Управление финансовым учетом и отчетностью

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ УЧЕТОМ И ОТЧЕТНОСТЬЮ

РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

Финансовый и управленческий учет

Итак, в зависимости от пользователей информации бухгалтерский учет подразделяется науправленческий и финансовый.

Финансовый учетпредназначен для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ориентированной в основном на внешнихпользователей: акционеров и других собственников имущества, инвесторов, кредиторов, органов государственной статистики и т.д. На основании этой информации производится оценка финансового положения, финансовых результатов деятельности организации и изменений в финансовом положении организации.

Финансовый учет обязателен для предприятия. Организация финансового учета осуществляется на основании положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» с использованием единого Плана счетов бухгалтерского учета и системы двойной записи.

Цель финансового учета – это подготовка данных, необходимых для составления финансовой отчетности, которая предназначена для различных групп пользователей.

Для того чтобы внешние пользователи (инвесторы, кредиторы) могли получить объективную информацию о финансовом состоянии предприятия, финансовый учет необходимо вести в соответствии с четко определенными требованиями и стандартами, утвержденными Министерством финансов РФ.

Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции, осуществляемые в организации, путем сплошного, непрерывного и документального учета этих хозяйственных операций. Он обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, ведение сводного учета и составление необходимой финансовой отчетности. Его основными задачами являются:

− учет активов предприятия;

− учет источников имущества предприятия;

− учет расчетов с бюджетом;

− составление бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о капитале собственников предприятия, отчета о движении денежных средств и других форм отчетности;

− анализ конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценка степени его финансовой устойчивости и платежеспособности.

Источниками информации для финансового учета служат только данные учетной системы предприятия, которая накапливает финансовую информацию, а также способствует формированию показателей для расчета налогов.

Принципами финансового учета являются общепринятые принципы бухгалтерского учета (принцип документирования хозяйственных операций, двойной записи, обособленности имущества и др.).

Базисом финансового учета является равенство: активы = собственный капитал + обязательства.

Управленческий учет.При помощи и посредством этого вида учета осуществляется решение задач, связанных с внутренним информационным обеспечением процесса принятия управленческих решений. Основными задачами управленческого учета являются:

− учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;

− внутрифирменное бухгалтерское планирование, расчет будущих параметров развития предприятия, которые сводятся и обобщаются в виде прогнозного бухгалтерского баланса, прогнозного отчета о финансовых результатах и прогнозного отчета о движении денежных средств;

− составление внутренней отчетности о затратах, объемах производства и реализации продукции, потребленных ресурсах и эффективности работы структурных подразделений предприятия;

− анализ соотношения между издержками, объемами продаж и прибылью предприятия.

Управленческий учет – внутренний учет. Его данные используются только менеджерами разных уровней самого предприятия, то есть он ориентирован на внутренних пользователей. Его ведение не является обязательным и строго регламентированным.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Оборотные активы отражаются во втором разделе баланса.

Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение и контроль средств организации, их источников и хозяйственных процессов.

В этой системе ряд способов, присущих бухгалтерскому учету:

1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами, в противном случае она не считается хозяйственной операцией в хозяйственном учете. Документ служит основанием для фиксирования операции и способом регистрации.

2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства документальному. Средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением к документации.

Инвентаризация и документация – приемы первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

3. Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости продукции, работ, услуг, приобретенных материальных ценностей.

4. Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Основывается на фактической себестоимости и проводится единообразно на всех предприятиях.

5. Система счетов – экономическая группировка объектов бухгалтерского учета с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью. Счета позволяют получать обобщение и делать выводы в целом об имуществе организации.

6. Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций одновременно по дебету одного счета и кредиту другого.

7. Баланс или балансовое обобщение. Контроль за всей совокупность объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления активов с источниками их образования – балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы средств и суммы их источников. Это равенство сохраняется постоянно.

8. Бухгалтерская отчетность. Результат хозяйственной деятельности содержится в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

Оценка и калькуляция

Оценка хозяйственных средств – способ выразить их в денежном измерении. От правильности оценки зависит объективность характеристики ресурсов организации, а также точность определения финансовых результатов, так как искажение величины затрат на производство искажает и прибыль.

Способы оценки имущества, поступающего в собственность организации, определяются Законом «О бухгалтерском учете». В соответствии с ним выделяется три способа оценки имущества в зависимости от источника поступления: приобретение имущества, его производство и безвозмездное получение.

1. Имущество, приобретенное организацией за плату, отражается по фактической себестоимости приобретения. В ее состав входят затраты на приобретение самого объекта имущества, транспортировку силами сторонних организаций, а также таможенные пошлины и иные аналогичные платежи.

