Значение, сущность, цели, задачи и классификация аудита

Законом РБ «Об аудиторской деятельности» определено, что «аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организации, их обособленных подразделений, ИП, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству».

Под аудиторским контролем понимается – система независимого контроля порядка осуществления финансово-хозяйственных операций учета и отчетности предприятия. Основной предпосылкой такого контроля является заинтересованность предприятия в лице их владельцев (акционеров), государства в лице налоговой службы и аудитора в обеспечении достоверности учета и отчетности.

По отношению к пользователям информации аудит бывает:

- внешний – предусматривает проведение аудиторской проверки орг-ии бух.учета и отчетности заказчика по договору независимой аудиторской орг-ей.

- внутренний – осуществляется контрольно-ревизионными службами орг-ии или специалистами соответствующих функциональных отделов, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования.

В зависимости от отраслевой направленности внешний аудит делится на:

- общий – проводится у субъектов предприним. деятел. Независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности

- банковский аудит – проводится в учреждениях банка

- страховой аудит – в страховых и перестраховочных орг-ях

По отношению к требованиям законодателства внешний аудит может быть:

- инициативный аудит – проводится по заказу заинтересованной стороны, если проверка не предусмотрена законодат.

- обязательный аудит – предусматривается законом, и орг-ия обязана для проверки финансово-хозяйственной деятельности приглашать аудиторов.

Все рассмотренные виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными аудит-ми проверками.

Первоначальный аудит означает проведение проверки данной орг-ии впервые.

Согласованный аудит выполняется в данной орг-ии при повторном заключении договора с аудитором.

В зависимости от цели и решаемых задач различают:

- аудит финансовой отчетности – представляет собой проверку отчетсности орг-ии на предмет ее достоверности и соответствия действующему законод. И нормативным актам по вопросам ведения аудиторского заключения установленной формы (относ. к обяз-му аудиту)

- специальный аудит – это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности орг-ии, имеющий целью подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовых операций, правильности расчетов с бюджетом по налогам и др. вопросы, которые заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре на проведение аудиторской проверки (относ. к инициативному аудиту)

- аудит на соответствие требованиям – определяет, соблюдаются ли в орг-ии те конкретные правила, нормы, законы, инструкции, пункты договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или отчеты, а также те специфические требования, которые предписаны персоналу администрацией (относ. к инициативному аудиту)

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Задачи:

- оценка уровня орг-ии бух.уч и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бух.докум-ии, правильности и законности свосершения бух.записей, отражающих финан.-хоз-ую деят-ть орг-ии и ее конеч. Резул.

- установ. правильности составления баланса и др. форм отчетности, достоверности пояснительной записки и пр.

- установ. достоверности налоговой отчетности

- установ. полноты вполнения решений собственников заказчика об объеме уставного фонда и его изменениях

- опред правильности отнесения дох. и расх. К отчетным периодам

- опред. полноты отражения в учете и отчетности дебит-ой и кред-ой задол-ти.

И

24. Источники информации и методика ревизии (аудита) учредительных документов, формирования уставного фонда и расчетов с учредителями.

Уставный фонд является объектом контроля как аудиторов, так и различных проверяющих органов и представляет собой совокупность вкладов учредителей в имущество при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Цель проверки уставного фонда организации – подтвердить полноту и своевременность формирования уставного фонда.

Источниками информации при проверке являются: учредительные документы, документы, подтверждающие внесение учредителями долей в уставный фонд в денежной и неденежной форме, акты оприходования имущества, переданного в неденежной форме, в качестве взноса в уставный фонд; экспертная оценка неденежных вкладов в уставный фонд; данные аналитического учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал» и отчетность организации. В ходе проверки необходимо установить:

- Размер уставного фонда и доли каждого учредителя;

- Соблюдение требования законодательства по формированию уставного фонда;

- Адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный фонд в неденежной форме;

- Своевременность и полноту внесения учредителями своих долей в устаный фонд;

- Правильность оформления документов по взносам в уставный фонд;

- Организационно правовую форму субъекта хозяйствавиния (АО, ООО, ОДО и т. П.);

- Соотношение размера чистых активов и уставного фонда;

- Правомерность внесения изменений величины уставного фонда организации;

- Правильность оформления бухгалтерской документации и составление бухгалтерских проводок по оформлению уставного фонда;

- Соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредтелями» и 80 «Уставный капитал».

