Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях.
Таблица 2
№ п/п | Уровень | Нормативные документы |
I уровень | Законы и иные законодательные акты: 1. Гражданский кодекс РФ; 2. Налоговый кодекс РФ; 3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; 4. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; 5. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности. | |
II уровень | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. | |
III уровень | 1. Методические указания по бухгалтерскому учету о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций; 2. Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств; 3. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства; 4. Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей; 5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению; | |
IV уровень | Учетная политика предприятия – совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов, а требуется выбрать один. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. |
На федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности осуществления бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое Минфином РФ и другим органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, при осуществлении деятельности конкретной организацией имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и другими причинами, что вызывает необходимость регулирования бухгалтерского учета на уровне организации.
Можно выделить следующие уровни системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета:
1. Первый уровень. Законы и иные законодательные акты: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета. Кроме того, к документам этого уровня относятся Указы Президента РФ, постановления правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях. Важными документами первого уровня системы являются также законы соответствующих организационно-правовых форм экономических субъектов, например, ФЗ «Об акционерных обществах» и другие.
2. Второй уровень – указы Президента РФ. Указы Президента РФ могут регулировать практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета они могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывается и принимается Федеральным Собранием соответствующий федеральный закон. После этого указ Президента РФ отменяется, и начинают действовать положения данного закона.
3. Третий уровень – постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти документы разрабатываются, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента РФ. В постановлениях и распоряжениях Правительства РФ детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
4. Четвертый уровень – Положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ (система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не законодательного регулирования этих вопросов). В этих документах устанавливаются общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений применяться не должны.
5. Пятый уровень – методические рекомендации, инструкции и т. п. Нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами управления (министерствами и ведомствами). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению всеми организациями, ведущими бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.
6. Шестой уровень – указания, разъяснения, письма и т. п. Документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина РФ и НС РФ) не обязательны к применению всеми организациями, а носят рекомендательный характер.
7. Седьмой уровень – внутренние документы организации, разрабатываемые структурными подразделениями и утверждаемые, как правило, приказом руководителя организации.
Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости. Документом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ. Однако, ни одно из положений Конституции РФ прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому данный документ не может быть отнесен к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
В 1996 г. принят и вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.
Настоящий Закон полностью посвящен обеспечению бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно - финансовой деятельностью организаций и предприятий.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на
все организации, находящиеся на территории России. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.
Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете –обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Минфин РФ разработал и утвердил Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ (от 29.07.98г.№34н).
Это Положение закрепило базовые понятия, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций). Основой Положения стал ФЗ «О бухгалтерском учете». Положение состоит из 6 разделов:
1. Общие положения.
2. Основные правила ведения бухгалтерского учета.
3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.
4. Порядок представления бухгалтерской отчетности.
5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности.
6. Хранение документов бухгалтерского учета.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной ФЗ «О бухгалтерском учете».
Методические указания, инструкции, рекомендации
В составе этих нормативных документов можно выделить:
1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
2. Порядок ведения кассовых операций в РФ.
3. Положение ЦБР «О безналичных расчетах в РФ».
4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
5. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.
6. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на 1 акцию.
7. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности и др.