освоения (показатели достижения результата) | |
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | ОК-1 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - свои индивидуально-психологические особенности и возможности реализации своего творческого потенциала; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - процесс самоорганизации для достижения обучающимся цели в том виде, как она им осознается. | |||
Пороговый (базовый) уровень | - потенциал личностной самоорганизации и личностную форму профессионального становления, с которыми связано формирование таких характеристик личности, как автономность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, ответственность; | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - обучаться новым знаниям, работать с инструктивным материалом; - использовать упорядоченную сознательную деятельность личности, направленную на организацию и управление собой для достижения поставленных целей; - инициировать процессы самоорганизации в профессиональной деятельности на основе внутреннего настроя личности, мобилизации внутренних сил путем создания положительных идей, образцов, внешних условий; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - рационально организовывать и поэтапно выполнять процесс самообразования, осуществлять его коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности и совершенствования процесса самоорганизации на основе сознательного применения накопленных знаний; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - процессами самопознания, самовыражения, самообразования, профессионального саморазвития, самореализации и самосовершенствования; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - вопросами актуализации потребности личности в самоосуществлении через определение истинных целей и ценностей жизни и развития в соответствии с этими целями и ценностями творческого потенциала. | |||
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; | ОК-2 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных изданиях по проблемам учета и налогообложения; - закономерности функционирования современной экономики в области бухгалтерского, налогового учета и налогового менеджмента; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - современные направления в области ведения бухгалтерского, налогового учета и формирования отчетности; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - методику составления программ исследований. | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - использовать современные методы и приемы для решения задач в области учета, налогообложения и налогового менеджмента; - применять результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в решении профессиональных задач; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - формировать прогнозы развития конкретных направлений в профессиональной деятельности; - самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. | |||
Пороговый (базовый) уровень | - решать профессиональные, учебные, бытовые задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - навыками самостоятельной исследовательской работы; - навыками разработки программ исследований; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - современной методикой сбора, обработки и систематизации профессиональной информации с помощью интернет-технологий. | |||
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; | ОК-3 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных изданиях по проблемам налогообложения; - закономерности функционирования современной экономики в области налогового учета и налогового менеджмента; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - концепции основных современных направлений в развитии финансового, налогового учета, налогов и налогообложения; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - историю развития бухгалтерского, налогового учета и налоговой политики | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - представлять результаты работы в виде статьи, выступления, презентации доклада, информационного обзора. - свободно ориентироваться в современных экономических профессиональных дискуссиях; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - готовить аналитические материалы, научные статьи в исследуемых областях; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - ставить научные задачи в области профессиональной деятельности. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - навыками публичного выступления перед студенческой или профессиональной аудиторией; - навыками организации научных дискуссий. - навыками поиска и использования информации в разрезе профессиональной деятельности; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - механизмом взаимодействия различных методологических подходов при решении исследовательских задач; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - процессами самообразования, профессионального саморазвития, самореализации и самосовершенствования. | |||
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; | ОПК-1 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - деловой иностранный язык как средство профессионального общения; − процесс самоорганизации для достижения обучающимся цели в том виде, как она им осознается. |
Повышенный (продвинутый) уровень | − потенциал личностной самоорганизации и личностную форму профессионального становления, с которыми связано формирование таких характеристик личности, как автономность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, ответственность; | |||
Пороговый (базовый) уровень | свои индивидуально-психологические особенности и возможности реализации своего творческого потенциала. | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - свободно пользоваться деловым иностранным языком как средством профессионального общения; - самостоятельно совершенствовать и использовать в практической деятельности знания делового иностранного языка как средства профессионального общения; − рационально организовывать и поэтапно выполнять процесс самообразования, осуществлять его коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности и совершенствования процесса самоорганизации на основе сознательного применения накопленных знаний; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | − адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; | |||
Пороговый (базовый) уровень | − развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | − способностью свободно пользоваться деловым иностранным языком как средством профессионального общения; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | − процессами самообразования, профессионального саморазвития, самореализации и самосовершенствования; | |||
Пороговый (базовый) уровень | − вопросами актуализации потребности личности в самоосуществлении через определение истинных целей и ценностей жизни и развития в соответствии с этими целями и ценностями творческого потенциала. | |||
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; | ОПК-2 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - свои индивидуально-психологические особенности и возможности реализации своего творческого потенциала; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - процесс самоорганизации для достижения обучающимся цели в том виде, как она им осознается. | |||
Пороговый (базовый) уровень | - потенциал личностной самоорганизации и личностную форму профессионального становления, с которыми связано формирование таких характеристик личности, как автономность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, ответственность; | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - обучаться новым знаниям, работать с инструктивным материалом; - использовать упорядоченную сознательную деятельность личности, направленную на организацию и управление собой для достижения поставленных целей; - инициировать процессы самоорганизации в профессиональной деятельности на основе внутреннего настроя личности, мобилизации внутренних сил путем создания положительных идей, образцов, внешних условий; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - рационально организовывать и поэтапно выполнять процесс самообразования, осуществлять его коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности и совершенствования процесса самоорганизации на основе сознательного применения накопленных знаний; - адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - процессами самопознания, самовыражения, самообразования, профессионального саморазвития, самореализации и самосовершенствования; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - вопросами актуализации потребности личности в самоосуществлении через определение истинных целей и ценностей жизни и развития в соответствии с этими целями и ценностями творческого потенциала | |||