Объявленный в учредительных документах уставный фонд организации с иностранными инвестициями в форме ОАО должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации, а в любой другой организационно-правовой форме должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей не менее 50% своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет со дня регистрации.

Для пересчета уставного фонда и вкладов в него используется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения устава, а при принятии решения об увеличении уставного фонда – на дату принятия такого решения.

При определении юридических оснований на право функционирования субъекта хозяйствования проверяют наличие следующих учредительных документов:
• устава (для юридических лиц в форме ОАО, ЗАО, производственного кооператива, унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для юридического лица, созданного одним учредителем);
•учредительного договора и устава (для ООО и ОДО);
• учредительного договора (для полного или коммандитного товарищества).
Правильность оформления учредительных документов и соответствие их содержания нормам законодательства проверяются в процессе государственной регистрации организаций, поэтому у контролера нет необходимости повторять данную процедуру. Однако следует удостовериться в наличии штампа о государственной регистрации на уставе (учредительном договоре), а также на изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица. Если в учредительные документы вносились изменения, то у юридического лица необходимо проверить наличие свидетельств о государственной регистрации и перерегистрации, о постановке на учет в налоговом органе и в органах статистики.
Проверяющий должен удостовериться в том, что после смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации были выполнены требования законодательства о внесении изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) и о представлении его в двухмесячный срок для государственной регистрации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат). Если произошла смена местонахождения организации, то проверке подлежит факт уведомления об этом регистрирующего органа в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения.

Целью проверки является установление законности и правильности расчетов с учредителями.

Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: учредительные документы, протоколы собрания учредителей, платежные инструкции на поступление сумм в счет вкладов в уставный фонд и перечисление дивидендов, накладные (акты) на передачу денежного вклада, экспертное заключение по оценке неденежного вклада, данные аналитического и синтетического учета по счету 75 «Расчеты с учредителями», Главная книга, бухгалтерский баланс и финансовая отчетность организации.

Проверка расчетов с учредителями проводится по двум направлениям:

- Проверка расчетов с учредителями по формированию уставного фонда;

- Проверка расчетов с учредителями по дивидендам.

При проверке расчетов с учредителями по формированию уставного фонда необходимо установить:

- Соответствие величины уставного фонда, предусмотренной учредительными документами, требованиями законодательства с учетом организационно-правовой формы и видов экономической деятельности субъекта хозяйствования;

- Выполнения обязательств каждым учредителем по срокам формирования уставного фонда;

- Выполнения обязательств каждым учредителем по полноте формирования уставного фонда;

- Выполнения обязательств каждым учредителем по форме формирования уставного фонда;

При проверке расчетов с учредителями по дивидендам проверяющий устанавливает:

- Обоснованность начисления и выплат дивидендов учредителям с учетом финансового положения аудируемого лица;

- Обоснованность начисления и выплат дивидендов учредителям с учетом выполнения обязательств по формированию уставного фонда;

- Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с учредителями.

Кроме того, при проверке расчетов с учредителями по формированию уставного фонда необходимо также убедиться:

- В правильности пересчета валютных вкладов иностранных инвестров в денежные единицы РБ либо иностранной валюты в доллары США;

- Правильности определения и отражения в учете курсовых разниц между курсами пересчета денежной единицы РБ, иностранной валюты США, установленными Национальным банком РБ на день подписания договора о создании организации с иностранными инвестициями и на день фактического внесения вклада.

25 .Инвентаризация наличных денег и денежных документов в кассе, оформление её результатов.

Инвентаризация– процесс проверки фактического наличия денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности на определенную дату времени и их соответствие данным БУ.

Инвентаризация кассы должна проводиться не реже одного раза в квартал. Для ее проведения руководителем издается приказ и назначается комиссия.

Комиссия перед проверкой наличных денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности обязывает кассира расписку в том, что все наличные деньги оприходованы в кассу, выданные деньги списаны в расход, а первичные документы сданы в бухгалтерию. Затем кассир составляет кассовый отчет по операциям кассы на день проведения инвентаризации и выводит остаток наличных денег.

После этого комиссия пересчитывает наличные деньги, находящиеся в кассе. Полученная сумма сверяется с отчетом и отражается в акте инвентаризации.

