Тема 3. Счета и двойная запись

Двойная запись: сущность, необходимость, значение, бухгалтерские проводки, алгоритм их составления.

Каждая хозяйственная операция вызывает двойственные и равновеликие изменения средств и источников их формирования. На счетах 1-9 классов изменения учетных объектов под влиянием хозяйственных операций отражаются с помощью двойной записи.

Двойная запись – элемент метода бухгалтерского учета, состоящий в одновременном отражении хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета во взаимно - логической связи и в одинаковой сумме.

Двойная запись является важным контрольным приемом, т.к. сколько бы не было операций, но общая сумма дебетовых оборотов всегда будет равна общей сумме кредитовых оборотов.

Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении на них хозяйственных операций называетсякорреспонденцией счетов.

Корреспонденция счетов используется при составлении бухгалтерских записей (проводок).

Бухгалтерская запись (проводка) – это отражение хозяйственной операции на корреспондирующих счетах с помощью двойной записи.

Бухгалтерские записи бывают простые и сложные. В простой бухгалтерской записи корреспондируют два счета, а в сложной – три и более счетов. Всякую сложную проводку можно представить несколькими простыми.

Алгоритм составления бухгалтерских проводок:

1. Изучить экономический смысл хозяйственной операции, вникнуть в ее логику: в кассу предприятия поступили денежные средства с текущего счета в банке на сумму 100 000руб.

2. Определить какие изменения произойдут с учетными объектами в результате совершения хозяйственной операции: сумма средств на текущем счете уменьшится на 100 000 руб.; сумма средств в кассе увеличится на 100 000 руб.

3. Установить корреспондирующие счета: 311 «Текущий счет», 301 «Касса».

4. Дать характеристику корреспондирующим счетам, т.е. указать является счет активным, пассивным или активно-пассивным: 311 – активный, 301 – активный.

5. Пользуясь моделью активного и пассивного счетов, отразить на корреспондирующих счетах изменения, произошедшие с учетными объектами, т.е. составить бухгалтерскую проводку: Дт 301 – Кт311 100 000 руб.

Тема 3. Счета и двойная запись

1. Понятие о счетах, их назначение, строение и содержание счетов, порядок записи по ним.

2. Двойная запись: сущность, необходимость, значение, бухгалтерские проводки, алгоритм их составления.

3. Синтетический и аналитический учет, их взаимосвязь.

4. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета.

5. Классификация счетов бухгалтерского учета

1.Понятие о счетах, их назначение, строение и содержание счетов, порядок записи по ним.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности средства и источники их формирования изменяются под влиянием совершаемых хозяйственных операций. Изменения одних и тех же учетных объектов зафиксируются в различных первичных документах, т.к. документы составляются в момент совершения операции. Информацию, сосредоточенную по разным первичным документам, необходимо сгруппировать и систематизировать в разрезе экономически однородных учетных объектов. Текущий учет состояния и изменений средств и их источников, хозяйственных операций в деятельности предприятия обеспечивается с помощью системы счетов.

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и обобщения всей разнообразной информации о наличии и движении экономически однородных учетных объектов.

В ДНР используют систематизированный перечень счетов, который называется «План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций» от 13.11.99 г. № 291. К нему утверждена и действует Инструкция о применении плана счетов. В ней дается характеристика каждому счету и приводится типовая корреспонденция счетов.

План счетов структурно включает десять классов. Он ориентирован на потребности составления финансовой и внутренней отчетности, поэтому четко разграничивает балансовые счета, объединенные в классы по разделам актива и пассива баланса, счета для учета доходов, расходов и результатов деятельности, а также забалансовые счета. Остатки по счетам 1 – 3 классов служат основанием для заполнения актива баланса, остатки по счетам 4 – 6 классов – пассива баланса, счета 7 – 9 классов используются при формировании показателей отчета о финансовых результатах, забалансовые счета находят отражение в примечаниях к финансовой отчетности.

В Плане счетов используется децимальная система кодирования, согласно которой каждая цифра в коде счета означает соответствующую составляющую – класс, синтетический счет, субсчет. В действующем плане счетов синтетические счета закодированы от 1 до 99, каждый счет может содержать до 9 субсчетов (счетов второго порядка).

По строению любой счет представлен в виде двухсторонней таблицы, левая сторона которой обозначается термином дебет (он должен), а правая – кредит (он верит). Каждая сторона предназначена для раздельного отражения увеличения или уменьшения учетного объекта.

Дт № счета (название счета) Кт

Остаток на начало периода  
   
   
Дебетовый оборот Кредитовый оборот
Остаток на конец периода  

На каждом счете дается полная характеристика учитываемого на нем учетного объекта, т.е. отражается наличие объекта и происходящие с ним изменения.

Наличие учетного объекта на счете отражается с помощью сальдо или остатка. Различают начальное и конечное сальдо.

Сальдо начальное характеризует наличие, состояние конкретного учетного объекта на начало отчетного периода. Оно отражается на счете по данным вступительного баланса.

Счет называется закрытым, если сальдо конечное равно 0. Счет становится открытым, если в него записана хотя бы одна хозяйственная операция.

Конечное сальдо характеризует наличие, состояние конкретного учетного объекта на конец отчетного периода.

Изменения учетного объекта под влиянием хозяйственных операций на счете характеризуется с помощью оборотов: дебетового и кредитового.

Дебетовый оборот – это сумма операций отраженных по дебету счета, кредитовый оборот – это сумма операций отраженных по кредиту счета.

Правила записи по счетам:

1. Счета взаимосвязаны с балансом, поэтому:

а) если статья располагается в балансе слева (в активе), то по соответствующему ей счету сальдо также необходимо записать слева (в дебет), т.е. если статья активная, то сальдо дебетовое (исключение счета 13, 38);

б) если статья располагается в балансе справа (в пассиве), то по соответствующему ей счету сальдо также необходимо записать справа (в кредит), т.е. если статья пассивная, то сальдо кредитовое (исключение счета 45, 46, 44 в части убытков);

2. На той стороне счета, где записано сальдо всегда будет отражаться увеличение этого объекта, а уменьшение с противоположной стороны;

3. Конечное сальдо на счете всегда рассчитывается по алгоритму сальдо начальное + увеличение (приход) – уменьшение (расход).

Все бухгалтерские счета подразделяются на две группы: активные и пассивные счета.

Активные счета предназначены для текущего учета наличия и движения экономически однородных видов активов.

Пассивные счета предназначены для текущего учета наличия и изменений экономически однородных источников формирования имущества, т.е. собственного капитала и обязательств.

Дт Активный счет Кт

Остаток на начало периода  
+ увеличение - уменьшение
Дебетовый оборот Кредитовый оборот
Остаток на конец периода  

Дт Пассивный счет Кт

  Остаток на начало периода
+ увеличение - уменьшение
Дебетовый оборот Кредитовый оборот
  Остаток на конец периода

Для определения остатка на конец периода на активном счете необходимо: к начальному дебетовому остатку прибавить дебетовый оборот и отнять кредитовый оборот

(Ск = Сн + До – Ко).

Для определения остатка на конец периода на пассивном счете необходимо: к начальному кредитовому остатку прибавить кредитовый оборот и отнять дебетовый оборот

(Ск = Сн + Ко – До).

Наши рекомендации