Кафедра экономики и маркетинга

Кафедра экономики и маркетинга

Курс лекций

БУХГАЛТЕРСКий УЧЕТ В кредитных организациях

(для студентов по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»)

ББК

Рецензенты:

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета,

финансов и статистики» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Омский филиал О.В.Максимочкина;

Доцент кафедры «Экономики и маркетинга» АНО ВПО «Омский экономический институт», кандидат экономических наук,

доцент Н.О.Герасимова.

Бухгалтерский учет в кредитных организациях:курс лекцийпо дисциплинедля студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» / Авт. сост. С.В. Шеремета. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2014. - 110 с.

ББК

Рекомендовано методическим советом

АНО ВПО «Омский экономический институт»

Содержание

Руководство по изучению дисциплины «Бухгалтерский учет в кредитных организациях»
Тема 1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях  
Тема 2. Документация и документооборот. Организация внутрибанковского контроля  
Тема 3. План счетов. Аналитический и синтетический учет  
Тема 4. Организация и учет кассовых операций  
Тема 5. Организация и учет расчетных операций  
Тема 6. Учет уставного капитала  
Тема 7. Организация и учет кредитных операций в банке  
Тема 8.Учет имущества банка  
Тема 9.Учет операций с ценными бумагами  
Тема 10.Учет операций с иностранной валютой  
Тема 11.Учет результатов деятельности банка  
ГЛОССАРИЙ  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

Пояснительная записка

Основной целью изучения дисциплины «Бухгалтерский учет в кредитных организациях» является формирование у будущих специалистов комплексных знаний в области организации и ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках и кредитных организациях.

Задачи дисциплины:

- получение теоретических знаний по ведению бухгалтерского учета в банках;

- изучение правил ведения бухгалтерского учета банковских и хозяйственных операций на различных направлениях деятельности банков;

- изучение основных форм и порядка банковской отчетности;

- изучение документооборота банков;

- получение практических навыков учета банковских и хозяйственных операций в банках.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- принципы, правила, порядок организации банковского учета и отчетности;

- технологию выполнения банковских операций;

- современные нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность в кредитных организациях;

- систему документооборота в банковской деятельности.

Полученные знания должны применяться в практической работе при:

- анализе банковской деятельности;

- принятии решений по выбору оптимальных методов и форм кредитования;

- выборе методов инвестирования в различные виды ценных бумаг;

- проведении других банковских и хозяйственных операций и организации деятельности банка в целом.

По результатам изучения дисциплины студент должен получить навыки по:

- постановке бухгалтерской работы в банке;

- оптимизации и организации документооборота;

- соблюдению принципов архивного хранения документов.

Одним из важнейших результатов освоения дисциплины является использование балансовых показателей банка для анализа деятельности банка, а также обобщение полученных результатов анализа в процессе управления активными и пассивными операциями банка, управления доходами и расходами.

Изучение «Бухгалтерского учета в кредитных организациях» по данным лекциям позволит сформировать у студентов компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО для направления подготовки 080100.62 «Экономика»:

(ОК-11) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

(ПК-5) способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

(ПК-7) способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.

Дисциплина «Бухгалтерский учет в кредитных организациях» является ключевой при изучении предметов по профилю «Финансы и кредит». «Бухгалтерский учет в кредитных организациях», как правило, изучается после освоения учебных дисциплин «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», «Теория бухгалтерского учета».

Приступая к изучению дисциплины «Бухгалтерский учет в кредитных организациях», студент должен знать теорию бухгалтерского учета, иметь представление о структуре бухгалтерского баланса, принципах отражения операций на активных и пассивных счетах, а также иметь представление о деятельности банков, основных группах операций, выполняемых банками.

Учетная политика банка

Каждый банк разрабатывает и утверждает учетную политику, которая должна включать документы, отражающие особенности деятельности каждого банка, а также масштабность выполняемых банком операций, условия деятельности его филиалов и отделений. В соответствии с Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации подлежат утверждению в составе учетной политики банка следующие документы.

· Рабочий план счетов банка, который представляет собой перечень лицевых счетов, открытых банком с момента его создания до ликвидации или реорганизации. Перечень фиксируется в книге лицевых счетов, открытых в банке. Ежедневно книга автоматически дополняется распечаткой вновь открытых лицевых счетов за рабочий день, а также указываются лицевые счета клиентов, закрытые по их заявлению. Информация, содержащаяся в книге лицевых счетов, является очень важной, так как она включает информацию обо всех операциях, выполненных коммерческим банком. Сокрытие указанной информации считается уголовным преступлением.