способностью принимать организационно-управленческие решения; | ОПК-3 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - теоретические и методические основы формирования показателей в финансовом, налоговом учете и отчетности, отражаемых в соответствии с требованиями законодательно-нормативных актов; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - систему выбора инструментальных средств для обработки экономических данных; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - приемы сбора, анализа и обработки информации в целях формирования показателей для исчисления налогов и проведения налоговой проверки; | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - правильно оценивать и систематизировать показатели для принятия управленческих решений заинтересованными пользователями; - принимать организационно-управленческие решения; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - рассчитывать на основе типовых методик показатели в системе бухгалтерского и налогового учета для отражения в налоговой отчетности; - использовать интерактивные источники экономической, социальной, управленческой информации; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - методами решения профессиональных задач с использованием знаний в области учета и налогообложения; - способами решения аналитических задач и сбора необходимой информации для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности; - навыками самостоятельной исследовательской работы; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - навыками организации научных дискуссий; - инструментальными средствами для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - навыками организации и проведения лекционных и семинарских занятий, подготовки учебно-методических материалов в соответствии с разработанной программой. | |||
способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | ПК-1 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - закономерности функционирования современной экономики в области учета и налогового менеджмента; основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных изданиях по проблемам учета и налогообложения; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - современные направления в области ведения бухгалтерского, налогового учета и формирования отчетности; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - перспективные направления в профессиональной деятельности; - методику составления программ исследований. | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - использовать современные методы и приемы для решения задач в области учета, налогообложения и налогового менеджмента; - применять результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в решении профессиональных задач; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - формировать прогнозы развития конкретных направлений в профессиональной деятельности; - самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. | |||
Пороговый (базовый) уровень | - решать профессиональные, учебные, бытовые задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - навыками самостоятельной исследовательской работы; - навыками разработки программ исследований; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - современной методикой сбора, обработки и систематизации профессиональной информации с помощью интернет-технологий. | |||
способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования | ПК-2 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных изданиях по проблемам учета и налогообложения; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - перспективные направления в профессиональной деятельности; - методику составления программ исследований. | |||
Пороговый (базовый) уровень | - основы методологии статистического исследования, иметь представление об инструментальных средствах статистической обработки данных (MS Excel и др.) и их возможностях. | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - применять результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в решении профессиональных задач; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. | |||
Пороговый (базовый) уровень | осуществлять выбор статистических методов для обработки экономических данных, в соответствии с поставленной задачей; применять инструментальные средства для анализа статистической информации. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - навыками самостоятельной исследовательской работы; - навыками разработки программ исследований; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; | |||
Пороговый (базовый) уровень | − методологией экономико-статистического исследования; − современными методами сбора, обработки и анализа статистической информации. | |||
способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | ПК-3 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - направления совершенствования учета и налогообложения в условиях рыночной экономики и в соответствии с российским законодательством и международными требованиями; - теоретические и методические основы формирования показателей в бухгалтерском, налоговом учете и отчетности, отражаемых в соответствии с требованиями законодательно-нормативных актов; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - процесс научного исследования; - систему выбора инструментальных средств для обработки экономических данных; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - методы научного познания и исследований; - приемы сбора, анализа и обработки информации в целях формирования показателей для исчисления налогов и проведения налоговой проверки; | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - проводить самостоятельные научные исследования на основе анализа и обобщения налоговой и управленческой информации; - выявлять проблемы налогового характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели организаций; - строить аналитические таблицы и графики. | |||
Пороговый (базовый) уровень | - подбирать и проводить базовую обработку данных статистики с целью оценки современного состояния и тенденций социально-экономического развития государства; - анализировать итоги поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макро- и микроуровне; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - методикой и определения налоговой базы для предприятий по различным налогам и на основе полученных данных формулировать предложения; | |||
Пороговый (базовый) уровень | -навыками анализа реальных хозяйственных ситуаций на предмет определения налоговых последствий, их величины и возможности избежания негативных налоговых последствий; | |||
способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада | ПК-4 | Высокий (превосходный)уровень | - виды научных исследований; - правила оформления научных работ; | |
Повышенный (продвинутый) уровень | - основы бухгалтерского и налогового законодательства; - основные направления налоговой политики; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - области приложения современных научных знаний в сфере учета и налогообложения. | |||
Высокий (превосходный) уровень | - вести плодотворную научно- исследовательскую деятельность; - самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научно- практические задачи; | |||