В случае выявления расхождений между фактической суммой наличных денег и остатком по кассовому отчету (излишки или недостачи) кассир в акте инвентаризации дает письменное объяснение этим расхождениям.

Излишки наличных денег приходуют по приходному кассовому ордеру и их сумма относится на увеличение финансовых резервов организации.

Недостача относится на виновное лицо, предупрежденное об индивидуальной материальной ответственности, так как он расписывался при приеме на работу о том, что ознакомлен с положением о ведении операций.

Кассир может сразу внести в кассу недостачу, либо она будет удерживаться из его заработной платы. В противном случае кассир отстраняется от исполнения своих обязанностей, а материалы передаются в судебные (следственные) органы.

Недостача денежных средств, с последним возмещением причиненного ущерба отражается на счете Дт94 Кт50: Дт73/2 Кт94 – отнесена ∑ недостача на кассира, Дт50 Кт73/2 – внесена ∑ недостача кассиром, Дт70 Кт73/2 – удержана недостача из заработной платы кассира.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения, за которое отвечает материально ответственное лицо. Данные о наличии бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности вносятся в опись по форме.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются:

· правильность оформления ценных бумаг;

· реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

· условия хранения ценных бумаг;

· своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

При хранении ценных бумаг в кассе организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной стоимости, сроков гашения и общей суммы.

Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий, специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организаций, с данными выписок этих специальных организаций.

Оформление результатов инвентаризации кассы

До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность наличных денег, берется расписка. Такая расписка включена в заголовочную часть акта инвентаризации наличных денег и других ценностей и акта инвентаризации наличной иностранной валюты и других ценностей, формы которых утверждены вышеназванными правилами (далее - акты инвентаризации).

Результаты инвентаризации отражаются в актах инвентаризации.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, второй остается у материально ответственного лица.

При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег и других ценностей в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняются обстоятельства их возникновения.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные, на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

26.Источники информации, методика ревизии (аудита) кассовых операций и наличных расчетов в белорусских рублях на территории Республики Беларусь. Ответственность хозяйствующих субъектов.

Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершенных операций с денежными средствами организации, правильности отражения их в учете.

· При ревизии (аудите) кассовых операций необходимо проверить:

· обеспечение сохранности денежных средств и денежных документов в кассе организации;

· правильность учетных данных об остатках денег и денежных документов;

· своевременность и правильность документального оформления кассовых операций;

· соблюдение кассовой дисциплины в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь;

· соблюдение установленного порядка расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования,

· соблюдение законности операций, совершаемых с наличными денежными средствами.

Особенностью ревизии денежных средств, правильности, достоверности и законности кассовых операций является сплошная их проверка, осуществляемая в хронологической последовательности с использованием основных приемов документального и фактического контроля: проверка по форме, экспертная проверка, арифметическая проверка, встречная проверка, инвентаризация.

Ревизию кассовых операций проводят в следующей последовательности: 1. Инвентаризация наличных денег и денежных документов в кассе организации.2. Проверка условий, обеспечивающих сохранность денежных средств.3. Проверка соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций.

Источниками информации для проверки кассовых операций являются: кассовая книга; отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными и расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями); журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов; корешки чеков использованных чековых книжек; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счету 50; Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.

Начинается проверка с установления тождественности остатков по счету 50 «Касса» на начало проверяемого периода путем сверки записей в кассовой книге, кассовом отчете, журнале-ордере № 1 или соответствующей машинограмме, Главной книге и балансе организации.

Проверка кассовых операций проводится, как правило, сплошным способом. Проверяя соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций, необходимо обратить внимание на правильность документального оформления операций по кассе.

При этом устанавливаются:

· полнота заполнения реквизитов приходных и расходных кассовых документов;

· обязательная регистрация приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.;

· наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств;

· отсутствие исправлений, подчисток;

· наличие в расходных кассовых ордерах сведений о документе, удостоверяющем или подтверждающем личность получателя денежных средств;

· наличие в качестве приложения к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь доверенности в случае выдачи наличных денег другому лицу;

· наличие штампа или подписи «Оплачено» с указанием даты (число, месяц, год) на документах, прилагаемых к приходным и расходным кассовым ордерам

Для подтверждения данных вопросов изучаются отчеты кассира с приложенными документами и кассовая книга.

