Приказ о проведении инвентаризации
Приказ (постановление, распоряжение) (форма № ИН В-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.
Задание. Подготовка приказа о проведении инвентаризации (см. примечание)
Предположим, что в ООО «Звук» (ОКПО-26173564), которое занимается звукозаписью, решено провести инвентаризацию. Генеральный директор ООО «Звук» г-н Диезов Г. П. в приказе № 16 от 27 сентября 2012 г. утвердил, что:
— сроки проведения инвентаризации: с 1 октября 2012 г. по 3 октября 2012 г.;
— инвентаризации подлежат основные средства, нематериальные активы, материалы;
— причина инвентаризации — контрольная проверка;
— состав инвентаризационной комиссии: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна - председатель комиссии, коммерческий директор Литавров Константин Константинович и инженер Скрипкин Тимофей Николаевич.
В строке «организация» указывается полное наименование организации — составителя документа (организации, проводящей инвентаризацию).
В этой же строке в соответствующей графе указывается код по ОКПО, присвоенный организации Госкомстатом России.
В следующей строке указывается название структурного подразделения, в котором проводится инвентаризация.
В этой же строке в соответствующей графе указывают код структурного подразделения (если в организации применяется соответствующая система кодирования).
У каждого приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации должен быть порядковый номер, который указывают в строке «ПРИКАЗ», в графе «Номер документа».
Далее в этой строке в соответствующей графе указывается дата составления приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации. В приказе указываются (строка «Для проведения инвентаризации») структурные подразделения организации, где будет приводиться инвентаризация.
В строке «Председатель комиссии» указывают должность, фамилию, имя и отчество председателя инвентаризационной комиссии.
Затем в соответствующих строках указывают должности (после слов «Члены комиссии»), фамилии, имена и отчества членов инвентаризационной комиссии.
В строке «Инвентаризации подлежит» записывают наименования имущества и обязательств, которые необходимо проинвентаризировать.
В следующих строках «К инвентаризации приступить»,« и окончить» определяют даты начала и завершения инвентаризации.
В строке «Причина инвентаризации» указывают возможную причину проведения инвентаризации: контрольная проверка, смена материально ответственных лиц, переоценка, передача имущества организации в аренду, выкуп, продажа, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и т.д.
Затем в приказе (постановлении, распоряжении) о проведении инвентаризации уточняют, куда сдать материалы по проведенной инвентаризации (строка «Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию») и предельный срок, когда можно сдать эти материалы (строка «не позднее»).
Приказ подписывает руководитель организации. Подпись руководителя организации включает наименование должности, личную подпись и ее расшифровку.
Дату и номер приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации допустимо ставить в документе и на стадии подготовки проекта приказа. Это удобно в том случае, когда подготовка приказа осуществляется автоматизированно (например, при помощи специальной компьютерной программы).
После подписания приказа о проведении инвентаризации руководителем организации сведения об этом документе заносятся в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации.
Задание. Внесение записей в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (см. примечание)
Предположим, что в ООО «Звук», которое занимается звукозаписью, решено провести инвентаризацию. Генеральный директор ООО «Звук» г-н Диезов Г. П. в приказе № 16 от 27 сентября 2012 г. утвердил следующее:
— сроки проведения инвентаризации: с 1 октября 2012 г. по 3 октября 2012 г.;
— инвентаризации подлежат материалы;
— причина инвентаризации - контрольная проверка;
— состав инвентаризационной комиссии: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна — председатель комиссии, коммерческий директор Литавров Константин Константинович и инженер Скрипкин Тимофей Николаевич. Во время проведения инвентаризации была выявлена недостача в размере 250 руб., которая была погашена путем удержания соответствующей суммы из заработной платы виновного лица.
Сведения об этом приказе и результатах инвентаризации необходимо занести в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации.
Рассмотрим, какие действия необходимо выполнить бухгалтеру при внесении записей в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации.
Действие первое. Открытие журнала.
Допустим, что организация недавно создана и ранее инвентаризаций не проводилось, поэтому журнал открывается в момент издания рассматриваемого приказа.