· Формы первичных учетных документов, используемых в бухгалтерском учете коммерческого банка, подлежат утверждению в альбоме форм, который создается в банке для удобства учета отдельных банковских операций. В этом альбоме не фиксируются формы, входящие в альбомы Федеральной службы государственной статистики, например, типовые расчетные документы.

· Порядок расчетов банка со своими филиалами и отделениями, прочими структурными подразделениями. Эта позиция в учетной политике очень важна, так как позволяет контролировать деятельность отдельных подразделений банка, которые могут размещаться в других регионах Российской Федерации. Следует отметить, что отсутствие достаточного контроля за деятельностью филиалов банка в российской практике неоднократно приводило к разорению коммерческих банков.

· Правила проведения учета отдельных банковских и хозяйственных операций. Эта составляющая представляет собой не только перечень всех бухгалтерских проводок на всех участках выполнения банковских и небанковских операций, а также по каждой группе операций излагается порядок учета всех операций, указывается этап, на котором операция фиксируется в компьютерном учете. Особенности составления этих правил зависят от действующего в банке программного обеспечения, которое приобретается банком непосредственно у разработчиков. Например, программное обеспечение, позволяющее обработать операции в отделениях Сберегательного банка России, кардинальным образом отличается от программного обеспечения, используемого в крупных коммерческих банках Москвы, так как бухгалтерский учет выполняемых отделениями Сберегательного банка операций ведется бухгалтерией на уровне районных отделений банка.

· Порядок проведения инвентаризации и методы оценки отдельных видов имущества и обязательств банка. Следует отметить большое значение учета имущества, имеющегося в распоряжении банка, поскольку в случае ликвидации банка его имущество должно быть реализовано, а вырученные денежные средства должны быть направлены на погашение обязательств банка. В практике российских коммерческих банков были случаи перевода собственности имущества накануне отзыва банковской лицензии в собственность физических лиц с целью отказа выполнять обязательства перед клиентами.

· Порядок и случаи изменения стоимости основных средств в случае переоценки, модернизации, реконструкции объектов.

Лимит стоимости основных средств для принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. В соответствии с Положением Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16 июля 2012 года N 385-П:

· руководитель банка имеет право устанавливать лимит стоимости предметов основных средств для принятия их к учету в качестве основных средств. Если стоимость объекта оказалась ниже установленного лимита, то объект будет независимо от срока службы учитываться в составе материальных запасов.

· Способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов. В коммерческих банках в основном используется линейный способ начисления амортизации. Не производится начисление амортизации по земельным участкам, находящимся в собственности банка, предметам антиквариата и интерьера, предметам ландшафтного дизайна, произведениям искусства, числящимся на балансе банка.

· Порядок отнесения на расходы банка стоимости материальных запасов. Обычной практикой в банке является списание стоимости материальных запасов на расходы в момент их отпуска со склада.

· Порядок документооборота и технология обработки учетной информации, включая информацию, полученную от филиалов и подразделений банка. Указанные правила и документооборот в полной мере связаны с особенностями программного обеспечения, разработанного для банка, а также зависят от:

- места территориального расположения филиалов;

- времени выхода на модемную связь, установленного Банком России;

- времени окончания операционного дня в банке.

· Правила проведения контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями, которые разрабатываются для исключения ошибок, допущенных в отчетности банка, предоставляемой в учреждения Центрального Банка РФ на 1-е число каждого месяца.

· Порядок и периодичность выдачи на печать документов аналитического и синтетического учета. Ежедневно подлежат обязательной распечатке на бумажные носители: баланс за рабочий день, лицевые счета, по которым выполнялись операции, а также выписки по лицевым счетам клиентов в двух экземплярах: первый экземпляр выдается клиенту с приложенными первичными документами, подтверждающими каждую операцию, указанную в выписке, а второй экземпляр остается в банке. Необходимость распечатки документов на бумажные носители связана с огромным объемом операций, как по клиентским счетам, так и по счетам самого банка. В средних по величине банках Москвы обслуживается по нескольку тысяч клиентов в день, учитывая то, что клиент при получении зарплаты в банке предъявляет не менее десяти платежных документов к исполнению, можно представить, какой объем операций выполняется банком за рабочий день. При таком масштабе банковских операций часть документов для текущей работы должна быть распечатана на бумажных носителях. Определенные комплекты бумажных документов распечатываются для формирований досье, требуемых при проверках, проводимых в банке контролирующими органами. Такой подход исключает доступ к компьютерной информации посторонних лиц.

