Средства организации по видам и размещению

Средства организации по видам и размещению подраз­деляются на долгосрочные активы и краткосрочные активы
(рис. 3.2).

Рис 3.2. Средства организации по видам и размещению

Долгосрочные активы

Основные средства (здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.) действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что позволяет организации включать их стоимость в себестоимость продукции частями в течение нормативного срока.

Доходные вложения в материальные ценности – вложения в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не имеющие материально-вещественной формы (право собственности, ноу-хау и т.д.).

Вложения во внеоборотные активы – это средства организации, направленные или вложенные в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, земельных участков.

Краткосрочные активы

Нормируемыми называются оборотные средства, вложенные в те виды материальных ценностей, которые необходимы организации для выполнения производственной программы (предусматриваются нормы запасов).

Сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, запасные части представляют собой оборотные средства (предметы труда), которые используются в одном производственном цикле и поэтому полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.

Незавершенное производство – стоимость продукции, не прошедшей все стадии производственного процесса и не переданной на склад или не сданной заказчику.

Денежные средства – суммы наличных денежных средств в кассе организации и операционной кассе и денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах в банке, переводы в пути, а также денежные документы (авиабилеты и железнодорожные билеты, акцизные марки и т.д.).

Финансовые вложения – это инвестиции организации в ценные бумаги (акции, облигации), в уставные фонды других организаций; предоставление займов с целью получения дополнительных доходов в виде процентов.

Расчеты с дебиторами

Дебиторской задолженностью называются средства в расчетах,т.е. по существу это средства данной организации, временно находящиеся у других организаций или лиц, которые по истечении определенного срока подлежат возврату данной организации в виде денежных или иных средств. Дебиторами могут быть: покупатели, которые сразу не оплатили отгруженную продукцию или товар; подотчетные лица, получившие в кассе деньги в виде аванса под отчет; работники организации по предоставленным им ссудам и займам, по возмещению материального ущерба; учредители, имеющие задолженность по вкладу в уставной фонд при его формировании.

3.2.2. Средства организации по источникам образования

Средства организации по источникам образования подразделяются наисточники собственных средств, заемные средства (обязательства)(рис. 3.3).

Средства организации по видам и размещению - student2.ru

Источники собственных средств (капитал, резервы, нераспределенная прибыль, а также бюджетное и другие виды финансирования).

Уставный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество организации при его создании для обеспечения деятельности организации в размерах, определенных учредительными документами.

Добавочный капитал – образуется за счет переоценки в соответствии с установленным порядком внеоборотных активов организации; эмиссионного дохода акционерного общества при размещении акций по цене выше номинальной.

Резервный капитал – образуется за счет нераспределенной прибыли организации для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы организации.

Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерного включения некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату очередных отпусков, ремонт основных средств и т.д.).

Прибыль (убыток) отчетного года – конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет – чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после реформации баланса по состоянию на 31 декабря.

Доходы будущих периодов – это доходы, полученные (начисляемые) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (арендная плата, полученная вперед; выручка за перевозки пассажиров по месячным билетам; абонементная плата за пользование средствами связи и др.).

Целевое финансирование – поступление средств для осуществления мероприятий целевого назначения (вступительные и членские взносы, благотворительная помощь, поступления от вышестоящей организации).

Заемные средства (обязательства):

· долгосрочные кредиты и займы;

· краткосрочные кредиты и займы;

· кредиторская задолженность по расчетам:

· с поставщиками и подрядчиками,

· с покупателями и заказчиками,

· с акционерами (учредителями) по выплате доходов,

· с работниками по оплате труда,

· с бюджетом по налогам и сборам,

· с фондом социального страхования и обеспечения,

· с разными дебиторами и кредиторами и пр.

Долгосрочные кредиты банков – суммы задолженности по кредитам, полученным на срок более одного года для расширения и развития производства, внедрения новой техники.

Долгосрочные займы – суммы, полученные от выпуска и продажи акций трудового коллектива, а также суммы задолженности по займам, полученным от юридических лиц на срок более одного года.

Краткосрочные кредиты банков – суммы задолженности перед банком по кредитам, полученным на срок менее одного года.

Краткосрочные займы – суммы кредиторской задолженности от продажи облигаций и депозитных сертификатов, а также суммы задолженности по займам, полученным от юридических и физических лиц на срок менее одного года.

Кредиторская задолженность состоит из задолженности поставщикам за товары и услуги, покупателям и заказчикам по авансам полученным, по доходам учредителям, а также прочим кредиторам по имеющимся долгам.