На обложке журнала необходимо указать полное наименование организации, код по ОКПО, наименование и код структурного подразделения (подробно о заполнении перечисленных реквизитов читайте на с. 10). Кроме того, на обложке журнала указывают:
- код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услу ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;
— дату начала и окончания ведения журнала[2];
— фамилию, имя, отчество и должность работника, ответственного за ведение журнала.
Действие второе. Регистрация приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации.
При регистрации приказа в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации следует заполнить графы 1-9 таблицы на четной странице формы N9 И Н В-23 и графу 11 таблицы на нечетной странице формы № ИНВ-23.
В графе 1 «Номер по порядку» указывается порядковый номер проверяемых ценностей.
В следующей графе указывают наименование инвентаризируемой организации, структурного подразделения (склада, кладовой, цеха, участка).
В графу 3 «Фамилия, имя, отчество, материально ответственного (ых) лица (лиц)» записывают соответствующие данные.
В графе 4 «дата» указывают дату приказа, который является основанием для проведения инвентаризации.
В следующей графе «номер» записывают номер документа, который является основанием для проведения инвентаризации.
В графе 6 «Состав инвентаризационной комиссии (фамилия, имя, отчество председателя и членов комиссии)» указывают соответствующие фамилии, имена и отчества (возможно указание инициалов).
В графе 7 «Приказ (постановление, распоряжение) получил. Подпись» напротив своих фамилий председатель и члены инвентаризационной комиссии при получении приказа ставят подписи.
В графе 8 «Наименование инвентаризуемого имущества (финансовый обязательств)» записывают наименования имущества и обязательств которые необходимо инвентаризировать.
Следующие две графы объединены под заголовком «Дата начала инвентаризации». В графу 9 «согласно приказу (постановлению, распоряжению)» нужно записать соответствующую дату, установленную руководителем предприятия в документе, который является основанием для проведения инвентаризации.
Графа 10 будет заполнена позднее (см. действие третье).
Графы 11 «согласно приказу (постановлению, распоряжению)» и 12 «фактически» объединены под заголовком «Дата окончания инвентаризации». В графу 11 нужно записать дату окончания инвентаризации, установленную руководителем предприятия в документе, который является основанием для проведения инвентаризации.
Графа 12 будет заполнена позднее (см. действие третье).
Действие третье. Отражение предварительных результатов инвентаризации.
После того как инвентаризация закончена, сведения о ее предвари- тельных результатах (до их утверждения в установленном порядке руководителем организации) заносятся в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации. При этом следует заполнить графу 10 таблицы на четной странице формы № ИНВ-23 и графы 12—15 таблицы на нечетной странице формы N° ИНВ-23.
В графе 10 «фактически» указывают дату, когда фактически начали проводить инвентаризацию.
В графе 12 указывают дату, когда фактически закончили проводить инвентаризацию.
В графах с 13 по 15 указывают предварительные результаты проведенной инвентаризации.
В графе 13 «Дата» необходимо записать дату, когда были подведены предварительные итоги инвентаризации.
В графе 14 указывают сумму в рублях и копейках выявленной недостачи.
Действие четвертое.Отражение окончательных результатов инвентаризации.
После того как результаты инвентаризации утверждены в установленном порядке, сведения о них заносятся в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации. При этом следует заполнить графы 16-22 таблицы на нечетной странице формы № ИНВ-23.
В графах с 16 по 18 указывают окончательные результаты проведенной инвентаризации.
В графе 16 «дата» необходимо записать дату, когда были получены окончательные результаты инвентаризации.
В графе 17 указывают сумму (в рублях и копейках) выявленной недостачи после уточнения данных.
В графе 18 указывают сумму (в рублях и копейках) выявленных излишков.
Следующие три графы объединены под заголовком «Дата», в них указываются даты утверждения результатов инвентаризации руководителем (графа 19) и принятия мер по недостаче (графы 20 и 21).
