П расчеты с персоналом по оплате труда

П расчеты с персоналом по оплате труда - student2.ru Удержание из з/плС1=

1)НДФл – 13 % Д20 К68 начислена З/плата: основная всем категориям работаюших Д20,25,26

2)ПРОФСОЮЗ – 1,5 % если возведение ОС – Д 08

3) По исполнит. Листам Начислена премия: Д20,25,26

4)По заявлению работающего начислено по временной нетр-сти:

5)Выдано на руки К51,50 первые 2 дня п оболезни оплачивает предприятие, остальное за счет фонда Соц страх-ия

Д69/1

Если от 8 до 10 лет отработал на предпри-ии – 100% от начисл. З.пл., 5-8 лет – 80 %, до 5 лет – 60% оплачиваем по больничному листу.

6)Депонент К76

Начислено за отпуск (работодат)

–среднее * кол-во дней отпуска Д20 ,25,26 (2 дня)

В фонд соц. страх–Д69 К 70 (начисляется помесячно)

Д96 начислено за отпуск

Д20 К70 – начислена З плата

Д70 К68 - начислен НДФЛ

Д23,26.. К69 – начислены страховые взносы во внебюдж.фонды

Д70 К51 выдана З плата

Д68 К 51 – уплачен НДФЛ

Д69 К51 уплачены страх. Взносы

Дебет Кредит Содержание
Начисления
20 (23,25,26,29,44...) - начисленна сумма основной и дополнительной заработной платы соответственно: - рабочих основного производства; - рабочих вспомогательных производств; - работников управления цехом и осуществляющих иную деятельность в интересах цеха в целом; - работников аппарата управления организацией, а также обслуживающего персонала, занятого в центральном офисе организации и иных работах, имеющих общехозяйственное значение; - работников, занятых в обслуживающих производствах и хозяйствах; - работников, занятых на работах, связанных с продажей продукции и продвижением ее на рынок (например, рекламных агентов).
- начисленна сумма заработной платы работникам, занятых в деятельности, не связанной с обычными видами деятельности (например, занятых обслуживанием объектов основных средств, переданных в аренду)
- начисленна сумма заработной платы работникам за счет ранее созданного резерва (например, отпускные, вознаграждение за выслугу лет и т.п.)
- начисленна сумма заработной платы работникам, занятых при осуществлении расходов будущих периодов (например, ремонтом объектов основных средств)
- начисленна сумма заработной платы работникам, занятых ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств
Удержания (Перечисления)
50 (51) - выдана из кассы (перечислена на счет сотрудника) заработная плата
- удержана сумма налога с доходов физических лиц
- удержана сумма возмещения материального ущерба или задолженности по выданному займу
- удержана сумма материального ущерба по недостачам, отнесенного на счет виновных лиц (без зачисления сумм ущерба на счет 73)
субсчет "Расчеты по депонированным суммам" - начисленная, но не выплаченная в установленный срок (из-за неявки получателей) заработная плата

При осуществлении расчетов по оплате труда работников в натуральной форме следует учитывать следующие особенности:

• трудовое законодательство не запрещает производить расчеты с работниками в натуральной форме, но ограничивает размер таких расчетов - не более 20% от начисленных сумм;

• при передаче работникам продукции собственного производства ее цена определяется в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ, т.е. в общем случае - на уровне рыночных цен;

• стоимость продукции, выданной работникам в счет задолженности по оплате труда, облагается налогом на доходы с физических лиц и единым социальным налогом на общих основаниях.

Средняя з.плата используется при оплате больничных листов, отпусков работающих.

Итого отработанно: 12 мес : 12 мес :29,4 (среднее кол-во дней в отпуске) = средняя з. плата *кол-во дней по болезни

В НУ ограничения – средняя по году 512 000 : 365 дней = сумма * колич-во дней болезни

Учет страховых выплат. в соответствии с законодательством каждое предприятие и те, у кого в найме нах-ся работники, обязаны начислить на з.пл. и перечислить в соотв. Фонды страховые выплаты (пенсион., соц., обязат. Мед. Страх-ия)

База (совокупный доход за год) Тарифы для начислений
ПФ ФСС ФФОМС
512 000 До 1966 г.р. Стаж. Часть 22% Накопит часть 6%   2,9 %   5,1 %
После 1967 г.р. 16 % 6 %
Свыше 512 000 До 1966 г.р. 10 % 0 % 0 % 0 %
После 1967 г.р. 10 %

28. Документация – один из основных приемов бухгалтерского учета.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хоз. Операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции , проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

ДОКУМЕНТАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-совокупность материальных носителей информации, составляемая экономическим субъектом по установленным требованиям в ходе ведения им бухгалтерского учета и включающая в себя:

а) первичные учетные документы;

б) сводные учетные документы;

в) регистры бухгалтерского учета;

г) данные внутренней бухгалтерской отчетности.