2. Имущество, произведенное в самой организации, отражается по фактической себестоимости его изготовления. Под стоимостью изготовления понимаются фактически произведенные расходы, связанные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных средств, сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов и других затрат, имеющих отношение к объекту производства.

3. Имущество, полученное организацией безвозмездно, отражается в бухгалтерском учете и отчетности по рыночной стоимости на дату оприходования. Определение рыночной цены объекта осуществляется по документально подтвержденным данным или экспертным путем.

В текущем бухгалтерском учете оценка объектов по фактической себестоимости практически невозможна, так как полную информацию о кругообороте имущества организации можно получить только по истечении отчетного периода. В то же время текущий учет необходимо вести повседневно. Это обстоятельство вызывает необходимость разработки различных условных способов оценки, обеспечивающих ведение текущего учета.

Так, например, основные средства учитываются по фактической себестоимости их приобретения, т.е. по первоначальной стоимости. Их же амортизация в процессе эксплуатации учитывается отдельно. Поэтому только сопоставление первоначальной стоимости объекта и сумм начисленной амортизации по нему даст реальную оценку объекта основных средств на конкретный момент.

Для текущего учета расхода материалов могут применяться способы оценки (учетные цены), в основе которых лежат внутрихозяйственные стоимостные нормативы. По истечении отчетного периода учетные цены на израсходованные материалы с помощью специального расчета доводят до уровня их фактической себестоимости.

Таким образом, независимо от того, какие способы оценки объектов бухгалтерского учета выбраны в данной организации, в их основе лежит реальность стоимость учитываемого объекта.

Система бухгалтерского учета преследует в своей основе главную цель: выявление конечного финансового результата хозяйственной деятельности конкретной организации. Без выявления себестоимости объектов бухгалтерского учета эта цель становится неосуществимой.

Калькуляция –способ исчисления себестоимости единицы продукции.

Для установления себестоимости объекта бухгалтерского учета необходимо определить предмет калькулирования и все затраты, связанные с ним. Под предметом калькулирования понимается тот объект бухгалтерского учета, себестоимость которого необходима для управления организацией. Одновременно с этим следует установить калькуляционную единицу, т. е. измеритель калькуляционного объекта.

В современном бухгалтерском учете себестоимость объектов должна выявляться на всех стадиях кругооборота имущества. Соответственно, калькулированию подлежат все процессы. В процессе создания и приобретения средств производства определяется себестоимость отдельных объектов внеоборотных активов. В процессе производства определяется производственная себестоимость различных видов продукции, а в процессе продаж – полная себестоимость проданной продукции.

Установлена типовая(применяемая во всех организациях)номенклатура статей калькуляции:

1. Сырье, материалы

2. Возвратные отходы (вычитаются)

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятия

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Заработная плата производственных рабочих

6. Отчисления на социальные нужды

7. Расходы на подготовку и освоение производства

8. Общепроизводственные расходы

9. Общехозяйственные расходы

10. Потери от брака

11. Прочие производственные расходы

ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

12. Коммерческие расходы

ИТОГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

Счет: понятие, назначение, виды, строение. План счетов

Невозможно показать все многочисленные изменения, происходящие со средствами предприятия и их источниками ежедневно в балансе. Поэтому баланс составляют ежемесячно, а в течении месяца все эти изменения учитывают отдельно по каждому виду средств или источнику средств. Это происходит на бухгалтерских счетах.

Счет – это способ экономической группировки изменений средств и источников средств для контроля за ними. Счет делят на две части: левая – Дебет, правая – Кредит. Это делается для того, чтобы показать на разных сторонах счета операции по увеличению средств или их источников от операций по их уменьшению, чтобы было легче подсчитать их.

В начале месяца счета открывают, в конце закрывают.

Все счета делятся на активные, пассивные, активно-пассивные.

Активные счета открываются по Активу баланса и на них учитываю средства предприятия, а также процессы. Пассивные открывают по Пассиву баланса и на них учитывают источники средств предприятия. Активные и пассивные счета имеют разное строение.

Итак, любой счет состоит из Дебета (Д) и Кредита (К).

Если счет АКТИВНЫЙ, увеличение средств отражается по Дебету,а уменьшение – по Кредиту.

Если счет ПАССИВНЫЙ, увеличение средств отражается по Кредиту, а уменьшение – по Дебету.

Сальдо в активном счете всегда отражается по Дебету, а в пассивном – наоборот, по Кредиту.

Все хозяйственные операции фирмы называются ОБОРОТАМИ.

