Учетная политика в турфирмах

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от сферы деятельности и режима налогообложения.

Это важный нормативный документ внутрифирменного пользования, в котором закреплены принципы, методы, процедуры и правила, принятые организацией для ведения учетной работы и составления отчетности. Давайте рассмотрим основные элементы учетной политики для организаций, занимающихся туристической деятельностью.

Действующее законодательство по бухгалтерскому учету во многих случаях не содержит одновариантных методов учета активов и обязательств. Следовательно, обеспечить грамотное ведение бухгалтерского и налогового учета без наличия учетной политики просто невозможно. Ведь именно учетная политика представляет собой документальное подтверждение избранной совокупности способов ведения бухгалтерского и налогового учета, которую применяет туристическая организация. Требование о формировании и утверждении бухгалтерской учетной политики любой организацией закреплено ст.8 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) и ПБУ1/2008

В учетной политике туристической организации в обязательном порядке необходимо закрепить следующую информацию:

– о нематериальных активах – указываются их состав, оценка в целях бухгалтерского учета, определение срока полезного использования, методы начисления амортизации, возможность применения повышенных норм амортизации, переоценки и т.д.;

– об основных средствах организации – критерии отнесения активов к основным средствам, оценка ОС, методы начисляемой амортизации, возможность применения повышенных норм амортизации, порядок переоценки, восстановление ОС. Так же закрепляется состав первичных документов по движению малоценных ОС и прописывается порядок контроля над их сохранностью;

– об учете затрат на продвижение и реализацию туристского продукта и выручки от оказания туристических услуг. В этом подразделе следует закрепить положения о порядке распределения накладных расходов, об учете общехозяйственных расходов;

– порядок формирования резервов. Если турфирма – субъект малого бизнеса, не размещающий публично ценные бумаги, она может обойтись без применения Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утв. Приказом Минфина России от 13.12. 2010 г. № 167н (далее – ПБУ 8/2010).

Отказ от применения данного бухгалтерского стандарта турфирма должна закрепить в своей учетной политике. Если этого не сделать, то по умолчанию считается, что организация его применяет в общем порядке. Если же турфирма намерена применять ПБУ 8/2010, то ей следует прописать методику определения величины оценочного обязательства, срок, истечение которого потребует от фирмы учитывать оценочное обязательство по приведенной стоимости, и порядок списания оценочного обязательства на затраты;

– об учете финансовых результатов деятельности турфирмы. Этот подраздел должен содержать информацию о доходах и расходах организации, о том, каким образом в учете будут отражаться возникающие курсовые разницы, как производится списание дебиторской задолженности, учет прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном периоде.

Кроме того, в учетной политике туристической фирмы должны быть закреплены положения об учете заимствований и финансовых вложений и другие элементы, которые имеют место быть в туристической фирме.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Раздел 2. Организация бухгалтерского учета в туристической фирме (на примере ООО «Туристическая компания Романовой Ольги»)

2.1 Характеристика туристической фирмы на примере ООО «Туристическая компания Романовой Ольги».

ООО "Туристическая компания Романовой Ольги" зарегистрировано 12 сентября 2007 года, юридический адрес: 606026, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Гайдара, д. 36. Компании присвоен ОГРН: 1075249008031. Основным видом деятельности является: "Деятельность туристических агентств". Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: "Туристическое комплексное обслуживание", "Туроператоры", "Туристические информационные услуги", "Туристические экскурсионные услуги". Организационно-правовая форма — общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности — частная собственность.

Туроператором является туристическая компания, которая самостоятельно разрабатывает туристические услуги, а затем предлагает готовый туристический продукт туристическому рынку, тем самым являясь производителем собственных туров и экскурсионных программ. Компания туроператор в обязательном порядке входит в реестр туроператоров Российской Федерации и сведения о туроператоре должны содержаться в едином государственном федеральном реестре туроператоров Российской Федерации с присвоением реестрового номера.

ООО "Туристическая компания Романовой Ольги" ведущий международный многопрофильный туроператор по внутреннему, въездному и выездному туризму – работает на рынке туристических услуг с 1998 года, реестровый номер туроператора МВТ 005375.

