В чем отличие рекламной акции от безвозмездной передачи?
Отличие рекламной акции от безвозмездной передачи заключается в том, что в ходе рекламной акции товары, работы, услуги распространяются неопределенному кругу лиц, а при безвозмездной передаче получатель товара, работ, услуг является конкретным физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Бухгалтерский и налоговый учет рекламной акции и безвозмездной передачи различны. Поэтому очень важно различать эти два понятия.
Под безвозмездной передачей понимаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.
В бухгалтерском учете в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета (утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89, в ред. от 26 марта 2009 г.) операции по безвозмездной передаче имущества отражаются с использованием счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Налог на добавленную стоимость
Согласно подп. 1.1.4 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (в ред. от 13 ноября 2008 г.; далее - Закон об НДС) объектом обложения НДС признается безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 6 Закона об НДС).
При безвозмездной передаче имущества применяется та же ставка НДС, которой облагаются операции по обычной реализации такого имущества, например 10, 18 % (ст. 11 Закона об НДС).
У принимающей стороны при безвозмездном получении от плательщиков НДС в Республике Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав выделенные суммы налога принимаются к вычету при оприходовании товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 6 ст. 16 Закона об НДС).
Таким образом, если товар, работы, услуги передаются конкретному лицу, то для организации такая передача будет являться безвозмездной передачей. При безвозмездной передаче товара, работы, услуги возникает необходимость в исчислении и уплате НДС.
Если товар, работы, услуги передаются неопределенному кругу лиц в целях рекламы, то для организации данная передача является не безвозмездной передачей, а расходами на рекламу. В этом случае объект обложения НДС не возникает.
Пример 3
Компания, реализующая компьютеры, проводит рекламную акцию. Согласно условиям рекламной акции каждый, кто купит компьютер, получает «мышку» в подарок. Является ли стоимость «мышки», переданной покупателю в ходе рекламной акции, объектом обложения НДС?
В соответствии со ст. 2 Закона об НДС объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При определении налоговой базы согласно п. 2 ст. 6 Закона об НДС оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.
Если какие-либо товары передаются без их оплаты конкретным организациям (индивидуальным предпринимателям) либо физическим лицам для их собственного использования, то такая безвозмездная передача является объектом обложения НДС.
Таким образом, безвозмездная передача «мышки» конкретному покупателю является объектом обложения НДС.
Пример 4
Компания, реализующая компьютеры, проводит рекламную акцию. Согласно условиям рекламной акции каждый, кто купит компьютер, получает «мышку» в подарок, при этом стоимость «мышки» включена в стоимость компьютера. Является ли в данном случае стоимость «мышки» объектом обложения НДС?
Операции по передаче «мышки» покупателям при условии приобретения ими компьютера, в случае если стоимость указанной «мышки» включается в общую стоимость компьютера, не признаются безвозмездной передачей, поскольку такая передача имеет возмездный характер.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона об НДС налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав исчисляется исходя из применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС, а также регулируемых розничных цен (тарифов), включающих в себя НДС.
Таким образом, начисление сумм НДС производится со всей стоимости реализации компьютера, включая стоимость «мышки».
Пример 5
Компания, реализующая компьютеры, проводит рекламную акцию, согласно условиям которой каждому участнику акции дарится «мышка». Является ли стоимость «мышки», переданной неопределенному кругу лиц в ходе рекламной акции, объектом обложения НДС?
Для целей применения Закона об НДС под безвозмездной передачей понимаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.
Согласно ст. 2 Закона о рекламе реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Списание расходов на рекламу (передача объектов субъектам хозяйствования для распространения либо демонстрации среди неопределенного круга лиц как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами) на затраты организации, как участвующие, так и не участвующие при исчислении облагаемой налогом прибыли, не облагается НДС.
Таким образом, стоимость «мышки», переданной в ходе проведенной рекламной акции неопределенному кругу лиц, не является объектом обложения НДС.
Аналогичные нормы приведены в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 марта 2008 г. № 2-1-9/236 «Об актуальных вопросах по исчислению НДС».