Все документы учетной политики банка подтверждаются подписью руководителя банка.

В составе учетной политики могут утверждаться другие важнейшие документы, необходимые для постановки бухгалтерского учета.

За организацию бухгалтерского учета в коммерческом банке, законность выполняемых банком операций ответственность несет руководитель банка.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, за своевременное предоставление полной и достоверной отчетности ответственность несет главный бухгалтер банка.

Выводы

Основные задачи бухгалтерского учета в банках формулируются в Положении Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16 июля 2012 года N 385-П. Положение выделяет четыре задачи:

1) формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка, его имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

2) ведение подробного, полного и достоверного учета всех банковских операций, наличия требований и обязательств, а также использование банком материальных и финансовых ресурсов;

3) выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка и предотвращения отрицательных финансовых результатов деятельности;

4) использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Задачи, указанные Банком России, тесно связаны с особенностями деятельности банков, с требованиями, предъявляемыми Банком России к балансовым показателям, которые должны отражать безубыточную деятельность банка, обеспечивать необходимый уровень платежеспособности и поддерживать ликвидность, то есть сохранять определенные соотношения между статьями баланса.

Выполнение указанных задач должно обеспечить:

· быстрое и четкое обслуживание клиентов;

· своевременное и четкое отражение в учете банковских операций;

· предупреждение возможного возникновения недостач и неправомерного использования средств и ценностей;

· сокращение затрат труда на совершение банковских операций;

· надлежащее оформление документов, исходящих из банка.

К основным принципам ведения бухгалтерского учета в банках на территории России относятся:

· постоянство правил бухгалтерского учета;

· осторожность;

· своевременность отражения операций;

· приоритет содержания над формой;

· метод начислений при отражении доходов и расходов;

· принцип оценки;

· принцип понятности.

В Положении Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16 июля 2012 года N 385-П указаны пятнадцать принципов, которые соответствуют основным принципам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Каждый банк разрабатывает учетную политику, которая отражает особенности и условия деятельности конкретного банка. В составе учетной политики подлежат утверждению руководителем банка комплекты документов, определяющие основные правила ведения бухгалтерского учета на всех участках деятельности банка.

Ответственность за организацию и постановку бухгалтерского учета в коммерческом банке несет руководитель банка. Ответственность за разработку учетной политики и своевременное предоставление бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер банка.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему коммерческий банк должен составлять баланс каждый рабочий день?
  2. Какие составляющие учетной политики банка определяют порядок учета имущества банка?
  3. Что такое переоценка активов по справедливой стоимости?
  4. В какой степени в бухгалтерском учете банков воплощается принцип открытости?
  5. В чем состоит основное отличие кассового метода отражения доходов и расходов банка от действующего метода начислений?
  6. Что представляет собой рабочий план счетов банка?
  7. Какие направления деятельности банка отражаются в четвертой задаче?
  8. Какие критерии существуют для признания устойчивого финансового положения банка?
  9. Каким образом Банк России определяет достоверность отчетных данных коммерческого банка?
  10. Какие особенности деятельности банка влияют на разработку правил документооборота?

Нормативные правовые акты:

Положение Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16 июля 2012 года N 385-П.



Документооборот в банке

Документооборот в банке представляет собой движение документа с момента его создания до отражения в бухгалтерском учете, и после сдачи бухгалтерской отчетности размещение в архиве. Документооборот в банке строится в зависимости от особенностей программного обеспечения, времени, установленного операционного дня, количества и территориального размещения отделений и филиалов.

В учетной политике банка отражаются правила документооборота, которые обеспечивают своевременную обработку банковских документов и достоверное отражение показателей в бухгалтерской отчетности.

Банк разрабатывает график документооборота, который содержит перечень работ по созданию, проверке и обработке документов каждым подразделением банка.

Внутрибанковский контроль

Внутрибанковский контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.

Основными задачами банковского контроля являются:

1. обеспечение сохранности средств и ценностей;

2. соблюдение клиентами положений по оформлению документов; своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;

3. перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.

Методы и технические средства, применяемые для осуществления контроля, определяет сама кредитная организация исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема.

Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагается на главного бухгалтера.