Туристическая фирма является лидером в своем сегменте, предлагая автобусные туры по России и странам Европы

Три из десяти офисов прямых продаж располагаются в городе Дзержинске Нижегородской области, три офиса в Нижнем Новгороде, один офис находится в Москве, Владимире, Сочи, один офис находится зарубежом в Латвии (Рига). Кроме прочего, ООО "Туристическая компания Романовой Ольги" входит в международный туристический концерн, в Нижнем Новгороде, и Нижегородской области является официальным представительством международного туроператора TERRA MINORA в классе LUXSURY.

Топ-менеджеры ООО «Туристическая Компания Романовой Ольги» входят в рейтинг лучших управленцев нашей страны, а в поволжском регионе входят в двадцатку лучших топ-менеджеров Нижегородской области. (Рейтинг ТОП-1000 «Ассоциации менеджеров России» и издательского дома «Коммерсантъ»).

ООО «Туристическая компания Романовой Ольги» является субъектом малого предпринимательства.

Исследуемое предприятие использует общую систему налогообложения в виде уплаты налога на прибыль организаций. Применение упрощенной системы налогообложения невозможно, поскольку выручка от реализации туристических продуктов превышает максимально допустимую для упрощенной системы налогообложения. Бухгалтерия входит в состав финансовой службы(рис. 1Структура передприятия).

В бухгалтерии для каждого сотрудника разработаны подробные должностные инструкции.

Главный бухгалтер отвечает за правильное ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с действующим законодательством. Он формирует учетную политику туристской компании, отвечает за ведение всех видов учета и подготовку бухгалтерской и налоговой отчетности.

Он же несет ответственность за соответствие отчетности нормам действующего законодательства. Общими задачами бухгалтерской службы являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности ООО «Туристическая компания Романовой Ольги» и его имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении ООО «Туристическая компания Романовой Ольги» хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными планами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия , выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости.

Учетная политика в турфирмах - student2.ru

Рис.1

Миссия организации - "мы работаем, чтобы радовать людей! Предлагая нашим клиентам лучшие решения для путешествия!"

Цель организации - создавать лучшую международную транспортно-туристическую компанию, предоставляя туристам качественный европейский сервис и безопасные туры по разумным экономичным ценам.

Директор туристической компании заботится о выполнении плана реализации своего продукта, своевременном финансировании и выплат, подготовке кадров и повышении их классификации, а так же неукоснительном выполнении планов, поставленных им перед подчиненными. Вырабатывает стратегию организации и следит за её достижением подчиненными.

Главный бухгалтер ведет всю учетную денежную политику предприятия. Бухгалтерия переводит и получает деньги за реализованный турпродукт, оплачивает расходы предприятия по всем видам. Рассчитывает себестоимость услуг, начисляет и выплачивает заработную плату работникам ООО «Туристическая компания Романовой Ольги». Функции отдела по работе с клиентами: работа с клиентами, прием заявок у клиентов, проработка плана индивидуального тура, связь с операторами и средствами размещения, бронирование туров, оформление виз, страховок, проведение социологических опросов.

Сотрудники данного подразделения дают основной результат деятельности всей фирмы. Задача управляющего и менеджера заключается в том, что бы организовать и уметь управлять имеющимся контингентом персонала и добиваться достижения поставленных целей.

ООО «Туристическая компания Романовой Ольги» на данном этапе находится в стадии зрелости. Компания увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководитель выявляет новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

Кадровая политика туркомпании направлена на достижение высокой производительности труда каждого работника, создание таких экономических стимулов и социальных гарантий, которые позволили бы сближать интересы работника с интересами организации, повышать роль личности и стимулирования труда.

Текучесть кадров довольно низкая. Компания давно существует на рынке труда, заработала отличную репутацию не только у клиентов, но и у работников фирмы. Заработная плата выплачивается ежемесячно, она производится за определенное количество отработанного времени независимо от числа выполненных работ. Вознаграждение за труд или компенсация работникам затрачиваемых умственных, физических или предпринимательских усилий играет существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятие, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или фирме.

