Принципы ведения бух. учета и составлении фин. отчетности
Организация б/у и отчётности в банке строится на общих подходах, основными из которых являются: ведение б/у с момента создания банка до его реорганизации или ликвидации; гос-ое регулирование б/у и отчётности; строгое документальное оформление и отражение в б/у каждой операции методом двойной записи на балансовых счетах (Дебет и Кредит), методом односторонней записи на внебалансовых счетах (Приход и Расход);учёт активов, обязательств и операций в бел.руб.; систематизация и группировка полученной инфо для составления отчётности; обеспечение сопоставимости данных аналитического учёта с данными синтетического учёта с целью формирования полной и оперативной инфо, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показат-ми деят-ти банка и её конечными результатами; инвентаризация активов и обязательств банка с целью обеспечения достоверности данных б/у; публикация отчётности (банки обязаны публик-ть ежедневную отч-ть, годовую отч-ть, подтверждённую внешними аудиторами);независимая проверка и подтверждение фин-ой отч-ти аудиторскими организациями.
При организации б/у и формировании отчётности банк использует первичные учётные документы; регистры б/у, книги-регистрации открытых и закрытых лицевых счетов; формы отч-ти, составленные на бумажном носителе инфо или в электр-м виде.
При составлении их в электронном виде банку необходимо обеспечить: защиту инфо; сохранение архива по данной инфо в течение срока, установленногозаконодательством для её хранения; возможность получения заверенных копий;подтверждение их подлинности путём использования электронно-цифровой подписи ил других средств, подтверждающих достоверность и целостность содержащейся в них инфо. Банк определяет систему организации б/у и отч-ти в зависимости от структуры, объёма и видов проводимых операций, развития информационных технологий и др. факторов в локальных нормативно-правовых актах с учётом требований законодательства и нормативно-правовых актов НБ.
Организация б/у и отч-ти в банках включает:организация операционного дня;ведение регистров б/у;орг-ия работы по ведению лиц. счетов; формирование и хранение документов; организация внутреннего контроля;составление отчётности;фор-ие УП.
План счетов(ПС) бух. учета в банках
ПС б/у в банках предст-ет собой документ- содержащий номенклатуру счетов, используемых в б/у банков для отражения совершаемых операций, описание этих счетов и принципы их работы.
В РБ банки для ведения б/у используют единый ПС, утвержд.НБ в виде нормат.док-та – инстр.№283.
Основная задача плана счетов состоит в том, чтобы дать возможность вести подробный и полный учет всех банковских операций, а также своевременно представлять детальную, правдоподобную и содержательную информацию руководству банков, существующим или потенциальным акционерам, деловым партнерам, органам государственного регулирования, другим пользователям.
В основе действующего плана счетов лежат следующие международные принципы бухгалтерского учета и отчетности:
- непрерывности деятельности;
- осмотрительности;
- постоянства правил бухгалтерского учета;
- начисления;
- приоритета экономического содержания над юридической формой;
- достоверности;
- раздельного отражения активов и пассивов;
- единицы измерения;
- преемственности входящего баланса;
- существенности информации;
- сопоставимости.
Счета в Плане счетов являются многовалютными – бухгалтерский учет операций в иностранных и национальной валюте ведется на одних и тех же счетах. Связь между операциями в иностранной и национальной валюте обеспечивается посредством применения технических счетов валютных позиций и рублевого эквивалента валютных позиций.
Структура плана счетов построена с учетом степени убывания ликвидности активов и востребованности пассивов, характера операций, типов контрагентов банка.
План счетов состоит из следующих 10-и классов:
Класс 1- Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции.
Класс 2 – Кредиты и иные активные операции с клиентами.
Класс 3 – Счета по операциям клиентов.
Класс 4 – Ценные бумаги.
Класс 5 – Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество.
Класс 6 - Прочие активы и прочие пассивы.
Класс 7 – Собственный капитал банка.
Класс 8 – Доходы банка.
Класс 9 – Расходы банка.
Класс 99 – Внебалансовые счета.
Балансовые счета (класс1-9) предназначены для отражения в учете совершенных банком операций со средствами собственного и привлеченного характера. Балансовые счета подразделяются на группы счетов 1-го порядка (классы), 2-го порядка, 3-го порядка и 4-го порядка. Балансовые счета корреспондируют между собой и ведутся методом двойной записи – по дебету одного счета и по кредиту другого. Указание номера дебетуемого и кредитуемого счетов и денежной суммы в расчетных документах называется бухгалтерской проводкой.
На внебалансовых счетах (класс 99) отражаются операции банка, не сопровождающиеся фактическим движением денежных средств и не влияющие на его баланс. Внебалансовые счета подразделяются на группы счетов 2-го порядка (класс), 3-го порядка, 4-го порядка, 5-го порядка. Отражение операций по внебалансовым счетам ведется по схеме Приход или Расход.
В плане счетов выделены такие типы контрагентов банка, как банки (Национальный банк, центральные банки иностранных государств, банки-резиденты, банки-нерезиденты, международные финансовые организации), клиенты (небанковские финансовые организации, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, некоммерческие организации, органы государственного управления).