Структура финансово-результатных счетов
Дебет | Кредит |
Оборот — убытки | Оборот — прибыли |
Остаток — чистый убыток | Остаток — чистая прибыль |
Например, для счета «Прибыли и убытки» характерна структура активно-пассивного счета. На этом счете сопоставляются все валовые доходы и валовые расходы, которые влияют на финансовый результат. Доходы отражают по кредиту, а расходы — по дебету счета. Превышение доходов над расходами образует балансовую прибыль. Если валовые расходы превышают валовые доходы, то финансовый результат — балансовый убыток.
4.5. Структура плана счетов бухгалтерского
учета (см. п. 7 схемы 4)
План счетов — сгруппированный на научной основе систематизированный перечень счетов, используемых для текущего бухгалтерского учета имущества и капитала предприятия в целях осуществления контроля и составления финансовой отчетности с указанием их кодовых обозначений и установленный для определенной категории предприятий.
В настоящее время действует План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом министерства финансов Российской Федерации 31 октября 2000 г - см. Приложение 3.
Необходимость пересмотра плана счетов вызвана следующими основными факторами:
· упрочнение рыночных отношений в народном хозяйстве;
· развитие методики бухгалтерского учета;
· обеспечение гармонизации правил бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.
С развитием рыночных отношений в экономике России предъявляются новые требования к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения полезности результатной информации бухгалтерского учета, что с точки зрения заинтересованных пользователей выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении предприятия. Однако, для решения новых задач, требуется рационализация порядка систематизации и накопления информации, т.е. совершенствования отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета.
В плане счетов 1992 г. порядок учета финансовых результатов хозяйственной деятельности не обеспечивал системного формирования данных, необходимых для подготовки отчета о прибылях и убытках, необходимого акционерам и другим инвесторам. В частности сальдо счета прибылей и убытков, полученное по правилам плана счетов 1992 г. не характеризует ни величину чистой прибыли отчетного года, ни величину нераспределенной прибыли. Для удовлетворения потребностей акционеров и инвесторов о действительной сумме прибыли, подлежащей распределению необходимы многочисленные корректировки.
Особую актуальность введения нового плана счетов придает активная и целенаправленная работа по сближению отечественной учетной практики с международно признанной практикой бухгалтерского учета. Принятое Правительством Российской Федерации решение об ориентации на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предопределяет необходимость значительных изменений процесса формирования финансовой информации. Российская система бухгалтерского учета должна обеспечивать подготовку данных, пригодных для составления финансовой отчетности по МСФО или, как минимум, сопоставимых с показателями, полученными на основе этих стандартов.
Основные подходы к пересмотру счетного плана сложились в результате глубокого анализа практики применения плана счетов 1992 г. В основу построения плана счетов 2001 г. были положены следующие подходы:
· независимость содержания финансовой информации, формирующейся в бухгалтерской учете, от структуры плана счетов;
· относительная независимость процесса формирования и систематизации информации о фактах хозяйственной жизни от формирования данных для целей налогообложения;
· относительная независимость учетного процесса от какого-либо определенного вида бухгалтерской отчетности (официальной или по МСФО);
· обеспечение возможности хозяйствующим субъектам свободно конструировать рабочие планы счетов, соблюдая общие методические принципы бухгалтерского учета;
· практическое удобство работы с новым планом счетов;
· преемственность в построении плана счетов.
В плане счетов указываются наименования синтетических счетов и их кодовые обозначения. Кодовые обозначения синтетических счетов двузначные, а забалансовых — трехзначные.
Применение кодов синтетических счетов ускоряет обработку первичных документов. При разметке документов на них вместо наименований дебетуемого и кредитуемого счетов указываются коды корреспондируемых счетов.
Некоторые синтетические счета имеют субсчета (счета второго порядка) — это промежуточные счета между синтетическими и аналитическими. Субсчета дают возможность провести дополнительную группировку данных аналитического учета внутри одного синтетического счета. Они применяются предприятиями в зависимости от потребностей – в целях анализа, контроля и составления отчетности. Предприятиям предоставлено право уточнять содержание субсчетов, а также вводить дополнительные, исключать или объединять отдельные субсчета.
