РУП «СПО «Химволокно» по электронным картам
№ п/п | Содержание операции | Корреспондирующие счета | Сумма, тыс. руб. | |
дебет | кредит | |||
Произведена предоплата поставщику за ГСМ согласно условиям договора | 60.00 | 51.00 | 14 333 | |
Оприходована кредитная (электронная) карта | 10.90 | 60.00 | ||
На основании Отчёта по отпуску нефтепродуктов и оказанию услуг по электронным картам и распечатки по окончании календарного месяца отражено поступление ГСМ | 10.30 | 60.00 | 12 156 | |
НДС по поступившему бензину и кредитной карте | 18.31 | 60.00 | 2 197 | |
Принят к вычету НДС по оплаченному бензину А-92 | 18.31 | 2 197 |
При поступлении в бухгалтерию всех приходных и расходных документов они всесторонне проверяются, прежде всего, производятся оценка принятых и отпущенных материалов по учетной цене (таксировка документов). Проверенные документы подвергают раздельной группировке в трех направлениях, отраженных на рисунке 3.2.
Документы | |
Приходные | Расходные |
1. По складам и материально ответственным лицам | |
2. По группам или видам материалов | |
3. По поставщикам и другим источникам поступления | 3. По объектам калькуляции и объектам других затрат |
Рисунок 3.2 - Группировка приходных и расходных документов бухгалтерией предприятия
Группировка приходных документов по поставщикам в бухгалтерии совмещается с учетом приобретения материалов и расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6 и в заменяющих его компьютерных распечатках ведомость поставок сырья и материалов (приложение Р).
Группировка документов по складам и материально-ответственным лицам, а также группам или видам материалов осуществляется составлением накопительных ведомостей, которые ведутся раздельно по приходу и расходу, отдельно для каждого склада (приложение С). В конце месяца в накопительных ведомостях по приходу и расходу выводят итоги по группам материалов, синтетическим счетам и складу в целом, а в накопительных ведомостях по приходу, кроме того, остаток материалов, переходящий на следующий месяц (приложение Т).
Накопительные ведомости по приходу и расходу материалов содержат необходимые данные для заполнения ведомости № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)» (приложение У), содержащей три раздела. Данные первого раздела позволяют получать информацию о поступлении материалов на предприятие по учетным ценам. Во втором разделе определяется сумма и средний процент транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) или отклонений (+, -), а также сумма транспортно-заготовительных расходов (отклонений) на остаток материалов, подлежащая списанию.
В третьем разделе, на основании данных накопительных ведомостей или отчетов об остатках и движении материальных ценностей, осуществляется свод данных об остатках и движении ценностей за месяц по учетным ценам и фактической себестоимости. Данные этого раздела сверяются с главной книгой.
В некоторых случаях, как правило, связанные с выполнением задания в командировке либо с разъездным характером на РУП «СПО «Химволокно» водителям выдаются денежные средства в подотчет для приобретения горюче-смазочных материалов на АЗС за наличный расчет. За израсходованные денежные средства на приобретение горюче-смазочных материалов подотчетное лицо составляет авансовый отчет с приложением оправдательных документов автозаправочной организации. При этом составляются следующие проводки:
1. Д-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т счета 50 «Касса» (51, 55) – на выданную сумму денежных средств водителю в подотчет с учетом НДС
2. Д-т счета 10 «Материалы» (субсчет 32 «Топливо в баках транспортных средств») – на стоимость без учета НДС
Д-т счета 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» - на сумму НДС
К-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на оприходование топлива по стоимости с учетом НДС
3. Д-т счета 23 «Вспомогательное производство» (20, 25, 26, 29 и др.)
К-т счета 10 «Материалы» (субсчет 32 «Топливо в баках транспортных средств») – на включение стоимости израсходованного топлива в издержки производства по нормам (в случае экономии - фактически).
Группировку израсходованных материальных ценностей по объектам калькуляции выполняет производственный сектор бухгалтерии на основе первичных документов и накопительных ведомостей. На основе полученной группировки производится списание материальных ценностей (горюче-смазочных материалов) по учетной стоимости и доле транспортно-заготовительных расходов или отклонений (+, -) на соответствующие счета и объекты калькуляции.
Учёт поступления на склад запасных частей идентичен описанным выше процедурам. Особенности учёта заключаются в следующем. На каждую шину, установленную на автомобиль, прицеп, полуприцеп, колёсный трактор при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме согласно приложению Ф.