Формулы:

У активного счета: Ск = Сн + Обороты по Д – Обороты по К

У пассивного счета: Ск = Сн + Обороты по К – Обороты по Д.

Таблицу, которая покажет одновременно все операции фирмы за период, называют оборотно-сальдовой ведомостью.

Двойная записьопераций на счетах означает, что каждая хозяйственная операция записывается дважды: один раз на одном счете, другой – на другом в одной и той же сумме, под одним и тем же номером. Такой способ записи носит название двойной. Она имеет контрольное значение. Если дебеты всех счетов сложить и сравнить с суммой кредитов всех счетов, то суммы должны совпасть. Если они не совпадают – в учете в течение месяца была допущена ошибка и ее надо исправить.

ПЛАН СЧЕТОВ – систематизированный перечень счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета на предприятиях, в организациях и учреждениях. Он разрабатывается на основании экономической классификации счетов и утверждается Министерством финансов РФ. Этот план является типовым, то есть применяется во всех сферах экономики.

План счетов включает в себя разделы, синтетические счета, их номера (шифры) и субсчета. Он подразделяется на 9 разделов по экономическому содержанию счетов в них содержащихся. Это:

1 раздел – Внеоборотные активы (01-09)

2 раздел – Производственные запасы (10-19)

3 раздел – Затраты на производство (20-39)

4 раздел – Готовая продукция и товары (40-49)

5 раздел – Денежные средства (50-59)

6 раздел – Расчеты (60-79)

7 раздел – Капитал (80-89)

8 раздел – Финансовые результаты (90-99)

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА (001-011).

Д10 К60 15 тыс. руб.

10 – счет активный, увеличение – по Д.

60 «Расчеты с поставщиками» – пассивный (он может быть и активным, но не этой задаче), увеличение в нем – по К(задолженность-то выросла, увеличилась).

2. Куплен компьютер (другими словами, «Поступили основные средства на предприятие»):

Д01 К51 35 тыс. руб.

3. Взят займ на 100 тыс. руб.:

Д51 К66 100 тыс. руб.

Большинство проводок бухгалтера знают наизусть (они часто повторяются). В затруднительных случаях следует вникнуть в суть операции: что увеличилось, уменьшилось, изменилось? Следует уточнить, активные или пассивные счета затронуты в операции.

Существуют готовые сборники КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ счетов, к которым следует обращаться при затруднительной операции. Готовую проводку можно найти в подобном справочнике.

Бухгалтерские проводки бывают простыми, затрагивающие дебет одного и кредит второго счета, и сложными, затрагивающие один дебетуемый и несколько кредитуемых счетов или один кредитуемый и несколько дебетуемых счетов. Например: поступили от завода «Контакт» материалы на сумму 10.000 руб. и станок стоимостью 150.000 руб. При этом будет сделана сложная проводка: Д10,08 К60 160.000 р.

Д – Материалы – 10.000 руб, Вложения во внеоборотные активы – 150.000 руб.,

К – Расчеты с поставщиками и подрядчиками – 160.000 руб.

Оборотная ведомость

Для контроля правильности записей на счетах в течение месяца в конце месяца составляют оборотные ведомости. Они представляют собой свод данных начальных и конечных остатков и оборотов всех счетов. Ведомость заполняют по данным счетов. В результате ведомости должны получиться три пары равенств:

1. Равенство итогов первых двух граф, то есть итогов начальных остатков счетов – для контроля сравнивают с итогом начального баланса.

2. Равенство третьей и четвёртой граф, то есть равенство итогов оборотов по дебету и кредиту счетов – для контроля сравнивают с итогом «Книги учета хозяйственных операций»

3. Равенство пятой и шестой граф, то есть равенство конечных остатков – для контроля сравнивают с итогом конечного баланса.

Если какая-то из пар равенств нарушена – на этом участке учета надо искать ошибку.

ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Наименование счетов Начальный остаток Обороты за месяц Конечный остаток
Д К Д К Д К
Основные средства
Материалы
Расчеты с поставщиками
  ИТОГО

Классификация счетов

В бухгалтерском учете применятся большое разнообразие счетов.

Классификация счетов строится по двум признакам:

1. По экономическому содержанию счетов.

2. По назначению и структуре счетов

Первая классификация показывает, что учитывается на счете.

Вторая – показывает для чего, для получения каких показателей предназначены те или иные счета; их строение, содержание, характер сальдо.

Обе классификация тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Классификация счетов ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ разрабатывается для того, чтобы установить, какие счета нужны для отражения каждого объекта учета:

1. Счета хозяйственных средств.