Руководитель кредитной организации обязан проверять своевременность составления баланса и отчетности, периодически осуществлять контроль своевременности и полноты зачисления средств на счета клиентов, направления расчетных и кассовых документов по назначению. Кроме того, руководитель кредитной организации обеспечивает контроль надлежащего хранения и использования печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования в целях злоупотреблений.

Рабочие места сотрудников кредитной организации должны быть расположены таким образом, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к экранам компьютеров.

При применении технических средств должно быть обеспечено:

1. ограничение доступа к совершению операций;

2. конфиденциальность применяемых кодов и паролей;

3. невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;

4. применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.

5. Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.

6. Последующие проверки проводятся с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского работника проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год.

Учетная документация, организация документооборота и внутрибанковского контроля

Выводы

В банковском учете существует аналитический и синтетический учет.

Аналитический учет — это подробный, детализированный учет, отражающий операцию во всех ее аспектах. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, каждому из которых присваивается определенный номер счета по действующей схеме. В номере лицевого счета заполняется двадцать знаков, которые дают определенную расшифровку назначения счета, сведения о подразделении банка, о виде валюты, в которой открывается счет. Кроме того, аналитический учет может вестись банком на карточках, в книгах, журналах и в электронных базах.

Синтетический учет — это обобщенный учет данных аналитического учета.

Синтетический учет ведется в банках в кассовых журналах, в ежедневных оборотных ведомостях. Основным документом синтетического учета является банковский баланс.

Банковский бухгалтерский учет ведется по мемориально-ордерной автоматизированной форме. Особое значение имеют банковские первичные документы, которые служат основанием для совершения банковских операций.

Первичные документы должны иметь ряд обязательных реквизитов. Должностное лицо, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой операции и за ее законность. Первичные документы подлежат обязательной проверке в подразделениях бухгалтерского учета по форме и по содержанию. Банки принимают к исполнению документы, не имеющие исправлений, помарок и подчисток. Банковские документы классифицируются в зависимости от места их формирования, а также по характеру отражаемых операций.

Информация, содержащаяся в принятых к учету документах, систематизируется в учетных регистрах.

После составления годового отчета банковские документы хранятся в архиве.

Внутрибанковский контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.

Основными задачами банковского контроля являются:

1. обеспечение сохранности средств и ценностей;

2. соблюдение клиентами положений по оформлению документов; своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;

3. перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.

Вопросы для самопроверки

1. Какие документы относятся к клиентским документам?

2. Какие документы используются для записи операций на внебалансовых счетах?

3. Какие особенности имеет порядок оформления банковских документов?

4. Какие существуют сроки хранения банковских документов?

5. Назовите три документа, которые должны храниться в архиве банка постоянно.

6. Какой документ должен оформляться при изъятии документов из банка?

7. Какие особенности имеет документооборот в банке?

8. Какие отметки имеются на документе, прошедшем обработку?

9. Какие документы относятся к документам аналитического учета?

10. Какие особенности имеет график документооборота в банке?

Нормативные правовые акты:

Положения Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16 июля 2012 года N 385-П.

Тема 3. План счетов. Аналитический и синтетический учет

План

3.1.План счетов бухгалтерского учета.

3.2. Организация аналитического и синтетического учета.

План счетов бухгалтерского учета

Банковский План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета, действующий с 1 января 2008 г. План счетов утвержден Банком России в составе Положения Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16 июля 2012 года N 385-П.

Синтетические счета разделяются на счета первого порядка (основные счета), они состоят из трех знаков. Пятизначные балансовые счета называются счетами второго порядка, они детализируют основные счета.

План счетов состоит из пяти глав.

А. Балансовые счета.

Б. Счета доверительного управления.

В. Внебалансовые счета.

Г. Срочные сделки.

Д. Счета депо.

Глава А

Первый раздел главы А называется «Капитал». Счета этой главы служат для учета собственных средств банка: уставного капитала, акций и долей, выкупленных у акционеров, добавочного капитала, резервного фонда. В первый раздел внесены новые счета: 10801 «Нераспределенная прибыль» и 10901 «Непокрытый убыток».

Второй раздел балансовых счетов называется «Денежные средства и драгоценные металлы».

Первый подраздел называется «Денежные средства», который включает наличную валюту и чеки, включая: денежные средства в кассе, чеки, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, кассы обменных пунктов, денежные средства в операционных кассах, денежные средства в банкоматах, денежные средства в пути и чеки в пути.