Далее в ходе проверки ревизор (аудитор) устанавливает достоверность, законность и экономическую целесообразность совершенных кассовых операций. Для этого тщательно анализируются полнота и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов организации в банке. Это устанавливается путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге.

Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованные товарно-материальные ценности, продукцию и оказанные услуги работникам организации за наличный расчет. При проверке выплат наличных денег по платежным ведомостям следует выборочно установить, все ли внесенные в расчетно-платежные ведомости лица работали в организации и нет ли среди них подставных лиц, которым выписывалась заработная плата с целью присвоения.

В ходе контроля кассовых операций необходимо убедиться в соблюдении организацией кассовой дисциплины.

Проверяя кассовую дисциплину, следует выяснить соблюдение:

· установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;

· своевременности оприходования в кассу наличных денежных средств;

· установленных сроков сдачи выручки в кассу банка, службе инкассации банка либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь;

· сроков возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы;

· целевого использования наличных денежных средств, полученных из касс банков.

Ответственность хозяйствующих субъектов:

Ø Нарушение порядка ведения кассовых операций, - штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Ø Нарушение порядка ведения кассовых операций (несоблюдении установленных банками сроков сдачи наличных денежных средств в белорусских рублях, либо использование наличных денежных средств в бел. руб. из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки без разрешения обслуживающего банка) - штраф в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Ø Штраф до 20 бв

Иные наруш. (несвоеврем оприх нал ден полученных в банке, нецелевое использ нал бел руб)

Выдача нового аванса без отчета по предыдущему.

Ø Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности - штраф в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Ø Уничтожение бухгалтерских документов и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие – штраф в размере от десяти до ста базовых величин.

Ø Нарушение правил хранения бухгалтерских документов и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату- штраф в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин.

Ø Осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства -штраф в размере до ста процентов от суммы таких платежей.

27.Источники информации, методика ревизии (аудита) кассовых операций и наличных расчетов в иностранной валюте на территории РБ. Ответственность хозяйствующих субъектов.

- инстр о порядке ведения кассовых опер в наличной иностр валюте на тер-ии РБ, утв Постан НБ от 28.06.04 №98

В целом проверка операций нал иностранной валюты повторяет методику контроля операций с нал бел руб, тем не менее, возникает необходимость и особенности проверки вопросов:

1. Целевое использование – убедиться, что резидент РБ использует валюту лишь на цели, установл зак-вом (источники проверки: авансовые отчеты, служебные командировки за границу, открытие проездных виз персоналу, выдача под отчет водителям (на оплату вынужденного ремонта, дорожных сборов), ИП – для расчетов за границей по импортным сделкам)

2. Законность реализации за нал валюту, те наличие лицензии, кот выдается НБРБ при условии прохождения руководителями (его замом) и гл бух-ром компьютерного тестирования на знание норм валютного зак-ва

Ответственность субъектов:

1. Нарушение порядка ведения кассовых операций:

− Штраф 10-30 бв (ст 117 ч 1) (для иностр):

− За превышение лимита остатка в кассе

− Несоблюдение сроков возврата неиспольз подотчетных сумм (срок не более 3-х раб дн со дня след за днем окончания срока использования подотчетной суммы, а именно:

- 3 раб дн – при использовании аванса на хоз нужды в том же городе

- 10 раб дн – в случае исп-я аванса на хоз нужды в др городе

- месяца – если аванс не превышает 2 бв

- дата возвращения из командир – если работник рассчит-ся в интересах орг корпоративной карточкой (срок сдачи авансового отчета 15 раб дн)

· Штраф до 20 бв (ст 117 ч 3)

• Иные наруш (несвоеврем оприх нал ден полученных в банке, нецелевое использ нал бел руб)

• Выдача нового аванса без отчета по предыдущему

2. Нецелевое использ и (или) невозвращение в установленный срок средств, в иностр валюте выданных под отчет – штраф на юр лицо до 5-ти кратной суммы тех средств (ст 11.49)

3. Незаконное принятие иностр валюты в кач платёж-го сре-ва – 10-50 бв (ст 11.1)

4. Осуществление наличных платежей с нарушением требования зак-ва, те сверх размеров, установленных обсуж банком(но не более 300 бв ежедневно) – штраф до 100% суммы такого платежа на юр лицо (ст 12.19)

Основными направлениями проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте являются:

• определение полноты и своевременности оприходования валюты в кассу организации и ее сдачи в банк;