Каждому работнику фирмы присуща вежливость, которая является выражением уважительного отношения к клиенту, корректность и умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации.

Существуют внешние и внутренние риски. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, изменениях в налогообложении, ликвидации предприятий из-за предписания государственных органов. Источником внутренних рисков является само предприятие. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутри предприятельных злоупотреблений.

Так как ООО «Туристическая компания Романовой Ольги» занимается разработкой и продвижением туров, то деятельность туркомпании напрямую связано с рисками. А именно:

1. Производственным - сможет ли компания реализовать нужное количество туров в определенный срок (сезонность). Производственный риск так же связан с разработкой услуг, в процессе которой руководители сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов разработки. К основным причинам производственного риска относятся:

- Снижение намеченного объема туров и реализации вследствие снижения производительности труда, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходной информации, повышенного процента отсутствия популярности разработанного тура;

- Снижение цен, по которым планировалось реализовывать услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

- Увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

- Рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности, либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

2.Финансовый риском - разработка тура требует необходимых затрат, есть риск что эти затраты превысят намеченной суммы, или же тур будет популярен, тем самым окупив компании затраченную сумму на его разработку.

3. Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации услуги, произведенной предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

- снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на тур, реализуемый фирмой, вытеснение его конкурирующими турами;

- потери качества услуги в процессе обращения (транспортировки, размещения туристов), что приводит к снижению его цены;

- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.

- вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

4. Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении компанией средств в разработку нового тура, который, возможно, не найдет ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

·при создании аналогичного тура другой туркомпанией;

·при разработке новой услуги: риск того, что новый тур может не найти покупателя.

Рассмотрим процедуру принятия решения в условиях риска. Предположим, что решения принимаются с позиции объективиста. Руководство ООО «Туристическая компания Романовой Ольги» решает: продать разработанный новый тур(патент) другой фирме, разработать новый тур или разработать программу экскурсий для уже существующего тура. Размер выигрыша, который компания может получить, зависит от благоприятного или неблагоприятного состояния рынка.

2.2 Документальное оформление хозяйственных операций в ООО «Туристическая компания Романовой Ольги»

В данной туристической фирме прибыль является основой работы и процветания. Ни разу за всю многолетнюю историю фирмы не было перерасхода, т.е. превышения расходов над доходами, те самым отсутствие прибыли. Это охарактеризовано тем, что фирма выступает только в форме посредников, т.е. клиент сам оплачивает все затраты фирмы. Все затраты и издержки, которые появляются во время работы с клиентом входят в оплату тура, а определенный процент от стоимости тура идет в форме прибыли фирмы.

Вся чистая прибыль фирмы идет на ее дальнейшее развитие. Например: тур фирма перебралась из старого офиса в новый, более комфортный, более технически оснащенный за счет свой прибыли. Также постоянно обновляются программы ЭВМ, делается периодический ремонт, основная часть маркетинговой деятельности фирмы - реклама также держится за счет прибыли.

Ведение кассовых операций на предприятиях подлежит жесткому контролю, как со стороны Банка России, так и со стороны налоговых органов. Поэтому к оформлению кассовых документов предъявляются повышенные требования.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, являются:

- Закон о бухгалтерском учете;

- Положение по ведению бухгалтерского учета;

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Центральным банком России (Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У)

В соответствии с этими документами, кассовые операции должны оформляться типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, утвержденными Госкомстатом России.

Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" для документирования кассовых операций введены следующие формы:

N КО-1 "Приходный кассовый ордер";

N КО-2 "Расходный кассовый ордер";

N КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов";

N КО-4 "Кассовая книга";

N КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств".

При составлении первичных учетных документов по учету кассовых операций необходимо обратить внимание на некоторые особенности, связанные с требованиями к их оформлению. Так, в соответствии с постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" предприятиям не разрешается вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы по первичному учету кассовых операций. Важным моментом при оформлении приходных и расходных кассовых документов является также то, что при их заполнении запрещается внесение любых исправлений, подчисток, помарок. Приходный или расходный кассовый документ, содержащий подчистки, помарки, исправления, считается недействительным и к дальнейшему учету не принимается.