Второй подраздел второго раздела называется «Драгоценные металлы и природные драгоценные камни». Драгоценные металлы, имеющиеся в распоряжении банка, учитываются на счете первого порядка 203, а природные драгоценные камни — на счете первого порядка 204.

Раздел третий главы А плана счетов называется «Межбанковские операции».

Первый подраздел содержит счета, связанные с межбанковскими расчетами. В указанный подраздел включены все виды корреспондентских счетов, открываемых коммерческими банками, а также счета, открываемые в Банке России для размещения обязательных резервов (ФОР), для обязательных резервов по счетам в иностранной валюте, накопительные счета для выпуска акций и прочие счета коммерческих банков.

Отдельный основной счет 303 выделен в этом подразделе для расчетов с филиалами, счет 304 служит для расчетов банка на организованном рынке ценных бумаг, счет 306 «Расчеты по ценным бумагам» служит для прочих расчетов по операциям с ценными бумагами.

Второй подраздел третьего раздела называется «Межбанковские привлеченные и размещенные средства». В этом подразделе присутствуют счета, на которых отражаются полученные и выданные межбанковские кредиты, прочие привлеченные средства российских банков и банков-нерезидентов, просроченные межбанковские кредиты и проценты, депозиты, размещенные в других банках, включая Банк России, и прочие привлеченные и размещенные средства.

Раздел четвертый главы А является самым объемным по количеству включенных счетов, он называется «Операции с клиентами».

Раздел включает шесть подразделов:

1) «Средства на счетах»;

2) «Депозиты»;

3) «Прочие привлеченные средства»;

4) «Кредиты предоставленные»;

5) «Прочие размещенные средства»;

6) «Прочие активы и прочие пассивы».

На счетах первого подраздела «Средства на счетах» отражаются средства клиентов на банковских счетах, открытых по группам однородных клиентов. В этом же подразделе имеются счета для отражения средств в расчетах, включая аккредитивы к оплате, средства для расчетов чеками, инкассированную денежную выручку, переводы в Россию и из России, транзитные и прочие счета.

Во втором подразделе «Депозиты» присутствуют счета, на которых отражаются депозитные средства, открытые клиентами, включая депозиты физических лиц российских граждан и граждан-нерезидентов.

В третьем подразделе «Прочие привлеченные средства» отражаются прочие привлеченные средства юридических лиц, которые указываются по всем группам клиентов.

В четвертом подразделе «Кредиты предоставленные» указаны счета, на которых отражаются кредиты, выданные банком по всем группам клиентов с указанием сроков размещения, отдельные счета этого подраздела выделены для учета просроченных кредитов и просроченных процентов по выданным кредитам.

В пятом подразделе «Прочие размещенные средства» указываются прочие размещенные средства по группам клиентов, по определенным срокам.

В четвертом и пятом подразделах присутствуют счета, на которых отражаются созданные резервы по кредитам (четвертый подраздел) и по прочим размещенным средствам (пятый подраздел).

Шестой подраздел «Прочие активы и прочие пассивы» предназначен для учета расчетов с клиентами по отдельным группам банковских операций, а также для учета требований и обязательств по уплате процентов, их неисполнение, счета для учета операций по лизингу, учета вложений в приобретенные права требований, учета активов, переданных в доверительное управление, резервы по указанным операциям.

Пятый раздел балансовых счетов называется «Операции с ценными бумагами». Он состоит из четырех подразделов:

1) «Вложения в долговые обязательства»;

2) «Вложения в долевые ценные бумаги»;

3) «Учтенные векселя»;

4) «Выпущенные ценные бумаги».

На счетах первого подраздела «Вложения в долговые обязательства» отражаются активные операции банка, связанные с формированием портфеля долговых обязательств сторонних эмитентов, оцениваемых по справедливой (текущей) стоимости через прибыль или убыток, а также долговых обязательств, имеющихся в наличии для продажи.

На счетах указанного подраздела отражаются также долговые обязательства, удерживаемые банком до погашения, по каждой группе перечисленных счетов присутствуют разные счета, на которых учитываются результаты переоценки вложений в долговые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости и имеющиеся в наличии для продажи, а по ценным бумагам, удерживаемым до погашения, и долговым обязательствам для продажи предусмотрены счета для учета созданных резервов под возможные потери. В этом подразделе предусмотрены два счета для учета процентных доходов, как по долговым обязательствам, так и по векселям.