В графу 20 «погашения недостач» записывают дату, когда недостача была погашена, а в графу 21 «передача дела в следственные органы» — дату подачи искового заявления в следственные органы (если такое заявление подавалось).
В последней графе 22 «Примечание» указывают дополнительные сведения, которые необходимы для правильной оценки выявленных в результате инвентаризации излишков или недостач и их последствий.
1.6. Отражение расхождения фактических данных, выявленных в ходе
инвентаризации, с данными бухгалтерского учета
Если на предприятии грамотно организовано ведение учета, нет халатности или злоупотреблений, фактические данные по результатам инвентаризации должны соответствовать данным, отраженным в учетных регистрах. Но зачастую в ходе проведения инвентаризации на предприятиях выявляют недостачи или излишки. В этом случае необходимо составить сличительные ведомости и отразить выявленные расхождения в бухгалтерском учете.
1.6.1. Сличительные ведомости
В соответствии с п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.
1.6.2. Пересортица
В соответствии с п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на издержки обращения и производства (в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования фондов).
На недостачу от пересортицы, образовавшуюся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Задание. Пересортица (см. примечание)
Допустим, по результатам инвентаризации в ООО «Сладкоежка» была составлена следующая сличительная ведомость.
В приведенном примере одной из причин пересортицы мог послужить ошибочный отпуск в производство муки другого сорта. Поскольку уже через несколько дней проверить качество продукции, выпущенной из муки другого сорта, практически невозможно (если, конечно, отклонения в качестве продукции не были зафиксированы соответствующим должностным лицом при приемке готовой продукции), то вполне объяснимо наличие по названной нами причине недостачи муки высшего сорта в количестве 60 кг и излишка муки первого сорта в том же количестве (60 кг). В данном случае при подведении итогов инвентаризации на основании п. 5.3 Методических Указаний по инвентаризации необходимо зачесть излишки муки первого сорта в счет недостачи муки высшего сорта.
В рассматриваемой ситуации мука высшего сорта, по которой выявлена недостача, дороже муки первого сорта, по которой имеются излишки. В соответствии с п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации в счет недостачи 60 кг муки высшего сорта на сумму 480 руб. может быть зачтен излишек муки первого сорта в количестве 60 кг на сумму 300 руб. (60 кг х 500 руб. : 100 кг). Оставшаяся часть выявленной по муке высшего сорта недостачи в сумме 180 руб. (480 руб. - 300 руб.) должна быть взыскана с виновного лица. И только при отсутствии такового (что должно быть подтверждено соответствующими документами, о которых мы упоминали выше) недостача может быть отнесена на финансовые результаты деятельности организации.
В приведенном нами примере излишки по муке первого сорта, выявленные в результате инвентаризации, можно зачесть в счет недостачи муки высшего сорта, а в счет недостачи сахарного песка эти излишки не могут быть зачтены.
Предложения о регулировании расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета, выявленных при инвентаризации, представляются на рассмотрение руководителю организации. Он принимает окончательное решение о зачете излишков и недостач (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).
1.6.3. Излишки
Согласно п. 3 ст. 12 старого Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ст. 12 нового Закона о бухгалтерском учете, п. 28 Положения о бухучете и п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации выявленный при инвентаризации излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Однако не всегда обнаружение неучтенных материальных ценностей означает выявление излишков.
Задание. Ошибка в учете иди неучтенный товар?
Кладовщик магазина, осуществляющего розничную торговлю, не сдал в бухгалтерию накладную на поступление 50 кг конфет на сумму 5000 руб., вследствие чего данная операция не была отражена в бухгалтерских регистрах. При этом по данным инвентаризации будет установлено следующее:
— излишек товарно-материальных ценностей на сумму 5000 руб., выявленный при проведении инвентаризации на складе;
— неучтенная кредиторская задолженность перед поставщиком на 5000 руб., выявленная при инвентаризации расчетов с поставщиками.
В данном случае фактически имеет место выявление не излишков или недостачи, а несоблюдение установленного порядка документооборота. Поэтому в сложившейся ситуации следует оприходовать товар на склад на основании имеющейся накладной в общеустановленном порядке.