Первичные документы унифицированы и утверждены в ГоскомСтате.

Документ должен иметь обязательные реквизиты:

· Наименование

· Содержание хоз. операции

· Дата

· Реквизиты сторон, участв.в хоз.операции

· Подпись лица, ответственного за данную хоз операцию

· Тарификация в количественном и денежном выражении

Путь документа начиная с оформления до сдачи в архив называется документооборотом.

29. Учет амортизации основных средств, способы начисления амортизации.

Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления -денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объектов основных средств.

Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств. Амортизация начисляется по объектам основных средств, находящихся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету начисление амортизации объектов основных средств может производиться одним из следующих способов:

линейным;

списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ, услуг);

уменьшаемого остатка;

списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования1.

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется по первоначальной стоимости объекта основных средств и норме амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

П р и м е р . Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений составит 20%, а годовая сумма амортизации - 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).

При способе списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится, исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.

Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования составляет 150 тыс. ед.

Соотношение стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования равен 20% (30 : 150 • 100).

Выпуск продукции в отчетном году - 30 тыс. ед. (150 : 5).

Годовая сумма амортизационных отчислений составляет 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется по остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и норм амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения. Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации - 20%, а коэффициент ускорения - 2.

Расчет амортизации по годам.

Первый год - 12 тыс. руб. (30 • 20 • 2): 100. Остаточная стоимость - 18 тыс. руб. (30 - 12).

Второй год - 7,2 тыс. руб. (18 • 20 • 2): 100. Остаточная стоимость - 10,8 тыс. руб. (18 - 7,2).

Третий год - 4320 руб. (10 800 руб. • 20 • 2): 100. Остаточная стоимость - 6480 руб. (10 800 - 4320) и т.д.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

П р и м е р . Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации объекта - 15.

Расчет амортизации по годам.

1-й год - 10 тыс. руб. (30 • 5/15)

2-й год - 8 тыс. руб. (30 • 4/15)

3-й год - 6 тыс. руб. (30 • 3/15)

4-й год - 4 тыс. руб. (30 • 2/15)

5-й год - 2 тыс. руб. (30 • 1/15)

Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Кредитовое сальдо счета 02 отражает:

во-первых, сумму начисленной амортизации по поступившим и действующим основным средствам;

во-вторых, сумму возмещенной (накопленной) стоимости основных средств с момента вступления их в эксплуатацию до отчетного периода или до полного выбытия.

По дебету отражают сумму амортизации по выбывшим основным средствам.

Начисленную сумму амортизации относят на затраты производства и расходы на продажу, что оформляется проводкой:

Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в аренду на условиях возврата, арендодатель сумму начисленной амортизации отражает по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

При выбытии основных средств во всех случаях делаются проводки:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации»;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»,субсчет 3 «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств».

30. Учет удержаний из заработанной платы.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. При этом по распоряжению администрации организации могут производиться следующие удержания.

1.Возврат сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок.

В бухгалтерском учете такое удержание оформляется записью:

Дебет Кредит Сумма (руб.) Содержание
20 (23,25,26,29,44...) удержанная сумма - удержана сумма заработной платы с сотрудника

При этом в бухгалтерском учете отнесение излишне выплаченных сумм в состав недостач и их взыскание производятся в порядке, установленном для учета сумм ущерба, нанесенного организации.

2.Погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или на перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания.

Дебет Кредит Сумма (руб.) Содержание
удержанная сумма - удержана сумма ранее выданная под отчет и не погашенная в установленные сроки

В этом случае администрация вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или со дня неправильно исчисленной выплаты.

3.За неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск.

4.Возмещение ущерба, причиненного по вине работника организации в размере, не превышающем его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

выплате работнику;
- при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработка.

5.Суммы, удержанные из заработной платы по поручениям работников выплату страховых платежей по договорам добровольного страхования путем безналичных расчетов с органами страхования.

В бухгалтерском учете такие удержания отражаются проводками:

Дебет Кредит Сумма (руб.) Содержание
субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" удержанная сумма - удержана сумма страховых платежей
удержанная сумма - суммы страховых платежей, перечисленные со счета бюджета на счет органа страхования

Удержание страховых платежей из заработной платы работников и перечисление их на счета органов страхования производятся на основании списков и поручений, переданных в бухгалтерию организации страховым агентом.

6.Членские профсоюзные взносы при безналичной системе расчетов с профсоюзными организациями. В бухгалтерском учете удержание и перечисление членских взносов отражается тем же порядком, что и страховых платежей.
При этом к счету 76 открывается дополнительный субсчет.

7.Суммы по исполнительным листам - алименты на содержание несовершеннолетних детей
и по возмещению ущерба, нанесенного организации.