2. Счета хозяйственных процессов.

3. Счета источников средств (собственных (80,82,83) и привлеченных (заемных) средств (66,67)).

Счета средствипроцессов подразделяются на:

а) счета учета процесса производства – 01,10,20,23 и др.

б) счета непроизводственной сферы – 29

в) счета процесса обращения – 43,50,51 и др.

г) счета процесса распределения.

Классификация счетовПО НАЗНАЧЕНИЮ И СТРУКТУРЕ:

основные, регулирующие, операционные и финансово-результатные счета.

управление финансовым учетом и отчетностью - student2.ru

На ОСНОВНЫХ счетахнакапливается информация, характеризующая движение имущества и капитала предприятия и состояние расчетов с его дебиторами и кредиторами. Эти счета являются базовыми для формирования статей бухгалтерского баланса.

· Инвентарныминазываются счета, на которых учитываются материальные ценности и денежные средства предприятия, включая ценные бумаги. На аналитическом уровне эти объекты учета могут быть пересчитаны (проинвентаризированы) в натуральном выражении, отсюда и их название. Инвентарные счета всегда являются активными.

· Фондовыминазываются счета, на которых учитываются источники формирования собственных средств предприятия — уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование. Фондовые счета являются пассивными. По кредиту фондовых счетов отражается формирование (увеличение) капитала за счет соответствующих источников, а по дебету — использование (уменьшение) капитала. Остатки на фондовых счетах, отражающие величину капитала на соответствующую дату, всегда должны иметь кредитовый характер.

· Счета расчетовпредназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия. Счета расчетов с дебиторамиявляются активными,а скредиторами — пассивными.Такие счета как 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и 79 «Внутрихозяйственные расчеты», являются активно-пассивными.

Основные пассивные счета применяются для учета состояния и изменений фондов, полученного финансирования и расчетов с отдельными видами кредиторов. Это счета 80, 82, 60, 68, 69 и др. Сальдо счетов собственных средств всегда кредитовое, так как пока существует предприятие, оно всегда располагает своими средствами (80,82,83).

РЕГУЛИРУЮЩИЕ СЧЕТАоткрывают только в дополнение к основным счетам. Они предназначены для уточнения (регулирования) оценки объекта, учитываемых на основных счетах; на сумму своего остатка они уменьшают или увеличивают остатки имущества основных счетов (например, счет 02 Износ основных средств – регулирующий по отношению к 01 Основные средства).

ОПЕРАЦИОННЫЕ СЧЕТАпредназначены для отражения на них расходов, связанных с осуществлением хозяйственных операций, процессов заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг. Они делятся в зависимости от их построенияна три группы:

Собирательно-распределительные счета предназначены для учета расходов организации, которые в момент их совершения невозможно отнести на конкретный объект. Данные расходы сначала собираются по дебету счета, а затем списываются по кредиту счета и распределяются между конкретными объектами. К ним относятся счет 25 «Общепроизводственные расходы» и счет 26 «Общехозяйственные расходы». Это активные счета, которые не имеют сальдо начального и конечного.

Бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения расходов и доходов между отдельными отчетными (бюджетными) периодами. Они используются для равномерного включения расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) для устранения ее колебания по отчетным периодам, а также для равномерного отражения в учете полученных доходов (96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов»).

На калькуляционных счетахформируется информация для калькуляционных расчетов фактической себестоимости заготовленных производственных запасов, произведенной продукции и т. д.

ФИНАНСОВО-РЕЗУЛЬТАТНЫЕ счета предназначены для отражения финансовых результатов деятельности (99 «Прибыли и убытки», 91 «Прочие доходы и расходы»).

Отдельную группировку представляют собойЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА.

По отношению к балансу все счета подразделяются на две группы:

1. Балансовые – счета, на которых учитывается состояние и использование средств, находящихся в полном распоряжении предприятия. Они взаимно корреспондируют друг с другом.

2. Забалансовые счета – счета, которые учитываются средства, не принадлежащие предприятию, но находящиеся у него во временном, ограниченном использовании или на ответственном хранении. Эти счета не корреспондируют друг с другом и с балансовыми счетами. Они ведутся не по двойной, а по простой системе учета. При поступлении таких средств на предприятие они записываются по дебету счета, а при выбытии – по кредиту. Забалансовые счета имеют трехзначный номер: 001 «Арендованные основные средства», 003 «Материалы, принятые в переработку», 006 «Бланки строгой отчетности» и др.

И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ УЧЕТОМ И ОТЧЕТНОСТЬЮ

РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

Наши рекомендации