При этом от виновных лиц (в рассматриваемой ситуации - от кладовщика) должны быть получены письменные объяснения о причинах произошедшего.
Исправление допущенной ошибки производится в зависимости от ее размера и времени совершения по правилам, установленным ПБУ 22/2010. Все вышеперечисленные действия хороши только в том случае, если ошибка выявлена в ходе проведения инвентаризации самой организацией. Если же подобное нарушение будет выявлено сотрудником налоговых органов, то он вправе усомниться в том, насколько полно отражается в учете не только поступающий товар, но и выручка от его реализации.
Если в излишке оказались ценности, которые в бухгалтерском учете данной организации не числились, и нет оснований утверждать, что это явилось следствием неверных записей в учете, то их стоимость должна быть указана по рыночным ценам.
Поскольку выявленные в ходе инвентаризации неучтенные товарно-материальные ценности в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ будут включены в составе внереализационных доходов в налогооблагаемую прибыль организации, то при установлении рыночных цен следует учесть определение рыночной цены, которое дано в главе 14 НК РФ.
Именно поэтому проведение налоговыми органами инвентаризации у недобросовестных налогоплательщиков при удачном стечении обстоятельств позволяет проводить проверку в короткие сроки и с неплохими результатами: товары или готовую продукцию, выручку от реализации которых хотят укрыть, на счетах бухгалтерского учета, как правило, не отражают. Соответственно вся их стоимость, выявленная по результатам инвентаризации, не только будет отражена в учете, но и 20% от этой суммы будет перечислено в бюджет в виде налога на прибыль.
Так что, если бы инвентаризацию можно было проводить достаточно часто, в отношении ряда налогоплательщиков можно было бы вообще отказаться от документальных проверок и собирать налоги «не мытьем, так катаньем».
На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентаризации при выявлении излишков отражаются следующими записями:
Дебет счета 41 (10 и др.) Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы»)- отражена стоимость выявленного при инвентаризации неучтенного имущества или финансовых обязательств.
В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 ст. 250 НК РФ (т.е. определенного исходя из цены их возможного использования). Теперь бухгалтерский учет таких материальных запасов всегда будет совпадать с налоговым.
В качестве пояснения можем привести несложный пример. Допустим, организация оприходовала излишки материалов на сумму 1000 руб.:
Дебет счета 10 Кредит счета 91 — 1000 руб. — оприходованы излишки материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации (аналогичная запись будет и при оприходовании материальных ценностей, полученных от разборки (демонтажа) основных средств).
Эта сумма попадает в качестве внереализационного дохода в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль (в этой же сумме возникает и прочий доход в бухгалтерском учете). Соответственно от этой операции мы имеем прибыль в сумме 1000 руб., с которой будет исчислен и уплачен в бюджет налог на прибыль в сумме 200 руб. (1000 руб. х 20%):
Дебет счета 99 Кредит счета 68 — 200 руб. — начислен в бюджет налог на прибыль от суммы полученного внереализационного дохода.
После того как оприходованные материальные ценности будут использованы в процессе производства или реализованы, прибыль в бухгалтерском учете будет уменьшена на их балансовую стоимость (то есть на те же 1000 руб.):
Дебет счета 20 (25, 26, 43, 44. 91 и т.п.) Кредит счета 10 - 1000 руб. - списана стоимость использованных материальных ценностей;
Дебет счета 90 Кредит счета 43 (44) - 1000 руб. — после реализации готовой продукции (товаров) стоимость использованных материальных ценностей учтена в составе расходов при формировании финансового результата;
Дебет счета 99 Кредит счета 90- 1000 руб. — сумма прибыли в бухгалтерском учете уменьшилась на сумму рассматриваемых расходов (на практике, скорее всего, будет иметь место проводка: Дебет счета 90 Кредит счета 99, но она будет сделана на сумму, меньшую ровно на 1000 руб., как если бы не учитывалась стоимость рассматриваемых в данном примере материалов).
