Государственный и ведомственный контроль в рб
Субъектами государственного контроля выступают органы государственной власти и управления, обладающие определенными властными полномочиями:
− Администрацию Президента Республики Беларусь
− Национальное собрание Республики Беларусь
− Совет Министров Республики Беларусь
− органы уголовного преследования и судебные органы
− Комитет государственного контроля в Республики Беларусь
− Министерство финансов Республики и Беларусь
− Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
− специалисты контрольно-ревизионных управлений, служб ведомственного контроля, отделов (управлений) внутреннего аудита министерств, концернов и других республиканских органов государственного управления.
− комитет гос контроля – контроль за исполнением республ бюджета, использ гос собственности, исполнением актов Президента, парламента, правительства, валютный контроль
− нацбанк –контроль за соблюдением банками и небанковскими учрежден законов, за деят банков в части закона о предотвращении легализации доходов, получ незаконным путем, валютный контроль, контроль за соблюдением аудиторскими орг зак-ва об аудиторской деят в банках
− генеральная прокуратура – надзор за точным и единообразным исполнением проверяемыми субъектами законов, декретов, указов и иных правовых актов
− Нацстаткомитет – контроль за соблюдением порядка представления данных централизованной гос стат отчетности
− МВД – контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализации товаров, выполнения работ, не допускающих обман покупателя, заказчика или потребителя
− мин по налогам и сборам – контроль за соблюдением налогового зак-ва, зак-ва о предпринимательстве, лицензировании, ремесленной деят, услуги агроэкотуризма, за правильностью исчисления и своеврем уплаты платежей, векселя, вопросы БУ и налогового учета, кассовых операций
− мин труда и соц защиты – контроль за соблюдением зак-ва о пенсионном обеспечении, о занятости насел, охране труда, соц страхование
− мин финансов – контроль за состоянием ведомственного контроля, фин-бюдж зак-ва, БСО, выпуск, погашение цен бум, соблюдение зак-ва с драг Ме, гос пробирный надзор, финн состояние страх орг
− мин экономики – контроль за соблюдением проверяемыми субъектами осущ реализации продукции, зак-ва о ценообразовании, антимонопольного зак-ва, соблюдение врем управл требований зак-ва об экономич несостоят, энергетич и газ контроль
− гос таможенный комитет – соблюдение треб тамож зак-ва, налогового зак-ва в связи с перемещением товара, внешнеторг операции, валютный контроль, целевое использ товаров, ввезенных на таможню РБ
Внешний контроль включает – государственный (ведомственный и вневедомственный) общественный и аудиторский контроль.
Ведомственный контроль - контроль, осуществляемый Министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций. Составная часть гос контроля.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Осуществляется:
− республиканскими органами государственного управления
− иными подчиненными правительству Республики Беларусь государственными организациями
− местными исполнительными и распорядительными органами.
Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» − было разрешено для осуществления ведомственного контроля создавать в контролирующих органах структурные подразделения с правом (либо без права) юридического лица.
Задачи ведомственного контроля:
• контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;
• своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;
• принятие мер по сохранности, целевому и эффективному использованию имущества подведомственных организаций;
• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.
Функции ведомственного контроля:
• координацию деятельности структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им ведомственного контроля;
• организацию и проведение:
- плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;
- внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденньтм уголовным делам, руководителей органов уголовного преступления и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
- камеральных проверок;
- мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг);
• разработку проектов нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;
• оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности;
• проведение работы по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;
• проведение анализа выявляемых нарушений и внесение а установленном порядке предложений по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;
• обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, их результатов и принятых по ним мер, составление и представление отчетности о проделанной контрольно-ревизионной работе.
Органы ведомственного контроля:
− мин транспорта и коммуникаций
− мин торговли, мин промышленности
− мин образования
− Белкоопсоюз
Д