Общий порядок проведения инвентаризации
Инвентаризационная комиссия
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств во всех подразделениях организации и по всем объектам учета (материально ответственным лицам, видам подлежащих инвентаризации обязательств и т.п.) создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).
В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать специалистов, обладающих необходимой квалификацией для проведения анализа правильности оценки имущества и финансовых обязательств организации. Также в составе инвентаризационной комиссии необходимы сотрудники, имеющие специальные познания относительно инвентаризируемых ценностей (например, способные отличить один вид древесины от другого, посредством обмера определить массу металла в зависимости от его марки или количество зерна определенного сорта в зернохранилище и т.п.). Присутствие в составе инвентаризационной комиссии таких специалистов позволит избежать ошибок при проведении инвентаризации, сокрытия фактов возникновения пересортицы продукции, хищений и злоупотреблений.
Именно поэтому п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации рекомендовано включать в состав инвентаризационной комиссии представителей администрации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.). Помимо этого в состав комиссии могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Согласно п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Главная задача инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации - обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров. Денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильности и своевременности оформления материалов инвентаризации.
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Как известно, одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Такая информация необходима как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и др.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации). В частности, согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации необходимо инвентаризировать:
• основные средства;
• нематериальные активы;
• финансовые вложения;
• производственные запасы;
• готовую продукцию;
• товары;
• прочие запасы;
• денежные средства;
• прочие финансовые активы;
• кредиторскую задолженность;
• кредиты банков;
• займы;
• резервы.
Кроме того, инвентаризация проводится в отношении производственных запасов и других видов имущества, не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете (находящегося на ответственном хранении, арендованного, полученного для переработки), а также имущества, не учтенного по каким-либо причинам (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).
Основными целями проведения инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты и обоснованности отражения в учете обязательств (п. 1.4 Методических указаний по проведению инвентаризации).
В холе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки (т.е. обоснованность определения стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете). При проведении инвентаризации также должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погашение которой маловероятно, а также долги, безнадежные ко взысканию.
Инвентаризация может проводиться не только по инициативе самого предприятия. Налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения и территории), проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (см. пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Проведение инвентаризации налоговыми органами производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утверждено совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н, ГБ-3-04/39, далее - Положение о порядке проведения инвентаризации).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (см. также письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удостоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.
Порядок проведения инвентаризации при налоговой проверке идентичен порядку проведения инвентаризации самими предприятиями. Единственное существенное различие связано с определением перечня инвентаризируемых объектов:
— в соответствии с Законом о бухгалтерском учете проводится инвентаризация активов и обязательств (т.е. имущества и финансовых обязательств) организации. Это означает, что инвентаризации подлежат все статьи баланса организации без исключения;
- в соответствии с Налоговым кодексом РФ при налоговой проверке может проводиться инвентаризация только имущества организации, к которому в соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ и ст. 128[1] ГК РФ относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество (за исключением имущественных прав), работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.
Таким образом, в последнем случае формально не подлежат инвентаризации имущественные права и обязательства организации (например, полученные авансы, задолженность по заработной плате, задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, задолженности по полученным займам и кредитам и т.п.). Однако в п. 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации речь идет о возможности и необходимости инвентаризации не только имущества, но и обязательств организации. То есть в данном случае подзаконный нормативный акт вступает в противоречие с законодательством. Теоретически такое противоречие в судебном порядке может быть решено в пользу налогоплательщика. Однако налогоплательщик может выиграть такой спор исключительно по формальным обстоятельствам, которые все равно не будут препятствовать проверке сотрудниками налоговых органов любых статей баланса организации. Ведь у работников ФНС России вполне достаточно различных инструментов для проверки имущественных прав и обязательств налогоплательщика и без составления инвентаризационных описей.