1.6.4. Недостача
Согласно п. 3 ст. 12 старого Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ст. 12 нового Закона о бухгалтерском учете и п. 28 Положения о бухучете выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
— недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения;
— недостача имущества и его порча сверх указанных норм относятся на счет виновных лиц.
Под естественной убылью товарно-материальных ценностей в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм естественной убыли, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N° 95, следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров. Естественная убыль может возникнуть в следствие: усушки, выветривания, раструски, распыления, раскрошки, вымораживания, утечки (таяния и просачивания), розлива при перекачке и продаже жидкостей, расхода веществ на дыхание плодов и овощей и т.п.
Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли приравниваются к материальным расходам.
Порядок установления норм естественной убыли на основании требований пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ определен постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 (далее — Постановление № 814). В соответствии с этим постановлением принято несколько десятков постановлений, утверждающих нормы естественной убыли в различных отраслях. Однако пока процесс утверждения новых норм окончательно не завершен. Поэтому ст. 7 Закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном вышеупомянутой ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти (в том числе советскими министерствами и ведомствами).
Недостача тех же товарно-материальных ценностей, для которых нормы не утверждены ни одним из нормативных документов (как новых, то есть принятых в соответствии с Постановлением № 814, так и старых), по мнению ФНС России и Минфина России, не может уменьшать налогооблагаемую прибыль. Суды с этой позицией периодически не соглашаются, вставая на защиту налогоплательщика и разрешая при отсутствии норм списывать недостачу и порчу по фактическим затратам (в пределах разумного).
Кроме того, поскольку в п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета не сказано, что на уменьшение финансового результата относятся недостачи ТМЦ в пределах установленныхнорм, никто не запрещает руководству организации разработать и утвердить собственные нормы естественной убыли. Разумеется, такие нормы должны быть экономически обоснованными и подтверждаться техническими расчетами. Эти нормы нельзя будет применять при исчислении налогооблагаемой прибыли (см с. 38), но для целей управления организацией и отражения результатов ее деятельности на счетах бухгалтерского учета они будут вполне законны.
В соответствии с 5.1 Методических указаний по инвентаризации убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же имеется недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.
На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентаризации при выявлении недостачи, не превышающей норм естественной убыли, отражаются следующей записью:
Дебет счета 20 (26, 44) Кредит счета 10, (20, 41 и т.д.) - списана недостача на издержки производства (обращения).
При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм естественной убыли. Выявленные во время проведения инвентаризации недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновные не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Согласно п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны иметься решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ от взыскания ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Одним из результатов проведения инвентаризации может стать выявление поступивших в организацию материальных ценностей, не отраженных в регистрах бухгалтерского учета, с одновременным выявлением также не отраженной в учете задолженности по таким ценностям перед поставщиком.
Задание. Выявление недостачи
В сличительной ведомости, приведенной выше, помимо пересортицы муки, выявлена недостача сахарного песка в количестве 2 кг.
Недостача вполне могла возникнуть из-за ошибок, допущенных при отражении операций в учете (например, забыли учесть какую-либо накладную на отпуск сырья в производство или неправильно перенесли данные из первичного учетного документа в бухгалтерские регистры).
Поэтому прежде чем предъявлять претензии к материально ответственному лицу, следует проверить полноту и достоверность записей, произведенных в бухгалтерских регистрах. Если будет выявлена бухгалтерская ошибка, то в графах 12-17 сличительной ведомости делаются соответствующие записи.
Традиционно принято считать, что в ходе инвентаризации выявляются в основном недостачи (действительно, кто же показывает излишки?). При этом зачастую причины возникновения недостач вполне объективны и руководству совсем не хочется наказывать своего сотрудника за то, в чем он, по совести, и не виноват. К сожалению, сделать это на законных основаниях можно далеко не всегда.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ от взыскания ущерба, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Такие решения могут быть получены как до, так и после или во время инвентаризации. Если же таких документов нет, то списать недостачу можно только на виновное материально ответственное лицо.