При удержании сумм по исполнительным листам оформляются записи:

Дебет Кредит Сумма (руб.) Содержание
удержанная сумма - удержана сумма алиментов
51 (50) удержанная сумма - сумма удержанных алиментов, перечисленна получателю на его расчетный счет (или выплачены алименты непосредственно из кассы организации)

При возмещении ущерба, нанесенного организации, оформляются записи:

Дебет Кредит Сумма (руб.) Содержание
удержанная сумма - удержана сумма в погашение материального ущерба нанесенного организации

31. Формы бухгалтерского учета.

Форма учета определяется следующими признаками: количество, структура и внешний вид учетных регистров, последовательность связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способ записи в них, т.е. использование тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время в организациях наиболее распространены мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, широким использованием стандартных форм аналитических регистров, счетных машин, копировального способа регистрации. Кроме того, эта форма учета позволяет легко разделять учетную работу между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатки мемориально-ордерной формы учета:

• трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

• отрыв и частое отставание аналитического учета от синтетического, его громоздкость;

• формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях

Первичные и сводные документы

П расчеты с персоналом по оплате труда - student2.ru П расчеты с персоналом по оплате труда - student2.ru Мемориальные ордера

Регистрационный журнал Главная книга

Регистры аналитического учета Оборотная ведомость по аналитическим счетам

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы

————> запись --------> сварка записи

Основные особенности журнально-ордерной формы учета:

• применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

• совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

• объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

• отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

• сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата, содержащие значительное количество реквизитов. Открываются они на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера име-

ют различную форму. Ниже приведена форма журнала-ордера № 1 по счету 50 «Касса».

№ строки Дата С кредита счета 50 в дебет счетов
10 материалы 26 общехоз расходы 51 расчетные счета 70 расчеты с персоналом по оплате труда И т.д. итого
20.01        

Запись в журналы-ордера производят ежедневно - либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных, содержащихся в первичных документах. Во втором случае в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.

В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале.

Например, в журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам.

Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с аналитическим (например, по счетам «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Прибыли и убытки» и др.), причем расположение данных аналитического учета обеспечивает

получение необходимых показателей для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности без дополнительных выборок и группировок. Самостоятельный аналитический учет (в карточках или книгах) ведется при данной форме учета лишь по тем синтетическим счетам, в развитие которых открывается большое количество аналитических счетов, например по Учету материалов, основных средств, готовой продукции и др.

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета отпадает. Не составляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе корреспондирующих счетов.

Для сверки правильности записей в журналах-ордерах общий итог по кредиту счета подсчитывают и записывают в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический учет совмещается с аналитическим.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которых аналитический учет ведется самостоятельно.

Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу следующей формы.

ГЛАВНАЯ КНИГА

ПРИ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЕ УЧЕТА

Счет «Касса» _____________ (наименование счета)

Месяц Обороты по дебету с кредита счетов Оборот по кредиту Сальдо
  51 расчетные счета И т.д. Итого по дебету Дебет Кредит
На 01.01.200_г. Январь и т.д.          

Кредитовый оборот переносят в Главную книгу с соответствующего журнала, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге - расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца, которое записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно снизить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим счетам).

Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение и затрудняющих механизацию учета.

От значительной части указанных недостатков свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использования ЭВМ. В общем виде данной форме учета свойственна следующая последовательность обработки информации: машинный носитель информации - ЭВМ - машинограммы выходной информации.

В настоящее время организации оснащены многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ - компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных Учетных регистрах (карточках, свободных листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, барабане, перфоленте, магнитной ленте и др.).

Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую точность учетных данных; оперативность данных учета; повышение производительности труда учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они предусматривают использование одних и тех же носителей информации.

В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено использовать всего два вида учетных регистров - Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов и готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности заполняется либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций). Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а уже затем - в соответствующие ведомости.

Например, операция о поступлении денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетные счета» Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4).

Если в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале по соответствующим ведомостям, а уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу в соответствующих графах каждой ведомости в скобках указаны цифры, соответствующие графам Книги, в которых должны отражаться эти данные.

Можно использовать кредитовый принцип записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывается общая сумма по разделу расхода ведомости, а затем она расшифровывается частными суммами по соответствующим счетам Книги.

По окончании месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому счету и выводится конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются для составления бухгалтерского баланса.

В настоящее время организациям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.

Форма бухучета — это совокупность регистров для отражения хоз. операций.

Учетные регистры — это таблицы, в которых средства и источники группируются определенным образом.

Первичные документы => Счета бухучета => Регистры => Баланс

Регистры бухучета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, а также на машинных носителях. Хоз. операции должны отражаться в регистрах в хронологическом порядке. В систематических регистрах, кроме хронологии, осуществляется группировка по другому признаку.