Карточка учёта работы шины на предприятии не заводится при установлении её на погрузчик (электропогрузчик, автопогрузчик), стоимость которой списываются единовременно при установке (замене) на погрузчик - как запасные части по акту на списание товарно-материальных ценностей.
Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами.
В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом автомобиле, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу "Техническое состояние шины при установке". После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке.
Ежемесячно в карточку учета работы шины вносится фактический пробег автомобиля по спидометру, если не было замены запасной шиной.
При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля (включая запасную), так как это приводит к начислению пробега на неработающую запасную шину и неправильному определению фактического пробега каждой шины.
Для правильного учета пробега шин работник, ответственный за учет работы шин, ежеквартально выборочно проверяет по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточкам учета.
При снятии шины с эксплуатации в графу "Причины снятия шины с эксплуатации" карточки учета записываются ее полный пробег, ее техническое состояние, куда направляется шина - в ремонт, на восстановление или в утиль.
При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается председателем комиссии и членами комиссии назначенные распоряжением по цеху (отделу). В данном случае карточка является основанием для включения в акт на списание материальных ценностей. Акт утверждается в общеустановленном порядке с приложением карточки. Акт на списание подписывает комиссия, назначенная по цеху, приложение Х.
На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.
На каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль, заводится карточка учета ее работы согласно приложению Ц. Перед установкой АКБ присваивается номер, соответствующий гаражному номеру автомобиля.
При установке АКБ на автомобиль в карточку записываются следующие сведения:
– наименование автопредприятия;
– тип АКБ и ее гаражный номер;
– завод-изготовитель и дата изготовления АКБ;
– дата установки АКБ на автомобиль;
– марка автомобиля, гаражный номер и государственный номер;
– показания спидометра или пробег автомобиля.
Карточка учета работы АКБ хранится у работника, ответственного за учет работы АКБ, и служит главным документом при определении наработки АКБ (или пробега), его годности, предъявлении рекламации, списании и так далее.
Пробег наработки в карточки учета работы АКБ заносится из путевых листов.
Машины и механизмы эксплуатируемые на предприятии в которых не предусмотрены спидометры, либо не применятся путевые листы, работа АКБ определяется по установленным нормативно-эксплуатационным срокам.
АКБ, отработавшие установленные сроки в соответствующих условиях, могут быть списаны с учетом их фактического состояния и данных учетной карточки.
Кроме гарантийных норм службы АКБ устанавливаются нормативные эксплуатационные сроки службы, по истечении которых разрешается снимать АКБ с эксплуатации (т.е. списывать), если они по техническому состоянию непригодны для дальнейшей эксплуатации. Учитывая существенное влияние интенсивности эксплуатации автомобилей на срок службы АКБ, норматив по сроку службы дается не только по времени, но обязательно оговаривается допустимая наработка (пробег) автомобиля за это время. Следовательно, при повышении интенсивности эксплуатации автомобилей срок службы АКБ снижается и зависит от пробега.
При передаче-приемке автомобиля организациями вместе с другими документами передается (принимается) карточка учета работы АКБ.
Все изменения состояния АКБ в процессе эксплуатации автомобиля (отказы в работе, возникающие дефекты, механические повреждения и так далее) заносятся в журнал работы АКБ, который находится на аккумуляторном участке, и отражаются в учетной карточке, включая текущий ремонт и другие замечания по состоянию АКБ при техническом обслуживании.
Разрешается снижать или повышать нормативные сроки эксплуатации АКБ в зависимости от условий их эксплуатации. Величины снижения или повышения нормативного срока эксплуатации АКБ устанавливаются приказом по предприятию.
Снижение нормативных сроков эксплуатации АКБ на предприятии производится:
– для автомобилей скорой медицинской помощи - до 10%;
– для автомобилей, оборудованных дополнительными потребителями электроэнергии (радиотелефон, радиостанция, СГУ, прибор измерителя скорости, сварочная установка, испытательно-измерительная лаборатория, плазменная резка, вакуумная установка, установка по очистке воды и тому подобное), - до 10%;
Суммарное снижение нормативного срока эксплуатации АКБ не должно превышать 20%.
Нормативный срок эксплуатации АКБ уменьшается на один месяц за каждые 5 тыс. км сверх наработки 90 тыс. км и за каждые 2 тыс. км сверх наработки 100 тыс. км.
Списание АКБ производится комиссией, назначаемой распоряжением по цеху (отделу). В данном случае карточка учета, составленная согласно приложению Ц, является основанием для списания по акту на списания материальных ценностей. Акт утверждается в общеустановленном порядке с приложением карточки. Акт на списание подписывает комиссия назначенная по цеху.