В соответствии с п. 5 ст. 8 старого Закона о бухгалтерском учете и п. 2 ст. 10 нового Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности — в годовом бухгалтерском отчете.
На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентаризации при выявлении недостачи сверх норм естественной убыли отражаются следующими записями:
Дебет счета 94 Кредит счета 41 (20 и др.) - списана недостача, выявленная сверх норм естественной убыли (при отсутствии норм таким образом списывается вся сумма недостачи, выявленной по результатам инвентаризации);
Дебет счета 73 Кредит счета 94 - списана выявленная недостача на виновных лиц;
Дебет счета 50 Кредит счета 73 - отражена сумма недостачи, внесенной виновным лицом в кассу организации;
Дебет счета 70 Кредит счета 73 - отражена сумма недостачи, удержанной из заработной платы виновного работника;
Дебет счета 91 (субсчет «Прочие доходы») Кредит счета 73- списана на финансовые результаты выявленная при проведении инвентаризации недостача, во взыскании которой с виновных лиц отказано судом;
Дебет счета 91 (субсчет «Прочие доходы») Кредит счета 94 - списана на финансовые результаты выявленная при проведении инвентаризации недостача, в случае отсутствия виновных лиц (что должно быть подтверждено соответствующими документами).
Задание. Порядок отражения в учете списания выявленной при инвентаризации недостачи товаров в пределах норм естественной убыли
При проведении плановой инвентаризации продовольственного магазина выявлена недостача колбасных изделий на сумму 593 руб.
Нормы естественной убыли, как правило, устанавливают на реализуемые вразвес стандартные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в подсобном помещении и на прилавках, а также при подготовке к продаже и продаже товаров. Утвержденные нормы являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача против учетных остатков.
Естественная убыль товаров списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм.
Списание естественной убыли товаров может производиться только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета.
Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц по ценам оприходования товаров. Отнесение же товарных потерь на издержки обращения производится по покупным ценам. Разница между покупными и розничными ценами относится за счет торговых скидок.
Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока хранения их в организации.
Расчет естественной убыли на товары, проданные в розницу, составляется в следующем порядке.
К сумме естественной убыли на фактические остатки товаров по данным инвентаризации на начало отчетного периода добавляется сумма исчисленной убыли по документам на поступившие за этот же период товары и исключается убыль, исчисленная по документам на товары, выбывшие по прочим причинам (отпущенные другим магазинам, филиалам магазина, выделенным на отдельный баланс, возвращенные поставщикам, сданные на переработку, списанные по актам вследствие лома, крошения, порчи, снижения качества, завеса и повреждения тары), а также на фактический остаток товаров по инвентаризационной описи на конец отчетного периода.
Допустим, что магазин торгует колбасой: вареной, варено-копченой и сырокопченой. Движение товаров за месяц представлено в таблице
|
Согласно приложению № 27 к приказу Минэкономразвития России от 07.09.2007 № 304 на мясопродукты для первой климатической группы и магазинов второй группы установлены следующие нормы естественной убыли:
- колбасы вареные (включая мясные хлебы, зельцы и фаршированные, ливерные, кровяные и др.) - 0,60%;
- сосиски и сардельки - 0,75%;
- колбасы полукопченые - 0,37%;
- колбасы варено-копченые - 0,36%;
- колбасы сырокопченые - 0,06%.
Если выручку от продажи колбасы каждого вида определить невозможно, то естественную убыль оптимально разделить пропорционально стоимости выбывших товаров.
Таким образом, по вареной колбасе естественная убыль составит 204 руб. (34 000 руб. х 0,60%), по варено-копченой - 146,88 руб. (40 800 руб. х 0,36%), по сырокопченой - 36,54 руб. (60 900 руб. х 0,06%).
Недостача сверх норм естественной убыли подлежит возмещению за счет виновных лиц.
ООО «Альфа»
К акту о результатах проверки товаров на 1 сентября 2012 г.
Расчет естественной убыли на реализованные товары с 1 августа 2012 г. по 1 сентября 2012 г.
|