Обязательства по распределению состоят из обязательств по оплате труда, по платежам в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, Белгосстраху и учредителям по выплате доходов.

3.3. Предмет и общая характеристика
метода бухгалтерского учета

Хозяйственные средства организации и источники образования служат объектом бухгалтерского учета и входят в содержание его предмета.

Предметом бухгалтерского учета являются непрерывно повторяющиеся процессы заготовления, производства, распределения, обмена и непроизводственного потребления, а также хозяйственные средства.

Миссия бухгалтерского учета заключается в отражении экономических процессов и явлений посредством формирования информационных баз с целью их использования при принятии экономических решений.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации.

Всему многообразию хозяйственных средств и процессов следует дать денежную оценку. Затем необходимо обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства и процессы. Принципы оценки и группировки едины для всех организаций.

Метод бухгалтерского учета состоит из отдельных элементов (рис. 3.4), к которым относятся:

· документация и инвентаризация как способ первичного наблюдения и контроля за хозяйственными явлениями;

· оценка и калькуляция как способ стоимостного измерения учитываемых объектов и явлений;

· система счетов и двойная запись на счетах как способы текущей регистрации и группировки отражаемых изменений с хозяйственными средствами в процессе их движения;

· бухгалтерский баланс и отчетность как способы заключительного обобщения учетных данных;

· анализ хозяйственной деятельности и контроль за выполнением плана.

Средства организации по видам и размещению - student2.ru

Рис. 3.4. Методы бухгалтерского учета

В любой организации за каждой хозяйственной операцией ведется наблюдение и контроль с помощью документации.

Документация – это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или указание на ее исполнение. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления ее документом. Так как хозяйственные операции совершаются в организации ежедневно и непрерывно, то и документы по всем операциям оформляются непрерывно.

Между учетными данными и фактической действительностью, несмотря на документальное оформление записей всех операций, на практике иногда возникают расхождения. Это может быть вызвано ошибками в учетных записях, неточностями при отражении отпуска ценностей и хищениями.

Кроме того, существуют процессы, которые не могут быть отражены документально, например усушка, утруска и прочие недостачи, которые называются естественной убылью.

Чтобы сравнить данные учета и фактическое наличие средств в организации, применяется способ инвентаризации. Результаты инвентаризации отражаются в специальных документах – актах, которые служат основанием для учетных записей.

Для дальнейшего отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций их необходимо выразить в едином измерении. Это осуществляется с помощью оценки.

Оценка является способом денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документе.

При ведении хозяйственного учета требуется точный подсчет затрат, относящихся к каждому объекту учета. Это достигается применением в учете такого способа, как калькуляция.

Калькуляция – это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции. Калькуляция является основой денежной оценки объектов. Оценка и калькуляция тесно связаны между собой и имеют большое значение в осуществлении хозяйственного расчета, так как позволяют сопоставить затраты организации и результаты ее хозяйственной деятельности.

Все хозяйственные средства после их оценки обобщаются по экономически однородным показателям и объединяются в группы. Текущий учет хозяйственных средств и их движения ведется с помощью системы бухгалтерских счетов. На каждую группу хозяйственных средств и каждый вид источников образования средств открывается отдельный счет.

Хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Так, при записи на счетах отпуска материалов со склада в производство взаимодействуют показатели ценностей на складе и затраты на производство. При отражении этой операции количество ценностей на складе становится меньше, одновременно затраты на производство увеличиваются.

Все записи на счетах обобщаются за отчетный период (как правило, месяц) с помощью особого метода – балансового обобщения.

Бухгалтерским балансом называется способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату (обычно на первое число месяца). Бухгалтерский баланс характеризуется равенством средств организации по видам и размещению и источникам образования. Структура баланса, так же как и система бухгалтерских счетов, с которой баланс органически связан, основана на экономической группировке хозяйственных средств.

Для осуществления контроля за выполнением плана по различным показателям хозяйственной деятельности в организациях наряду с балансом составляется отчетность за определенный период.

Отчетность – это система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организаций, объединений, степень выполнения ими плановых заданий. Отчетность составляется на основании итоговых записей в системе счетов бухгалтерского учета. В отчетности могут приводиться данные за прошлые отчетные периоды, что позволяет судить об изменениях в деятельности организации.