• проверка соблюдения лимита остатка кассы в разрезе иностранных валют;

• изучение правильности оформления кассовых документов на поступление и выдачу валюты;

• проверка соблюдения установленного порядка отражения операций с наличной иностранной валютой в кассовой книге;

• определение правильности расчета и отражения в учете курсовых разниц;

• установление полноты и достоверности учета и отчетности по операциям с наличной валютой.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле расчеты по валютным операциям между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями осуществляются в безналичкой форме. Исключение составляют случаи, предусмотренные отдельными законодательными актами республики и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

В Типовом плане счетов бухгалтерского учета для учета кассовых операций в иностранной валюте предусмотрен субсчет 50-4 «Валютная касса». Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» оценка активов н обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должна производиться в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь. Поэтому все операции на данном субсчете отражаются как в иностранных валютах, так и в белорусских ру6лах.

Курсы иностранных валют по отношению к рублю могут в течение месяца неоднократно меняться, что обусловливает необходимость переоценки остатков иностранных валют в кассе. Она должна проводиться на дату совершения приходной или расходной операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности (т.е. в последний день месяца независимо от того, имело ли место движение средств в течение месяца). В процессе проверки следует внимательно изучить достоверность используемых курсов иностранных валют, правильность определения курсовых разниц и составления соответствующих бухгалтерских проводок.

28.29.Источники информации, методика ревизии (аудита) операций по счетам в банках (текущему, транзитному, специальному валютному, за рубежом). Ответственность хоз субъектов.

Источники информации (первичные документы):

1. платеж поручения, плат требования, платеж требования-поручения.

2. чековые книжки, объявления на взнос наличными

3. журнал – ордер №2 (р/с), 2/1 (валют)

4. выписки банка

5. заявления на покупку валюты и на продажу

6. извещения о зачислении иностранной валюты на счетах в банке

7. записи по счетам: 51,52,55,57 в кор соответ счетам. (штраф 4-20 бв)

8. главная книга и баланс

Методика контроля операций по р/с:

ü Получение информации о количестве р/с

ü Установ правильности входящего остатка на 1е число контролируемого периода. Остаток по счету жо №2 на 1-е число сопоставляем с суммами по выписке банка, главной книгой.

ü Сплошная проверка банковских выписок позволяет установить:

− Полноту выписок – контролируем следующим способом:

· По преемственности дат выписок банка

· По переносу остатка средств на счете

− Достоверность выписок определяют по их внешним признакам (формальная, экспертная) – все ли реквизиты в выписках напечатаны, если на них штамп банка, изучить причины не оговоренных исправлений.

− Встречная проверка выписок (в случае сомнения в их подлинности) – запрошены в банке дубликаты выписок сравниваются с выписками хранящимися в деле проверяемого.

Отдельно контролируетсяналичие и правильность оформл плат банковских док кот должны быть приложены к выпискам банка (формальная, экспертная, логическая). Убедиться что в них отсутствуют к-л исправления даже оговоренные.

Методика проверки операций по валютным счетам (52) (транзитный, текущий.специальный):В целом методика дублирует методику проверки по р/с.Однако в некоторых случаях возникает необходимость дополнительно осуществить:

1. Контроль полноты и своеврем обязат продажи валюты – отдельно помечают даты и суммы зачисления валюты на транзит счет, используя данные по кредиту (то что получили) в выписках банка и приложения к ним плат документы. Напротив выписывают даты и суммы фак проданные из поступивших сумм в счет обязательной продажи, дебет выписок банка и прилож к ним док.

Полученную инфо оценивают учитывая что поступившая валютная выручка должна быть продана в размере 30% в теч7 раб дн с даты поступления ее на счет. В том числе и за рубежом.

При этом учитывают, что не подлежит обязат продажи вал-та зачисленная:

− Как взнос в уставный капитал

− Как возврат займа

− Отдельно аккумулированная на спец счете в банке для расчета по лизингу

− Зачисленная на счет транспортной организации осуществляется международные грузоперевозки и пассажирские перевозки – если эта выручка использована ими на уставные цели в течении 30 календ дней.

2.Контроль своевременности и целевого использования валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке.

Контроль своевременности использования валюты. Помечают отдельно инфо о датах (суммах) покупки и использования валюты (т.е. из выписок банка по спец счетам и приложенным к ним док-м), с целью подтверждения , что купленная валюта была использована резидентом в течении7 раб дней со дня след за днем ее зачисления на спец счет.