Аналитические счета в план счетов не включаются, так как это сделало бы его громоздким и неудобным для пользователя. К плану счетов прилагается инструкция по его применению. В ней дается экономическая характеристика счетов и типовая (заранее установленная) корреспонденция их между собой. Типовую схему корреспонденции счетов, приведенную в инструкции, нельзя рассматривать как исчерпывающую все возможные варианты корреспонденции счетов. При от отражении хозяйственных операций по фактам хозяйственной деятельности, корреспонденция по которой не предусмотрена в типовой схеме, предприятие может ее дополнить. При этом должны соблюдаться правила и основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета.
Все синтетические счета в плане счетов сгруппированы в восемь разделов с учетом их экономического содержания (см. приложение 3).
В соответствии с типовым планом счетов бухгалтерского учета на каждом предприятии разрабатываются рабочие планы счетов, которые включают лишь счета, используемые на данном предприятии.
При необходимости в План счетов можно вводить дополнительные счета, используя свободные кодовые обозначения счетов по согласованию с Минфином РФ.
Единый план счетов имеет огромное значение для правильной организации и постановки бухгалтерского учета. Он обеспечивает правильное отражение хозяйственной деятельности предприятий в соответствии с отраслевыми особенностями, он обеспечивает единообразие бухгалтерского учета, способствует его упорядочению и упрощению.
На практике использование плана счетов значительно ускоряет работу бухгалтера, так как вместо названия счета указывают просто его кодовое обозначение, например в бухгалтерских проводках.
4.6. Тесты для самоконтроля
? |
№ 1
К активным счетам относятся:
1. Счет 50 «Касса».
2. Счет 60 «Расчеты с поставщиками».
3. Счет 83 «Доходы будущих периодов».
4. Счет 85 «Уставный капитал».
? |
№ 2
К пассивным относятся:
1. Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию».
2. Счет 57 «Переводы в пути».
3. Счет 51 «Расчетный счет».
4. Счет 58 «финансовые вложения».
? |
№ 3
Активно-пассивным является:
1. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
2. Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
5. Счет 67 «Долгосрочные кредиты банков».
? |
№ 4
Все денежные счета:
1. Активные.
2. Пассивные.
3. Активно-пассивные.
4. Активные и активно-пассивные.
? |
№ 5
Расчетные счета могут быть:
1. Активными.
2. Пассивными.
3. Активными и активно-пассивными.
4. Активными, пассивными и активно-пассивными.
? |
№ 6
Все фондовые счета:
1. Пассивные.
2. Активные.
3. Активно-пассивные.
4. Пассивные и активно-пассивные.
? |
№ 7
Счета 20, 23 относятся к:
1. Собирательно-распределительным.
2. Калькуляционным.
3. Основным.
4. Сопоставляющим.
? |
№ 8
Бюджетно-распределительные счета используются для:
1. Уточнения оценки основных счетов.
2. Распределение затрат между синтетическими счетами.
3. Распределения затрат по отчетным периодам.
4. Собирания затрат с последующим их распределением.
? |
№ 9
Регулирующие счета используются для:
1. Учета источников образования хозяйственных средств.
2. Уточнения оценки объектов, отражаемых на основных счетах.
3. Учета процесса реализации.
4. Уточнения оценки объектов, отражаемых на калькуляционных счетах.
? |
№ 10
К собирательно-распределительному счету относится:
1. Счет 26.
2. Счет 20.
3. Счет 90.
4. Счет 98.
? |
№ 11
Счет 42 «Торговая наценка»:
1. Уменьшает оценку счета 41 « Товары».
2. Увеличивает оценку счета 41 «Товары».
? |
№ 12
План счетов бухгалтерского учета — это:
1. Совокупность синтетических, аналитических счетов и субсчетов.
2. Совокупность синтетических и аналитических счетов.
3. Совокупность синтетических счетов, субсчетов и забалансовых счетов.
4. Перечень синтетических счетов.
? |
№ 13
Калькуляционные счета могут быть:
1. Активными.
2. Пассивными.
3. Активными и активно-пассивными.
4. Активными, пассивными и активно-пассивными.
? |
№ 14
Регулирующие счета могут быть:
1. Активными.
2. Пассивными.
3. Активными и активно-пассивными.
4. Активными и пассивными.
5. Активными, пассивными и активно-пассивными.
Оценка хозяйственных средств
и калькуляция себестоимости
продукции (работ, услуг)
Изучив данную тему вы узнаете:
· какое место занимает оценка и калькуляция среди способов, формирующих содержание метода бухгалтерского учета
· какие объекты бухгалтерского учета подлежат оценке
· что представляет собой оценка хозяйственных средств
· какие основные принципы оценки
· как оцениваются в бухгалтерском учете основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, готовая продукция и товары
· что представляет собой калькуляция
· какие существовали и как менялись взгляды ученых в области бухгалтерского учета на проблему калькулирования себестоимости продукции
· что является объектом калькулирования и калькуляционной единицей
· как осуществляется группировка текущих затрат
· каков состав затрат по экономическим элементам
· каков состав затрат по калькуляционным статьям расходов
· какие бывают виды себестоимости продукции
· какие бывают виды калькуляций и виды затрат по способу включения в себестоимость продукции (работ, услуг)
5.1. Роль оценки и калькуляции
в формировании информационной
системы бухгалтерского учета
Применение денежного измерителя в бухгалтерском учете как обобщающего, позволяет измерять разнородные экономические явления. Реализуются эти возможности бухгалтерского учета при помощи оценки и калькуляции. На их основе осуществляется стоимостное измерение разнообразных хозяйственных операций во всех сферах экономической деятельности.
Оценка и калькуляция занимают определяющее место среди способов, формирующих содержание метода бухгалтерского учета. Это обусловлено содержанием учетной информации, полученной с помощью оценки и калькуляции. С их помощью достигается стоимостное измерение и обобщение фактов хозяйственной деятельности предприятия и тем самым становится возможным определить уровень эффективности принимаемых управленческих решений.
5.2. Понятие оценки хозяйственных средств,
ее принципы и значение (см. п. 1, 2 схемы 5)
Оценка хозяйственных средств имеет важное значение для определения финансового состояния предприятия и результатов его деятельности. Оценка есть способ выражения экономических событий (явлений) в денежном измерителе.
Оценка имущества и обязательств, а также хозяйственных процессов ведется в валюте, действующей на территории Российской Федерации, т.е. в рублях. Если имущество и обязательства выражены в иностранной валюте, то осуществляется пересчет в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совершения хозяйственной операции.
Оценке подлежат следующие объекты бухгалтерского учета:
1. Основные средства
2. Нематериальные активы
3. Производственно-материальные запасы
4. Готовая продукция
5. Товары
6. Финансовые вложения (краткосрочные и долгосрочные)
Основополагающими принципами, определяющими правильность оценки имущества и обязательств, являются реальность и единство.
Реальность оценки заключается в объективности соответствия стоимостной оценки отдельных объектов бухгалтерского учета их фактической величине. Для этого необходимо точное определение (калькулирование) фактической себестоимости сы-
рья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции.
Единство оценки означает ее единообразие и постоянство, что достигается установлением обязательных правил оценки и строгим контролем за их соблюдением.
Наряду с определяющей – первоначальной оценкой, т. е. на дату принятия к учету хозяйственной операции, применяется и другие оценки, необходимость которых связана с инфляционными процессами. Использование иных методов оценки направлено на приближение первоначальной оценки к реальной, соответствующей современным издержкам воспроизводства продукции, работ и услуг.
Неправильное исчисление реальной оценки отдельных объектов учета дает искажение в интерпретации фактов экономических событий, что может привести к принятию неправильных управленческих решений.
Способы оценки зависят от видов имущества и обязательств.
Основные средства наряду с первоначальной стоимостью учитываются по восстановительной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость — это стоимость возведения или приобретения основных средств, включая расходы по их доставке и установке.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств, характеризует современные издержки, их фактическую себестоимость. Первоначальная стоимость переводится в восстановительную в результате переоценки основных средств, проводимой по решению правительства.
Остаточная стоимость используется в учете для реальной оценки основных средств, она равна первоначальной (восстановительной) стоимости за минусом суммы их износа.
Аналогично оцениваются нематериальные активы. Первоначальная стоимость нематериальных активов включает их покупную стоимость либо экспертную оценку и расходы по доведению объекта в состояние готовности к эксплуатации в соответствии с его назначением.
Производственные запасы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, МБП и т.д.) при оприходовании вначале принимаются к учету по твердым учетным ценам: нормативной или плановой себестоимости с обязательным исчислением к концу отчетного месяца фактической себестоимости их приобретения. Расход производственных запасов допускается оценивать по одному из следующих трех методов:
· средневзвешенной себестоимости;
· себестоимости первых по времени закупок партий (ФИФО);
· себестоимости последних по времени закупок партий (ЛИФО).
В странах с развитыми рыночными отношениями применяются и другие методы оценки производственных запасов: следующая партия на приход – первая в расход (НИФО), базисный и другие.
Готовая продукция оценивается по плановой производственной себестоимости или по нормативной себестоимости с выделением разницы между плановой и фактической себестоимостью.
Товар оценивается по оптовым или розничным ценам. В оптовую цену товара входит его производственная себестоимость, прибыль, акцизы, НДС. В розничную цену включается наценка снабженческо-сбытовых и торговых организаций.
5.3. Калькуляция, ее виды и содержание
(см. п.3 схемы 5)
Калькуляция (лат. – «счет, подсчет») есть процесс расчета денежных затрат на единицу продукции и конкретного вида работы, услуги.
В дореволюционной отечественной литературе рассматривалось три вида калькуляции: покупная; продажная; своей цены.
Первая включала расходы по приобретению и доставке, вторая – выручку за минусом издержек по реализации, третья – затраты на изготовление предметов с прибавлением косвенных расходов, включение которых в себестоимость каждого вида изделий почти всеми авторами считалось непреложным.
Проблема калькулирования себестоимости всегда интересовала ученых в области бухгалтерского учета.
Авторитетный бухгалтер А.П. Рудановский в 1925 г. писал, что «себестоимость есть величина лишь вероятная» [14, с. 500]. Особенность его взглядов состояла в том, что себестоимость, исчисляемая по фактическим затратам, носит односторонний характер ввиду различия уровня цен на одинаковые материалы. В связи с этим Рудановский считал, что необходимо определять две себестоимости: одну – по фактическим затратам; другую – нормированную. Разрыв между ними должен обусловливать коммерческую политику предприятия. А.П. Рудановский предлагал включать в себестоимость только прямые затраты, полагая, что косвенные возмещаются за счет прибавочного продукта. А его ученик А.М. Галаган стремился к ликвидации косвенных расходов, путем трансформации их в прямые.
Идеи Рудановского и Галагана повлияли на формирование нормативного учета. Уже в конце 20-х годов, не без влияния Рудановского, начинает развиваться нормативный учет, в котором все затраты, связанные с производством и сбытом, заранее предусматривались в виде норм. Сравнение фактических затрат с нормами выявляет нарушения заранее предусмотренного производственного цикла. Тем самым расчетный прием (калькуляция) превращается в мощное действенное орудие управления предприятием.
Нормативный учет связывают также с именами Е.Г. Либермана и М.Х. Жебрака. Именно Жебрак разработал предложения по организации синтетического учета в условиях применения нормативного метода учета затрат. Он предлагал разделить учет на три счета: плановых затрат на производство, отклонений от плановых норм и изменений утвержденных норм [14, с.501]. Впервые нормативный учет был использован на практике в 1930 г. на харьковском заводе «Серп и молот». В учете затрат нормативная калькуляция и нормативный учет затрат представляют частный случай общей теории калькуляции.
В развитие общей теории калькуляции в 30-е годы внесли вклад крупные отечественные ученые: Р.Я. Вейцман, Н.А. Блатов и В.И. Стоцкий.
Р.Я. Вейцман утверждал, что калькуляция имеет два смысла:
· исчисление в едином денежном измерителе результатов какого-нибудь определенного процесса (широкое понимание);
· исчисление себестоимости единицы готовой продукции или услуги (узкое понимание) [14, с. 504].
Н.А. Блатову принадлежит заслуга наиболее подробного обоснования необходимости расчета себестоимости. Он писал:
«производственная калькуляция обеспечивает:
· изучение всех факторов, которые создают фактическую себестоимость продукции;
· систематический контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости;
· получение всех необходимых данных для планирования заданий по себестоимости;
· получение всех данных для установления отпускных цен;
· определение … результатов хозрасчетных бригад, цехов и предприятий в целом;
· выявление и ликвидацию «узких мест» в управлении предприятием и организации производственного процесса». [13, с.504].
В.И. Стоцкий выдвинул главное положение – калькуляция зависит от цели. К заслугам Стоцкого относят разработанную классификацию калькуляций и деление производственных расходов на прямые и косвенные, на основные и накладные – что стало прочным достоянием науки.
Большинство авторов и практиков склонны рассматривать себестоимость, разделяя идеи Н.А. Блатова, как центральную категорию бухгалтерского учета (В.П. Войтехов, 1937 г.; И.И. Поклад, 1966 г.; В.А. Бунимович, 1967 г.; П.П. Новиченко, 1970 г.; П.С. Безруких, 1974 г.; А.Д. Шеремет, 1974 г.; С.А. Стуков, 1975 г.; А.С. Бородин, 1978 г.; И.А. Шевчук, 1978 г.).
Вопрос о соотношении учета затрат и калькуляции был поднят в середине 60-х годов Н.Г. Чумаченко, И.А. Басмановым и Э.К. Гильде. Теоретически рассматривались четыре возможных подхода:
1) калькуляция обусловливает учет затрат;
2) учет затрат обуславливает калькуляцию;
3) калькуляция и учет тождественны;
4) калькуляция и учет — независимые друг от друга понятия.
Первый подход поддерживали такие ученые как Н.А. Блатов, И.Д. Дудко, С.Х. Хапланов (1953 г.), В.А. Бунимович (1974 г.) и др.
Второй подход был и остается наиболее распространенным в отечественной литературе, его поддерживали: В.И. Стоцкий, Р.Я. Вейцман, М.Х. Жебрак (1950 г.), А.С. Наринский (1976 г.) и др.
Третий подход связан с именами крупнейшего русского ученого С.Ф. Иванова и его последователей Н.В. Богородского, П.Н. Василенко, С.А. Щенкова (1973 г.), А.Ш. Маргулиса (1975 г.), В.В. Сопко (1976 г.), П.П. Новиченко (1979 г.), В.Ф. Палия (1987 г.).
Четвертый подход выдвинули Н.Г. Чумаченко (1965 г.), Э.К. Гильде (1968 г.), И.А. Басманов (1970 г.), В.Б. Ивашкевич (1974 г.) и др. Полагаем, что этот взгляд, разграничивающий учет затрат и калькуляцию, наиболее полно отвечает принципам и методам бухгалтерского учета, так как учет фактических затрат может быть, а калькуляции может и не быть, или наоборот. Следовательно, оба понятия автономны и могут быть практически реализованы независимо друг от друга. Связь между ними носит частный характер.
С помощью калькуляции рассчитывается себестоимость, представляющая собой сумму всех затрат на производство и реализацию продукции в стоимостном выражении. Исходя из отраслевых особенностей отдельных производств в расчет себестоимости вносятся коррективы.
Основой системы управления себестоимостью продукции является прогнозирование и планирование отдельных видов затрат на базе научно обоснованных норм, четкая постановка учета и калькулирования, аудита и контроля за формированием издержек. Все эти элементы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Вопросы калькулирования возникают на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции.
В процессе расчета себестоимости продукции надо исходить из четкого представления, что такое объект калькулирования и калькуляционная единица.
В учете объектом калькулирования признается продукт производства (деталь, узел, изделие, группа однородных изделий), технологическая фаза (передел, производство), стадия и прочее, т. е. продукция разной степени готовности (работ или услуг).
Калькуляционная единица есть измеритель объекта калькулирования.
Также интересно сопоставить взгляды ведущих ученых на проблему — что следует понимать под объектом калькулирования:
М.О. Рубинов, А.С. Наринский (1776 г.) — продукт определенной потребительской стоимости;
А.Ш. Маргулис (1973 г.) — вид продукции;
П.С. Безруких (1974 г.) — отдельное изделие, работу, услуги, группу однородных изделий;
И.А. Ламыкин (1974 г.) — виды работ;
Н.Г. Чумаченко (1965 г.) — единицу вырабатываемой продукции;
В.Б. Ивашкевич и Б.И. Валуев (1974 г.) — продукцию в разрезе прейскурантных номеров.
И.С. Маукевичюс сводит калькуляционную единицу к продукту, выступающему объектом калькулирования, выраженному в натуральном или условном измерении.
Группировка текущих затрат осуществляется по элементам и статьям калькуляции.
По элементам затрат группировка необходима для получения информации о количестве затрат в отчетном периоде на изготовление конкретного объекта. Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономической сущностью по следующим элементам:
1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты (налоги, сборы, платежи по обязательному страхованию имущества и др.).
С помощью данной группировки затрат не представляется возможным осуществлять повседневный контроль за деятельностью предприятия и определять себестоимость отдельных видов продукции при многономенклатурном производстве. Эта задача решается при помощи группировки по калькуляционным статьям затрат.
С целью установления единых методологических подходов разработана типовая номенклатура статей затрат. Она включает следующие статьи:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы (вычитаются);
3) покупные и комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
4) топливо и энергия на технологические цели;
5) заработная плата производственных рабочих;
6) отчисления на социальные нужды;
7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
8) цеховые (общепроизводственные) расходы;
9) общезаводские (общехозяйственные) расходы;
10) потери от брака;
11) прочие производственные расходы;
12) коммерческие (внепроизводственные) расходы.
В зависимости от того, на каком уровне предприятие формирует себестоимость продукции, различают себестоимость:
· цеховую (ст. 1—8 включительно);
· заводскую (ст. 1—11 включительно);
· полную (ст. 1—12 включительно).
С учетом отраслевых особенностей типовая номенклатура статей трансформируется. Группировка затрат по статьям расходов используется во внутрипроизводственном планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции, работ, услуг. Она определяет содержание отдельных методов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг.
В свою очередь методы учета производственных затрат классифицируются, исходя из содержания технологического процесса на конкретном предприятии, объектов калькуляции и способа сбора информации.
Полнота и достоверность затрат, относимых на конкретные объекты учета, обеспечиваются четкой постановкой первичного учета, высокой степенью его аналитичности.
По способу включения в себестоимость все затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты прямо включаются в себестоимость конкретных объектов калькулирования. Это заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, сырье и материалы.
Косвенные затраты относятся ко всему производству в целом или к отдельным его подразделениям. Это амортизационные отчисления, затраты на ремонт, заработная плата административно-управленческого персонала, хозяйственные, канцелярские и другие расходы. В течение месяца они собираются на отдельных счетах, а в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции. Основой для такого распределения могут быть либо прямые затраты, либо заработная плата основных производственных рабочих.
Полнота и правильность отнесения затрат на отдельные виды продукции — одно их важнейших требований к работе бухгалтера, поскольку от этого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности предприятий. Полнота и правильность отнесения затрат являются объектом проверки налоговых инспекторов, поскольку при неоправданном завышении себестоимости занижается прибыль и уменьшаются налоговые платежи в бюджет.
В связи с этим в бухгалтерском учете существует специальный документ, регламентирующий отнесение на себестоимость отдельных видов затрат — «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденный Приказом № 552 от 05.08.92 г. с последующими дополнениями и изменениями. В нем подробно указано, какие затраты, связанные с производством и реализацией, должны включаться в себестоимость, а какие должны покрываться из прибыли.
Пример
Предприятие изготавливает два вида продукции. В течение месяца выполнены следующие операции:
1. Отпущены со склада в производство материалы, в том числе:
на изготовление продукции А 3 000 руб.
на изготовление продукции Б 1 000 руб.
Итого: 4 000 руб.
2. Начислена заработная плата:
рабочим, изготавливающим продукцию А 1 200 руб.
рабочим, изготавливающим продукцию Б 800 руб.
управленческому персоналу 200 руб.
Итого: 2 200 руб.
3. Произведены отчисления на социальные нужды:
по заработной плате на продукцию А 444 руб.
по заработной плате на продукцию Б 296 руб.
по заработной плате управленческого персонала 74 руб.
Итого: 814 руб.
4. Отпущено топливо на общехозяйские нужды 24 руб.
5. Начислена амортизация основных фондов общехозяйственного назначения 16 руб.
6. Списаны для включения в себестоимость общехозяйственные расходы: 200 + 74 + 24 + 16 = 314 руб.
7. Сдана на склад продукция А в количестве 100 шт. на сумму 4 832,4 руб.
По данным операциям в синтетическом учете составлены проводки:
1. Д-т 20
К-т 10 4 000
2. Д-т 20
К-т 70 2 000
Д-т 26
К-т 70 200
3. Д-т 20
К-т 69 740 (444 + 296)
Д-т 26
К-т 69 74
4. Д-т 26
К-т 10 24
5. Д-т 26
К-т 02 16
6. Д-т 20
К-т 26 314
7. Д-т 40
К-т 20 4 832,4
Один из способов распределения общехозяйственных расходов — в соответствии с заработной платой работников основного производства при изготовлении изделия А и изделия Б.