Важное значение для хозяйственной и финансовой деятельности фирмы имеет своевременность денежных расчетов, тщательно налаженный учет кредитных и расчетных операций.

В процессе хозяйственной деятельности ООО «Туристическая компания Романовой Ольги» постоянно ведет расчеты с поставщиками за приобретенные у них товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с туристами за предоставление своих услуг, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.

Денежные расчеты производятся безналичными платежами и наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, путем перечислений по расчетным и текущим счетам в банках. По безналичному расчету фирма рассчитывается с другими организациями, бюджетом, а также с некоторыми физическими лицами, оплачивающих плату за услуги банковскими переводами. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.

Наличные денежные средства в основном поступают в кассу фирмы от клиентов, как плата за туристические путевки.

Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документах, на счете в банке. Важнейшая задача бухгалтера - их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью. Для хранения денежной наличности применяется несгораемый сейф с двумя ключами к нему.

В кассу организации денежные знаки поступают с расчетного счета в банке, а также в результате платежей наличностью за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм и т.д. Для получения денег со своего счета в банке организации выдается чековая книжка. В чеке указывают назначение требуемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а у организации - корешок чека с указанием полученной суммы. Прием наличных денег оформляют приходными кассовыми ордерами, подписанными главным бухгалтером. Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам и надлежаще оформленным платежным ведомостям, заявлениям с наложением на них специального штампа предприятия. Документы на выдачу денег выписывает бухгалтер. Они должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером.

В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах необязательна.

Заработная плата выдаются кассиром по платежной ведомости. На платежной ведомости должна быть разрешительная надпись руководителя организации о выдаче денежных средств с указанием суммы прописью.
Одновременно данные заносятся в компьютерную программу для дальнейшей ее обработки. Учет движения денег в кассе ведется бухгалтером в кассовой книге с использованием компьютерной программы. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций по приходу и расходу денег в кассе, выводит остаток денежной наличности на следующее число.

По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета 50 "Касса" выводится сальдо наличных денег на начало следующего месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге. В сроки, определенные руководством организации как раз в месяц, в кассе проводят инвентаризацию наличности, результаты которой оформляют актом.

В Письме Министерства Финансов Российской Федерации от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)» разъяснено, что до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с изменениями в налоговом и бухгалтерском законодательстве, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями, указаниями.

Таким образом, туристические организации продолжают руководствоваться Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденными Приказом ГКФТ России от 04 декабря 1998 года №402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристического продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристической деятельностью», а также Приказом ГК Российской Федерации по физической культуре и спорту от 8 июня 1998 года №210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» (согласованы с Минфином Российской Федерации и Минэкономики Российской Федерации) в части, не противоречащей действующему законодательству.

Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.

Все расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) туристских организаций подразделяются:

- по отношению к производственному процессу:

а) производственные (затраты, связанные с производством туристического продукта);

б) коммерческие (затраты, связанные с продвижением и продажей туристического продукта);

- в зависимости от способа включения в себестоимость:

а) прямые (затраты, связанные с производством туристического продукта, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования);

б) косвенные (накладные) (затраты, связанные с организацией и управлением производством туристического продукта, относящиеся к деятельности туристической организации в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов.

Учет затрат на производство организуется по заказному методу, при котором объектом учета затрат является отдельный заказ на производство конкретного туристического продукта или группы типовых туристических продуктов, либо совокупность заказов на производство туристических продуктов, которые можно объединить по определенному качественному признаку (географическое направление, сезонность, поставщик комплекса прав на услуги сторонних организаций -- туроператоров по приему и тому подобное).

К прямым расходам, в том числе, относятся затраты на приобретение в целях производства туристического продукта прав на следующие услуги туристам (пункт 1 Приказа ГК Российской Федерации по физической культуре и спорту от 8 июня 1998 года №210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью»):

- по размещению и проживанию;

- по транспортному обслуживанию (перевозке);

- по питанию;

- по экскурсионному обслуживанию;

- по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

- по визовому обслуживанию и иных затрат, связанных с оформлением туристической поездки;

- по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период туристической поездки;

- по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими.