Повышенный (продвинутый) уровень | -интерпретировать данные российской и зарубежной налоговой статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - подбирать и проводить базовую обработку данных статистики с целью оценки современного состояния и тенденций социально-экономического развития государства; | |||
Высокий (превосходный)уровень | - широкой эрудицией и фундаментальной научной базой; - методологией научного творчества; - современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации; | |||
Повышенный (продвинутый) уровень | - навыками научной речи и участия в научных дискуссиях; -навыками использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. | |||
Пороговый (базовый) уровень | - алгоритмом (механизмом) применения различных средств и методов оценки социально-экономических показателей на макро- и микро-уровнях. | |||
способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро и макроуровне; | ПК-8 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - теоретические и методические основы формирования показателей в налоговом учете и отчетности, отражаемых в соответствии с требованиями законодательно-нормативных актов; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - историю развития системы учета и налогообложения; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - концепции основных современных направлений в развитии учета и налогообложения; | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - готовить аналитические материалы, научные статьи в исследуемых областях; - ставить научные задачи в области профессиональной деятельности; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - свободно ориентироваться в современных экономических профессиональных дискуссиях; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - представлять результаты работы в виде аналитического отчета, статьи, выступления, презентации доклада, информационного обзора. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - алгоритмом (механизмом) применения различных средств и методов оценки социально-экономических показателей на макро- и микро-уровнях. | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - механизмом взаимодействия различных методологических подходов при решении исследовательских задач; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - навыками поиска и использования информации в разрезе профессиональной деятельности. | |||
способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов; | ПК-9 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - методику выбора и оценки источников информации для обработки бухгалтерской и налоговой документации; - источники экономической, социальной, управленческой информации; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - критерии выбора информационных ресурсов по определенным параметрам; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - порядок определения и вывода экономической информации в автоматизированных программах по бухгалтерскому учету и финансовому анализу. | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - осуществлять поиск информации, сбор, анализ данных, необходимых для принятия деловых решений; - в целях поиска и систематизации необходимой информации использовать справочно-правовые информационные системы; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - осуществлять поиск необходимой информации в разных информационных источниках, оценивать найденную информацию; - решать профессиональные, учебные, бытовые задачи с использованием различных источников; | |||
Пороговый (базовый) уровень | создавать новую информацию средствами информационно-коммуникационных технологий; - сохранять и передавать информацию; - использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - современной методикой сбора, обработки и систематизации профессиональной информации. - приемами поиска различных источников информации экономического и социального характера; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - приемами и способами систематизации полученной информации для проведения экономических расчетов; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - навыками работы с профессиональными компьютерными системами с целью получения необходимой информации. | |||
способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом. | ПК-10 | Знать: | Высокий (превосходный)уровень | - состав правового законодательства РФ; - нормативно-правовую и социально-экономическую базу экономического развития страны; |
Повышенный (продвинутый) уровень | - виды учетных стратегий и инструменты их реализации; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - направления совершенствования системы учета и налогообложения в условиях рыночной экономики и в соответствии с российским законодательством | |||
Уметь: | Высокий (превосходный) уровень | - обучаться новым знаниям, работать с инструктивным материалом; - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях - решать профессиональные задачи с использованием информационных технологий | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - ставить научные задачи в области профессиональной деятельности; - рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели организаций; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - определять воздействие налоговой политики на состояние социально-экономической сферы страны - применять нормы законодательства о налогах и сборах в конкретных ситуациях, возникающих в процессе налоговых расчетов; | |||
Владеть: | Высокий (превосходный)уровень | - приемами и способами систематизации полученной информации для проведения экономических расчетов; | ||
Повышенный (продвинутый) уровень | - приемами поиска различных источников информации экономического и социального характера; | |||
Пороговый (базовый) уровень | - основами построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на базе автоматизированных систем учета. |
Общепрофессиональная подготовка магистра экономики должна обеспечить ему возможность:
- глубоко понимать сущность и социальную значимость экономики, основные проблемы области деятельности экономиста;
- получить целостную систему профессиональных знаний;
- переоценивать накопленный опыт в свете развития науки и изменяющейся социальной практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал;
- менять направление профессиональной деятельности в рамках экономики как области знаний и практики.
Профессиональная подготовка магистра экономики должна обеспечить:
- овладение навыками самостоятельной аналитической, проектной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении;
- способность формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
- приобретение умений:
а) выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования, модифицировать существующие и разработать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
б) обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
в) вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
г) представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
д) ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;
е) разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами экономики.
Гуманитарная компонента образования магистра экономики должна позволить ему:
- овладеть культурой мышления, знать его общие законы, способностью в письменной и устной речи правильно оформить его результаты;
- владеть способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики переоценивать накопленный опыт;
- владеть навыками, приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии, то есть создавать, эксплуатировать, поддерживать информационные системы, владеть компьютерными методами сбора, передачи, обработки и выдачи информации для принятия управленческих решений;
- владеть управленческой, экономической и финансовой терминологией;
- владеть современными методами и приемами экономических исследований;
- владеть навыками работы с нормативными документами;
- владеть рациональными приёмами поиска и использования научно-технической и рыночной информации;
- владеть педагогическими методиками и нормативно-методической документацией вуза для подготовки и проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам магистерской программы.