Контроль целевого использования валюты. Из заявок в банк устанавливают заявленные субъектом цели приобретения валюты и сравнивают с факт целями использования валюты, указанные в платеж док (ПП, РКО, авансовый отчет и т.д.)

Контроль соблюдения сроков внешнеторговых операций. Проследить сравнивая даты (суммы), в выписках банка, платеж док, накладных, что резидент обеспечивал прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме:

· При экспорте – не позднее 90 календ дней с даты отгрузки товаров, р, у. с даты след со дня отгрузки.

· При импорте – не позднее 60 кал дней с даты следующей за днем проведения платежа.

Штрафы

1. Несоблюдение сроков обязат продажи валюты – до 1% (мин 0,1)от непроданной валюты за каждый календар день просрочки,но не более суммы непрод вал сред (ст. 11.3).

2. Несоблюдение установл сроков использования валюты приобретенной на внутр рынке - ровно 1%суммы неиспольз валюты за каждый календарный день просрочки, но не более суммы неиспольз средств (ст. 11.48).

3. Нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутр валютном рынке за бел руб – до 100%суммы средств, использованной не по целевому назначению. (ст.11.46)

4. Необеспечение при реализации внешнеторг договоров своеврем поступл ден средств или завершения внешнеторг операции иным способом при экспорте товаров, либо поступл товаров, или заверш-я внешнеторг операции способом по импорту – до 2%от суммы незаверш в установл срок внешнеторг операции за каждый день превыш-я срока, но не более суммы незаверш внешне торг операции.

Проверка отраж в бу курсовых разниц:

А) правильность применения курса валюты – устанавливается с использованием справочника курсов валют

Б) проверяем правильность кор-ции счетов:

- по кредиторской задолженности- убедиться составлении кор счетов (Д 91 –К 60, 62, 71, 76 положит курс разница) (Д 60, 62, 71, 76 – К 91 отрицат курс разницы)

- по дебиторской задолженности валютным ден ср-вам (Д 52, 55, 60, 62, 71, 76 – К 91 положит курс разница) (Д 91 – К 52, 55, 60, 62, 71, 76 отрицат курс разницы)

30.Источники информации , методика ревизии (аудита) денежных средств на специальных счетах в банке и денежных средств в пути.

Ревизия(аудит) денежных средств на специальных счетах в банке:

Приступая к проверке данного вопрос, аудитор должен установить, есть ли операции , которые отражаются на счет 55 «Специальные счета в банках». Источниками для проверки являются аналитические данные по счету 55 «Специальные счета в банках», приведенные в учетном регистре , который используется в организации. В начале проверки надо установить, какие субсчета открыты к данному счету.

При этом аудитор должен знать , что на счете 55 «Специальные счета в банках» учитываются наличие и движение денежных средств, размещенных в банковские вклады (депозиты), наличие и движение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней на счетах в банках, наличие и движение средств целевого назначения.

При наличии денежных средств на депозитных счетах аудитор должен знать, что организация имеет право при наличии свободных денежных средств перечислять их на депозиты банка с целью получения дохода. При проверке данного вопроса надо установить, правильно ли отражены операции на счетах бух. учета при перечислении денежных средств на депозиты. Одновременно необходимо проверить, чтобы перечисленные денежные средства на депозиты банка не оказывала влияние на платежи в бюджет по налогам и сборам и другие расчеты. Могут иметь место случаи , когда организация перечислила денежные средства на депозитные счета и несвоевременно рассчитались по платежам в бюджет и произвели другие расчеты. В данном случае аудитор должна установить, как повлияли такие действия организации на ее финансовое состояние.

При наличии других субсчетов проверяется правильность записей на счетах бух. учета в корреспонденции с другими счетами.

Аудит операций с денежными средствами в пути:

Приступая к проверке данного вопроса , аудитор должен знать, что к денежным средствам в пути относят наличные деньги, внесенные в кассу обслуживающего банка, в организации Министерства связи и информатизации, сданные работником службы инкассации для зачисления их на счет в банке, как правило, в последний день месяца (они в этот день могут быть не зачислены на счета в банке). Для учета денежных средств, находящихся в пути, в бух.учете предназначен счет

Наши рекомендации