Основным критерием признания выручки от реализации туристических услуг является переход к покупателю права собственности и рисков на услуги после исполнения договора. Поэтому содержащееся в договоре условие о моменте перехода права собственности на реализуемые услуги от субъекта туристической деятельности к ее участнику определяет момент возникновения доходов, связанных с реализацией услуг.

Таким образом, реализованными признаются услуги, на получение которых покупателю передано право на собственности в соответствии с договором оказания туристических услуг, оформлен в установленном порядке туристический ваучер и за которые в полном объеме получены денежные средства.

В бухгалтерском учете реализация туристических услуг отражается в соответствии с требованиями Типового плана счетов бухгалтерского учета с использованием счета 90 "Реализация".

При осуществлении туроператорской деятельности в составе выручки от реализации туристических услуг учитывают:

• стоимость туров, сформированных туроператором и реализованных на основании договора.

• сумму комиссионного вознаграждения, полученного за реализацию туров, сформированных туроператором. и реализованных населению с оплатой их стоимости на расчетный счет либо в кассу туристической организации;

• стоимость комплекса туристических услуг,

• стоимость консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия;

• стоимость дополнительных услуг, оказываемых туроператором в соответствии с прейскурантом.

Выручка от реализации туристических услуг отражается в бухгалтерском учете следующими записями:

• по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 90-1 "Выручка от реализации" - в случае признания ее по факту передачи участникам туристической деятельности документов, предоставляющих право на получение услуг;

• по дебету счета 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета" и кредиту счета 90 "Реализация" - в случае признания ее по факту получения денежных средств, поступивших в оплату услуг, по которым покупателям переданы документы, предоставляющие право на получение указанных в них услуг.

Расходы, связанные с производством (формированием) и реализацией туристических услуг в бухгалтерском учете туроператора относятся в дебет счета 90-2 "Себестоимость и реализация услуг" в следующем порядке:

• по кредиту счета 20 "Основное производство" списывается себестоимость реализованных услуг, включенных в программу тура;

• по кредиту счета 26 "Общехозяйственные расходы" списываются общехозяйственные расходы туроператора в сумме затрат, соответствующих отчетному периоду (в том числе сумма комиссионного вознаграждения, уплаченная турагенту).

Нематериальная природа туристических услуг не позволяет отражать в бухгалтерском учете процесс их реализации с использованием таких инвентарных счетов, как 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 45 "Товары отгруженные". Поэтому расходы, относящиеся к реализованным турам, списываются непосредственно со счетов учета затрат в дебет счета 90 "Реализация".

При наличии у организации обособленных подразделений, выполняющих отдельные работы, услуги, которые используются при производстве туристического продукта (гостиницы, дома отдыха, специальный туристический транспорт и так далее), их затраты учитываются на счете 23 «Вспомогательное производство».

Косвенные (накладные) расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в целом за всю организацию.
Учтенные косвенные расходы распределяются между расходами, связанными с функционированием точек реализации (турагенств) и отражаются проводкой:

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы», а между объектами учета затрат (объектами калькулирования) Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы».

К общехозяйственным относятся затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, амортизация основных средств, расходы на аренду офиса, командировочные расходы.

В затраты на оплату труда включаются любые начисления работникам турфирмы в денежной или натуральной формах: стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также затраты, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) или коллективными договорами.

Рассмотрим порядок списания затрат на оплату труда работников ООО «Туристическая компания Романовой Ольги». В соответствии с коллективным договором, на предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда.

Для каждого работника в соответствии со штатным расписанием установлены должностные оклады, в соответствии с которыми начисляется и выплачивается заработная плата по расчетно-платежным ведомостям. В зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности работникам могут выплачиваться премии.

Заработная плата начисляется в соответствии со штатным расписанием, табелями учета использования рабочего времени и распоряжениями руководителя о премировании работников, предоставлении очередного отпуска, увольнении работника.