Тема 4 Бухгалтерский баланс

4.1. Общее понятие бухгалтерского
баланса

В любом виде деятельности большое значение имеет соответствие между намеченными к выполнению мероприятиями и теми возможностями, которые для этого существуют. Так, затраты денежных средств для определенных хозяйственных нужд зависят от источников, откуда эти средства берутся. Степень удовлетворения потребности в выпуске продукции зависит от обеспеченности производства соответствующими материалами (в нужном количестве), из которых эта продукция должна быть изготовлена.

Таким образом, между потребностями и возможностями их удовлетворения имеется прямая связь: потребности должны уравновешиваться наличными возможностями, т.е. соответствовать им. Такая обусловленность в широком ее понимании называется сбалансированностью[3].

В сфере учета балансовый метод, или прием балансового обобщения, применяется особенно широко. Он позволяет группировать информацию об объектах учета в стоимостном выражении в двух аспектах: первый – характеризует состав и размещение средств, второй – источники их образования и целевого назначения. Все эти средства группируются и обобщаются в балансе в едином денежном измерении. Баланс составляется на определенный момент времени, как правило, на первое число месяца.

Таким образом, баланс – способ экономической группировки и обобщающего отражения в денежном измерении хозяйственных средств организации по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату.

4.2. Содержание и структура
бухгалтерского баланса

В бухгалтерском учете термин «баланс» подразумевает два понятия: во-первых, это один из элементов метода бухгалтерского учета, во-вторых, баланс – отчетная таблица, одна из форм бухгалтерской отчетности, содержащая сведения о состоянии и размещении хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отображения видов хозяйственных средств и источников их образования. В левой части таблицы показаны средства по составу и размещению, в правой – по источникам их образования. Левая часть называется «актив», правая – «пассив».

Термины «актив» и «пассив», так же как и «баланс», латинского происхождения. Термин «актив» происходит от латинского aktivus – активный, деятельный, действующий. Поэтому в активе отражаются действующие средства. Термин «пассив» происходит от латинского passivus – пассивный, недеятельный, противоположный активному. В пассиве отражаются источники образования средств или обязательства за полученные средства.

Каждая отдельная группа средств или источников, показанная под своим наименованием и выраженная определенной суммой как в активе, так и в пассиве, называется статьей баланса. В балансе должно присутствовать обязательное равенство: сумма статей актива баланса должна быть равна сумме статей пассива баланса.

Баланс позволяет проанализировать работу организации, так как в нем отражается состояние средств организации и источников их образования на начало и конец отчетного периода. Для этого в балансе имеются две колонки.

Для всех организаций существует единая типовая форма составления баланса. Это обеспечивает единообразие в группировке средств по их составу и источникам образования, что позволяет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по промышленности в целом.

Баланс организации

АКТИВ Отчетный период ПАССИВ (собственный капитал и обязательства) Отчетный период
начало конец начало конец
Долгосрочные активы     Собственный капитал    
Краткосрочные активы     Долгосрочные обязательства    
Краткосрочные обязательства    
БАЛАНС:     БАЛАНС:    

Актив баланса

Раздел 1. Долгосрочные активы:

· основные средства;

· нематериальные активы;

· доходные вложения в материальные ценности;

· вложения в долгосрочные активы;

· прочие долгосрочные активы.

Раздел 2. Краткосрочные активы:

· запасы

В том числе:

материалы,

животные на выращивании и откорме,

незавершенное производство,

готовая продукция и товары,

товары отгруженные,

прочие запасы;

· долгосрочные активы, предназначенные для реализации;

· расходы будущих периодов;

· налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам;

· краткосрочная дебиторская задолженность;

· краткосрочные финансовые вложения;

· денежные средства и их эквиваленты;

· прочие краткосрочные активы.

Пассив баланса (собственный капитал и обязательства)

Раздел 3. Собственный капитал:

· уставный капитал;

· неоплаченная часть уставного капитала;

· собственные акции (доли в уставном капитале);

· резервный капитал;

· добавочный капитал;

· нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

· чистая прибыль (убыток) отчетного периода;

· целевое финансирование.

Раздел 4. Долгосрочные обязательства:

· долгосрочные кредиты и займы;

· долгосрочные обязательства по лизинговым платежам;

· отложенные налоговые обязательства;

· доходы будущих периодов;

· резервы предстоящих платежей;

· прочие долгосрочные обязательства.

Раздел 5. Краткосрочные обязательства:

· краткосрочные кредиты и займы;

· краткосрочная часть долгосрочных обязательств;

· краткосрочная кредиторская задолженность

В том числе:

поставщикам, подрядчикам, исполнителям,

по авансам полученным,

по налогам и сборам,

по социальному страхованию и обеспечению,

по оплате труда,

по лизинговым платежам,

собственнику имущества (учредителям, участникам),

прочим кредиторам.