Формы бухучета:

— мемориально-ордерная

— журнально-ордерная

— автоматизированная

При мемориально-ордерной форме на каждую хоз.операцию (или группу опер.) составляется мемориальный ордер в виде отдельного документа или записи в таблице. Главное содержание мемориального ордера: Номер, Дата, Счет дебета, Счет кредита, Сумма, Содержание операции, Подпись бухгалтера. Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал, затем в Главную книгу. Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги записываются в оборотную ведомость.

При этой форме приходится составлять большое кол-во мемориальных ордеров, неоднократно записывать одни и те же данные в различные учетные регистры.

В основе журнально-ордерной формы лежит принцип накапливания и систематизации данных, не требуется составлять мемориальные ордера. Существуют типовые рекомендованные журналы-ордера.

В основе автоматизированной формы бухучета лежит база данных и бухгалтерская программа. На основании сведений из первичных документов автоматически формируются проводки. Типовые проводки облегчают работу бухгалтера представляя шаблон для ввода данных. Далее на основе записей на счетах составляются регистры, оборотные ведомости, Главная книга, баланс и т.д.

32. Организация учета поступления и выбытия нематериальных активов.

НМА могут быть приобретены организацией по следующим видам договоров:

- авторским (с физическими лицами) о передаче исключительных, неисключительных прав на использование произведений науки, искусства, литературы;

- коммерческой комиссии;

- заключаемым в соответствии с патентным законом;

- заключаемым в соответствии с законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;

- лицензионным (исключительная, неисключительная, открытая лицензия);

- учредительным.

Для синтетического учета НМА используется активный счет 04 «Нематериальные активы». На этом счете НМА отражаются по первоначальной стоимости. НМА, срок службы (срок полезного использования) которых составляет менее года, на счете 04 «Нематериальные активы» не учитываются. Их стоимость отражается на счетах 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов с последующим списанием на счета учета затрат в течение срока использования.

При взносе НМА в качестве вклада в уставный капитал задолженность учредителей по формированию уставного капитала уменьшается, что согласно акту (накладной) приемки-передачи отражается на счетах:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы;

Кт 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

При безвозмездном поступлении НМА по рыночной стоимости согласно акту (накладной) приемки-передачи составляются следующие бухгалтерские записи:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

Кт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления».

По безвозмездно полученным материальным активам – по мере начисления амортизации – суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления», списываются бухгалтерскими записями:

Дт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления»;

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Постановка на учет созданных, купленных, полученных безвозмездно (или по договору дарения), в качестве вклада в уставный капитал организации нематериальных активов отражаются бухгалтерскими записями:

Дт 04 «Нематериальные активы»;

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов».

При оплате понесенных затрат и постановке нематериальных активов на учет НДС полностью предъявляется бюджету к возмещению:

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68 «Налог на добавленную стоимость;

Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» – на сумму НДС.

Выбытие НМА может произойти в связи:

- с продажей;

- с вкладом в уставный капитал;

- с безвозмездной передачей или по договору дарения;

- со списанием вследствие полного погашения стоимости объекта НМА либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета;

- с ликвидацией при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

Реализация объектов НМА сопровождается следующими бухгалтерскими записями:

На сумму накопленных амортизационных отчислений:

Дт 05 «Амортизация нематериальных активов»;

Кт 04 «Нематериальные активы».

На величину остаточной стоимости:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»;

Кт 04 «Нематериальные активы».

Прибыль от продажи объекта НМА:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

Кт 99 «Прибыли и убытки».

Убытки от продажи объекта НМА:

Дт 99 «Прибыли и убытки»;

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Основные виды поступления нематериальных активов:

• их приобретение;

• создание своими силами и с привлечением сторонних исполнителей на договорной основе;

• приобретение на условиях обмена;

• поступление в счет вклада в уставный капитал организации;

• безвозмездное поступление;

• поступление нематериальных активов для осуществления совместной деятельности.

Расходы по приобретению и созданию нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита расчетных, материальных и других счетов. После принятия на учет приобретенных или созданных нематериальных активов они отражаются по дебету счета 04 «Нематериальные активы» с кредита счета 08.

Поступление нематериальных активов в порядке бартера (обмена) также первоначально отражают на счете 08 с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с последующим оприходованием по дебету счета 04 с кредита счета 08. Переданные в порядке бартера объекты имущества списывают с кредита соответствующих счетов (01, 10, 12, 40 и др.) в дебет счетов продажи (90, 91).

Нематериальные активы, внесенные учредителями или участни- ками в счет их вкладов в уставный капитал, целесообразно отражать на счете 08 (по аналогии с основными средствами).

При этом задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал отражают по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал». На стоимость поступивших в счет вклада в уставный капитал нематериальных активов составляют бухгалтерские записи.

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Безвозмездно полученные нематериальные активы приходуются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные пост

Наши рекомендации