Понятие, классификация и задачи учета основных средств

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств (далее – ОС) организации являются:

‑ контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования, правильное документально оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;

‑ начисление амортизации основных средств;

‑ контроль за эффективностью использования основных средств с целью своевременного проведения ремонта, реконструкции и модернизации основных средств.

Основными документами, регламентирующими порядок учёта основных средств, являются:

‑ Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 № 26н;

‑ Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н.

В соответствии с ПБУ 6/01, чтобы принять активы к учёту в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Активы, в отношении которых выполняются названные выше условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Единицей бухгалтерского учёта основных средств является инвентарный объект. Это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно стоящий конструктивно-обособленный объект, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций или конструктивно сочленённый комплекс предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определённой работы.

Если один объект состоит из нескольких частей, но каждая часть имеет разный срок полезного использования, то каждая такая часть учитывается как отдельный инвентарный объект.

Для обеспечения контроля за сохранностью ОС каждому инвентарному объекту ОС присваивается инвентарный номер. Этот номер проставляется на объекте, фиксируется в первичных документах и сохраняется за объектом ОС в течение всего периода его нахождения в организации.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим ОС не ранее чем через пять лет после выбытия.

Порядок бухгалтерского учета поступления, амортизации и выбытия основных средств определяется их видом.

Классификация основных средств организации представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Классификация основных средств

Признак классификации Классификация ОС
1. По составу и назначению - здания; - сооружения; - рабочие и силовые машины и оборудование; - измерительные и регулирующие приборы и устройства; - транспортные средства; - инструменты; - вычислительная техника; - производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; - рабочий, продуктивный и племенной скот; - многолетние насаждения; - внутрихозяйственные дороги и прочие аналогичные объекты; - капитальные вложения на коренное улучшение земель (мелиорация); - капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; - земельные участки и объекты природопользования.
2. По направлению использования - производственные; - непроизводственные.
3. По степени использования - действующие; - бездействующие (в запасе и на консервации).
4. По принадлежности - собственные; - арендованные; - находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Оценка основных средств

Существует три способа оценки основных средств:

1) первоначальная стоимость (ПС)

2) восстановительная стоимость (ВС)

3) остаточная стоимость (ОСт).

К бухгалтерскому учёту основные средства принимаются по первоначальной стоимости. Порядок её формирования зависит от направления поступления основных средств на предприятие (таблица 6).

Таблица 6 – Формирование первоначальной стоимости основных средств

Направления поступления ОС Первоначальная стоимость ОС – это:
Приобретение за плату Сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за минусом НДС и иных возмещаемых налогов. К этим затратам относятся: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; - суммы, уплачиваемые по договору строительного подряда и иным договорам; - оплата информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением ОС; - регистрационные сборы, государственные пошлины и иные платежи, производимые в связи с получением прав (приобретением) ОС; - таможенные пошлины; - невозмещаемые налоги, связанные с приобретением ОС; - вознаграждение посредникам, через которых куплен объект ОС; - иные затраты непосредственно связанные с изготовлением, приобретением и сооружением ОС. Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.
Внесение в качестве вклада в уставный капитал Денежная оценка основных средств, согласованная учредителями (участниками) организации.
По договору дарения (безвозмездно) Текущая рыночная стоимость ОС на дату принятия к бухгалтерскому учёту в качестве вложений во внеоборотные активы.

Продолжение таблицы 6

Направления поступления ОС Первоначальная стоимость ОС – это:
По договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливаемая исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.

По каждому направлению поступления ОС в первоначальную стоимость включаются затраты организации на доставку объектов и на приведение их в состояние пригодное для использования.

Первоначальная стоимость ОС не подлежит изменению за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Восстановительная стоимость ОС – это стоимость воспроизводства основного средства в современных рыночных условиях.

Остаточная стоимость ОС – это первоначальная стоимость или восстановительная стоимость основного средства за минусом суммы начисленной по нему амортизации. По остаточной (балансовой) стоимости ОС отражаются в бухгалтерской отчетности.

Логическая схема формирования стоимости основного средства представлена на рисунке 6.

Понятие, классификация и задачи учета основных средств - student2.ru

Рисунок 6 ‑ Логическая схема формирования стоимости ОС

Большое значение для бухгалтерского учета ОС является правильная их оценка.

3.3. Документальное оформление движения основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением операций по их поступлению, внутреннему перемещению и выбытию. Указанные операции оформляются «Унифицированными формами первичной учетной документации по учету основных средств», утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

На поставляемые в организацию основные средства поставщик присылает товарно-сопроводительные документы и счёт-фактуру.

Поступающие в организацию основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Приемка каждого объекта основного средства оформляется одним из следующих документов:

‑ Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) – форма № ОС-1;

‑ Акт о приеме-передаче здания (сооружения) – форма ОС-1а;

‑ Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) N ОС-1б

‑ Акт о приеме (поступлении) оборудования – форма № ОС-14.

Указанными актами осуществляется принятие основного средства к учёту. Они также используются для учёта ввода объекта в эксплуатацию, для передачи со склада в эксплуатацию, для оформления внутреннего перемещения основного средства, для исключения из состава основных средств.

После оформления акты передаются в бухгалтерию предприятия, к ним прилагается техническая документация, которая после регистрации основного средства бухгалтерией (открытия инвентарной карточки) передаётся по месту эксплуатации основного средства.

При поступлении ОС данные акты составляются в одном экземпляре, при передаче ОС – в двух – для передающей и принимающей стороны.

Аналитический учёт основных средств ведётся в:

‑ Инвентарной карточке учета объекта основных средств ‑ форма № ОС‑6;

‑ Инвентарной карточке группового учета объектов основных средств ‑ форма № ОС-6а.

Инвентарные карточки заполняются в одном экземпляре. Их регистрируют в специальных описях, а затем помещают в картотеку основных средств по классификационным группам, а внутри каждой группы – по местам нахождения и эксплуатации. Отдельно размещают карточки недействующих и законсервированных объектов.

При достаточно большом количестве основных средств их пообъектный учёт можно вести в «Инвентарной книге учета объектов основных средств» ‑ форма № ОС-6б.

Если было приобретено оборудование, требующее монтажа, то его передача в монтаж оформляется «Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж» по форме № ОС-15, как правило, в двух экземплярах.

На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования» ‑ форма N ОС-16.

Внутреннее перемещение ОС в организации оформляют «Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств» ‑ форма N ОС-2.

«Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» ‑ форма N ОС-3 ‑ применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

Для оформления и учета списания пришедших в негодность ОС применяются:

‑ Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) ‑ форма N ОС-4;

‑ Акт о списании автотранспортных средств ‑ форма N ОС-4а;

‑ Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) ‑ форма N ОС-4б.

Акты о списании составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

По другим причинам выбытие ОС оформляется по форме ОС-1.

Наши рекомендации