· обязательства, предназначенные для реализации;

· доходы будущих периодов;

· резервы предстоящих платежей;

· прочие краткосрочные обязательства.

За балансом учитываются материальные ценности, не принадлежащие организации, но временно находящиеся в организации.

Забалансовые счета

· арендованные основные средства;

· товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;

· материалы, принятые в переработку;

· товары, принятые на комиссию;

· оборудование, принятое для монтажа;

· бланки строгой отчетности;

· списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;

· обеспечения обязательств и платежей полученные;

· обеспечения обязательств и платежей выданные;

· амортизационный фонд воспроизводства основных средств;

· основные средства, сданные в аренду;

· нематериальные активы, полученные в пользование;

· амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов;

· потеря стоимости основных средств;

· товары отгруженные в отпускных ценах;

· имущество, находящееся в совместном владении;

· именные приватизационные чеки «Имущество»;

· материалы, оборудование, принятые (приобретенные) в рамках гарантийных обязательств.

Приложение 1

к постановлению

Министерства финансов

Республики Беларусь

31.10.2011 № 111[4]

Бухгалтерский баланс
на «___» __________________ 20__ г.

Организация  
Учетный номер плательщика  
Вид экономической деятельности  
Организационно-правовая форма  
Орган управления  
Единица измерения  
Адрес  
  Дата утверждения  
  Дата отправки  
  Дата принятия  
Активы Код строки На _________ 20__ года На 31 декабря 20__ г.
I. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ      
Основные средства    
Нематериальные активы    
Доходные вложения в материальные активы    
В том числе: инвестиционная недвижимость    
предметы финансовой аренды (лизинга)    
прочие доходные вложения в материальные активы    
Вложения в долгосрочные активы    
Долгосрочные финансовые вложения    
Отложенные налоговые активы    
Долгосрочная дебиторская задолженность    
Прочие долгосрочные активы    
ИТОГО по разделу I    
II. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы    
В том числе: материалы    
животные на выращивании и откорме    
незавершенное производство    
готовая продукция и товары    
товары отгруженные    
прочие запасы    
Долгосрочные активы, предназначенные для реализации    
Расходы будущих периодов    
Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам    
Краткосрочная дебиторская задолженность    
Краткосрочные финансовые вложения    
Денежные средства и их эквиваленты    
Прочие краткосрочные активы    
ИТОГО по разделу II    
БАЛАНС    
Собственный капитал и обязательства Код строки На _________ 20__ года На 31 декабря 20__ г.
III. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ      
Уставный капитал    
Неоплаченная часть уставного капитала    
Собственные акции (доли в уставном капитале)    
Резервный капитал    
Добавочный капитал    
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)    
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода    
Целевое финансирование    
ИТОГО по разделу III    
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Долгосрочные кредиты и займы    
Долгосрочные обязательства по лизинговым платежам    
Отложенные налоговые обязательства    
Доходы будущих периодов    
Резервы предстоящих платежей    
Прочие долгосрочные обязательства    
ИТОГО по разделу IV    
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Краткосрочные кредиты и займы    
Краткосрочная часть долгосрочных обязательств    
Краткосрочная кредиторская задолженность    
В том числе: поставщикам, подрядчикам, исполнителям    
по авансам полученным    
по налогам и сборам    
по социальному страхованию и обеспечению    
по оплате труда    
по лизинговым платежам    
собственнику имущества (учредителям, участникам)    
прочим кредиторам    
Обязательства, предназначенные для реализации    
Доходы будущих периодов    
Резервы предстоящих платежей    
Прочие краткосрочные обязательства    
ИТОГО по разделу V    
БАЛАНС    

Руководитель ________________________ _________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

Главный бухгалтер _____________________ _________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

«____» _________________________ 200 _ г.

4.3. Хозяйственные операции и их влияние
на статьи бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату. Однако в процессе хозяйственной деятельности средства организации находятся в непрерывном кругообороте и претерпевают изменения. Каждая хозяйственная операция фиксируется на счетах бухгалтерского учета и оказывает влияние на баланс, изменяя отдельные статьи бухгалтерского баланса, разделы, а в отдельных случаях и сам баланс. Иными словами, существует неразрывная связь баланса с текущим учетом хозяйственных операций.

По своему влиянию на бухгалтерский баланс хозяйственные операции подразделяются на четыре группы.

Наши рекомендации