Распределение накладных расходов между отдельными объектами учета затрат производится на основе одного из специальных методов (расчетов), закрепляемым в учетной политике организации, используемой для целей бухгалтерского учета:

- пропорционально прямым затратам, отнесенным на соответствующий объект учета;

- пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета.

Калькулирование себестоимости турпродукта:

Цены даны в долларах США на стандартный номер в сутки и включают: проживание, питание (указано для каждого отеля отдельно), медицинскую страховку (страховое покрытие 15000$), комиссионные.

Цены на нестандартные номера (suite, family, villa и т.п.) даны отдельно. Стоимость групповых трансферов (аэропорт-отель-аэропорт) указана вверху каждой страницы в долларах США на одного человека.

Детям до 6 лет (не включая) групповой трансфер бесплатный.

Групповой трансфер - при группе от 10 человек в один отель.

Индивидуальный трансфер - по желанию, либо при собственном перелете и группе менее 10 человек - расчитывается прибавлением к групповому 20$ на человека (вкл. комиссионные). Дети оплачивают индивидуальный трансфер с 3 лет.

При переезде из отеля в отель стоимость трансфера определяется регионом в который переезжают туристы.

Например, трансфер аэропорт-отель (Сиде)-отель (Кемер)-аэропорт будет стоить как сумма двух групповых трансферов в Сиде (18$) и Кемер (20$).

Стоимость авиабилетов указана отдельно.

В прайс-листах и схемах расчетов используются следующие сокращения:

HV - (холидей виллидж) отель клубной системы с размещением в коттеджах (Соответствует категориям от 3 до 5*).

BB - только завтрак.

HB - завтрак и ужин - полупансион.

FB - завтрак, обед и ужин - полный пансион.

UP - НВ + Ultra Packet: полупансион плюс алкогольные и безалкогольные напитки местного производства.

AI - All inclusive - все включено: полный пансион, алкогольные и безалкогольные напитки местного производства.

UAI - Ultra all inclusive - это All inclusive, плюс Рыбный ресторан, некоторые импортные спиртные напитки.

MI - Max. Inclusive: все бесплатно кроме: магазинов, телефона, врача, прачечной и подводного плавания.

В большинстве отелей предусмотрена возможность заказа полного пансиона (FB)

DBL - стоимость стандартного двухместного номера.

SGL - стоимость стандартного одноместного номера.

DBL+EX.BED - стоимость стандартного двухместного номера с дополнительной кроватью для взрослого.

1 ВЗР + 1 РЕБ - стандартный двухместный номер для размещения 1 взрослого и 1 ребенка.

1 ВЗР + 2 РЕБ - стандартный двухместный номер для размещения 1 взрослого и 2 детей (один из детей размещается на доп. кровати).

2 ВЗР + 1 РЕБ - стандартный двухместный номер для размещения 2 взрослых и 1 ребенка (ребенок размещается на доп. кровати).

2 ВЗР + 2 РЕБ - стандартный двухместный номер для размещения 2 взрослых и 2 детей (дети размещаются на дополнительной кровати).

Возраст детей указан для каждого отеля отдельно и исчисляется на момент окончания тура.

При бронировании необходимо сообщать полную дату рождения ребенка.

Стоит обратить внимание на правильность сообщаемых данных. В случае обнаружения неточностей туристу придется оплачивать разницу за проживание ребенка на месте по цене отеля, что значительно превышает наши эксклюзивные цены. Стоимость детского авиабилета рассчитывается на момент вылета.

Пример определения стоимости тура для ребенка:

в отеле Merit Limra 5* в таблице указан возраст "0-6" и "6-12". Это значит, что если возраст ребенка до 6 лет, например 5 лет и 11 месяцев, он попадает при расчетах в категорию "0-6". Если ребенку исполнилось 6 лет, он переходит в категорию "6-12".

Если ребенку исполнилось 12 лет, он переходит в категорию "взрослый".

Стоимость тура рассчитыв<

Наши рекомендации