Аудит системы управления кредитным портфелем.
(Кредитный портфель – это структурированный определённым образом совокупный объём кредитных вложений банка, т.е. характеристика структуры и качества выданных ссуд)
Кредитные операции – одно из наиболее важных с точки зрения аудита направлений деятельности банка, и по объему, и по удельному весу в общей массе банковских операций, и по доходности, и по влиянию на финансовый результат, и по степени риска.
В процессе аудита кредитования проверяется соблюдение установленного законодательством, внутренними нормативными актами и договорами с клиентами порядка совершения кредитных и сопутствующих им операций (в частности, формирования резервов на возможные потери по ссудам), а также их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Основная направленность ссудной проверки состоит в выяснении того, способствует ли организация кредитной работы снижению кредитного риска банка. Аудиторская проверка начинается с оценки системы управления кредитным портфелем.
Для анализа процесса управления и реализации кредитной политики необходимо рассмотреть наличие следующих положений, разрабатываемых банком самостоятельно:
1. Положение о кредитной политике банка;
2. Правила или регламент оформления и учета кредитных операций в данной кредитной организации (для юридических и физических лиц);
3. Регламент по предоставлению межбанковских кредитов и размещению депозитов в других банках;
4. Положение о кредитном комитете;
5. Положение о кредитном подразделении;
6. Должностные инструкции сотрудников кредитного подразделения;
Положение о кредитной политике банка должно содержать основные ориентиры банка на текущий год в области кредитования в т.ч.:
- основные принципы, цели и задачи кредитной политики;
- подразделения и органы управления банка, принимающие участие в реализации кредитной политики;
- инструменты кредитной политики (виды активных операций, совершаемых банком);
- концентрацию кредитов в отраслевом разрезе;
- географические регионы размещения средств на кредитном рынке;
- виды валют; оптимальную структуру кредитов по срокам, видам валют,
- приоритеты относительно субъектов кредитования и видов кредитования,
- планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных, проблемных и просроченных,
- предпочтительное обеспечение,
- сочетание кредитов различной степени рисков,
- основные принципы работы с проблемной задолженностью;
- порядок осуществления контроля за реализацией кредитной политики банка .
Изучая кредитную политику банка, следует оценить её стратегическую направленность (цели, приоритеты, принципы) и проконтролировать её соответствие нормативным актам Банка России в области кредитования.
В ходе анализа обращается внимание на следующие вопросы:
- виды кредитов (перспективные направления развития: кредитование реального сектора экономики, развитие среднесрочного и долгосрочного кредитования, жилищное кредитование и т.п.);
- контроль за качеством кредитов: анализ кредитоспособности заемщика, классификация по группам кредитных рисков;
- наличие лимитов и ограничений при рассмотрении вопроса предоставления кредитов на кредитном комитете;
- роль внутреннего контроля в минимизации кредитного риска.
Проверяется периодичность внесения в кредитную политику банка изменений и дополнений, связанных с принятием законодательных и инструктивных материалов ЦБ РФ. Кредитная политика банка составляется в соответствии с положениями ЦБ РФ №242-П и №254-П и должна пересматриваться ежегодно.
Главным критерием оценки аудитором организации работы по кредитованию является выполнение коммерческим банком положения о кредитной политике.
В процессе оценки кредитной политики банка и методов её реализации необходимо установить наличие в КО стратегии её развития на долгосрочную и текущую перспективу и бизнес-плана, утверждённых общим собранием акционеров (участников) КО. Установить адекватность кредитной политики банка стратегии его развития и бизнес-плану.
Правила или регламент оформления и учета кредитных операций должен содержать следующие основные положения:
перечень необходимых документов, предоставляемых потенциальными заемщиками
порядок рассмотрения кредитных заявок
порядок предоставления и погашения кредита
отражение в бухучёте ссудных операций
методику определения кредитоспособности заемщика (коммерческие банки сами её разрабатывают или используют имеющиеся методики.)
Регламент по предоставлению МБК и размещению депозитов в других банках должен содержать:
перечень документов, необходимых для получения МБК
порядок расчета лимита кредитования для каждого потенциального заемщика
методику анализа финансового состояния банка-заемщика (банки сами её разрабатывают)
порядок санкционирования выдачи МБК и размещения депозитов
порядок отражения этих операций в бухучете.
(Отсутствие в банке внутренних документов, регламентирующих порядок кредитования, противоречит положениям № 54 и 254).
Для оценки качества управления кредитным портфелем анализируется также работа кредитного комитета. При этом обращается внимание на:
- наличие положения «О кредитном комитете», приказа о его персональном составе;
- периодичность проведения заседаний комитета;
- порядок рассмотрения заявок клиентов на предоставление кредита;
- порядок оформления решений кредитного комитета.
Обращается внимание на четкое описание компетенции каждого субъекта управления в процессе принятия решения по вопросам предоставления кредитов.
Для оценки работы кредитного подразделения проверяется:
- наличие утверждённого положения, регулирующего деятельность кредитного подразделения;
- укомплектованность кредитного подразделения работниками, уровень их профессиональной подготовки и опыт работы;
- порядок подготовки материалов на рассмотрение кредитного комитета;
- организацию работы по возврату кредитов и снижению размера просроченной задолженности.
Обращается особое внимание на:
- четкое разграничение компетенции органов управления кредитной организации и структурных подразделений кредитной организации при принятии решений по вопросам кредитного характера.
- наличие фактов совмещения обязанностей кредитного и операционного работника кредитной организации в одном лице (при наличии данных фактов даются рекомендации органам управления кредитной организации об отказе от совмещения указанных должностей).
Возможны следующие нарушения:
- в должностных инструкциях сотрудников банка, участвующих в осуществлении кредитных операций, отсутствуют указания соответствующих функций, прав и обязанностей, либо имеется неполное или неточное их указание, допускается дублирование функций;
- не указан порядок передачи функций в случае отсутствия лиц, участвующих в осуществлении кредитных операций.
Проверяется периодичность внесения во внутренние документы кредитной организации изменений и дополнений, связанных с внешними и внутренними факторами, а также соответствие кредитных операций действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ.