Особенности аудита расчетных операций

Особенности аудита расчетных операций

В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в расчетные отношения с покупателями, поставщиками, банками, работниками, бюджетом и т.п. Разнообразие участников и форм расчетов создает предпосылки для возникновения ошибок и нарушений. Кроме того, эффективная организация расчетных операций обеспечивает высокую оборачиваемость средств предприятия, укрепление договорной дисциплины и, в конечном итоге, улучшение финансового состояния. Все это обуславливает особенности аудита расчетных операций.

Расчеты охватывают все этапы производственного цикла. Расчеты, как правило, не являются видом деятельности организации, они сопровождают осуществление хозяйственных операций. Это означает, что проверка расчетов как таковых не может быть самостоятельным разделом аудита. Она связывается с проверкой операций по приобретению и продаже имущества, оплате налогов и т.п. Например, при проверке операций с основными средствами проверяется, в том числе, и расчеты с поставщиками. Поэтому к проверке расчетов, как правило, относят определение правильности отражения в учете и отчетности следующих операций:

1. расчеты с поставщиками и покупателями

2. расчеты по кредитам и займам

3. расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

4. расчеты по оплате труда и прочим операциям с персоналом

5. расчеты с учредителями

6. внутрихозяйственные расчеты

В зависимости от принципов планирования, определенных в аудиторской организации, расчеты могут быть систематизированы иначе.

Цель аудита расчетных операций заключается в определении достоверности показателей отчетности, характеризующих расчеты, а также соответствие ведения расчетов законодательству РФ.

Особенности проверки расчетных операций заключаются в следующем.

1. Разнообразие расчетов. Это означает, что начинать проверку необходимо с ознакомления с рабочим планом счетов. Кроме того, целесообразно взять разъяснение от ответственного работника бухгалтерии о том, какие операции на каких аналитических счетах учитывается с целью однозначного понимания отраженных операций.

2. Значительное количество однотипных операций. Это означает, что при проверке расчетов чаще всего применяется выборка в виде монографического обследования или обследования основного массива.

3. Активное влияние на механизм расчетов положений законодательных и нормативных актов. При проверке расчетов аудитору, прежде всего, необходимо учитывать изменения в вопросах налогообложения, которые относятся к проверяемому периоду. Это означает, что аудитор должен иметь доступ к информации о требованиях законодательства соответствующего периода.

4. Расчеты – это инструмент осуществления хозяйственной операции. Это означает, что проверка расчетной операции может закончиться подтверждением либо правильности отражения приобретения или продажи имущества, либо остатка расчетов по операции. Например, расчеты с поставщиками оканчиваются поступлением ТМЦ или формированием задолженности перед ними на отчетную дату. Кроме того, проверку хозяйственных операций, с которыми связаны расчеты, может осуществлять иной аудитор. В этом случае, в соответствии с п.7 ФП(С)АД №2 рабочие документы должны быть составлены таким образом, чтобы они были понятны другому аудитору.

Аудит внутренних расчетов.

К внутренним расчетам относятся:

1. расчеты по заработной плате

2. расчеты с подотчетными лицами

3. расчеты с персоналом по прочим операциям

4. внутрихозяйственные расчеты

Эти расчеты имеют некоторые особенности.

1. Эти производятся в основном наличными ДС.

2. Получаемые аудиторские доказательства имеют низкую степень достоверности, так как документация по этим операциям формируются внутри организации и используется в ее системе учета.

3. Эти расчеты могут иметь отраслевую, региональную или внутреннюю специфику, связанную с начислением заработной платы, оплатой командировок и т. п. Такие особенности, как правило, регулируются отраслевыми нормативными актами, информацию о которых должен иметь аудитор.

4. Эти расчеты объединяет только их внутренний характер. В остальном они практически никак не связаны. Это означает, что каждый из выделенных видов расчетов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании аудиторской проверки и распределении аудиторских кадров.

Все это означает, что внутренние расчеты можно отнести к зонам повышенного аудиторского риска. В результате формируются особые требования к оценке системы внутреннего контроля.

Аудит внешних расчетов.

К внешним расчетам относятся:

1. расчеты с поставщиками и подрядчиками

2. расчеты с покупателями и заказчиками

3. расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

4. расчеты по кредитам и займам

5. прочие расчеты с внешними контрагентами

Особенности проверки этих расчетов заключаются в следующем:

1. От состояния этих расчетов зависит не только платежеспособность организации и финансовое положение, но и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей о состоянии внешних расчетов необходима всем пользователям отчетности. Поэтому проверка этого участка требует особой тщательности.

2. Высокий аудиторский риск. Разнообразие этих расчетов и большое количество операций требует особого подхода к формированию выборочной совокупности. При этом в зависимости от профессионального суждения аудитор может, не смотря большой объем информации, проводить сплошную проверку для снижения риска необнаружения.

3. В результате этих расчетов формируются важные налогообразующие показатели: выручка от продаж, прочие доходы и расходы и т.п., а также операции по уплате налогов. Поэтому важность этого участка проверки трудно переоценить. Для этого используются наиболее квалифицированные специалисты.

4. Получаемые аудиторские доказательства имеют достаточно высокую степень достоверности. Помимо имеющейся у аудируемого лица документации могут быть использованы запросы к внешним контрагентам. Также используются данные инвентаризации расчетов и актов сверок. Положительную оценку уровня внутреннего контроля можно дать только тогда, когда инвентаризации не только проводятся и подтверждаются актами сверок, а их результаты отражаются в учете.

5. Особое значение здесь имеет соблюдение документооборота. Своевременность предоставления документации в бухгалтерию по внешним расчетам позволяет вовремя отразить эти операции в учете. В противном случае возможно искажение показателей отчетности, причем на существенные суммы.

6. Составлению рабочей документации аудитора уделяется особое внимание. Правильность осуществления внешних расчетов в проверяемой организации впоследствии подергается проверкам, либо выявленная аудиторская ошибка может привести к разбирательству с привлечением третьих лиц. Это означает, что рабочая документации аудитора должна давать однозначное понимания выявленных фактов и оформляться так, чтобы быть понятной при необходимости ее дальнейшего использования.

Особенности аудита расчетных операций

В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в расчетные отношения с покупателями, поставщиками, банками, работниками, бюджетом и т.п. Разнообразие участников и форм расчетов создает предпосылки для возникновения ошибок и нарушений. Кроме того, эффективная организация расчетных операций обеспечивает высокую оборачиваемость средств предприятия, укрепление договорной дисциплины и, в конечном итоге, улучшение финансового состояния. Все это обуславливает особенности аудита расчетных операций.

Расчеты охватывают все этапы производственного цикла. Расчеты, как правило, не являются видом деятельности организации, они сопровождают осуществление хозяйственных операций. Это означает, что проверка расчетов как таковых не может быть самостоятельным разделом аудита. Она связывается с проверкой операций по приобретению и продаже имущества, оплате налогов и т.п. Например, при проверке операций с основными средствами проверяется, в том числе, и расчеты с поставщиками. Поэтому к проверке расчетов, как правило, относят определение правильности отражения в учете и отчетности следующих операций:

1. расчеты с поставщиками и покупателями

2. расчеты по кредитам и займам

3. расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

4. расчеты по оплате труда и прочим операциям с персоналом

5. расчеты с учредителями

6. внутрихозяйственные расчеты

В зависимости от принципов планирования, определенных в аудиторской организации, расчеты могут быть систематизированы иначе.

Цель аудита расчетных операций заключается в определении достоверности показателей отчетности, характеризующих расчеты, а также соответствие ведения расчетов законодательству РФ.

Особенности проверки расчетных операций заключаются в следующем.

1. Разнообразие расчетов. Это означает, что начинать проверку необходимо с ознакомления с рабочим планом счетов. Кроме того, целесообразно взять разъяснение от ответственного работника бухгалтерии о том, какие операции на каких аналитических счетах учитывается с целью однозначного понимания отраженных операций.

2. Значительное количество однотипных операций. Это означает, что при проверке расчетов чаще всего применяется выборка в виде монографического обследования или обследования основного массива.

3. Активное влияние на механизм расчетов положений законодательных и нормативных актов. При проверке расчетов аудитору, прежде всего, необходимо учитывать изменения в вопросах налогообложения, которые относятся к проверяемому периоду. Это означает, что аудитор должен иметь доступ к информации о требованиях законодательства соответствующего периода.

4. Расчеты – это инструмент осуществления хозяйственной операции. Это означает, что проверка расчетной операции может закончиться подтверждением либо правильности отражения приобретения или продажи имущества, либо остатка расчетов по операции. Например, расчеты с поставщиками оканчиваются поступлением ТМЦ или формированием задолженности перед ними на отчетную дату. Кроме того, проверку хозяйственных операций, с которыми связаны расчеты, может осуществлять иной аудитор. В этом случае, в соответствии с п.7 ФП(С)АД №2 рабочие документы должны быть составлены таким образом, чтобы они были понятны другому аудитору.

Аудит внутренних расчетов.

К внутренним расчетам относятся:

1. расчеты по заработной плате

2. расчеты с подотчетными лицами

3. расчеты с персоналом по прочим операциям

4. внутрихозяйственные расчеты

Эти расчеты имеют некоторые особенности.

1. Эти производятся в основном наличными ДС.

2. Получаемые аудиторские доказательства имеют низкую степень достоверности, так как документация по этим операциям формируются внутри организации и используется в ее системе учета.

3. Эти расчеты могут иметь отраслевую, региональную или внутреннюю специфику, связанную с начислением заработной платы, оплатой командировок и т. п. Такие особенности, как правило, регулируются отраслевыми нормативными актами, информацию о которых должен иметь аудитор.

4. Эти расчеты объединяет только их внутренний характер. В остальном они практически никак не связаны. Это означает, что каждый из выделенных видов расчетов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании аудиторской проверки и распределении аудиторских кадров.

Все это означает, что внутренние расчеты можно отнести к зонам повышенного аудиторского риска. В результате формируются особые требования к оценке системы внутреннего контроля.


Наши рекомендации