В указанном подразделе присутствует счет для учета долговых обязательств, не погашенных в срок (счет 50505). Значение этого счета заключается в том, что он по своей сути отражает сумму потерянных вложений банка в долговые обязательства сторонних эмитентов. На счете 50507 отражаются резервы, созданные по долговым обязательствам, не погашенным в срок, создание таких резервов впоследствии позволит произвести списание с баланса таких долговых обязательств.

Второй подраздел «Вложения в долевые ценные бумаги» подразделяется на три счета первого порядка: 506 счет служит для учета долевых ценных бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток. На счете 507 отражаются вложения банка в долевые ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи, на указанных счетах присутствуют парные счета для учета переоценки указанных ценных бумаг. На 509 счете отражаются предварительные затраты для приобретения ценных бумаг, а также для учета резервов на возможные потери.

В третьем подразделе «Учтенные векселя» отражаются вложения банков в векселя всех групп векселедателей, включая векселя, выпущенные органами власти иностранных государств и авалированные (гарантированные) ими, а также векселя банков-нерезидентов и векселя прочих нерезидентов.

В четвертом подразделе «Выпущенные ценные бумаги» отражаются пассивные счета, на которых в банках учитываются все обязательства банка по выпущенным им ценным бумагам:

· облигациям;

· депозитным и сберегательным сертификатам;

· выпущенным векселям и банковским акцептам.

На отдельном счете этого подраздела (счет 524) отражаются обязательства банка по выпущенным ценным бумагам к исполнению, то есть по тем обязательствам, срок погашения или обращения которых наступил, на этом счете также указываются проценты и купоны, подлежащие оплате при погашении ценной бумаги. Следует отметить, что этот счет для банка является тестовым, поскольку отражает обязательства банка, подлежащие немедленному исполнению. Сумма, указанная в балансе банка на этом счете, должна учитываться при расчете показателя «Средства на счетах до востребования» при расчете платежеспособности банка. На счете 525 указаны два счета:

1) 52501 — для учета обязательств банка по процентам и купонам по выпущенным ценным бумагам;

2) 52503 — активный счет, отражающий дисконт по выпущенным ценным бумагам.

О правилах учета ценных бумаг более подробно будет сказано в содержании главы 8 «Учет операций с ценными бумагами».

Шестой раздел балансовых счетов называется «Средства и имущество» и включает подразделы:

1) «Участие»;

2) «Расчеты с дебиторами и кредиторами»;

3) «Имущество»;

4) «Доходы и расходы будущих периодов».

В первом подразделе «Участие» присутствуют два счета: счет 301 «Участие в дочерних и зависимых акционерных обществах» и счет 602 «Прочее участие», на которых отражаются суммы средств, вложенные банком в капиталы банков и зависимых компаний, и резервы, созданные по этим позициям на возможные потери, а также участие в уставных капиталах банков, созданных в виде обществ с ограниченной ответственностью и в уставные капиталы банков-нерезидентов, включая созданные резервы.

Во втором подразделе «Расчеты с дебиторами и кредиторами» присутствуют пассивные счета, отражающие кредиторскую задолженность, и активные счета, отражающие дебиторскую задолженность, основная часть указанных счетов связана с с расчетами по направлениям хозяйственной деятельности и счета присутствуют парные. Следует обратить внимание на счет 60315 — активный, на котором отражается дебиторская задолженность, образовавшаяся по банковской операции при выплате банком сумм по предоставленным гарантиям, то есть указанная операция относится к операциям банка, выполненным в соответствии с полученной банковской лицензией.

В третьем подразделе «Имущество» отражаются балансовые счета, на которых учитываются:

- основные средства на балансе банка;

- амортизация основных средств;

- вложения в строительство;

- создание и приобретение основных средств и нематериальных активов;

- финансовая аренда, то есть имущество, полученное в лизинг, арендные обязательства.

На отдельных счетах отражаются нематериальные активы, материальные запасы, а также присутствует счет 612 «Выбытие и реализация», не имеющий признаков активности или пассивности.

В четвертом подразделе «Доходы и расходы будущих периодов» отражаются на отдельных счетах доходы будущих периодов по кредитным операциям и доходы будущих периодов по другим операциям — это счет 613, а на счете 614 открыты два счета для отражения расходов будущих периодов как по кредитным операциям, так и для учета расходов будущих периодов по другим операциям.

Седьмой раздел «Результаты деятельности» полностью обновлен в связи с новым порядком учета доходов и расходов, введенным Положением Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 16 июля 2012 года N 385-П по учету доходов и расходов банка по методу начислений. Раздел 7 включает всего четыре осн

Наши рекомендации